4,2

Моя оценка

Эдвард Дерби рос физически слабым, но необыкновенно одарённым ребёнком. В семь лет он уже сочинял стихи, в шестнадцать стал студентом университета, закончив последний за три года. При этом у него почти не было друзей, и жил он вместе с родителями даже по исполнении 30 лет.

Но однажды Эдвард встречает девушку — Асенат Уэйт, и сразу же влюбляется в неё. Вот только об Асенат ходили дурные слухи насчет её гипнотических способностей. К тому же, она была родом из Инсмута — полузаброшенного городка, овеянного таинственными и жуткими легендами...
Циклы: Мифы Ктулху, книга №21
Мифы Лавкрафта, книга №19

Лучшая рецензия на книгу

9 декабря 2023 г. 15:48

146

3

Кто-то где-то написал, что ему понравился этот рассказ и я уж было понадеявшись, что он как-то отличается от самых известных произведения Лавкрафта решил дать ему шанс. Но... нет, ничего нового я здесь не нашёл. Всё тоже бесконечное описание понемногу всего и вся, хождения вокруг да около в круговороте из словосочетаний типа "богомерзкая потусторонность", "космический ужас", "непостижимый ужас" и прочие слова-заклинания, которыми автор по своему обыкновению пытается напугать читателя. Конечно, и здесь не обошлось без упоминания его любимой книжки "некрономикона" и его любимой темы о морских чудищах, хоть и всего одной строчкой, зато какой: "В древности имели место какие-то тёмные сношения с морскими тварями и это было ужасно... ".

Вся атмосфера рассказа складывается из каких-то слухов,…

Развернуть

Мотив перемены тел Асенат и Эдварда был использован в фильме "Проклятие Алого Алтаря" (1968), поставленная режиссёром Верноном Сивеллом по отдаленным мотивам другого произведения Лавкрафта,"Грёзы в ведьмовском доме", с Борисом Карловым, Кристофером Ли и Барбарой Стил в главных ролях.

картинка Phantom1208
«Тварь на пороге» (англ. The Thing on the Doorstep) — рассказ Говарда Филлипса Лавкрафта, был написан в августе 1933 года и впервые опубликован в январе 1937 года в журнале «Weird Tales». Является частью «Мифов Ктулху».

Рассказчик с детства дружил с Эдвардом Дерби, который обладал незаурядными умственными способностями и всегда интересовался мистикой. После учёбы в Мискатаникском университете, Эдвард женился на Асенат Уэйт - странной девушке родом из Иннсмута. Сам факт того, что робкий и застенчивый Эдвард решил жениться, удивил его друга, да и Асенат была очень странной и загадочной девушкой. За три года брака Эдвард сильно изменился - он изменился внешне и его часто стали видеть за тем, как он довольно лихо управлял автомобилем, хотя раньше не умел этого. Сам он стал более замкнутым, и все меньше общался со своим другом.

Однажды рассказчик получил телеграмму из Чесанкука. Оказалось, что там объявился Дерби, причём при самых странных обстоятельствах. Он приезжает на место и находит его в подвале фермы - голого и кричащего нечто невразумительное. Найдя ему одежду, герой сажает его в автомобиль и везет домой. Дерби начинает рассказывать ужасные вещи - оказывается, Асенат способна управлять его разумом, "вселяясь" в него. Делая это, она в теле Эдварда совершала путешествия в странные места, где совершала некие обряды. Более того, Дерби был уверен, что Асенат - это знаменитый колдун, её дед Эфрайим Уэйт, который якобы умер, но на самом деле, вселился в тело своей внучки и женился на Эдварде, чтобы заполучить более привычное для себя мужское тело. Выбор пал на Дерби, так как он был одновременно умен и обладал слабой волей, что идеально подходило для "переселения" в его тело. В то время как Эфраим в теле Эдварда делал все что хотел, сам Дерби находился запертым в доме, в теле Асенат. Рассказчик принял эти слова как бред, но в следующее мгновение Эдвард внезапно изменился - он успокоился, взял все свои слова обратно и даже сам попросился сесть за руль, и довез его до дома. Ошеломлённый рассказчик был в замешательстве.

После этих событий прошло два месяца. Ни об Эдварде, ни о Асенат не было слышно, но рассказчик все не мог успокоится, беспокоясь за своего друга. В октябре Эдвард явился к своему другу и рассказал о том, что Асенат пропала, а также о том, что он абсолютно уверен в том, что в её теле живёт Эфрайм, так как он видел почерк в записях Асенат, полностью совпадающий с почерком её покойного деда. Но он не успевает докончить своей мысли - внезапно он начинает кричать от странной внутренней боли и понимает, что Асенат пытается вновь завладеть его разумом. Однако вскоре он пришёл в себя.

После этого психическое состояние Эдварда Дерби ухудшалось и его поместили в лечебницу. Рассказчик часто посещал его, и однажды врачи сказали ему, что Эдвард теперь здоров и его можно выписывать. Радостный, он заходит к нему в палату, но с первых же слов разговора понимает, что перед ним уже не его друг Эдвард, а злобный Эфраим Уэйт. Вернувшись домой, герой размышляет о том, как ему можно спасти своего друга, когда в его комнате звонит телефон. Взяв его, он слышит странные булькающие звуки, и подумав, что это проблемы со связью, кладет трубку. Через некоторое время в дверь постучали, причём стук был таким, каким стучал только Эдвард - это был их своеобразный пароль. Но на пороге стоял странный карлик, окутанный в одеяния, который протянул записку. Прочитав её, герой все понял. Как оказалось, Эдвард убил Асенат и закопал её тело в погребе. Но уже после этого, Эфраим перенесся в его тело и Эдвард оказался в мертвом теле, под землей. Выкопав себе путь, он добрался до дома своего друга и попросил в записке найти Эфраима в лечебнице и убить его.

Рассказчик теряет сознание. На утро он находит у себя дома мертвое тело ночного гостя, которое оказывается останками Асенат. Вооружившись, он идет в лечебницу и убивает Эфраима Уэйта, захватившего тело его друга.

По словам Питера Кэннона, «большинство критиков согласны с тем, что «Тварь на пороге» входит в число «самых бедных из поздних произведений Лавкрафта»». Он критикует его за «очевидный и мелодраматический сюжет, перемежающийся фрагментами театрального монолога», а также за «довольно шаблонный» фон Аркхема. Питер Кеннон отмечает, что персонаж главного героя движет сюжетом «Тварь на пороге» больше, чем в большинстве произведений Лавкрафта. «Там, где космические силы обычно случайно обгоняют типичного героя Лавкрафта, такого как Пизли, здесь Дерби виноват лишь в собственной личностной слабости, став жертвой гнусных замыслов своей жены».

Роберт Вайнберг оценивал «Тварь на пороге» как «не одну из лучших работ Лавкрафта».

С. Т. Джоши в «Жизнь Г. Ф. Лавкрафта» называет рассказ «одной из самых бедных историй Лавкрафта».

Лин Картер также отвергает рассказ за «на удивление незначительную и в какой-то мере неудовлетворительную... отвратительную маленькую домашнюю трагедию... полностью лишенную того космического видения, которое делает лучшие истории Лавкрафта такими незабываемыми». Эта критика любопытна, учитывая, что многие произведения Лавкрафта не претендовали и не претендуют на то, чтобы быть «рассказами о космическом видении автора» — такими как ранние дансанианские фантазии, «Ужасный старик», «Картина в доме» и «В склепе».

Лайон Спраг де Камп предлагает более уравновешенный взгляд, описывая рассказ как «в среднем ранге рассказов Лавкрафта: ниже его лучших, но намного выше среднего показателя по его жанру «Странных историй»», добавляя, что «Лавкрафт уделял больше внимания, чем обычно, персонажам».

«Это единственное произведение Лавкрафта, включенное в антологию Американской библиотеки 2009 года «Американские фантастические сказки: Страх и сверхъестественное от По до чтива».

Форма: рассказ

Оригинальное название: The Thing on the Doorstep

Дата написания: 1937

Перевод: О. Колесников

Язык: Русский (в оригинале Английский)

Кураторы

Рецензии

Всего 6

9 декабря 2023 г. 15:48

146

3

Кто-то где-то написал, что ему понравился этот рассказ и я уж было понадеявшись, что он как-то отличается от самых известных произведения Лавкрафта решил дать ему шанс. Но... нет, ничего нового я здесь не нашёл. Всё тоже бесконечное описание понемногу всего и вся, хождения вокруг да около в круговороте из словосочетаний типа "богомерзкая потусторонность", "космический ужас", "непостижимый ужас" и прочие слова-заклинания, которыми автор по своему обыкновению пытается напугать читателя. Конечно, и здесь не обошлось без упоминания его любимой книжки "некрономикона" и его любимой темы о морских чудищах, хоть и всего одной строчкой, зато какой: "В древности имели место какие-то тёмные сношения с морскими тварями и это было ужасно... ".

Вся атмосфера рассказа складывается из каких-то слухов,…

Развернуть
bumer2389

Эксперт

Старая пиратка с табличкой "Сарказм"

11 января 2023 г. 18:39

608

4 Кто стучится в дверь ко мне?

Для Лавкрафта у меня есть определение "эстетствующие ужасы". Названия вроде "Заброшенный дом", "Комната с заколоченными ставнями", "Заживо погребенный" - вызывают в мистиколюбе непреодолимый зуд предвкушения. Но... Нет - это такая классика мистики. В начале я вообще думала, что этим рассказом вдохновлялись создатели одной из лучших серий "Сверхъестественного". Рефрен

Я всадил в него 6 пуль - а он пришел

Очень на это настраивал. Но развитие рассказа вырулило в один довольно известный и популярный мистический фильм с неизбитым, но одноразовым твистом. Я поняла, что не стоит читать Лавкрафта ради ужаса. Напугать они меня могут не больше, чем серия "Страшилки". "Сны в ведьмином доме", которые я штурмую с упорством, достойным лучшего применения - очень длинный, странный и путанный. Скорее, если…

Развернуть

Популярные книги

Всего 732

Новинки книг

Всего 241