4,2

Моя оценка

В одинокой хижине на откосе горы, у подножия которой лежали Дельфы, жила древняя старуха со своим слабоумным сыном. Хижина была совсем маленькая, задней стеною ее служил горный склон, из которого постоянно сочилась влага. Это была убогая лачужка, некогда построенная здесь пастухами. Она сиротливо лепилась к пустынной горе высоко над городом и над священной землею храма. Старуха редко покидала хижину, сын — никогда. Он сидел в полумраке и улыбался чему-то своему, как он сидел и улыбался всю жизнь. Теперь он был далеко не молод, кудлатая голова начала уже седеть. Но лицо его осталось нетронуто, осталось такое, каким оно было всю жизнь —…
Развернуть

Лучшая рецензия на книгу

fleur-r

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 сентября 2012 г. 11:53

628

5

И снова Лагерквист задает трудные вопросы. Человек и бог… Как они взаимодействуют? Перед нами два человека: Агасфер и Сивилла, два бога – Сын Божий, жертвующий собой во имя людей, и языческое божество, таинственное и загадочное. Столько аналогий, столько сходств и столько различий. И вопрос, на который Агасфер ищет ответ, мучительно ищет, но не находит ни доброты, ни милосердия в себе самом. Он хочет, чтобы жалели его, но сам не раскаивается в том, что не помог Иисусу. Он – обычный, такой как все, значит, эгоист. Но теперь он, ненавидя бога, становится неотделим от него. В его голове всегда пульсирует одна и та же мысль, и какие бы эмоции ее ни сопровождали, это мысль о Боге. А Сивилла? Разве ее судьба не параллель с образом Пресвятой Богородицы? Но Сивилла всего лишь человек,…

Развернуть

В образе Сивиллы очень много личного для Лагерквиста, интимного и буквально выстраданного. По словам автора, он изображает здесь «Смоланд в Греции», то есть ощущение стабильности и надежности в кругу близких людей, а избранничество Сивиллы отражает непоколебимую власть творческого таланта над художником. Одновременно являясь и божественным и мучительным, творческий дар обрекает художника на вечную борьбу, сопровождаемую одиночеством и всеобщим отчуждением. Так считал Пер Лагерквист.

Главная героиня романа «Сивилла» посвящает себя служению языческому божеству храма Аполлона. Будучи существом первобытным, стихийным, ревниво-мстительным, находящимся по ту сторону добра и зла, оно лишает главную героиню радостей, любви и счастья, свойственных обычным людям. Одновременно с этим ее жизнь преисполняется высшим содержанием, доставляя ей минуты восторга и ощущение полноты бытия, которые сменяются периодами ужасного опустошения и страдания.
Параллелью жизнеописанию Сивиллы служит в романе история другого отмеченного Богом избранника — Агасфера, который осужден за жестокость и эгоизм. Как и Варавва строптивый и бунтарствующий он тоже тесно связан с личностью автора. Из потребности писателя завершить судьбу самого строптивого из его персонажей родилась повесть «Смерть Агасфера» (1960),

Форма: роман

Оригинальное название: Sibyllan

Первая публикация: 1956

Перевод: Татьяна Величко

Язык: Русский (в оригинале Шведский)

Рецензии

Всего 2
fleur-r

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 сентября 2012 г. 11:53

628

5

И снова Лагерквист задает трудные вопросы. Человек и бог… Как они взаимодействуют? Перед нами два человека: Агасфер и Сивилла, два бога – Сын Божий, жертвующий собой во имя людей, и языческое божество, таинственное и загадочное. Столько аналогий, столько сходств и столько различий. И вопрос, на который Агасфер ищет ответ, мучительно ищет, но не находит ни доброты, ни милосердия в себе самом. Он хочет, чтобы жалели его, но сам не раскаивается в том, что не помог Иисусу. Он – обычный, такой как все, значит, эгоист. Но теперь он, ненавидя бога, становится неотделим от него. В его голове всегда пульсирует одна и та же мысль, и какие бы эмоции ее ни сопровождали, это мысль о Боге. А Сивилла? Разве ее судьба не параллель с образом Пресвятой Богородицы? Но Сивилла всего лишь человек,…

Развернуть
feny

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2012 г. 17:54

433

5

Дева Мария, Богородица. Сивилла, пифия, жрица языческого божества. Их судьбы различны. Их судьбы похожи.

Мария, родившая от непорочного зачатия, будучи девственницей. Сивилла, богова невеста, с той же чистотой девственницы, ведь только такая может служить языческому богу. Мария, мать Иисуса Христа, много претерпевшего и испытавшего страдания, вознесшегося на небеса к божественному отцу. Сивилла, кого родила она? Ее сын – немолодой седеющий мужчина, сохранивший младенческую первозданность своего лица, с вечной улыбкой на нем. Что он олицетворяет: улыбку идиота или вечную молодость? Бессмысленно ли это улыбающееся лицо или наполнено неисповедимого смысла?

Обе женщины отмечены богами, приближены к ним. Каково им? Жизнь, наполненная божественным содержанием, благословенна и мучительна…

Развернуть

Подборки

Всего 6

Популярные книги

Всего 703

Новинки книг

Всего 241