Жестяной барабан

Форма: роман
Оригинальное название: Die Blechtrommel

Лучшая рецензия на книгу

Рецензия на книгу Жестяной барабан
Оценка: 5  /  4.0

Вот сижу я сейчас перед монитором. Передо мной текстовый файл, в котором уже три абзаца. Каждый – попытка начать рецензию на эту книгу. И каждый лишь жалкое подобие тех мыслей, которые крутятся в моей голове. Ни одно слово не способно передать того, что я ощущаю. Поэтому не буду пытаться завлекать, интригующие описав сюжет, или предвосхищать, воспевая красоту и глубину. Просто попытаюсь собрать в кучу все, что сейчас роится в голове. А там уж судите сами, стоит эта книга внимания или нет.

Это моя вторая попытка осмыслить «Жестяной барабан». И это же вторая неудача, вторая оплеуха со стороны господина Грасса. Он словно бы смеется. «Давай, деточка, попробуй еще раз, или кишка тонка, или ты слабачка?» И ведь знает, старикан чертов, что будет еще и третья попытка, и четвертая, и пятая. Потому что книга в любимых, потому что Оскар, главный герой, - один из самых запомнившихся книжных персонажей, потому что отдельные эпизоды чуть ли не во сне снились.

Самая сложная задача, когда рассказываешь об этой книге, писать, о чем же она. Если говорить о том, что на поверхности, то вот вам вкратце. 30-е годы ХХ века, набивший оскомину город Данциг (кто не в курсе, почему оскомину, погуглите), в нем живет некое семейство, отношения в семействе весьма запутанные, кто с кем когда и почему – понятно далеко не сразу. И живет в этом семействе мальчик по имени Оскар. Мальчик удивительный во всех отношениях. Даже и не знаю, как бы описать его уникальность, не наляпав по ходу кучу спойлеров. Хотя даже зная, в чем вся фишка, думаю с первого раза все равно трудно понять, что к чему, так что черт с ними, с этими спойлерами. Итак, Оскар. В три года мальчик получает красно-белый жестяной барабан, с которым не расстается все жизнь. Этот барабан (не этот именно, физически барабаны постоянно изнашивались и Оскару приходилось иногда очень сильно попотеть, чтобы добыть себе новый, а «этот» в смысле барабан вообще) стал его лучшим другом, его вечной любовью и его проклятием одновременно. Всю свою жизнь Оскар проживает, отбивая ритм событий. Он барабанит так, как мы с вами дышим. Своим барабаном он может рассказать вам любую историю, описать любого человека, провести вас через года, перенести в другой город, в другую жизнь. А еще у Оскара есть голос, способный резать стекло, как нож бумагу. А еще Оскар очень маленький, за всю свою жизнь он вырос, если мне не изменяет память, не больше, чем на 120 с лишним сантиметров. В Оскаре еще куча необычностей и странностей. Люди, которые его окружают, события, которые с ним происходят, не менее странные и чудные.

Вся книга вообще это сплошной водоворот лиц, действий, эмоций. Иной раз и не разберешь, где заканчивается реальность и начинается фантазия Оскара. Воспоминания, планы, мечты, сны, мысли, бредовые образы – все сплелось в один клубок. Здесь есть немного запутанных отношений, немного войны, немного театра, немного любви, немного крови. Но каждый раз главным зачинщиком выступает Оскар, каждый раз он центр всего, даже если кажется, что он вовсе и ни причем.

Самое сложное (по крайней мере для меня) в этом романе был не запутанный сюжет, а очень странная и своеобразная манера письма Грасса. Несмотря на то, что это мое второе чтение, первые несколько десятков страниц я запиналась, не могла уловить сути предложений, не могла войти в колею. Потом привыкла. Даже не могу толком описать, что такого необычного в стиле писателя, но что-то такое есть. Иногда слова в предложении стоят не совсем привычно. Иногда очень длинные предложения, которые вмещают в себя несколько мыслей сразу и очень трудно не потерять нить повествования. Читать «Жестяной барабан» это поистине труд, это задача для читателя, испытание. Думаю, не преувеличу, если скажу, что в этом отношении роман можно сравнить с «Улиссом» Джойса. Только вот Джойса разбирают по буковкам, а Грасс почему-то остается в стороне.

Если верить Википедии, то отправной точкой всех событий в романе является приход к власти в Германии национал-социалистов. Уж не знаю, кто писал эту статью, но, на мой взгляд, это самая глупая трактовка книги. Хотя бы потому, что «Жестяной барабан» во многом автобиографичен, а Оскар – отражение Грасса, только отражение в кривом зеркале. И национал-социалисты, и последовавшая война и прочие околополитические вещи – не более чем просто этапы в жизни главного героя (как и в жизни самого писателя).

Вообще всем, кто возьмёт в руки этот роман, я советую запастись терпением. Огромным таким терпением. Потому что иначе Грасса в принципе читать невозможно. Он любит поизмываться над читателем, и только самым терпеливым, а значит самым достойным, он открывает свои потрясающие тайны. А поживиться там есть чем. Ибо писатель, чья дебютная книга (а «Барабан» дебют, да еще в 32 года!) ТАКАЯ, поистине достоит всяческих похвал.

А я теперь буду пытаться уснуть, напившись кучу лекарств от простуды. Но сниться мне будет Оскар, вечный трехлетка. Он будет барабанить всю ночь у меня в голове историю своей жизни. И утром я проснусь со стойким желанием перечитать книгу еще раз.
И ведь это только первая часть знаменитой Данцигской трилогии…

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

Текст вашей рецензии

Рецензии читателей

Рецензия на книгу Жестяной барабан
Оценка: 5  /  4.0

Конечно, попытаться написать отзыв на этот роман — всё равно что сморкнуться в вечность. Собрать воедино все впечатления от этого опыта читательского труда (и это тот редкий случай, когда действительно "труда") довольно сложно, так что обрывками.

Есть в Германии писатель Генрих Бёлль, который проводит литературную политику сопричастности и с головой макает нас в действия фашистской Германии. Нежно его люблю. А есть в Германии писатель Гюнтер Грасс, который проводит литературную политику отчуждения, стараясь встать от фашизма максимально далеко и лучше вообще такую каку руками не трогать. Кстати, кому интересно, Грасс состоял в "Группе 47" (и это вовсе не музыкальная группа, играющая на 47 гитарах). Они очень не хотели, чтобы страна отвернулась от своего прошлого и сделал вид, что ничего не было. Ещё как было. Прошлого не изменить, но человек вполне в силах учиться на собственных ошибках. И в то время, когда вся Германия старательно пытается забыть всё и терзается комплексом непреодолённого прошлого, Грасс режет без ножа и с головой окунает нас в реальность. Его проза до грубости плотская и живописная: материя, тело, масса, смрад, на некоторых страничках становится нечем дышать, да и текст такой же плотный. Читать непросто, но после прочтения понимаешь, что ничего странного в мгновенной славе автора после публикации романа нет. Такая провокация просто не может остаться незамеченной.

В "Жестяном барабане", а затем и в других частях Данцигской трилогии, время действия показано очень широко, начиная ещё от Первой мировой. И эти описания неслучайны — незатейливые истории происходят на фоне общей истории Германии, и мы видим, откуда растут ноги у нацизма. Он не просто так вдруг взялся из воздуха, а целенаправленно складывался из маленьких кусочков реальности, всё шло к трагедии. Кого же Грасс выбирает для рассказа об истории Германии? Карлика, уродца, шута, злого и несмешного. Только такого рассказчика — уродливого и повреждённого судьбой — достойна родная страна Гюнтера. Да и не рассказ это, не гладкое повествование, а барабанная дробь, ритмичная и раздражающая. Так и получается, что история нацизма в Германии не какая-то трагедия для страны (трагедия, всё же, имеет довольно возвышенное значение), а мрачный и абсурдный фарс, настоящее безумие.

Кто же такой Оскар, если не искажённое кривым зеркалом отражение самого Грасса? Он мог бы использовать свой дар — чудесный сильный голос — чтобы петь прекрасные мелодии, выводить рулады и собирать рукоплескающие залы, однако он направляет его на визг, разрушение. Так и Грасс, безусловно талантливый писатель, мог бы спокойно писать что-нибудь спокойное и красивенькое, но он предпочитает вскрывать гнойники и вываливать наружу всю неприглядную правду. А сама литература — пустой барабан, лязгающий, не очень гулкий, но что ещё остаётся барабанщику, как не барабанить?

Очень ловко Грасс выбирает объект для сатиры. Посмотрите на Оскара: он одновременно и бунтарь (чего стоит хотя бы пресловутое "Не хочу больше расти!"), и обыватель. И чтобы раскритиковать общество, Грасс критикует самого Оскара, показывая, что и сам он грешен. Легко принижать что-то, возвышаясь над толпой, попробуй написать сатиру на толпу, если ты являешься её частью. От этого двойственного маргинального-филистерского образа достаётся всем: и бюргерским святыням, и деятелям "высокого искусства". Грасс смотрит не на толпу вокруг себя, а на толпу в себе, и выбивает дробь о том, что видит.

Не буду советовать этот роман всем и каждому, потому что он сложен и по форме, и по содержанию. Но если он вдруг вам понравился, то Данцигская трилогия вообще и "Жестяной барабан" в частности станет настоящим сокровищем, полным открытий даже после N-цатого перечтения.

Рецензия на книгу Жестяной барабан
Оценка: 5  /  4.0
Двенадцать подвигов Оскара Мацерата

Опера для мальчиков на русском языке. Либретто

Парсифаля помните? Вот и я тоже не очень. В общих чертах: в 1862 г. Вагнер перерабатывает для себя сюжет, переработанный фон Эшенбахом в XIII в. из неоконченного романа Кретьена де Труа (средневековый постмодернизм, да), и речь во всех трёх источниках идёт о некоем Граале. Что такое Грааль, никто до сих пор точно не знает. У Эшенбаха это чаша с кровью и идущее бонусом копьё Лонгина (копьё, кстати, нашли ночью 2 мая 1945-го в одном бункере, в 1970-х оно точно находилось в фондах ТМИИ им. Пушкина, а вот потом таинственным образом исчезло). У Вагнера Грааль - светящийся камень с четырьмя девицами впридачу. В рыцарском романе Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» (1959) Граалем, кажется, является барабан и две палочки. Но без женщин, естественно, не обошлось. Как истинный рыцарь своего времени, благородный Оскар Мацерат борется с несправедливостью, защищает сирых и убогих и оделяет своим внимание множество прекрасных дам.

Первой, естественно, была Мария. У Марии длинные тощие предплечья, покрытые редким белым нежным пушком. Когда она сердится, по коже её бегут мурашки, топорщится лёгкий пух. Оскар любит играть с Марией в игру с порошком. Стыдно думать про них что-либо дурное, они ведь ещё почти дети. Порошок - шипучий и со вкусом ясменника. Хоть убейте, не знаю, что за ясменник такой, и какой у него вкус. Как у ревеня, наверное. По крайней мере, у меня с юностью связан вкус именно ревеня - терпкий и кислый - как прохладное летнее утро на веранде. У Марии аккуратные узкие стопы с голубым рисунком рек, ниспадающих со скользких горных склонов к дельте тонких пальцев.

Потом Оскару зачем-то подвернулась Греффиха, ума не приложу, что он в ней нашёл. Греффиха напоминает старую самку лосося, стремящуюся на нерест, чтобы после него, наконец, издохнуть. Оскар играет с ней в игру: она уже полиняла, а икры всё нету, и чешуя летит на землю. Хлюпает кровь в уставших жабрах и в огромных красных глазах. Это время нереста. Он взасос целует рыбу, а она плюет молоками ему в лицо, и он не смеет утереться. Собака будет метить пляж, а рыбе нужно быть одной.

Далее Оскар встречает Люцию Реннванд с треугольной мордочкой, пожирающую бутерброды с колбасой прямо в кожуре. Встречаются они в католической церкви Сердца Христова, где Оскар пытается вернуть свой Грааль, свой барабан и преломленное копье, их настоящему владельцу. Каким-то образом впихнуть их обратно. Тяготится ли Оскар своим Граалем? Нет, скорее, у Оскара, несмотря на его рост, тоже огромное, доброе и щедрое сердце. Он пытается вопрошать своим сердцем у сердца хозяина Грааля. Может ли сердце треснуть? Может ли сердце вскрикнуть? Можно ли сердце мучить? Можно ли сердце выкрасть? Может ли сердце спеть нам? Может ли разорваться? Может ли превратиться в камень? Можно ли подарить сердце? Многие хотят видеть сердце справа, но посмотри-ка - оно же слева! Тут это непотребство замечает востроносая Люция и вступает своим слегка простуженным контральто, под сводами церкви звучащем особенно драматично: «Богохульник, мать твою, а ну иди сюда, душа пропащая, к кому решил лезть?! Ты, сатаны прислужник! Ну, иди сюда, попробуй меня перекрестить, я тебя сама перекрещу, ах ты заблудший, антихрист чёртов, будь ты проклят, иди, еретик, крестить тебя и всю твою семью, безбожник падший, вероотступник, грешник ада, иди сюда нечестивец, дьявола раб, иди сюда!» Об этой встрече с Люцией Оскар будет с содроганием вспоминать всю оставшуюся жизнь.

Розвита Рагуна - известнейшая сомнамбула Италии, достав миниатюрный веер, взволнованно им обмахивается. Берегите друг друга от скорби, поёт она, и от сердечной боли, потому как короток миг, отведённый на то, чтобы быть вместе. И даже если вы будете вместе долгие годы, они покажутся всего лишь минутой одной. Берегите друг друга от одиночества.

В Дюссельдорфе я встречаю сестру Доротею. К глубоко личной встрече нас сподвигли такие вещи бюргерского быта как платяной шкаф и половик из кокосовых волокон. Дело происходит поздно ночью, я пою под дверью Доротеи романтическую серенаду: «Хочу я доверия, хочу лишь согласия, хочу поймать твой взгляд и сердечный порыв контролировать. Чтобы ты видела лишь меня, чтобы ты слушала только меня. Я хочу твою мечту, хочу твою энергию, хочу твои руки, хочу утонуть в восторгах твоих».

Весна в Париже. В молодой стремительной девушке с задумчивым взглядом Улле Раскольникофф сложно узнать докторанта и преподавателя Дюссельдорфской академии художеств. Ещё сложнее поверить в то, что до Дюссельдорфа была другая Мекка международного высшего образования - Оксфорд, но абсолютным безумием кажется то, что предшествовал им самый что ни на есть Литературный институт имени Горького. При этом надо учесть, что в Улле один метр семьдесят восемь сантиметров росту, что она более чем стройная, обворожительная и хрупкая и заставляет при этом вспоминать Боттичелли и Кранаха сразу. Её длинная и гладкая плоть, покрытая нежным детским пушком, примерно такого же цвета, как мясо лангусты. Волосы на лобке кудрявые и рыжеватые, а волосы под мышками Улла бреет каждую неделю. Но с Уллой Оскару ничего не обломилось, потому что взаимность должна быть обоюдной, а самые высокоорганизованные существа в Париже - вороны.

Зато однажды я угодил с сестрой Гертруд на танцульки в Лошадиный замок. Замок состоял, по сути, из одного единственного зала, в котором размещалась ранее школа верховой езды. Еще пели вечерние птицы, а в воздухе уже звучала музыка.
- Let's rock, - говорю я сестре Гертруд, - У меня хорошие новости. Тот шипучий порошок со вкусом ясменника, что ты любишь, снова вошёл в моду.
- У меня руки иногда назад заламываются, - отвечает она.
Она все наполнена секретами, эта сестра Гертруда. Тут начинается медленный танец, я беру её в оборот и начинаю:
- Я буду всадником, ты будешь лошадью. Я сяду верхом и мы пойдём вскачь. У меня есть ключ, у тебя - замок. Я вколю значок тебе в руку.
Гертруда краснеет и убегает. Занавес.

Там же на дискотеке Оскар подцепляет двух библиотекарш, Хельму и Ханнелору. По крайней мере, они так представляются. Хельма весьма разговорчива, Ханнелора же, напротив, очень молчалива. Они приводят Оскара к себе в библиотеку. На улице ночь, и неожиданные книголюбы вряд ли им помешают. Оскар предвкушает едва уловимый аромат ванили от старой бумаги, разбросанные по стойке библиотекарские карточки, заполненные небрежным ветреным почерком, изящные тёмного дерева стеллажи, зажавшие в себе хрупкие фолианты, длинные списки рекомендованного к прочтению различными образовательными ведомствами, в спешке приколотые к стене, лежащие в специальном ящике белые перчатки для длительной работы с бумагами и хранилище с по-настоящему лакомыми кусочками. Следы верёвки на ровных тощих ногах, фиолетовые укусы и багровые следы звонких шлепков на упругой круглой заднице. Густые чёрные потёки туши вокруг серо–голубых глаз, тех, что слегка на выкате. Спутанные светлые волосы, с прядями, прилипшими к губам. Следы прищепок на дерзко торчащих сосках ее маленькой груди. Звонкие пощечины и слегка подбитая губа, когда ты промахнулся сгоряча, а она, лишь закусив её, попыталась сфокусировать на тебе свой взгляд, но так и не смогла этого сделать. Следы твоих зубов на её ступнях, когда, между делом, ты с удивлением замечаешь, что к одной из них прилип откуда–то из–под кровати взявшийся старый, ещё довоенный, трамвайный билет, а его серия и номер намертво врезаются в твоё сознание. Где это всё? Наша опера подходит к концу.

Оскар в Америке. Медленно вплывает на корабле в нью-йоркскую гавань. Статуя Свободы, которую он завидел ещё издали, внезапно предстаёт перед ним залитой ярким солнцем. Её рука с мечом по-прежнему поднята, фигуру её овевает вольный ветер. Какая высокая, говорит он себе, меж тем как всё более густой поток носильщиков, тянущийся мимо, мало-помалу выносит его к самому борту. Ему уже нравится этот милый сердцу деловитый хоровод грузчиков на причалах. Скрипки играют свободные ноты, кажется, мелодия идёт из самого Белого дома. Оскар поёт финальную арию:

Малявка притворился мёртвым
Он в смерть играл
Хотел остаться сам с собою на один
На время сердце замерло его
Причислен к мёртвым и зарыт в песке
С часами музыкальными в руке
Могилу первый снег накроет
И холодом разбудит хитреца
Чтоб зимней стужею в ночи
Он пробудился
Мороз завёл его часы
И тихо ветер засвистел
Из под земли ребёнок пел:
Бей, барабан!
Солнце не осудит
Море не размоет прочь
Ветер не остудит
Север поцелует ночь

А теперь все вместе

Рецензия на книгу Жестяной барабан
Оценка: 0  /  4.0

Дробь барабана задет тон всему роману. Злое беспрерывное выбивание ритма. Я не могла избавиться от барабанной дроби по мере чтения романа, мне мерещился красный лакированный барабан между строк. И постоянная злоба, исходящая из страниц романа. Я знаю, что это не так, но именно таким осталось впечатление от первого знакомства с Гюнетром Грассом.
Эту книгу я хотела прочесть очень давно. Кто-то из знакомых упорно советовал как нечто очень экстраординарное, завершающий аргумент -"это ж Нобелевский лауреат!". Но все время находились книги поинтереснее и на менее жесткую тему. Прочесть все же нужно было когда-нибудь, и это когда-нибудь настало. Мне очень сложно сказать о чем роман. Обо всем и понемногу обо всем. Эмоции он тоже вызывает самые разные - от восторга до отвращения некоторыми моментами. Грасс пишет очень интересно - мысли героя растягиваются на предложения, которые тянутся на весь абзац, отступления от только что упомянутой темы текут от страницы к странице, и ты порой забываешь, с чего все начиналось. А когда это начало опять упоминается, удивляешься. Ах да, начиналось-то все с этого. Мне сложно ставить оценку этому роману. Вроде и понравилось, но остается какое-то гаденькое ощущение, непонятно с чем связанное. Хочется пойти вымыться после прочтения, прополоскать мозги и повесить их сушиться на весеннем солнышке под легким ветерком. Такой вот противоречивый роман написал Гюнтер Грасс. Каждый должен для себя решить, нужно ли его читать и нужно для себя выбрать тот момент, когда его стоит читать. Если не пошло с первого раза, то навряд ли пойдет и потом.
Есть фильм, снятый по этому роману в 1979 году. Он получил "Оскара" как лучший иностранный фильм и "Золотую пальмовую ветвь" как лучший фильм. Я еще как-то не готова посмотреть его после прочтения книги, сделаю это наверно позже, гораздо позже, когда созрею.

Рецензия на книгу Жестяной барабан
Оценка: 2.5  /  4.0
Я, Оскар, выражаю разрушенный образ человека, обвиняющего, вызывающего, вневременного и, однако же, выражающего все безумие именно нашего века.

О, это так по-немецки, выражать свою точку зрения барабаном по голове, сапогом по морде да все это с типичным национальным раздутым чувством собственной важности. Чувствую себя после этой книги, как мальчишка на обложке - мозг закипел и взорвался.
И главное, совершенно непонятно, стоило ли оно того, потому что меня весь этот оголтелый реализм с педантичным вниманием к наиболее отвратительным деталям ни капельки не тронул. Испражнениям предпочитаю розы.

Да, было много очень выразительных метафорических эпизодов, да что там, весь роман - сплошная метафора и гротеск. Но не Набоков. Не мое. К сожалению ли, к счастью ли...

Есть ли хоть что-нибудь в этом мире, есть ли роман, способный достичь эпической широты фотоальбома?

И да, если вы, начитавшись аннотаций и рецензий, хотите найти в этой книге истоки и причины Второй мировой войны и фашизма как социального явления, не стоит тратить время и зря морочить себе голову.

Рецензия на книгу Жестяной барабан
Оценка: 4  /  4.0
Всколыхнуть всё внутри

Потрясающая книга. О том, как не быть конформистом ни при каких обстоятельствах: заставить даже самый закостенелый тоталитарный мир вращаться вокруг тебя - превращать, к примеру, нацистские демонстрации в танц-площадки или останавливать и запускать свои биологические часы (главный герой останавливает в младенчестве по собственному желанию рост своего тела). Если лень читать 700 страничный роман, то посмотрите хотя бы оскароносный и золото-пальмовый фильм, охватывающий половину повествования о жизни славного барабанщика из вольного города Данцига. Однако будте готовы к откровенным и нелицеприятным сценам в духе "груза200". Если честно, сцена с ловлей угрей на лошадиную голову - вторая по шкале "отвратительного", которую я встречал в кино или литературе (после сцены с возвращением жениха из выше упомянутого балабановского фильма). Я не любитель мерзости, но уважаю силу художественного таланта, способного затронуть за живое, всколыхнуть всё внутри. К сильным сторонам произведения стоит отнести насыщенную сюжетную канву, которая может соперничать с приключенческими романами. Объём книги оправдан с лихвой эпичностью повествования, охватывающего около четырёх десятилетий Германии и Пруссии первой половины двадцатого века. Посему нет более нелепого занятия, чем пытаться пересказать эту книгу. К недостаткам могу отнести лишь - это субъективно безусловно - нехватку лексической образности, поэтичности, метафоричности, идиоматики. Могу списать это на издержки перевода, но, к сожалению - так как язык для меня стоит на первом месте - я ощущал легкий диссонанс между головокружительным сюжетом, детально переданной (мрачновато-готичной, истинно немецкой) атмосферой периода мировых войн и языком романа. Замечу, что при чтении других немцев - Манновского "Верноподданного" или тех же Гессе и Кафки - диссонанса не припомню. Однако в целом, это бесспорно выдающееся произведение, доставившее мне массу удовольствия при чтении. PS: по поводу архетипа главного героя. В рецензиях выискали уже и Питера Пена, и гамельнского крысолова, и юродивых всевозможных. А я добавлю - Катрин из финальной сцены Брехта " Мамаша Кураж и ее дети", она била в барабан на крыше в спящем городе, который собирались вырезать враги, пыталась поднять тревогу и поплатилась жизнью за это. Возможного Оскар тоже бьет тревогу о чём-то, чего мы не замечаем, потому что ещё не проснулись.

Рецензия на книгу Жестяной барабан
Оценка: 3  /  4.0

Гюнтер Грасс - Нобелевский лауреат и этот роман его самое знаменитое произведение. Книга написана в жанре похожем на мистический реализм. Главный герой романа - Оскар Мацерат . В возрасте трёх лет он решает перестать рости и навсегда остаться трёхлеткой. С окружающим миром он общается с помощью барабана. А ещё Оскар обладает голосом невероятной разрушительной силы. В романе Оскар рассказывает историю своей семьи и своих друзей. Действие происходит в Данциге до второй мировой войны , во время войны и после победы союзников. Я читала эту книгу по-немножку в течении целого месяца и она мне совершенно не понравилась,за исключением отдельных моментов. Мне не понравился язык автора, его стиль и образ мыслей .Но больше всего меня ,как внучку фронтовиков, возмутило то ,что писатель изображает советских солдат как насильников ,мародёров и бездушных убийц. Например,в одном эпизоде бойцы Красной Армии убивают безобидного умственно отсталого человека . Одним словом эта книга явно на любителя. Я её не поняла и ,вообще, невероятно от неё устала. Вряд ли в обозримом будущем мне захочется продолжить знакомство с творчеством Гюнтера Грасса.

Рецензия на книгу Жестяной барабан
Оценка: 4  /  4.0

это было не первое произведение автора, которое я прочитала. Было бы первое, совсем не стала бы читать Грасса
Писатель своеобразный, тонко чувствующий все перемены в обществе. Можно даже сказать, что Грасс - alter ego своего героя Оскара Мацерата. Он так же родился в Данциге, проходил из семьи кашубов, пережил войну и фашистский режим.
Перед нами обширное полотно довоенной и послевоенной Германии. Однако писатель показывает жизнь рядовых немцев глазами "вечного трехлетки" Оскара, который в возрасте 3-х лет упал с лестницы и больше не рос. С одной стороны, он и есть ребенок, мал ростом, говорит мало, неразборчиво. Но с другой стороны, перед нами вполне сложившийся человек. Он видит и бичует все пороки современного ему общества
Интересная и манера повествования. Часто оно перескакивает от одного к другому, то в прошлое, то в будущее. А ещё не понятно, от чьего лица ведется речь. То от первого (т.е. от Оскара), то от 3-го (т.е. от лица повествователя).

Рецензия на книгу Жестяной барабан
Оценка: 1  /  4.0

Уххх!! С каким же облегчением я сейчас вздохнул, когда содержание этой книги позади и больше меня уже не коснётся. Напоминает пресловутую фразу из фильмов: «Не переживай, всё страшное уже позади».

Скажу, как я подходил к этой книге. Я — человек, интересующийся историей, и, узнав, что содержание романа связуется с событиями Второй мировой войны, я, само собой, разумеется приободрился. Более того, эта книга входит в список «100 лучших книг по версии Норвежского книжного клуба», который для меня очень авторитетен, ибо все книги, читаемые мной из этого списка, до Грасса, вызывали у меня исключительно восторг и ничего более. Но Грасс!! Увы.

Для начала скажу, что когда читатель, в частности я, знакомится с каким-либо произведением (прочитывает, ну например 100 страниц) между автором книги и читателем налаживается некая связь. Это связь заключается в следующем... Писатель предлагает некую идею, а читатель улавливает эту идею и в процессе всего дальнейшего повествования расширяет эту мысль… Так если говорить об «Анне Каренине», то тут — к чему ведёт женская измена; если о «Преступлении и наказании» - можно ли ради большого добра сделать относительно небольшое преступление; если говорить об «Отверженных», то навевается мысль о возможном неправильном взгляде общество по отношению к какому-то человеку. Но Грасс!! Опять-таки увы!! Сначала я попытался внушить себе, что он, являет резкие взгляды на фашистский режим. Нет!!! Потом мне показалось, может он хочет внушить читателю жалость по отношению к главному дефектному герою Оскару, как это было, например в «человек, который смеется»? Нет!! Может он хочет описать те ужасные последствия Второй мировой войны? Нет!!! Так в чём же смысл?? Где идея то основная?? Не понял я в чём прикол.

Меня ужасала психология героев в этом романе. Когда был обстрел на почте, Ян Бронски очень боязненно переносил всё это. Он, который должен был защищать почту, дрожал перед заграждением, под яростные упрёки своего командира. Он был трусом по натуре. Потом, спустя несколько минут, он на той же почте спускается в подвал, и как ни в чём не бывало начинает играть в карты под звуки тех же выстрелов?? Ну разве в жизни так бывает?? Тот же Оскар.. Идёт обстрел, а он как ни в чём не бывало пытается снять барабан со стенки?? Бред.. Этот Оскар, кстати, у меня лично ассоциируется не с мальчиками-пальчиками и Питерами Пенами, как у многих, а с терминатором Т-800, который был без страха, без чувств и без эмоций. Значит перед его глазами русские солдаты один за другим насилуют близкую для него Грефиху, а он рассматривает как перемещаются муравьи. Потом когда его на руки подбирает солдат, он начинает рассматривать блошек на его плече. На упрёки Марии, её оскорбления он тоже никак не реагируют. Завидую ему!! Мне бы такую крепкую психологию..

Ещё раздражало, что вечно поддевал Христа. Как буд-то жить без этого не может.

Сам ход сюжета для меня вообще не явил никакой примечательности. Никаких изюминок, ни перипетий, ни социальных лифтов, ничего такого, что может вызвать заинтересованность. 

И эта книга принесла ему мировую славу?? И на основе её сюжета снятый фильм получил оскар! Нет ребята. Тут только одно объяснение — либо я сошёл с ума, либо мир.

Вообщем, господин Грасс у меня идёт в пожизненный игнор.

Рецензия на книгу Жестяной барабан
Оценка: 2.5  /  4.0

По-моему, это тихий ужас. Совершенно бессмысленно и невозможно читать. Умом понимаю, что все это сплошной глум, но ведь должно же быть в книге что-то еще?! Во-первых, я не любитель абсурдизма и даже не считаю его искусством. Во-вторых, мне совсем не симпатичны фашисты, пусть даже бывшие. Да и абсурдно как звучит - "бывший фашист"! В-третьих, у меня традиционно не складывается с книгами, получившими премии)) И, в-четвертых, возвращаясь к началу отзыва, мне кажется, что одной сатиры и брызгающей слюны для написания хорошей книги мало. А яд вкупе с рваной нитью повествования... ну да оригинальненько, но читать не хочется совсем. Все имхо.

1 2 3 4 5 ...

У вас есть ссылка на рецензию критика?