Прочитали, читают или хотят прочитать произведение Фигурные скобки

Форма: роман
Первая публикация: 2015
Издательство: Журнал «Новый мир»

Анонс романа из двух номеров журнала (№1 и №2):

Начало романа, в экспозиции которого герой, как и полагается ему в русском романе, выходит из поезда, прибывшего в Санкт-Петербург из Москвы, но только уже не в XIX, а в нашем, XXI; герой этот, бывший ленинградец, а ныне москвич, заселяется в отель как «математик-менталист», приглашенный на «конференцию нонстейджеров»; кроме него на конференцию приехали разного рода «микромаги, «магистры», «Архитектор Событий», «Некромант» и «Пожиратель Времени» (последнего поселили в номере по соседству с номером героя, и герой слышит через стенки рвотные позывы «Пожирателя Времени», организм которого отказывается усваивать заглоченное им Время). Дальнейшее повествование романа будет определять не только сюжет «магической конференции», но и содержание рукописи, полученной героем от подруги своей ленинградской юности и заставляющей его по-новому взглянуть на свое прошлое и настоящее.
---
Художественное повествование, которое читается еще и как интеллектуальная игра, поскольку не таким простым для героя - а вслед за ним и для читателя - оказывается описываемый здесь «процесс самоидентификации», на который провоцирует героя чтение попавших к нему в руки записей самоубийцы (в данном случае самоубийцы предполагаемого). Вторая часть романа представляет собой отчасти хронику «конференции нонстейджеров», на которой собрались разного рода «микро-маги» и «волшебники» для учреждения своей организации; драматические события, происходящие на этой конференции неожиданным образом комментируют личный сюжет героя.

Показать все

Лучшая рецензия на книгу

Рецензия на книгу Фигурные скобки
Оценка: 4  /  3.5

Носов – ну а что Носов.

Или вот я вспомнила вдруг, что действительно в детстве – ну, в отрочестве, конечно, – ведь нет понятия абстрактной ценности жизни, его просто нет. Ты не знаешь, что жизнь ценна своей данностью — и вопрос о самоубийстве не вызывает какого-то ужаса.

Или вот, к примеру, всё остальное.

Невозможно понять то, что понять невозможно, но у нас всегда есть запасной ключ: всё можно почувствовать. Не знаю, как читают Носова все остальные, потому что забываясь в писке и аплодисментах, никто не желает рассказывать, что он испытал (конечно, сейчас вообще это не желают – но тогда становится бессмысленным и беспощадным всё помешательство – что, собственно, такого в этом вашем Носове?? – спросила бы вот я, если бы сама не мякла, листая шершавые страницы, испещренные тоже шершавым, но покладистым текстом). Я была бы готова даже провести революцию по этому вопросу, если бы не надо было для этого вещать с броневичка и давать свои суждения на растление.

Однако же, что чувствую: самая избитая, но самая честная, мне кажется, история в том, что его проза либо нравится – либо нет. Не потому, что оригинальный сюжет, или тончайшая поэтика, или изумительный язык. А как взбитая пенка капучино, многим нравится – а я терпеть не могу. Или синий цвет, кто-то не любит, а я люблю. И ничего не могу с собой тут поделать, хотя пыталась, тут какая-то биология. Совместимость. Зов предков.

Или – вообще-то – хотелось написать изобличительное письмо обо всей хурме, сияющем Граалем которого стал недавно Сергей Анатольевич, умудрившись, конечно, остаться вполне простым, классным и тёплым (потому что это же Носов, вы его видели? это же мурмурмур и сердечки в глазах! но оставим девочку).

Во-первых, что касается книг. Собираясь в очередной раз озвучить гениальную в банальности новость, что «Фигурные скобки» не хуже и не лучше, например, «Региной», а просто это иная книга, я неожиданно наткнулась на давно уже, наверное, пульсирующую в голове мысль, что это просто каждая книга — просто иная. Боже мой, ведь книги как люди, и только сейчас я начинаю понимать, что это значит: как люди, они абсолютно разные в себе, и монады они со всеми из этого вытекающими коннотациями – но, как люди, они, помимо характера и личных качеств, имеют общие надстройки, типовые элементы, модели поведения. И, если пораскинуть лаптями, всё поддаётся первичной систематизации: такие люди и тексты мне понятны и иногда интересны, такие чужды в корне и параллельны, такие толкают на великие безумства, такие вынимают слишком много души, с такими удобно путешествовать, а с этими нужно встречаться не чаще раза в год. Ну как же это теперь понятно и ясно мне!

И как тогда можно говорить, что одна книга лучше другой? Как их можно пихать в одну когорту и сравнивать – как говорить, что яблоко из всех самое крутое, когда боролись за это звание еще груша, киви, помидор и свёкла. Для каждого, и еще в каждый следующий жизненный момент, для КАЖДОГО вкусно яблоко, или свёкла, а потом лучше грушу, изредка хочется экзотического зеленого зверя, но вообще всю жизнь без перерыва ты ешь помидоры. Или сравните стул и кресло, или джинсы с платьем: удобно в джинсах валяться в кресле, красиво в платье сидеть на стуле, приятно в платье утопать в кресле, модно в джинсах забираться на стул с коленками; а кто-то, да, одна из сотни, наденет скинни, поверх сарафан, и уляжется на пол.

Ну что за дичь – выигрывает в общем жизненном счете статистическое большинство, которое даже не всегда оно, потому что нерепрезентативна выборка. И если не предполагать, что все эти люди глупы и ограничены (а я их люблю и знаю, что это не так), то остается только прозреть, что это спектакль ради спектакля. Пещное действо, совместный груминг оригинального образца; в конце концов, социальная игра, которое имеет мало общего с реальными людьми, как я имею мало общего с девочкой в окошке на почте, или с девочкой в очереди за автографом, или с пьяной девочкой в воскресенье с утра в шаверме «У Джамала» - социальная игра, требующая выполнения хоть какого-то плана, чтобы в следующем квартале тебе дали хоть минимум социальных кредитов, чтобы утолить необходимости и первичные потребности. Это не плохо, но не имеет никакого отношения к настоящему, и хорошо было бы это осознавать.

И тогда это немножко подрывает всю теорию литературной критики в моей голове, потому что я всё-таки, значит, не понимаю, как она работает – то есть понимаю, как должна, но пока не вижу, что работает. Потому что, значит, единственная возможность говорить о книгах и обо всём – это делиться пережитыми чувствами, сомнениями и впечатлениями и мыслями, чтобы (для себя) высказаться и (для читателя) обозначить вероятные позиции. И единственный смысл читать о книгах и обо всём – это находить людей, высказывающих максимально похожие на твои позиции, и держаться их выборки, зная, что можешь им доверять. Но только что-то в этой системе, кажется, недонастроено, и работает она, кажется, только в моей голове.

А Носов – ну а что Носов.

Читатели произведения

rmutt
Прочитал(а) 442 книги

Фигурные скобки  

Rosa_Decidua
Прочитал(а) 1127 книг

NikkiHill
Прочитал(а) 249 книг

IrinaLi
Прочитал(а) 438 книг

Zhellar
Прочитал(а) 226 книг

Фигурные скобки  

AleksejChaplygin
Прочитал(а) 15 книг

candystyles
Прочитал(а) 336 книг

mbazulko
Прочитал(а) 121 книгу

NatalyaAksenova223
Прочитал(а) 556 книг

rina_amber
Прочитал(а) 5 книг

AnnaZabolotnaya
Прочитал(а) 619 книг

DockerFavourer
Прочитал(а) 54 книги

Berke
Прочитал(а) 266 книг

1 2 3 4 5 ...