4,4

Моя оценка

Що могло б статися з планетою Марс, коли б її почали “освоювати” американці? У своєму творі автор робить спробу відповісти на це запитання. Перед читачем розгортаються похмурі картини загибелі прекрасної марсіанської цивілізації, високої стародавньої культури. Поступово на планеті вимирають усі її мешканці.

Виступаючи проти расової дискримінації, проти імперіалізму янкі, проти мертвотної механізації в капіталістичному суспільстві, письменник ніби застерігає людство: ось до чого може призвести політика і мораль імперіалізму.

Колонізувати Марс, як виявилося, не так вже й легко… Марсіани відстоюють цілісність свого краю! Але землянам…
Развернуть

Лучшая рецензия на книгу

ninia2008

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2024 г. 22:34

563

4 "Но ракеты были американскими, и прилетели на них американцы..."

...а Европа и Азия, Южная Америка, Австралия и Океания только смотрели, как исчезают в выси "римские свечи".

Книга, которая в юности казалась чем-то большим. Тот случай, когда лучше не перечитывать то, что когда-то зацепило, по крайней мере, для меня. В этой книге очень четко подтверждается заявление окололитературных деятелей о том, что даже фантасты на самом деле пишут о Земле и о людях. Эта книга, вне всяких сомнений, памятник истории, слепок сознания конкретной нации в конкретный (и очень короткий) исторический период. Благодаря несомненному таланту автора, некоторые рассказы из сборника поднимаются до общечеловеческих высот, но большей частью эта книга об американцах 40-50х годов, а Марс здесь не более чем условная декорация. По сути, это не science fiction, как нам пытались внушить,…

Развернуть

Основным местом действия в романе является планета Марс. Исключение составляют четыре главы («Ракетное лето», «Налогоплательщик», «…Высоко в небеса», «Будет ласковый дождь»), действие которых разворачивается на Земле.

В «Марсианских хрониках», как и во многих других произведениях Брэдбери, встречается большое количество аллюзий и реминисценций. Например, в главе «Эшер II» их насчитывается около двух десятков.

На основе произведения Рэй Брэдбери создал два варианта сценария и одну пьесу в двух действиях.

В 2010 Рэем Брэдбери был составлен цикл «Канонические марсианские хроники» (The Martian Chronicles: The Complete Edition), который является на сегодняшний день наиболее полным собранием произведений автора о Марсе.

Жанровая принадлежность

Сам Брэдбери не без юмора назвал «Марсианские хроники» «нечаянным романом». Известны также авторские определения «троюродный брат романа» и «сборник рассказов, который делает вид, что он — роман». Тем не менее, определение жанра произведения как «роман» не раз вызывало споры среди литературоведов. По всей видимости, источник этих споров связан с «искусственной» природой создания «Марсианских хроник».

Сюжетные несоответствия

Большинство исследователей отмечают художественную «неоднородность» романа: Марс Брэдбери «то обитаем, то безнадёжно мёртв, по знаменитым его каналам либо журчит живительная вода, либо сухо скрипит горячий песок». С одной стороны, определённые сюжетные несоответствия в романе есть, и всё же нельзя говорить о том, что новеллы ничто не объединяет. «Марсианские хроники» связывает общая тема — все они повествуют о завоевании и колонизации планеты Марс. Помимо тематики необходимо учитывать идейное содержание произведения, которое также служит объединению новелл в единое целое.

«Отдельные, слабо связанные между собой новеллы повествуют об этапах освоения человеком Марса». Так часто пишут в издательских аннотациях. Это и верно, и не верно. Хроники глухо перекликаются между собой, порой противоречат друг другу, плетя гротескный узор пленительной и страшной красоты. <…> Его [Брэдбери] Марс — не столько ближайшая к нам планета Солнечной системы, сколько глубоко символический испытательный полигон. Всё, что волнует писателя на Земле, он переносит на Марс, в идеальные, свободные от всяких осложняющих помех условия. Он подвергает исследованию человеческую нетерпимость и человеческое упорство, ненависть и самопожертвование, благородство и тупость. И в зависимости от поставленной задачи он меняет не только марсианские декорации, но и свои беллетристические средства. Блистательный изобретательный диапазон! От прозрачно-радостной, как первый, просвечивающий в утреннем солнце клейкий листочек, хроники «Зелёное утро» до жуткой и беспощадной «Третьей экспедиции».



В защиту оригинальной формы «Марсианских хроник» выступают и другие исследователи, отмечая, что сюжетная неоднородность произведения позволяет автору свободно обращаться к разнообразным темам, волнующим его и его современников:

Условная форма хроник никак не связывает фантазию автора (как и последние научные данные о Марсе), ведущего поэтический рассказ о столкновении двух культур, начавшемся с ксенофобии и взаимного непонимания; о трагической гибели обитателей Марса в результате занесённой землянами эпидемии; о «первопроходческой» деятельности не обременённых уважением к чужой культуре американцев; о гибели в результате ядерной войны оставленной ими на Земле цивилизации; о новом старте этой цивилизации на опустевшей планете-соседке.

Зміст книги — дещо середнє між збіркою коротких оповідань та епізодичних новел, включаючи вперше опубліковані у літературних журналах у другій половині 1940-х років оповідання Рея Бредбері. Оповідання були безсистемно об'єднані для публикації. До числа творів, що вплинули на структуру «Марсіанських хронік» Рей Бредбері вказує «Грона гніву» Джона Стейнбека, а також «Уайнсбург, Огайо» Шервуда Андерсона. Він назвав цей твір «кузеном роману» або «збіркою оповідань, яка удає, що вона — роман». Насправді, «Марсіанські хроніки» близькі за своєю структурою до збірки оповідань Бредбері «Ілюстрована людина», у якій також використовується рамочна композиція, щоб об'єднати несхожі оповідання разом.

История создания

Идея создания «марсианского» цикла относится еще к детским годам писателя. Как вспоминает сам Брэдбери в одном из своих интервью:

В двенадцать лет я не мог позволить себе купить продолжение «Марсианского воина» Эдгара Берроуза, ведь мы были бедной семьей… и тогда написал свою собственную версию.



В 1949 Рэй Брэдбери, уже всерьёз занимающийся писательской деятельностью, но ещё не получивший признания, отправляется в Нью-Йорк. В большом городе он в течение достаточно долгого времени безуспешно «бегает по редакциям», предлагая всем свои короткие научно-фантастические рассказы. Исследователь Л. Бутяков неуспех Брэдбери объясняет тем, что его проза не соответствовала «литературной моде»:

Рассказы в те годы не пользовались популярностью, публика хотела комиксов и романов «с продолжением».



Судьбу писателя решило знакомство с его однофамильцем — опытным редактором издательской фирмы Doubleday Уолтером Брэдбери, который уловил тематическую общность в большинстве рассказов о «красной планете» (они должны были составить костяк нового задуманного сборника) и предложил автору аранжировать их в некое подобие романного повествования, основным объектом которого стал бы таинственный и недостижимый для современного человечества Марс. Рэй Брэдбери решил последовать совету, объединив «марсианские рассказы» в одно произведение. Он придумал новые названия, позволяющие читателям принять новеллы за главы романа, ввёл хронологию событий и озаглавил все это — «Марсианские хроники». Спустя год произведение было опубликовано и принесло Брэдбери сначала национальную, а затем и мировую известность.

История публикации

Впервые «Марсианские хроники» были опубликованы в 1950 в США.

В 1951 книга была издана в Великобритании под названием «Серебряная Саранча», с несколько отличающимся от оригинала содержанием. В некоторых изданиях отсутствовала глава «Эшер II», место которой занимала новелла «Огненные шары».

В испаноязычной версии произведению предшествовало предисловие, написанное аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом.

В 1997 при переиздании «Марсианских хроник» была изменена датировка событий — развитие действия было перемещено на 31 год вперёд. Таким образом, новые временные рамки в произведении — с 2030 по 2057. Также в переиздание была включена новелла «Огненные шары», ранее не входившая в состав романа; вместо главы «…Высоко в небеса», менее актуальной в 1997, чем в 1951, была помещена новелла «Пустыня». По всей вероятности, решение изменить датировку событий было обусловлено тем, что изначальные временные рамки (с 1999 по 2026) оказались слишком приближенными к действительности, тогда как данное научно-фантастическое произведение, согласно замыслу автора, повествует о будущем.

Более поздние переиздания включают также предисловие «Долгая дорога на Марс» (1990) и послесловие «Как я написал эту книгу» (2006) автора.

Колонизация Красной планеты, противостояние с аборигенами, Третья мировая война на Земле – лишь версии ближайшего будущего, где Марс предстает своеобразным испытательным полигоном для решения проблем, которые волновали американцев в 1950-х годах (время публикации «Хроник») и по сей день продолжают волновать все человечество. Широчайший диапазон эмоций – от восторга «Зеленого утра» до беспощадной мрачности «Третьей экспедиции» – роднит этот роман с поэмой, оперой, симфонией. Несколько экранизаций, театральная пьеса, две дюжины рассказов, по разным причинам не вошедших в книгу, – и переводы на все мировые языки многотысячными тиражами, – сделали «Марсианские хроники» одной из главных книг НФ и нестареющей классикой...

Форма: роман

Оригинальное название: The Martian Chronicles

Дата написания: 1949

Первая публикация: 1963

Перевод: О. Терех

Язык: Украинский (в оригинале Английский)

Рецензии

Всего 668
ninia2008

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2024 г. 22:34

563

4 "Но ракеты были американскими, и прилетели на них американцы..."

...а Европа и Азия, Южная Америка, Австралия и Океания только смотрели, как исчезают в выси "римские свечи".

Книга, которая в юности казалась чем-то большим. Тот случай, когда лучше не перечитывать то, что когда-то зацепило, по крайней мере, для меня. В этой книге очень четко подтверждается заявление окололитературных деятелей о том, что даже фантасты на самом деле пишут о Земле и о людях. Эта книга, вне всяких сомнений, памятник истории, слепок сознания конкретной нации в конкретный (и очень короткий) исторический период. Благодаря несомненному таланту автора, некоторые рассказы из сборника поднимаются до общечеловеческих высот, но большей частью эта книга об американцах 40-50х годов, а Марс здесь не более чем условная декорация. По сути, это не science fiction, как нам пытались внушить,…

Развернуть

26 января 2024 г. 11:28

628

4 «В мёртвых городах почему-то хочется говорить шёпотом, хочется смотреть на закат».

Интересная структура: каждый отдельный рассказ легко можно читать по отдельности, просто открыть любой – и получишь цельную небольшую вполне законченную историю. С другой стороны, все вместе, в последовательности они образуют путь покорения Марса людьми с Земли.

Понравилось в этой книге место действия, в значительном количестве рассказов – это Марс. А мне нравится, когда берётся некая планета, уже известная в нашей галактике, и с ней связаны какие-то исследования, приключения и проч. Приключений тут нет по сути, большинство рассказов или то, к чему они приводят, на самом-то деле грустно/философские. Больше всех других мне понравились истории:

«Земляне» «И по-прежнему лучами серебрит простор луна» «Будет ласковый дождь»

Последний из них жутковатый, печально-одинокий, но вместе с тем и…

Развернуть

Подборки

Всего 1603

Популярные книги

Всего 701

Новинки книг

Всего 241