О граде Божием
Аврелий Августин
Получить эту книгу или продать свою
ПерейтиЛучшая рецензия на книгу
28 декабря 2021 г. 11:34
1K
5 "Благо, где ты?"
Я ненавижу людей,
спаиваю их в подъездах;
Брызжу слюной,
продаю по льготным ценам сигареты;
"Не пристегайте ремни", так говорю,
являясь в облике стюардессы;
Ненависть — моё всё,
челядь, знай своё место.
—
Наверное, я преуспел,
как комар, высосал весь смысл;
Просвещение — мой проект,
каждый подопечный — саботированный механизм;
И я не Чёрт, мысли сложнее, не ленись;
Ах, ты не можешь?
Отлично,
в Лету канула стрела Разума,
пущенная эллинизмом.
—
Мир Идей заржавел,
Аквинский поднят на смех,
Что там Зенон?
Тоже мной обработан.
—
В Мире нет сладкого,
всё отдано червям;
Но до завершения рано,
чары в воздухе так и витают;
Немного осталось, каждый скажет,
"Материализм — данность";
Как ты, скептик, не прав!
Я вовсе не Дьявол;
Говорю же:
щепотка вульгарного атеизма,
— вуаля, —
более никто ради высшего Блага не старается.
—
Порой…
Учение Августина о предопределении, ложно понятое в том смысле, что Бог определяет человека без его воли к тому или иному Граду, положило начало важному направлению христианского богословия (в частности, предопределение играет важнейшую роль в кальвинизме).
Труд «О Граде Божьем» был написан в 413—427 годах, через несколько лет после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения. В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богу — богово, кесарю — кесарево» люди должны подчиняться законному правителю.
Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога. «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасен после Страшного суда. По Августину, каждый человек определяет сам, к какому Граду он принадлежит, либо жизнью по законам Бога - к Божьему Граду, либо греховной жизнью - к Земному Граду. Но Бог всеведущ, и знает наперед о выборе каждого, поэтому можно говорить о предопределении того или иного человека.
Другой важной темой книги является борьба против ересей. Августин оправдывает репрессивные меры против еретиков и принудительное обращение в ортодоксальное христианство, описывая это формулировкой «Принудь войти [в лоно Церкви]!» (лат. Coge intrare!).
Кроме того, Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.
Язык: Русский (в оригинале Латинский)
Жанры: №6 в Богословие
Кураторы
Рецензии
Всего 328 декабря 2021 г. 11:34
1K
5 "Благо, где ты?"
Я ненавижу людей,
спаиваю их в подъездах;
Брызжу слюной,
продаю по льготным ценам сигареты;
"Не пристегайте ремни", так говорю,
являясь в облике стюардессы;
Ненависть — моё всё,
челядь, знай своё место.
—
Наверное, я преуспел,
как комар, высосал весь смысл;
Просвещение — мой проект,
каждый подопечный — саботированный механизм;
И я не Чёрт, мысли сложнее, не ленись;
Ах, ты не можешь?
Отлично,
в Лету канула стрела Разума,
пущенная эллинизмом.
—
Мир Идей заржавел,
Аквинский поднят на смех,
Что там Зенон?
Тоже мной обработан.
—
В Мире нет сладкого,
всё отдано червям;
Но до завершения рано,
чары в воздухе так и витают;
Немного осталось, каждый скажет,
"Материализм — данность";
Как ты, скептик, не прав!
Я вовсе не Дьявол;
Говорю же:
щепотка вульгарного атеизма,
— вуаля, —
более никто ради высшего Блага не старается.
—
Порой…
7 июня 2013 г. 00:31
3K
5
Ибо какая иная цель наша, как не та, чтобы достигнуть царства, которое не имеет конца?
В наше время это произведение часто незаслуженно обделяется вниманием и закрывается ярлыком сугубо религиозной книги, участь которой – служить человеческому разуму исключительно в церкви. Однако это, на мой взгляд, совсем несправедливо. Конечно, неоспоримо, что многие части книги интересны в первую очередь теологам и философам, придерживающимся христианских взглядов, поскольку св. Августин отвечает на почти все мыслимые вопросы, касающиеся христианского мировоззрения. Но многие из этих вопросов возникают и поныне, причем, как правило, не у верующих людей, а как раз у им обратных. Здесь я говорю, понятно, в основном о первых книгах, где св. Августин отвечает язычникам, вылезших после разграбления Рима…