4,1

Моя оценка

Нимфея, ученик такой-то, от лица которого ведётся повествование, находится в особых отношениях со временем. Для него нет прошлого и будущего, есть только теперь, и учитель Норвегов может быть одновременно и мёртвым, и живым. Мир Нимфеи особый, и чтобы попасть в него, читателю нужно отправиться вместе с героем вслед за снежной бабочкой...

Лучшая рецензия на книгу

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 февраля 2024 г. 21:50

10K

4.5 "...обретали бессмертие несуществующего"

Молния ослепила идущие поезда, посеребрила рельсы, выбелила шпалы. А потом – о, я знаю, – потом ты увидел дом, где жила т а женщина, и ты оставил велосипед у забора и постучал в ворота: тук-тук, милая, тук-тук, вот пришел я, твой робкий, твой нежный, открой и прими меня, открой и прими, мне ничего от тебя не нужно, я только взгляну на тебя и уеду, не прогоняй меня, только не прогоняй, милая, думаю о тебе, плачу и молюсь о тебе.

Сложно описывать подобные книги, трудно, чертовски трудно всегда рассказывать о них - произведениях "не для всех", в которых, по моему скромному мнению, каждый обязательно найдёт что-то для себя - обрывок мысли, диалога, размышления, врезающиеся в память и долго затем не отпускающие, заставляющие думать, переживать и пережевывать... Невозможно обстоятельно…

Развернуть

...первый роман Соколова содержит рассказ о событиях, происходящих в дачном поселке в окрестностях среднерусского города и в спецшколе для умственно отсталых детей. Повествование ведется с точки зрения одного из учеников школы – мальчика, страдающего раздвоением личности. События, действительно бывшие или гипотетические, сливаются с воспоминаниями героя (героев). Таким образом роман покидает привычный, событийный, сюжет. В более общем виде конфликт произведения выглядит как столкновение линейного, распрямленного, времени с временем мифологическим, циклическим. Кроме того, П.Вайль и А.Генис видят содержание, по их мнению, одного из первых русских постмодернистских романов в инициации героя, приобщающегося к миру взрослых, открывающего присутствие в мире любви и смерти. В Школе для дураков впервые возникает ключевая для творчества Соколова тема зыбкости, неопределенности бытия, условности общепринятых категорий пространства-времени.

krugosvet.ru

это лучшее из произведений советской прозы, изданных ... «Ардисом»... обаятельнейшая, трагическая и трогательная книга.

В.В.Набоков

«Школа для дураков» была в своё время наиболее сюрреалистическим произведением современной русской литературы. Написанная на одном дыхании, эта повесть, как и другие прозаические произведения Соколова, претерпела не менее пяти авторских переработок; интуиция поверялась очень серьёзным отношением к слову. Композиция повести выявляется в соотношении отдельных частей и смене стилевых уровней. Отсутствует не только сюжет: меняются и персонажи, теряя идентичность. Механическое течение времени не признаётся, как и граница между жизнью и смертью. Языковое экспериментаторство наряду с многими конкретными намёками на советскую действительность и русскую историю, отражает и духовные поиски, внелогические открытия фундаментальных взаимосвязей.

wikipedia.org

...его первый роман явно сюрреалистичен. Главная особенность заключается в том, что в этом произведении совпадают временные планы: прошлое, настоящее и будущее, сливающиеся воедино. Более того, в романе нет никакой границы между жизнью и смертью. Норвегов, учитель географии, участвует в действии романа и живым, и мертвым; мертвый, он беседует со своими учениками, не понимая, что он умер, - и может быть, только один ученик улавливает его мысли, хотя преподавателя уже нет в живых. Особенность романа Соколова не в том, что упразднена хронологическая последовательность (это старый прием) : все периоды человеческого бытия существуют одновременно, причем в это бытие включается и земное, и духовное, и посмертное. Таким образом, человек воспринимается Соколовым, как целостность, как совокупность, созданная различными жизненными периодами. Слабоумный мальчик выступает не только в роли рассказчика и своего двойника, но и одновременно в ролях инженера, дворника Министерства тревог. В этом романе каждая фраза имеет иносказательный подтекст. Повествование теряет логическую упорядоченность, в нем переплетаются различные ассоциативные переживания, упраздняется тождество отдельных лиц с самими собою. Это новое явление в русской литературе. В официальной советской литературе произведений с подобной структурой мы не знаем. В этом направлении - слияние настоящего и вымышленного миров - имелись попытки. Я имею в виду Валентина Катаева. В "Святом колодце" он утверждает, что человек может жить одновременно и в том, и в другом мире, но художественное воплощение этого положения в романе не удалось. Два мира существуют у Катаева самостоятельно, в то время как у Саши Соколова они полностью слиты. Недопустимость такой прозы в стране социализма объясняется не тем, что в ней скрываются намеки на существующий несвободный строй (хотя они и есть), а ее нереалистичной формой, невозможностью однопланового толкования для редакторов и цензоров.

В. Казак (Кельн)

Форма: роман

Оригинальное название: Школа для дураков

Дата написания: 1973

Первая публикация: 1976

Рецензии

Всего 190
Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 февраля 2024 г. 21:50

10K

4.5 "...обретали бессмертие несуществующего"

Молния ослепила идущие поезда, посеребрила рельсы, выбелила шпалы. А потом – о, я знаю, – потом ты увидел дом, где жила т а женщина, и ты оставил велосипед у забора и постучал в ворота: тук-тук, милая, тук-тук, вот пришел я, твой робкий, твой нежный, открой и прими меня, открой и прими, мне ничего от тебя не нужно, я только взгляну на тебя и уеду, не прогоняй меня, только не прогоняй, милая, думаю о тебе, плачу и молюсь о тебе.

Сложно описывать подобные книги, трудно, чертовски трудно всегда рассказывать о них - произведениях "не для всех", в которых, по моему скромному мнению, каждый обязательно найдёт что-то для себя - обрывок мысли, диалога, размышления, врезающиеся в память и долго затем не отпускающие, заставляющие думать, переживать и пережевывать... Невозможно обстоятельно…

Развернуть

26 марта 2024 г. 13:39

106

4 Жизнь это школа , а мы в ней ученики.

Календари врут . Нет никакого вчера, завтра , сегодня.
Я тоже, чем-то похож на бабушку героя повести и тоже иногда забываю: вещь, слово, фамилию, дату. Мучаюсь. Вспоминаю. ..
Героем повести представлен четырнадцатилетний подросток, который любит велосипед, дачу, пруд, свою собаку. Учится в спецшколе для умственно остальных. Непримирим с окружающей действительностью, стойкий в борьбе с лицемерием и ханжеством, честен. Но страдает раздвоением личности и не так как все воспринимает окружающий мир и действительность. Иногда у него возникают конфликты с отцом - прокурором города. Действие происходит в деревне, где царствует садово-самоварная жизнь, крае одинокого козодоя.
Страшная и в тоже время смешная эта птица Козодой. Такой адский глашатый оглушает лес завываниями на пол километра. На…

Развернуть

Издания

Всего 14

Популярные книги

Всего 701

Новинки книг

Всего 241