Этюд в изумрудных тонах

Этюд в изумрудных тонах 3,9

Оценить

Конец XIX века, Лондон, Англия. Повествование в рассказе ведётся от имени отставного военного, воевавшего в Афганистане. Он знакомится с человеком, который, как наш рассказчик через некоторое время узнаёт, является известным частным детективом. Вместе они снимают комнаты на Бейкер-стрит. Друг нашего рассказчика постоянно принимает странных посетителей, поражает рассказчика своей проницательностью. Однажды к другу рассказчика обращается инспектор Лестрейд из Скотланд-Ярда за помощью в расследовании одного весьма запутанного и деликатного дела. Вместе с инспектором Лестрейдом наши герои отправляются на место преступления, где перед ними…

Развернуть
Цикл: Шерлок Холмс. Свободные продолжения, книга №29
Издательство: АСТ

Лучшая рецензия на книгу

Lacrim_Verloren

Эксперт

Далеко не Эксперт Лайвлиба

29 февраля 2020 г. 23:07

475

4.5 Спойлер

Вот вроде читал "Этюд в багровых тонах" и смотрел одноименную серию Шерлока ББС, но не помню, в чем там суть да дело. Поэтому при чтении мог провести только общую параллель с великим детективом и его помощником. Кстати, имени детектива так и не называется, а помощник... впрочем, это спойлеры.

Рассказ мне понравился своей атмосферой, а от понимания, что за параллельную вселенную создал Нил Гейман, даже захватило дух. Если честно, я был бы даже не прочь прочесть роман про такую вот альтернативную реальность, где больше говорилось бы о благах, что принесли Древние, о восстании восстановителей и так далее. Впрочем, возможно, в рамках романа подобные сюжеты поблекли бы. Не знаю, каким надо обладать мастерством, чтобы создать полноценное произведение с Древними, ведь даже у Лавкрафта они…

Развернуть

"Этюд в изумрудных тонах" - это короткий рассказ, написанный британским фантастом и автором комиксов Нилом Гейманом. Эта история стилизация под истории про Шерлока Холмса и мифы Ктулху Лавкрафта. В 2004 годру рассказ был отмечен премией Хьюго в категори Лучший рассказ. Название перекликаеться с названиме одного из первых расказов про Шерлока Холмса "Этюда в багровых тонах". Данный рассказ Нил Гейман написал для тематической антологии «Тени над Бейкер-стрит», вышедшей в 2003 году в США, в которой Шерлок Холмс и его верный товарищ Доктор Ватсон, созданные воображением Арутр Конан-Дойля, сталкиваются с чудесами и загадками мифов Ктулху Говарда Филлипса Лавкрафта, считающегося основоположником современного жанра ужасов. Как Конан-Дойл, так и Лавкрафт оставили после себя подробно описанный мир, которые в дальнейшем неоднократно расширялись и дописывались другими авторами. И вот, наконец, в этой антологии эти миры встретились.

Само название рассказа — «Этюд в изумрудных тонах» — это кивок в сторону А. Конан-Дойля, вспомним его «Этюд в багровых тонах», первый опубликованный рассказ о Шерлоке Холмсе. По мнению большинства рецензентов, из 18 рассказов антологии это самый сильный рассказ. Именно Гейману удалось создать наиболее правдоподобный и органичный мир, объединяющий литературные миры Лавкрафта и Конан-Дойля и, читая рассказ, видно, что работа над этим рассказом доставила Гейману огромное удовольствие.

«Этюд в изумрудных тонах» впервые появился в антологии «Тени над Бейкер-стрит» (англ. Shadows Over Baker Street), сборнике рассказов, объединяющих миры Артура Конан Дойля и Лавкрафта; впоследствии рассказ также также вошёл в сборник Геймана «Хрупкие вещи: Сказки и истории», в сборник «New Cthulhu: The Recent Weird» и был доступен онлайн. Онлайн-версия сделана в виде газеты или журнала викторианской эпохи, которая включает в себя различные рекламные объявления о таких персонажах, как Влад Цепеш, Виктор Франкенштейн, Джек-потрошитель и доктор Джекил.

Повествование начинается от лица неизвестного рассказчика, оказывающегося ветераном войны Великобритании в Афганистане, где его жестоко пытали и одним прикосновением конечности неизвестного существа у него отмерла рука. По возвращении в Англию и в поисках жилья он стал снимать квартиру на Бейкер-стрит совместно с другим мужчиной, которого практически ежедневно посещали разные личности. Одного из посетителей тот мужчина представил как инспектора Лестрейда, сам назвался детективом-консультантом, оказывающим услуги частным сыщикам и полицейским следователям. Инспектор рассказал им о загадочном и жестоком убийстве, и все вместе отправляются на место преступления. После осмотра окрестностей, тела и помещения, детектив сообщает, что убитый является немецким дворянином и не является человеком, а также высказывают догадки касательно нацарапанного на стене кровью жертвы слова «Rache» (также как это было в «Этюде в багровых тонах»). Покинув здание, они садятся в правительственную карету, которая доставляет во дворец к королеве Виктории. Королевой является одно из существ, которые 700 лет назад победили человечество, и вместе с другими Великими Древними правят людьми. Виктория консультируется с ними о продвижении дела, а в качестве поощрения — своим прикосновением исцеляет руку ветерана.

В ходе следствия детектив и ветеран посещают театральное представление об исторической войне 700-летней давности между человечеством и Великими Древними, которые теперь правят на Земле. Главную роль в нём играет высокий человек, который по мнению детектива присутствовал на месте преступления. Выдавая себя за театрального агента, детектив предлагает театралу Шерри Верне выгодный контракт и назначает ему и его знакомому с хирургическим образованием встречу у себя дома, так как считает их убийцами немецкого дворянина. Считая, что Верне их не заподозрил, и получив согласие на встречу, сыщики удаляются, а Лестрейд по просьбе детектива организует у его дома засаду. В своей квартире детектив объясняет ветерану, что убийцы являются анархистами и так называемыми реставраторами, считающими, что люди сами должны распоряжаться своим миром, а Древние — не благожелательные правители, но порочные и бесчувственные монстры, доводящие своих жертв до безумия и смерти, и питающиеся их отрицательными эмоциями.

К сожалению для детектива и Лестрейда, Верне сам обладает значимым дедуктивным мастерством: установив, что детектив является не тем, за кого он себя выдавал, Верне вместо себя направляет ему письмо, излагая некоторые полезные советы для детективной работы и комплименты нескольким его исследовательским работам, относительно которых он ранее переписывался с ним под настоящим его именем. Понимая подозрения детектива, Верне, или как он подписался в письме — Rache, подтверждает всё установленное детективом и оправдывает свои действия теми многими совершёнными Древними ужасами, которые приходилось видеть, и считая это слишком высокой ценой за мир, который проживает человечество под правлением Древних. Когда Лестрейд инициирует поиск преступников, устанавливают, что мужчина с хирургическим образованием зовут Джон Ватсон и он бывший военный хирург. Детектив утверждает, что маловероятно, что преступников поймают на выездах из города, и они скорее всего затаились в городских трущобах. Сыщик просит ветерана сжечь письмо, как компрометирующее своего владельца, но тот прячет его в сейф к ценностям, чтобы дать ему огласку позднее, после смерти всех затрагиваемых в письме лиц.

Хьюго / Hugo Award, 2004 // Рассказ
Локус / Locus Award, 2004 // Короткая повесть
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2007 // Зарубежный рассказ года

Форма: рассказ

Оригинальное название: A Study in Emerald

Дата написания: 2003

Первая публикация: 2008

Перевод: Н. Гордеева

Язык: Русский (в оригинале Английский)

Лауреат: 2007 г.Премия SFinks (Зарубежный рассказ года)
2004 г.Хьюго (Рассказ)

Кураторы

Я — автор этой книги

Подробнее о книге

Популярные книги

Всего 1K

Новинки книг

Всего 312
Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее