Рецензии читателей

8 февраля 2011 г., 03:34
4 /  4.265

- А вы сами-то верите в привидения? - спросил лектора один из слушателей.
- Конечно, нет, - ответил лектор и медленно растаял в воздухе.



Мне иногда очень хочется рассказать о книге, но я не знаю, как. Да и стоит ли делать рецензию на таких мастеров слова, как Стругацкие? О недостатках речи нет, а о достоинствах все уже сказано. Вот и получается, что нечего добавить, кроме сухого "понравилось".

Я добиралась до "Понедельника" без малого два года. Сменялись города, эпохи... в общем, некогда мне было. А тут вдруг захотелось чего-то доброго, светлого и мудрого. Иногда меня клинит, и я складываю мистику в стопочку и отправляюсь к стопочке классики.
И почему я выбрала именно "Понедельник" - тайна за семью печатями. Доброе и светлое - да, без сомнения. Мудрое? Может быть. Но, наверное, я так хорошо посещала лекции по русской литературе, что Стругацкие вылетели из зоны моего внимания. Я искренне не знала, что это ЮФ,
"Учи матчасть, студент"
Поначалу я удивилась, потом подумала отложить, а потом втянулась. Таааа, такой полет фантазии современным беляниным и не снился :) Теперь я знаю, откуда все пошло.

Итак. Стиль не совсем мой. Лично я такие книги читаю со скрипом. Не потому, что не нравится, а просто перечитала много ЮФ в свое время. Да и тематика русских сказок, вплетенная в современность, меня мало интересует.
Но мысли!
Я почти не жила при Советах (три года не в счет). Знаете, после этой книги появилась ностальгия по СССР - это странно, да? Но только в СССР, наверное, работа могла преподноситься столь жизнерадостно. Не рутина, а развлечение, смысл жизни. Утопия просто.

Но вообще-то, отметку "понравилось" я поставила только после третьей истории. После глав про путешествие в выдуманное будущее. И мне вдруг стало так грустно.

Советские фильмы. Что мы видим? "Прекрасное далеко", благородных людей, счастье и спокойствие. Да, пафосно. Да, скучно. Но зато это было светлое будущее - будущее, которого ждали, а не боялись.
И что сейчас? Я вдруг отчетливо поняла, что боюсь будущего. Нас пугают концом света, мировым правительством, уничтожением всего живого, рабством - появился ужас перед будущим. Оно кажется темным и беспросветным - и мир подстраивается. Мир реагирует на эти мысли, поворачиваясь темным боком.
И как замечательно передали все это Стругацкие. Железный занавес - по одну сторону скучная, но спокойная жизнь, с полетами к другим планетам, слезами радости и огромным пафосом (не отнять). А по другую - другое будущее. Будущее, где...



Оказалось, что слева от рва человечество доживает последние дни под пятой свирепых роботов. (...)Справа от рва, на территории, которую он охраняет, людей поработили пришельцы из соседствующей Вселенной. (...) А милях в двадцати отсюда, если идти вдоль рва, находится область, где людей поработили пришельцы с Альтаира (...) Есть еще области, порабощенные разумными паразитами, разумными растениями и разумными минералами, а также коммунистами.



Легко понять, что за железная стена такая.
А вообще, грустно все это, товарищи. Страх перед будущим = плохое будущее. Страхи всегда исполняются.

А книге - 9 из 10.

29 января 2014 г., 16:10
5 /  4.265

Все мы наивные материалисты... И все мы рационалисты. Мы хотим, чтобы все было немедленно объяснено рационалистически, то есть сведено к горсточке уже известных фактов. И ни у кого из нас ни на грош диалектики. Никому в голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением может лежать море неизвестного, и тогда мы объявляем новое явление сверхъестественным и, следовательно, невозможным.
(из романа)

А если запросто, то пора, уже давно пора... включить Аркадия и Бориса Стругацких в список любимых авторов! Потому как степень приятия на этой вот книге достигла стадии непередаваемого ВОСТОРГА. Читала ее перед сном, постоянно приобщая к этому чуду супруга: "Ну жгут, ну не могу!" И действительно не могла..., не могла прийти в себя от остроты ума авторов, их мудрости, их знания человеческой натуры, да их фантазии, наконец.

Держите меня семеро, но я по-настоящему в экзальтации. Да, да, это мне вообще-то несвойственно. Но тут. Даже сейчас для рецензии не могу собраться, снова стать самой собой, чтобы разложить все по полочкам. Да и какие тут полочки, если все тут смешано: от сказочных домиков на курьих ножках до двухэтажных зданий, вмещающий сразу несколько этажей.

̶Н̶а̶х̶о̶х̶л̶и̶л̶а̶с̶ь̶ Собралась...

Роман в трех историях, соединенных одним героем, местом действия, идеей. Уф, не могу, слишком серьезно, нет, это совсем не про эту книгу.

Чумовой роман-сказка-быль, невероятная смесь из традиционных сказочных архетипов, советской действительности и фантастического разгула самобытности. Герой - обычный советский парень-программист, в то же самое время человек с открытым сознанием, готовый к диалектическому мышлению. Готовый, но он и сам не знает, как это с ним случилось. Просто въехал в эту сказочную реальность на своем авто. А дальше... Дальше нашему Александру предстояло начать новую жизнь, жизнь, где ты не удивляешься говорящему коту, меняющей название и содержание книге, неразменному пятаку, проезжему тупику, зарождающейся в автоклаве автономной жизни, и так дальше пошло-поехало. Причем все это рассказывается простым языком, особенно действенным, когда надо рассказать о непростой стороне самого обыденного. нужно просто пошире раскрыть глаза своего воображения и свой разум.

НИИЧАВО очень порадовал. Этакий прототип любого научного учреждения: масса увлеченных самыми разными идеями ученых; псевдонаука в трудах некоторых из них; мощный Модест Матвеевич, вмещающий в себя всю бюрократическую систему сразу. Меня просто умилили и порадовали уши. Да, да, обрастающие уродливым волосяным покровом уши тех ученых, которые долгое время только делали вид, что работали.

Думаю, мой отзыв отчасти сродни книги. Может показаться бредом. Но я уточню: это такой понятный мне самой бред. Так что для себя будущей я отзыв написала. Не знаю, будет ли он полезен еще кому-то, ведь многое в сюжете я пропустила через себя.

3 апреля 2016 г., 14:34
4 /  4.265

"Понедельник начинается в субботу" - это забавная и интересная попытка братьев Стругацких дать научное обоснование проявлениям магии и волшебства. Написана с искрометным юмором, а местами проскальзывает и откровенная сатира. Аудиовариант книги, прослушанный мной в исполнении Михаила Черняка с музыкальным сопровождением, просто бесподобен. Смело советую всем любителям аудиокниг.

Молодой программист из Ленинграда Александр Привалов во время своего летнего отдыха в городе Соловце встречается с двумя инженерами, которые вербуют его на работу в НИИ ЧАВО( Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства). От природы Александр обладает особым складом ума, позволяющим ему воспринимать и принимать магические вещи, которые с ним происходят. По-настоящему редкий случай, ибо человеку больше свойственно избегать всего иррационального и необъяснимого с "разумной" точки зрения. Так, разум человека спишет любое увиденное чудо на переутомление, галлюцинацию, игру света, сон и т.д. Лишь бы только сознание человека не покинуло пределов этого самого разума. Как сказал бы глубокоуважаемый Карлос Кастанеда: "Надежная фиксация "точки сборки" в одном положении". Это удел большинства. И, наверное, это правильно, потому что без надлежащей подготовки, контакт с большим объемом чудес приведет к фатальным последствиям для сознания человека.

Мы называем сумасшедшим того, у кого "точка сборки" гуляет сама по себе без всякой фиксации и который, благодаря этому, живет в совсем другом мире. А тот, кто может смещать "точку сборки" по своему желанию и фиксировать ее в нужном положении, тот и есть маг. Именно такие люди собираются под крышей НИИ ЧАВО. Каждый свой рабочий день сталкивающиеся со сказкой, но не отрицающие ее, а пытающиеся с помощью научного подхода дать объяснения всем проявлениям волшебного и магического.

Сотрудники института искренне любят свою работу, да и как можно ее не любить, когда твои трудовые будни - это сказка. Именно поэтому для них понедельник начинается в субботу и им в радость поработать даже в новогоднюю ночь. Тем более, что задача у них, ни много ни мало, осчастливить все человечество.

Книга поделена на три истории. Первая история довольно легка и носит чисто юмористический характер. Вторая история подается с претензией на социально-философские размышления о человеке и обществе. А в третьей авторы экспериментируют с тяжеловесной научной фантастикой на тему пространственно-временных перемещений.

Веселая и светлая работа Стругацких, свойственная оптимистичному раннему периоду их творчества и написанная в основном лейтмотиве русских сказок - сказка - ложь, да в ней намек, хоть и не произвела сильного впечатления, но оставила явно положительный след в сознании.

22 августа 2016 г., 11:27
4.5 /  4.265

Повесть "Понедельник начинается в субботу" похожа на айсберг. Можно вполне довольствоваться тем, что находиться над поверхностью, и получить в итоге милую, светлую, волшебную историю, которую можно читать детям в качестве сказки. А можно попробовать нырнуть глубже и увидеть скрытые под водой глыбы, омываемые множествами подводных течений. И история уже не покажется такой безоблачной и утопичной.
Программист Саша Привалов по воле случая попадает на службу в удивительное НИИЧАВО - Научно исследовательский институт Чародейства и Волшебства. В этом НИИ сказка перемешивается с наукой, Лукоморье с дубом и котом (правда, склеротиком - стар ведь уже) здесь более чем реально, как и русалка на ветвях, живая вода или изба на курьих ножках (Изнакурнож).

"А чем вы занимаетесь?" - спросил я. "Как и вся наука, - сказал горбоносый. - Счастьем человеческим".

Работники НИИ - настоящие советские герои, комсомольцы, умники и умницы, энергичные, честные, трудолюбивые, деятельные люди, веселые и находчивые ребята. Это настоящие Ученые, именно с большой буквы, которые не боятся нового и неизведанного.

Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было -- "Понедельник начинается в субботу". Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла челове- ческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек -- маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова.

И впрямь - утопия да и только!
Но как бы не так! И в этом магическом учреждении царит самая настоящая неприглядная реальность - бюрократические законы, демагогия, "загнивание" многих ученых, превращение их в обывателей, у которых от деградации мышления и души начинают становиться волосатыми уши.
Я столкнулась с мнением, что многие считают это произведение устаревшим и неактуальным. В этих словах есть только доля правды - мы уже не видим перед собой того светлого будущего, которое казалось таким достижимым в 60-х. Мы уже намного ближе к тому будущему, которое видел Саша Привалов, путешествуя во времени. В будущем, которое увидел Саша, по-прежнему есть Железный занавес, по одну сторону которого не прекращаются войны, а по другую исследования космоса достигли таких масштабов, что они мешают нормальному ходу жизни на Земле. В таком ли развитии науки стоит искать счастья? Вот что сегодня придает повести злободневности. А понятие психологии потребительства, так прекрасно продемонстрированное на примере эксперимента "ученого" Выбегалло, пытавшегося создать идеального человека будущего? Не кажется ли вам, что идея Выбегалло одержала верх?
Стругацкие удивительные мастера сатиры. Чем глубже начинаешь копать, тем больше находишь. Поэтому так важно прочитать эту маленькую книжечку, милую сказочку, которую часто помечают, как детскую. Но, как говорится, "сказка ложь, да в ней намек"...

9 мая 2011 г., 21:24
3 /  4.265

Я люблю читать исторические романы. Сидишь себе на диванчике, жуешь вкусняшки, а на страницах книги бегают всякие-разные крестоносцы. "Ого-го!" - бегут с 104-й страницы на 105-ю. А на 110-й уже прекрасные дамы. Ну и так далее. И как-то свободно я себя ощущаю в других эпохах, органично и вольготно, вне зависимости от того, Древний Рим это или Киевская Русь. Но есть один период, где мне почему-то непонятно и неуютно. Это СССР. Люди и чувства везде одинаковые, во все времена, но вот описание реалий, быта и проблем советского человека напрочь выбивает какие-то винтики у меня в голове и я начинаю дико тормозить.

"Понедельник начинается в субботу" - произведение язвительное, сатирическое, изобличающее. Если бы я прочувствовала все, что описывают Стругацкие на своей шкуре, я бы, наверное, их боготворила за такое произведение, потому как я даже из 2011 года ощущаю, как метко они "припечатали" все и вся. Вот, например, прочитала я фразу "Собирается, скажем, человек получить зарплату, а времени терять ему не хочется, и он посылает вместо себя своего дубля, только и умеющего, что никого без очереди не пропускать" - и ступор! Кого без очереди? куда? Потом, как до жирафа, доходит. Мне самой смешно, честное слово. Больше всего времени мне понадобилось, чтобы понять, при чем здесь коровий хвост к бутерброду с докторской колбасой (эпизод, где Привалов пытается сотворить себе еду, но это у него плохо получается). Я, дитя прогресса, адепт ГМО и эмульгаторов, четко понимаю, что чего-чего, а коровой в колбасе и не пахнет.

Но это я все о внешней стороне книги. Она, будучи очень советской, мне далека и непонятна (поэтому кстати и нейтральная оценка). А вот все то, что можно назвать вневременным, все то, что универсально, - это жемчужины мысли. Стругацкие - тонкие психологи, этого не отнять. В этой плоскости понравилось многое. Но все же лично мне не удалось абстрагироваться и отдаться во власть этой книги. Мы чужие друг другу. Я испытываю к ней уважение, почтение за то, что ее авторы вели (и ведут) за собой столько умов, но даже намека на симпатию не проскальзывает.

Обязательно прочту еще что-то у Стругацких. Если и в третий раз будет осечка, тогда "не тратьте, кумэ, силы, спускайтеся на дно", как у нас говорят :)

6 / 10

7 марта 2015 г., 17:27
4 /  4.265

Первая в моей жизни аудиокнига, которую мне удалось прослушать от начала и до конца (велика вероятность, что она же станет и последней). Хотя загадочные перемещения и исчезания "Понедельника..." в моей квартире не относятся к отзыву.

Мне лично очень легко понять, что из книг, находящихся на зыбкой грани между классикой и почти классикой, всё ж перевалило в первую категорию. На них совершенно не хочется писать отзыв с хоть каким-то анализом, потому что и так знаешь, что есть огромные прекрасные многотомные работы, всё сделавшие до тебя. Хочется лишь рассказать о впечатлениях, каких-то запомнившихся моментах, короче, всякой ерунде. Пока я не села писать эти строчки, я не осознавала, что Стругацкие стали для меня классикой (тем более, каюсь, они до сих пор для меня мало читанные, ибо появились в моей жизни уже после двадцати лет).

Хотя как раз с "Понедельником..." всё понятно. Как и "Двенадцать стульев" — растерзан на цитаты так, что живого места не осталось, причём цитаты знают даже те, кто "Понедельник..."-то и не читал. От этого возникает впечатление, что весь текст тебе хорошо знаком (ха, это мне-то — человеку с куриной памятью!) Обманчивое впечатление рассеивается при пристальном обращении к таким знакомым главам, а уж у меня оно было пристальнее некуда, ибо аудио, ни вправо, ни влево не шагнешь. В итоге я совершенно по-новому взглянула на многие эпизоды, которые раньше при прочтении проскакивали пулей мимо эпицентра моего внимания. Это я про всю сцену с полётом в литературное будущее, как-то раньше я просто над ней похихикивала, а тут рассмотрела, что смех-то вполне себе злобноватый и даже местами самодовольный.

Почему-то было очень приятно читать именно про саму концепцию фразы "понедельник начинается в субботу". Времена изменились, люди изменились, и я чувствую себя этаким старичком, который ворчит, что были люди в наше время и трава зеленее. Мне очень не хватает того, чтобы человек трепетно и нежно любил свою работу, чтобы она перерастала у него если не в маниакальное увлечение, то хотя бы в дело жизни. Чтобы хотелось идти и идти вперёд. В общем, не хватает мне этого слегка странноватого советского позитивчика и оптимизма, когда веришь, что за тобой будущее и свёрнутые горы, даже если ботинки расклеились, а на обед подсохшие макароны. Про то, что в науке это всё давно уже на пол-шестого и вряд ли воспрянет, я вообще молчу. Это раньше наука была чем-то волшебным, вдохновляющим, как раз чтобы только сказки и писать о ней, одно слово — магия.

Ещё меня печалит, что многих при чтении "Понедельника..." останаливает первая часть, которая самая комедийная. Дескать да ну, что тут читать, хиханьки и хаханьки, сказочки и колдовство. До последних частей не дотягивают, а там ведь уже совсем другой расклад. И все эти премудрости и теории с Янусами, и зловещий Выбегалло, и Апокалипсис вот тут уже где-то шкворчит. Просмотрели, он-то к нам уже давно подкрался, вполне себе сытый такой бородатый апокалипсис как раз по модели Выбегалло, всё потребялет и потребляет, сыто отрыгивает и недовольно топает ножками, мол ещё хочу.

И хотя это произведение легче в разы, чем большинство других вещей у Стругацких, странно, когда его считают сказочкой. Сказка — ложь, да в ней намёк.

2 марта 2011 г., 22:40
5 /  4.265

Книги Стругацких я люблю. Все, что доводилось читать у них ранее, давно уже относится к списку моих любимых книг. И "Понедельник" не стал исключением.

Это первая юмористическая вещь АБС, прочитанная мной. Хотя, нельзя приклеивать к ней ярлык "юмористическая". Книга многогранна, как и почти все произведения Стругацких.

В рецензиях принято писать о том, что понравилось, а что нет. Но здесь я совершенно теряюсь - просто не знаю, как можно выделить что-то одно. Хотя...

Очень понравилось название. И тот смысл, что оно несет. "Понедельник начинается в субботу" - это лозунг не трудоголика, как можно было бы подумать. Это лозунг человека, искренне любящего свою работу. И хорошо, если таких людей будет как можно больше.

Прочитано в рамках флэшмоба 2011

17 июня 2015 г., 09:24
5 /  4.265
— Вы, кажется, структуральный лингвист?
— Да.
— Интересная работа?
— А разве бывает неинтересная работа?
А. и Б.Стругацкие, «Попытка к бегству», 1962

«Понедельник начинается в субботу» - моя подростковая книга. Я читал ее бесчисленное количество раз, обычно летом, в начале июня, когда занятия уже кончились, а купаться еще нельзя. Но читал ее я и зимой, и осенью, и весной.

Я не помню, как зеленый томик с рисунками Карапетяна появился у нас, но это был единственный вариант иллюстраций, который я знал до недавнего времени, так что мое восприятие во многом сформировано именно рубленными образами, созданными во второй половине 80-х - начале 90-х, а не относительно-сказочными рисунками Мигунова.
картинка red_star
Такими мне и виделись герои этой сказки о познании, стремлении и оптимизме.

Но, отмечая 50-летие первой книжной публикации «ПНВС», Издательский дом Мещерякова выпустил почти репринт первого издания, с оригинальными рисунками, и я не устоял. Не скажу, что история заиграла новыми красками, но впечатление, конечно, иное. Жаль, что иллюстраций Мигунова существенно меньше, чем рисунков Карапетяна.

В этот раз мне показалось, что я уловил какие-то моменты, на которые не обращал внимания раньше. Например, на что намекали авторы, рассказывая о лаборатории Выбегалло и некоем снятом со стены портрете? И несколько пространных рассуждений о приспособленцах и о сломе традиций заставили меня думать, что в тексте, оказывается, есть антисталинские намеки. Хотя, возможно, это лишь надуманная интерпретация.

И наверняка навсегда останется без удовлетворения мое любопытство в эпизоде с путешествием в описываемое будущее. Если с отечественными поделками пытливые читатели вроде бы определились ( Гриада , Путь титанов ), то корни западных аллюзий, там, за Железной Стеной, в Мире Страха перед Будущим совершенно не ясны.

А книжка по-прежнему увлекает, заставляет меня пытаться читать медленнее, получать от текста удовольствие, как от коньяка, например, о котором говорит Эдик Амперян. Но я опять не удерживаюсь, читаю взахлеб. И опять переживаю в конце, что нет продолжения, что авторы не сделали из приключений Привалова цикл ("Сказка о Тройке" совсем уже не об этом). Судя по всему, не позволила окружающая действительность, дававшая все меньше поводов для социального оптимизма.

15 октября 2012 г., 14:43
4 /  4.265

Я тугодум. Осознала это только после этой - в принципе легкой - книжки, потому что первой моей мыслью было: "Понедельник... простите... когда?.." И как истинный Ponedelnik я поняла значение название только после прочтения. Для человека, любящего свое дело, нет понятия "выходной", потому что нет понятия "работа".

Вот честно, я тоже так хочу. Найти свое место, свое признание. Чтобы тоже так случайно познакомиться с человеком, который между делом пригласит меня в НИИЧАВО. Ну, или в Хогвартс, на крайний случай.

Есть в этом какая-то романтика: приключения, магия. Не хватает только красотки в бронелифчике, чтобы уж полный набор современного потребителя был. Но это я так - на самом деле, и без красотки здесь очень круто.

Про Стругацких слышала много, но руки дошли только сейчас. Единственное, я думаю, что людям из моего поколения эту книгу понять гораздо сложнее, чем, скажем, даже моим родителям. "Понедельник" так и дышит советскими ценностями, оптимизмом и верой в то, что "мы строили, строили и наконец построили" (коммунизм). И эта смесь Союза с магией дает просто-таки взрывоопасный коктейль, который взорвал если не весь мир, то наших любителей фантастики точно.

Новый выпуск "Книжной полки", посвященной братьям Стругацким, можно посмотреть здесь. В этом выпуске я разыгрываю абсолютно новый экземпляр этой книги, поэтому если вы еще не читали "Понедельник", но давно хотите, то это знак! :)

Флэшмоб-2012.
До апокалипсиса осталось...
3/4

5 января 2013 г., 15:59
5 /  4.265

СПОЙЛЕРЫ! МЕЛКИЕ И СОВЕРШЕННО БЕЗОБИДНЫЕ!
Замечательная книга! Легкая,живая,увлекательная,с шикарным юмором и иронией. Ах,какой там юмор! Я давно так не смеялась! Мама все время спрашивала,что,собственно,со мной происходит такое. "Мам, - говорю - я никогда еще не получала такого удовольствия от юмористической фантастики,так что не обращай внимания,если я вдруг буду неадекватно повизгивать". И ведь было же пару раз такое! А эпизод с котом-склеротиком Василием из Лукоморья! Вот это его "мнэ-э..." смешило меня до истерики,говорю вам! А когда Саша пытался сотворить себе бутерброд с колбасой и кофе,я ухохатывалась! Всю книгу я готова безжалостно растащить на цитаты! Вот самые любимые:"Теннис есть дрыгоножество и рукомашество" и "Я простой бывший Великий Инквизитор". Персонажи - это вообще отдельная история. Все они (как,впрочем,и всегда у Стругацких) необыкновенно колоритны. Наина Киевна Горыныч,хвастун Мерлин,Фёдор Симеонович Киврин,а главное - Кристобаль Хозевич Хунта (о,я его обожаю!) запоминаются надолго! Образ Саши Привалова (он же в кругу друзей Сашенция) тоже нарисован авторами с большой симпатией.
Но не стоит воспринимать "Понедельник..." только как юмористическое произведение. Здесь тоже есть над чем задуматься. Хотя бы над тем,что человек должен стараться жить не для себя,а для других. Что безделье,пьянство и себялюбие до добра не доведут,а только убьют еще одного человека хотя физически он может прожить сто лет. Что подлинная магия не в волшебной палочке,ковре-самолете или сапогах-скороходах,а в любви к ближнему. И что "секрет всеобщего счастья" и его поиски должны стать смыслом жизни каждого из нас...Если мы,конечно,этого захотим. Удивительно добрая и светлая книга. Теперь я знаю,что можно почитать,если вдруг станет грустно.

28 мая 2015 г., 20:07
4 /  4.265

Это первая, прочитанная мной книга братьев Стругацких. Я не пищу от восторга, не заношу её в любимые, но оценка высокая. Понравилось всё, начиная от названия и до самых последних строчек. 
Полёт фантазии просто сбивает с ног. Действительно, просто диву даёшься, как можно такое придумать, воплотить, да так, чтобы читатель заинтересовался, да чтобы с юмором. Это талант, конечно же, в данном случае умноженный на два. 
От некоторых эпизодов просто ухохатывалась.  А первую половину книги читала в очереди в поликлинике, так вообще боялась, чтобы меня в другой кабинет не отвели. 

Чудеса, чудеса, со всех сторон чудеса окружают Сашу  Привалова, когда он странным образом попадает в сказку. Сказка живёт в маленьком городке Соловце. Там даже создали НИИ, где и решают кучу магических вопросов, ставят опыты и исследуют эти самые чудеса. И Саша сразу и безоговорочно вписался в этот процесс, будто бы всю жизнь здесь работал. Он мало чему удивляется, просто иногда некоторые вещи приводят его в замешательство.  Ещё бы, говорящих любвеобильных котов в Москве не каждый день встретишь, как и джинов в бутылке. Да и зеркала в Москве шерстью не обрастают.  Я уж молчу о неразменных пятаках, бесконечно оживающих попугаях ( всё объяснено научно )), и попытках наколдовать себе бутерброд. 

В общем, перечислять эти волшебства и работу НИИ можно до бесконечности. Если честно, это одна из тех книг, на которые лично мне очень трудно писать отзыв. Это целый коктейль из юмора, сатиры, очень буйной фантазии и невероятных приключений. Очень вкусно, но описать ощущения тяжело- ингредиенты смешались окончательно. 

НИЧАВО так, скажу вам. Первый блин чтение точно не комом. 

12 сентября 2011 г., 12:06
2 /  4.265

Наверное, у меня в мозгу стоит анти-стругацкий блокиратор :(((
Столько людей их любят!! Мой любимый автор Лукьяненко их любит! Почему же у меня не получается их полюбить?
В который раз пытаюсь одолеть какую-нибудь книгу, но все никак ... Читаю "Понедельник начинается в субботу", и самой перед собой стыдно, как же так, почему всем нравится, а мне скучно, ну так скучно!

Через какое-то время сделаю Последнюю попытку завоевать стругацкий Эверест с "Трудно быть богом". Если и там "НЕТ", то сдаюсь. Эхх..

17 февраля 2013 г., 19:15
4 /  4.265

В который раз убеждаюсь, что у великих Стругацких мне интересно скорее внешнее, чем какие-то глубокие вещи. Видно, такой вот я неправильный читатель. Полёт фантазии действительно ошеломляет, добрая сказочная атмосфера, качественный юмор - чего стоят одни только имена героев. Великолепные персонажи-типажи, превосходно очерченные и живые. Думаю, у каждого найдется какой-нибудь знакомый Кристобаль Хозевич или, упаси боже, Выбегалло. То, как авторы играючи жонглируют сказочными, фольклорными и мифологическими элементами, достойно самых громких аплодисментов. Но вот лежащая в основе всего идея выглядит как-то простовато. Ну, альтруизм, работа с удовольствием, не за страх, а за совесть, свобода от эгоистических мотивов. Как-то всё это слегка наивно. То есть как, в контексте именно этой повести всё это выглядит удивительно органично и уместно, но, когда тебе все обещают знакомство с этапной вещью великих фантастов, ждёшь немного другого. При этом я категорически против убеждения, что будто бы проблематика Стругацких устарела морально, застряв в мире и реалиях Советского Союза. Люди-то всё те же, и альтруизма всё так же не хватает. Просто хотелось бы чуть больше глубины, чуть изящнее и необычнее. Но мне всё равно понравилось, хотя и не до полного восторга.

15 сентября 2008 г., 18:09
5 /  4.265

Ведь так и получается, что есть такие люди, как из отдела Абсолютного Знания, которые пришли к выводу "Работай не работай - всё едино", и которые, как иногда с сожалением кажется, составляют большую часть всех нас.
Но эта повесть не про них, а про Людей с большой буквы, у которых девиз - "Понедельник начинается в субботу". Они стоят на пути каждодневного совершенствования, они находят удовольствие в своей работе, меньше думают о себе и больше - о других.
В этой неповторимой атмосфере институтского волшебства словно находишь своё место, где всё там - твоё родное, куда интересно приходить каждый день, с лёгкостью пропуская выходные и праздники. Хочется быть именно таким человеком, и эта книга является бесконечным стимулом. Не ждите, пока на ваших ушах появится пушок.

21 февраля 2017 г., 20:42
4 /  4.265

В целях природы обуздания,
В целях рассеять неученья
Тьму
Берём картину мироздания – да!
И тупо смотрим, что к чему…

Чудеса творятся в этом романе. Невообразимые и нескончаемые. Избушка на курьих ножках, змей горыныч, кот Василий, рассказывающий сказки и много другое. Но самое интересное - это попытка объяснить природу возникновения магии и волшебства. Именно об этом и написана книга. Роман-сказка. Правда "сказка ложь, да в ней намек" или в "каждой шутке есть доля правды". Повесть хоть и с юмором, но прочтя её, понимаешь как много вполне серьёзных вещей заложено.

Книга состоит из трех частей: "Суета вокруг дивана", "Суета сует" и "Всяческая суета". Эти части объединены одним главным героем и миром, в котором всё происходит. Первая из них я далась мне сложнее всего. Я читала и думала, что это за бред и как во всем разобраться. И что, если и дальше меня ждет подобное, то я чего-то явно не понимаю в плане оценок - столько положительных отзывов. Александр Привалов - программист встречает двух мужчин, которые заманивают его к себе работать, отвозят его в странный дом на улице Лукоморье, где ему предстоит предстоит познакомиться и увидеть много загадочных вещей: кота Василия со склерозом, говорящую щуку, исчезающий диван. Какова же была моя радость, когда начиная со второй части я стала понимать о чем идет речь и втянулась в повествование. НИИЧАВО очень похож на современные НИИ, а люди, работающие в нём каждый описан потрясающе.

21 июня 2017 г., 23:11
3 /  4.265
"Восемьдесят три процента всех дней в году начинаются одинаково: звенит будильник."

Я не могу сказать, что эта книга мне не понравилась. Но и что понравилась я, к сожалению, тоже сказать не могу...
Начну с того, что моя начальница советовала прочитать эту книгу уже больше года. А я все откладывала, да откладывала. Совет она всегда сопровождала словами, что уж больно наша работа похожа на работу в НИИЧАВО. Честно, не нашла я тут отголоски своей работы. Разве только вот эта вечная суета. Возможно, но не уверенна.

Книга рассказывает об обычном человеке - Александре Привалове. Он приезжает в городок Соловец, но оказывается, что городок просто переполнен сказками и волшебством. У них даже институт есть свой собственный - НИИЧАВО. До прочтения этой книги я, к своему стыду, понятия не имела, как это расшифровывается. Поэтому вместе с Приваловым строила разные догадки.

Идея интересна: сказки, мифология, создание идеального человека, изучение счастья человеческого, путешествие во времени. Очень много всего интересного сосредоточено в маленьком городке. И подача авторов тоже на высоте! Отличный, искромётный юмор, присутствует и сатира тоже. Но, к сожалению, меня не зацепило. Пару раз я улыбнулась и все, не более. В некоторых местах, не смотря на события, которые происходят, мне было откровенно скучно.

А приключений в книге много. Тут вам и создание идеального человека, но что-то пошло не так, и путешествие в будущее, и выяснение, что случилось с попугаем и почему он снова и снова появляется в кабинете, и почему человек один, но личности две. Это и многое другое можно найти на страницах книги. К тому же объем небольшой, читается книга за один/пару вечеров.

Может, такая фантастика мне не по душе, может, стиль авторов, а может обычное настроение. Но не зашло. Хотя искренне сомневалась, какую оценку поставить - 6 или 7? Остановилась на 6,5. Может быть, через некоторое время, моё мнение и изменится. Но сейчас только так. Большего и сказать не могу.

21 февраля 2013 г., 03:07
5 /  4.265

"Но это уже совсем другая история" — широко известная фразочка от популярного телеведущего Леонида Каневского. А вот и нет — этой фразой заканчивается каждая часть этого гораздо более раннего по времени фантастического романа братьев Стругацких (респект и уважуха Каневскому, или тому, кто придумал вставить эту фразу в популярную телепередачу). Правда если погуглить, то можно углубиться в поисках истины об авторстве этого изречения в такие недра истории, что уже и сама фраза размажется в многочисленных нюансах переводов...

Чаще всего говорят, что этот роман представляет собой сатиру на совнауку и соцстрой. Ну, это безусловно. Однако же это одновременно и панегирик Науке. Хотя... Выбегалло не пробегало, ребята? :-))

А вообще я из везунчиков, потому что мне повезло сначала наткнуться на первую публикацию этой повести, когда была издана только первая её часть "Суета вокруг дивана" (Википедия подсказывает, что это был "молодогвардейский" сборник Фантастики за 1964 год) и сразу же и насмерть влюбиться в эту книгу. Наткнуться и влюбиться тогда же, сразу после выхода сборника, году в 1965 (спасибо старшему брату), в восьмилетнем возрасте, и суметь прочитать эту сказочную повесть, и навсегда заболеть научной фантастикой. И старательно искать потом другие книги авторов и гораздо позже уже узнать, что эта повесть существует целиком...

PS Это был отличный вариант аудиокниги, тот случай, когда чтец (Михаил Черняк) сумел одними голосовыми средствами "сделать" характер каждого "характерного" персонажа и героя.

3 июля 2017 г., 05:43
4 /  4.265

Потрясающе, волшебно! Начало ужасно смешное, все эти паразитирования на фольклоре зашли исключительно на ура. Бытность работы в институте моя любимая тема (сама проработала в универе 6 лет и это ни с чем не сравнить). Отлично простебали писателей фантастов (когда герой отправился в известное будущее). Все невероятно душевное. Но я не назвала бы эту книгу сюжетной, в ней конечно есть сюжет, даже целых три (последний про попугая дался уже тяжело), но больше они похожи на случайные истории, чем на что-то цельное. В процессе чтения было здорово и интересно, но думаю книга особо не запомнится и достаточно скоро забудется.

24 апреля 2013 г., 08:24
1 /  4.265

Вновь погружение в Стругацких, вновь неудачно. Все ими восхищаются, припоминают те или иные названия, а попробуй сам почитать что-то из "Великих", то только грустью наполняешься. Честное слово - похоже не моё это совсем. Хоть и люблю фантастику, уважаю фэнтези, даже юмористические подтипы жанров, но Стругацких понять не могу. "Трудно быть Богом", "Обитаемый остров" - чудесны... есть ли у Них хоть что-то близкое к этому. Это мне сейчас больше всего интересно.

"Понедельник начинается в субботу" - стёб. Какие бы реалии не пытались описать Стругацкие, какие бы эзоповские приёмы не использовали, получилось у них скучно, блекло, вообще неинтересно. Идея возродить славянское мифотворчество в советском масштабе можно было бы реализовать и более весёлым способом, обойдя всю заунывность ситуации во благо коммустического прогресса.

Закрыть. Забыть.

28 января 2013 г., 14:23
5 /  4.265

Это книга из трех книг. Сказка из трех сказок. И у каждой свой особенный смысл, своя мораль, свой жизненный урок.

История первая.
Волшебство живет среди нас, живет в нас и вообще существует. Есть только один нюанс. Готовы ли вы увидеть это самое волшебство, готовы ли вы поверить в него и принять его, не испугавшись, не убежав, трусливо поджав хвост? Готовы ли вы открыть свою душу и разум настолько, чтобы впустить чудеса в свою жизнь?

Всё, чему мне случилось быть здесь свидетелем, не было мне совершенно незнакомым, о подобных случаях я где-то что-то читал и теперь вспомнил, что поведение людей, попадавших в аналогичные обстоятельства, всегда представлялось мне необычайно, раздражающе нелепым. Вместо того, чтобы полностью использовать увлекательные перспективы, открывшиеся для них счастливым случаем, они пугались, старались вернуться в обыденное. Какой-то герой даже заклинал читателей держаться подальше от завесы, отделяющей наш мир от неведомого, пугая духовными и физическими увечьями. Я ещё не знал, как развернутся события, но уже был готов с энтузиазмом окунуться в них.


История вторая.
Счастье - иметь любимую работу, счастье - трудиться для других, счастье - думать и познавать что-то новое, счастье - создавать. И для таких счастливых людей не существует понедельников, пятниц, суббот или воскресений. Для них каждый день - рабочий, каждый день заполнен делами, потому что без этого жизнь у них уныла, тосклива и бесполезна.

Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек - маг в душе, но он становится магом тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова.


История третья.
Не на все вопросы стоит знать ответы. В частности, будущее для человека всегда должно оставаться загадочным, непознанным, неопределенным. Должна быть тайна. Знать, что с тобой произойдет завтра - величайшее наказание, ибо жизнь теряет смысл, теряет очарование. Нет ощущения свободы, нет ощущения выбора. Так стоит ли начинать читать книгу с конца?

Я почувствовал себя глупо. Было что-то унизительное в этом детерминизме, обрекавшем меня, самостоятельного человека со свободой воли, на совершенно определённые, не зависящие теперь от меня дела и поступки. И речь шла совсем не о том, хотелось мне ехать в Китежград или не хотелось. Теперь я не мог ни умереть, ни заболеть, ни закапризничать («вплоть до увольнения!»), я был обречён, и впервые я понял ужасный смысл этого слова. Я всегда знал, что плохо быть обречённым, например, на казнь или слепоту. Но быть обречённым даже на любовь самой славной девушки в мире, на интереснейшее кругосветное путешествие и на поездку в Китежград (куда я, кстати, рвался уже три месяца) тоже, оказывается, может быть крайне неприятно. Знание будущего представилось мне совсем в новом свете…


Замечательная книга. Добрая, светлая, очень оптимистичная, очень открытая.

7 декабря 2011 г., 11:09
3 /  4.265

После "Трудно быть богом", которая повергла меня в шок (в хорошем смысле этого слова), эта книга меня жутко разочаровала. Я даже не поверил, что авторы одни и те же. Может, какую-то писал Борис, а какую-то - Аркадий? ))
А если серьезно, то я чувствую себя обманутым. По нумерации в книге больше 300 страниц. Вопрос - куда делись страницы между первыми двадцатью и последними двадцатью? У меня возникло стойкое ощущение, что я не читаю, а пережевываю картонку. И вроде все грамотно написано, понятно, что вот тут юмор и вот тут - а не смешно. Не сильно посмеешься с куском бумаги в горле.
А если еще серьезнее, то я понял, что значит - книга не ко времени. Попадись она мне лет в 15 - и мнение мое, возможно, было бы совсем другим. А так - на троечку.
Да, это ж позабытый-подзаброшенный мною Флешмоб-2011. Рекомендация Lusien

20 июля 2017 г., 11:17 , ru
5 /  4.265

Теперь я знаю что такое " дикое воображение"! Эта книга заставила меня действительно думать о большом количестве концепций и идей! Она также наполнена удивительными, мощными образами.

В книге содержится большое количество ссылок на известные русские сказки и рассказы: появляется Баба Яга, Змей Горыныч и Ученый кот из «Руслана и Людмилы» Пушкина, который оказывается слегка сумасшедшим бардом( с возможной деменцией) Некоторые фигуры из мифологии например, джинны. Авторы изображают этих персонажей и понятия (например, магию) либо как объекты научного исследования, либо как сотрудников Института. Например, Мерлин описывается как некомпетентный хвастун возглавляющий департамент предсказаний Института. Техническую справочную службу возглавляет Один, также известный как самый могущественный волшебник во вселенной, а виварий укомплектован Альфредом, вампиром.

Книга возмутительна, персонажи тоньше страниц, нет никакой драматической напряженности, но ничто из этого не имеет значения, потому что здесь правят идеи.
Братьям Стругацким удалось гармонизировать все: научные исследования, коммунистический оптимизм, научную фантастику, академические круги и так далее.

3 апреля 2016 г., 19:39
4 /  4.265

Какая классная вещь. Но с другой стороны все же немножечко заумная. И ближе к концу я все таки поняла, почему в возрасте лет 12-13 Стругацкие у меня не пошли, даже со скрипом.
Очень тонкое и ироничное произведение. Так сказать первые дни и месяцы работы на новом месте. Надо сказать, что процесс адаптации у Александра прошел мягко и быстро. Буквально за первую же ночь. Но даже это не смогло его уберечь и сразу подготовить его к действительности.
Не знаю уж, что было раньше курица или яйцо. Но книга очень сильно напомнила мне старый еще фильм "Чародеи". И от этого читать вначале было как-то предсказуемо и ожидаемо.

30 сентября 2012 г., 19:26
5 /  4.265

Это гимн научным работникам. Как Дверь в лето Хайнлайна - гимн инженерам, так "Понедельник" Стругацких - сказочно-фантастическая ода учёным. И как же я рада, что, несмотря на то, что в Стругацких в целом, увы, неизменно разочаровываюсь, тем не менее, от их "Понедельника" в частности тащусь уже больше пятнадцати лет.

3 марта 2017 г., 11:44
3 /  4.265

Как-то не прониклась я этой книгой. Слишком она мне суетливой показалась. Вот такое определение приходит на ум. И даже не могу сказать почему так.
Все бегут, все спешат, нужно срочно раскрыть очередную магическую загадку, разоблачить злые намерения, не допустить очередного «научного успеха» профессора Выбегалло.
Больше всего понравилась часть, в которой рассказывается о контрамоции. Интересно же жить из будущего в прошлое.
Да, общего с фильмом "Чародеи" лично для меня настолько мало, что если бы не аннотация, даже не догадалась, о том, что фильм был снят по мотивам этой книги. Так что для меня это две совершенно разные истории. Я и фильм не очень люблю, да и книга прошла как-то мимо.

1 2 3 4 5 ...

Читайте также

• Подробнее о произведении
• Лучшие рецензии за месяц
• Что почитать