Поделиться:

Дракон

Форма: пьеса
Дата написания: 1944 год

Четыреста лет правит городом страшное трехглавое чудовище — могущественный Дракон. Жители под его властью потеряли человечность, стали безразличны и лицемерны. Но вот однажды в город приходит странствующий рыцарь Ланцелот — рыцарь без кольчуги и меча, но с отвагой в сердце...

Книга в подборках

Галерея славы «Игры в классики»

Победители "Игры в классики" 1-7 туров
Julia_cherry
livelib.ru
Подборка по игре Ламповый флэшмоб 2017!
Группа Ламповый флэшмоб
Работают:
НЕ пишите, что вы работаете над подборкой, если на самом деле не работаете! Участники: Omiana , BookSwan ,…
Tayafenix
livelib.ru
3Г. Блэк Джек. Классный журнал.
Классный журнал 3Г класса игры "Школьная Вселенная"!
Здесь будет находиться вся актуальная и необходимая информация по игре. Классный руководитель -…
Eli-Nochka
livelib.ru

Рецензии читателей

11 января 2017 г., 00:58
5 /  4.507

Шварц, Захаров, Абдулов, Янковский, Леонов... Эти имена ассоциируются у меня с лучшими взрослыми сказками, которые я когда-либо читала, смотрела, слушала. Впрочем, и "Обыкновенное чудо", и "Дракон" были сказками только в детстве, по мере взросления я замечала в них все больше горечи и мудрости. И если "Обыкновенное чудо" все-таки оставляет сладко-горькое послевкусие, то "Дракон" отдает горечью очень сильно - наверное, именно поэтому этот фильм я не очень любила, я до него тогда еще не доросла. И вот в последнее время мне на глаза все чаще стали попадаться то цитаты, то фрагменты из "Убить дракона" - захотелось прочитать пьесу (сценарий к фильму, кстати, писали Горин и Захаров, а не Шварц), а потом, возможно, и сам фильм пересмотреть.

Насколько же актуальна эта пьеса от первой до последний строчки сегодня! Почти что каждую реплику из нее можно разбирать на цитаты, хотя, конечно, вырванные из контекста фразы зачастую теряют свою силу. По сюжету в некий город пребывает "профессиональный герой" Ланцелот и узнает, что здесь есть "профессиональный злодей" - Дракон, который раз в год забирает себе лучших девушек, не говоря уж о других огромных податях. Но горожане не ропщут - зачем? Ведь когда-то давным давно дракон сделал доброе дело, а добро забывать нельзя. Ведь он истребил цыган, а все знают: цыгане - плохие! Кто сказал, что они плохие? Ну так Дракон и сказал. И ведь если не этот Дракон, так другой, так лучше уж свой, привычный, прадедовский. Убить Дракона? Что вы, нельзя, ни в коем случае, у нас же стабильность с ним!.. (извините, вырвалось)

А битва Ланцелота с Драконом! Когда только мальчик (невинное дитя как и в "Голом короле") видит, что герой побеждает злодея, а не наоборот. Впрочем, горожане тоже видят, но предпочитают молчать и подглядывать исподтишка - а как дело-то обернется? Кто победит - к тому и присоединимся. Как сказал кот Машенька:

Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать.

А тем временем личный секретарь господина Дракона разводит демагогию:

Голова Дракона с грохотом валится на площадь.
<...>
Генрих. Слушайте коммюнике городского самоуправления. Обессиленный Ланцелот потерял все и частично захвачен в плен.
Мальчик. Как частично?
Генрих. А так. Это — военная тайна. Остальные его части беспорядочно сопротивляются. Между прочим, господин дракон освободил от военной службы по болезни одну свою голову, с зачислением ее в резерв первой очереди.
<...>
Генрих. Слушайте обзор происходящих событий. Заглавие: почему два, в сущности, больше, чем три? Две головы сидят на двух шеях. Получается четыре. Так. А кроме того, сидят они несокрушимо.

Вторая голова Дракона с грохотом валится на площадь.

Обзор откладывается по техническим причинам. Слушайте коммюнике. Боевые действия развиваются согласно планам, составленным господином драконом.

Ничего не напоминает?

Впрочем, есть честные люди, есть те, кто помог герою. Но даже они не борются, их сажают в тюрьму - они сидят покорно за решеткой, что уж тут поделать - с системой этой - только смириться. Это мы виноваты в том, что позволяем Дракону нами управлять, мы виноваты в том, что подхалимничаем, что равнодушно смотрим на горе других, что беспрекословно подчиняемся и верим любой лапше, развешанной по нашим ушам... Так что, на самом деле, убить того самого Дракона - это не самое главное. Ну найдется герой, совершит он этот подвиг. А дальше что? Дальше на его место придет подлец-бургомистр, ничем не лучше Дракона, может, даже хуже. А мы позволим этому случиться, зачем лишний раз рыпаться? Так что главное, на самом деле, - это то, что дракон сидит почти в каждом из нас, и вот с ним справиться гораздо сложнее. Но очень-очень нужно. Пойду-ка я бороться со своим собственным драконом, а то как-то даже стыдно стало - узнавать себя в горожанах этого сказочного, но такого реального города...

31 июля 2017 г., 21:19
5 /  4.507

На первый взгляд - классическая история о девице в беде, отважном рыцаре без страха и упрека и кровожадном монстре. Но под тривиальным, по сути, сюжетом скрывается ироничная и философская история о людях, подвигах и чудовищах внутри кожного. Что же такое власть и что же такое добродетель? Как и от кого на самом деле должен спасать истинный герой. Заслуживают ли люди тех правителей, которых имеют и могут ли, а главное хотят ли без них обходиться. Небольшая пьеска и очень много вопросов. Иронично и в тоже время очень грустно.

14 января 2017 г., 21:18
5 /  4.507

Какая пьеса! Сижу и не могу отойти от нее. И что самое страшное: она была актуальна во время написания, актуальна сейчас, и, наверное, будет актуальна всегда, как бы печально это ни звучало.
В город прибывает путник-герой Ланцелот, который узнает, что в городе есть Дракон, которому каждый год отдают одну девушку, да и в течение года ни в чем ему не отказывают. Ланцелот хочет убить Дракона и спасти людей, но только люди не хотят быть спасенными. Ведь когда-то Дракон совершил доброе дело, да и привыкли все к нему, чего же убивать его. Ну подумаешь, по девушке в год забирает, мы за ней погорюем и год спокойно жить будем. Дракон же цыган уничтожил, а они злые были, так Дракон нам рассказывал.
В общем, пьеса заставляет о многом задуматься. Ведь все от людей зависит. И убийство Дракона ничего не изменит, если люди сами не захотят. Очень точно и правильно написано в конце "В каждом из них придется убить дракона". И нужно не кричать "почему другие ничего не делают", а начинать с себя, убить своего дракона.
Во такая сказочная, но и такая реальная история.

20 марта 2014 г., 08:58
5 /  4.507

Когда-то очень давно я читала эту пьесу среди прочих в большом сборнике Шварца: тогда она мне совсем не понравилась.
Прошло много лет, я выросла и повнимательнее пригляделась к себе и миру. В последние годы цитаты из "Дракона" прямо-таки носились в воздухе и я пообещала себе перечитать когда-то недопонятое произведение.
Долго тянула, но момент выбрала, кажется, самый что ни на есть подходящий: жизнь как раз дошла до той самой, "сказочной" кондиции, дошла в очередной, юбилейный, раз.
И кричать хочется: люди! это же про нас! про вас! посмотрите!
И цитировать огромными кусками, примерять: как же похоже, сидит, словно влитое!

Сладенькая, праздничная ложь, жалкое величие, униженная любовь к правилам и угрозам. Сводки с полей от лицемерных прислужников.
Что бы ни было - оставьте меня в покое, я ничего не знаю, начальство сказало не знать.
Начальство сказало терпеть, и я радостно слушаюсь, радостно похихикиваю в уголке, если абсурд становится совсем невыносимым.
Пеку булочки в память о казненных.
Что ещё можно сделать? ничего!

Как жаль, что профессиональных героев не водится больше. Как жаль, что любить многих людей вокруг мне уже невыносимо.
Ведь, может, только любовью и вправду можно убить в ком-то дракона.
Быть может, именно она - настоящая - делает каждого из нас самим собой, а не частью бездумного стада.
А может, и нет.

24 января 2016 г., 17:14
5 /  4.507

Какое чудесное произведение! Много лет не доходили руки взять и прочитать. Вроде бы, чего там делов-то, пьеса на 85 страниц. Диалоги да ремарки: бери и читай. Но как-то робел. На это произведение есть огромное количество отсылок в повседневной жизни. Цитаты из этой пьесы уж очень точно отражают суровую действительность.


Ланцелот. А что он еще сделал доброго?
Шарлемань. Он избавил нас от цыган.
Ланцелот. Но цыгане — очень милые люди.
Шарлемань. Что вы! Какой ужас! Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана. Но я еще в школе проходил, что это люди страшные.
Ланцелот. Но почему?
Шарлемань. Это бродяги по природе, по крови. Они — враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они проникают всюду. Теперь мы вовсе очистились от них, но еще сто лет назад любой брюнет обязан был доказать, что в нем нет цыганской крови.
Ланцелот. Кто вам рассказал все это о цыганах?
Шарлемань. Наш дракон. Цыгане нагло выступали против него в первые годы его власти.

...Я видел, как вы плакали от восторга, когда кричали бургомистру: «Слава тебе, победитель дракона!»
1-й горожанин. Это верно. Плакал. Но я не притворялся, господин Ланцелот.
Ланцелот. Но ведь вы знали, что дракона убил не он.
1-й горожанин. Дома знал… а на параде… (Разводит руками.)
Ланцелот. Садовник! Вы учили львиный зев кричать: «Ура президенту!»?
Садовник. Учил.
Ланцелот. И научили?
Садовник. Да. Только, покричав, львиный зев каждый раз показывал мне язык. Я думал, что добуду деньги на новые опыты… но…
Ланцелот. Фридрихсен! Бургомистр, рассердившись на вас, посадил вашего единственного сына в подземелье?
2-й горожанин. Да. Мальчик и так все кашляет, а в подземелье сырость!
Ланцелот. И вы подарили после того бургомистру трубку с надписью «Твой навеки»?
2-й горожанин. А как еще я мог смягчить его сердце?

Однако набравшись решимости, произведение я все же прочитал.
Вах-вах-вах! Какое же это удовольствие! Как же оно остроумно, лаконично и душевно написано! Сказать-то даже не знаю, что еще – давно надо было прочитать, а потом еще перечитать. Теперь и за другие пьесы возьмусь. Если нашел автора, который владеет таким языком и стилем – отпускать его после одной короткой пьесы никак нельзя!

А что касается месседжа, тут на самом деле каждый волен выносить то, что ему ближе и острее его задевает. Кто-то, например, как я, видит лицо тоталитаризма и то, как тоталитаризм разрушает и губит человеческие души. Кто-то видит в первую очередь простых людей и то, как они порой не могут распоряжаться свободой и сами создают себе новых тиранов. Кто-то видит слабость человека перед драконом. Кто-то видит силу дракона перед обычным человеком. А кто-то вообще увидит только кота и будет в чем-то прав – кот существенная часть произведения!
Пьеса заставляет подумать. Но заставляет очень мягко, как хорошая детская сказка. В ней есть смысл, много смысла, и явного, и скрытого между строк. Но есть и просто форма, в которую эти смыслы облечены. И эта форма ценна сама по себе, потому что создал ее мастер!

8 марта 2015 г., 17:38
4 /  4.507

В душе каждого из нас живёт дракон. У кого-то он огнедышащий, у кого-то - трёхголовый, а у кого-то ещё только входит во вкус и отращивает свои когти. И никуда от этого не деться. С драконом трудно бороться, тяжело его одолеть, но не радуйся, если тебе удастся это сделать: в твоей душе зародится новый дракон. Возможно, страшнее предыдущего...

Мне кажется, пьеса именно об этом. Каждый герой произведения носит в душе это чудовище. Даже Ланцелот - великий и храбрый, защитник оскорблённых и обездоленных, спаситель невинных и красивых девиц - питает дракона своим упрямством и самоуверенностью, а, победив его, даёт жизнь ещё более мелкому и жадному Дракону - Бургомистру.

Самое главное, не разрешить зверю управлять собой и своей судьбой. Но это, пожалуй, ещё труднее, чем убить Дракона.

Уверяю вас, единственный способ избавиться от драконов - это иметь своего собственного.
15 сентября 2013 г., 20:29
5 /  4.507

Это моя любимая пьеса Шварца. Она такая... Добрая, изящная. Ее юмор тонок и искрист. Читая, получаешь эстетическое наслаждение. Прекрасно!

9 января 2016 г., 16:25
4 /  4.507

Очень давно пыталась посмотреть фильм "Дракон", снятый по пьесе. Честно: не поняла, скучно, утомительно, а просто на хороших актёров смотреть не хотелось. Наверное, непонимание и побудило прочесть именно эту пьесу Шварца.

Дааа... Может я смотрела фильм не в том возрасте, а может и не нужно было смотреть, а именно прочитать. А прочитав, это было настоящее удивление: как это автора, написавшего пьесу в 1943-1944 годах за такое не расстреляли? Это не просто намёк, это жирный плевок в советский режим. И не смотря на натянутый хэппи энд, очевидно, что конца и края болоту не видно, а беда-то как раз в самих людях, которые всегда будут кормить своего дракона, а уж его свято место пусто никогда не будет. Да и спасать этих людишек тоже не надо, им хорошо от того что они лижут одно место тем кто повыше, а уж те кто повыше хорошо будут стараться, чтобы не осрамиться перед подданными и будут щедры на выдумки как их наказывать за все подряд, и за голос слишком весёлый и за запрещённую букву написанную на заборе (это буква Л - Ланцелот)). Вобщем, если отрубить башку одному дракону, на его место тут же придет новый дракон, и не факт, что он будет лучше.

Конечно, пьеса намного глубже, чем просто политическое произведение, Дракон - это и образ собственных пороков, которые человек кормит, оправдывает и даже боготворит. Ведь "лучший способ защититься от дракона, иметь своего собственного"

Павлова Александра. Иллюстрация к пьесе Е. Шварца "Дракон":

картинка sleits

Читайте также

• Топ 100 – главный рейтинг произведений
• Самые популярные книги
• Книжные новинки