4,3

Моя оценка

1584 год. Русь истощена Ливонской войной и бесчинствами опричников. Приближается Кириллин день, 18 марта, согласно предсказаниям волхвов, последний в жизни государя Иоанна Грозного. А в это время о власти мечтает боярин Борис Годунов, и в своих честолюбивых замыслах он готов идти до конца...
Цикл: Драматическая трилогия, книга №1

Лучшая рецензия на книгу

Sapunkele

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 января 2024 г. 21:29

93

4

С творчеством Алексея Толстого я прежде знакома не была, да и о написанном им знаю ничтожно мало, поэтому все знакомство начинала с нуля. В целом пьеса мне понравилась. Не могу сказать что она яркая или особо запоминающаяся, но добротная историческая канва присутствует. События пьесы происходят в последние дни правления Ивана Грозного. Время, когда царь растратил былой авторитет, прекратил бесконечные казни и террор, отчасти ушел в себя после смерти сына Ивана. Сюжет завязывается когда царь просит боярскую думу назначить преемника, которому он сможет передать власть. Я не сильна в истории 16 века, но мне показалось Толстой действительно максимально пытался передать историческую достоверность и ход событий. Все действующие лица даже и без знания истории на слуху - Шуйские, Мстиславский,…

Развернуть

Основным историческим источником при работе над «Смертью Иоанна Грозного», как и над всей трилогией, для А. К. Толстого послужила «История государства Российского» Н. М. Карамзина.

В «Смерти Иоанна Грозного» главным предметом такого анализа становится деспотизм Ивана IV. Царь изображён в трагедии не как злодей или сумасшедший — напротив, он чрезвычайно умён и проницателен, обладает мощной волей и недюжинной энергией, действует искренне и страстно. В нём нет ничего мелкого и эгоистичного, и всю силу своей мощной и цельной натуры Иоанн обрушивает на достижение цели, которую считает благородной — на сохранение и усиление собственной власти. Преследуя эту цель, он последовательно губит всех, кто превосходит его хоть в чём-то — рождением ли, заслугами ли, общим ли уважением в народе — и под конец своей жизни остаётся один, без друзей и сторонников, посреди разорённого государства. Таким образом, Иоанн оказывается палачом самому себе; его трагическая вина — в попрании всех человеческих прав во имя государства.

«Смерть Иоанна Грозного» впервые увидела свет в 1866 году, будучи напечатанной в журнале «Отечественные записки». Год спустя пьеса была поставлена в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Премьера имела большой успех, несмотря на погрешности исполнения (актёры соперничали, что лишало драму выразительной главной роли).

В 1868-м пьеса была переведена на немецкий язык и поставлена в придворном театре великого герцога Веймарского. Эта постановка также прошла успешно, чему немало способствовал отличный перевод, выполненный Каролиной Павловой.

В центре трагедии — две основные сюжетные линии: судьбы Иоанна Грозного и Бориса Годунова. Первый предстаёт в трагедии уже на склоне лет, измождённым, и, сверх того, мучимым угрызениями совести из-за недавно совершённого преступления (в порыве гнева он насмерть зашиб посохом своего сына Ивана). В начале пьесы он собирается отречься от престола и уйти в монастырь, от чего его по совету Годунова отговаривает Дума.

Вернувшись на престол, Иоанн ненадолго оживляется: продолжает заниматься государственными делами, хочет развестись с царицей и жениться на племяннице английской королевы. Неудача, однако, продолжает преследовать его: в стране голод и разруха, русские войска терпят неудачу в войне с поляками, а с юга на Русь надвигаются татары. После того, как польский посол Гарабурда объявляет, что шведы взяли город Нарову и вместе с поляками отправились походом на Новгород, царь оказывается окончательно сломлен. В критический момент он понимает, что ему некого поставить на защиту государства, так как прежние его сторонники или казнены, или бежали от его гнева за границу. Видя на небе комету, Иоанн предрекает, что она принесла ему смерть, и действительно умирает вскоре после этого.

Борис Годунов в пьесе, напротив, возвышается — успешно борется с интригами, которые строят против него Бельские, Шуйские и Нагие, завоёвывает народную любовь и таким образом постепенно выходит из тени Иоанна. После смерти царя Годунов оказывается фактическим правителем, вершащим судьбы страны за спиной у его наследника Фёдора, и быстро расправляется со своими противниками (отправляет бояр в ссылку, Мстиславского — в монастырь, Нагих — в Углич вместе с царицею и Димитрием). Его судьба на этом не кончается, оставляя место для продолжения в последующих трагедиях трилогии.

Смерть Иоанна Грозного (1909)

Форма: пьеса

Оригинальное название: Смерть Иоанна Грозного

Дата написания: 1866

Первая публикация: 1866

Рецензии

Всего 3
Sapunkele

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 января 2024 г. 21:29

93

4

С творчеством Алексея Толстого я прежде знакома не была, да и о написанном им знаю ничтожно мало, поэтому все знакомство начинала с нуля. В целом пьеса мне понравилась. Не могу сказать что она яркая или особо запоминающаяся, но добротная историческая канва присутствует. События пьесы происходят в последние дни правления Ивана Грозного. Время, когда царь растратил былой авторитет, прекратил бесконечные казни и террор, отчасти ушел в себя после смерти сына Ивана. Сюжет завязывается когда царь просит боярскую думу назначить преемника, которому он сможет передать власть. Я не сильна в истории 16 века, но мне показалось Толстой действительно максимально пытался передать историческую достоверность и ход событий. Все действующие лица даже и без знания истории на слуху - Шуйские, Мстиславский,…

Развернуть

13 января 2024 г. 18:32

45

5

Март 1584 г. После убийства сына Иван Грозный стал совсем плох. И так-то всю жизнь нервным был, а теперь вовсе из крайности в крайность стал кидаться. И от трона отказывается, и за власть держится, и "синодик опальных" составляет, и сватов в Англию засылает. Кровавый и деспотичный, Иван осознает свои грехи, но уверен, что царская власть должна быть сильной до жестокости. Отчетливо понимая, что сын Фёдор править не способен, Грозный завещает ему поначалу прислушиваться к Годунову, но во все дела вникать самому. Более-менее достойные люди, не дерущиеся из-за мест, не считающие только свои заслуги, к концу правления Ивана IV как-то вывелись. На кого безвольного сына оставить?
Мария Нагая говорит о Годунове: "Его всегда степенные приемы, И этот взгляд, ничем невозмутимый, И этот голос,…

Развернуть

Подборки

Всего 15

Популярные книги

Всего 701

Новинки книг

Всего 241