Поделиться:

Бегущая по волнам

Форма: роман
Дата написания: 1928
Первая публикация: 1928

Море знает много легенд. Грин прибавил к ним ещё одну: о девушке, скользившей по волнам, как по бальной зале, и о корабле, названном в её честь. Того, кто ступил на палубу этого корабля, ожидала особенная судьба…

Интересные факты

Действие романа "Бегущая по волнам", как и многих других книг Александра Грина, происходит в вымышленной стране, которой критики дали имя Гринландия (сам Грин эту страну так не называл, и вообще в явном виде не описывал).

еще...

Сюжет

В порту Томас Гарвей издалека видит прекрасную девушку, он узнает, что её зовут Биче Сениэль, и грезит о встрече. В тот же день, играя в карты, он слышит шёпот «Бегущая по волнам», но не придает этому значения. Позже он садится на судно, которое носит название «Бегущая по волнам», и отправляется в плавание. Томас узнаёт, что корабль ранее принадлежал отцу Биче, но тот продал его. В пути у него происходит драка с капитаном, и его высаживают в шлюпке в открытое море. В последнюю секунду в лодку соскользнула женщина, закутанная с головы до ног. Она сказала, что её зовут Фрези и что ему нужно плыть на юг, где его подберёт судно. Велев никому о себе не рассказывать, она спустилась на воду и убежала по волнам.

Томаса и вправду подобрало судно. Там он познакомился с девушкой, которую звали Дэзи. В городе, куда они прибыли, Томас увидел мраморную статую, на постаменте которой была надпись «Бегущая по волнам». Оказывается, город был основан человеком, которого Фрези спасла, указав кораблю верный курс. В этом же городе он узнаёт об убийстве капитана Геза и встречается с Биче, которая хочет выкупить корабль отца, но, узнав, что на нём перевозили опий, отказывается от сделки. Томас рассказывает Биче о Фрези, но она не верит ему. Спустя несколько лет он встречает Дэзи и женится на ней, а также получает письмо от Биче с пожеланиями счастья. С моря они слышат голос Фрези: «Я тороплюсь, я бегу…»

еще...

Экранизации

1967 — Бегущая по волнам — по мотивам романа
1983 — Человек из страны Грин (телеспектакль) — по мотивам романов «Бегущая по волнам», «Дорога никуда»
2007 — Бегущая по волнам — по мотивам романов «Бегущая по волнам», «Дорога никуда», «Золотая цепь» и других произведений писателя

еще...

Книга в подборках

Галерея славы «Игры в классики»

Победители "Игры в классики" 1-7 туров
Julia_cherry
livelib.ru
Алексей Петренко
22 февраля 2017 года умер актер Алексей Петренко. "Масленица, масленица. Звери у нас пьют как люди, а люди как звери." Роли в кино и театре.
Shishkodryomov
livelib.ru
Подборка по игре Ламповый флэшмоб 2017!
Группа Ламповый флэшмоб
Работают:
НЕ пишите, что вы работаете над подборкой, если на самом деле не работаете! Участники: Omiana , BookSwan…
Tayafenix
livelib.ru

Рецензии читателей

11 июля 2016 г., 19:32
3 /  4.109
Скучная романтика

"Бегущая по волнам" - это книга, которая должна была мне понравиться и не понравилась. Что-то у нас с ней не сложилось, я не смогла попасть на "нужную волну", чтобы оценить это произведение. Оно не оставило во мне совершенно никакого следа. Мне попросту было скучно. Жаль, очень жаль...

А ведь я знала, чего ожидать! Это ведь Александр Грин, а значит, книга будет полна романтического символизма, стремления к мечте, ожидания чуда... Она будет красива, необычна, ни на что не похожа. Это все так! Но - не понравилось.

Попробую рассказать о впечатлениях.

Язык романа красив, оригинален, метафоричен. Этого у него нельзя отнять. Но... насколько слог автора завораживал меня в "Алых парусах", настолько же наводил тоску здесь. Не знаю почему, но я с трудом удерживалась от желания просмотреть многие страницы "по диагонали". Казалось бы, автор описывает интересные вещи: море, путешествие, карнавал... Описывает ярко, образно. Но мне не было интересно.

Главный герой должен был внушить мне симпатию: спокойный, миролюбивый, щедрый человек, готовый встать на защиту слабых и не терпящий несправедливости. Но боже, как же он меня раздражал! Все время, пока я читала книгу, я не могла отделаться от этого ощущения. Мне постоянно хотелось сказать ему: "Какого черта ты делаешь? Что за чушь ты несешь?" За каждым его действием, кроме положительных качеств, угадывается некое самомнение, снисходительное отношение к окружающим, уверенность в том, что все вокруг должны быть счастливы в его обществе... А еще полное отсутствие логики. Ну вот вообще! Я вроде бы была морально готова к тому, что действие будет происходить как бы во сне, где возможно все и не нужно искать объяснений - все просто есть так, как оно есть. Не нужно пытаться упаковать все это в рамки логичности. Но мне не помогло, действия Томаса Гарвея все равно подчас приводили меня в ступор.

Сюжет, по традиции, строится где-то на грани фантазии и реальности. Обычная жизнь здесь перекликается с неясным ощущением Несбывшегося, которое зовет героя за собой и заставляет его совершать нелогичные поступки.

Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся?

Прозаические вещи, человеческая подлость, мелкие страсти тесно переплетены здесь с возвышенной мечтой и с красивой легендой о "Бегущей по волнам" - девушке, что является терпящим бедствие. Будет здесь и романтическая история любви, и мистические совпадения, и даже убийство. Но - не увлекает. Совсем, ни на секунду! Ни поиски главного героя, ни радости и печали всех остальных персонажей нисколько меня не затронули. Просто прошли мимо. Почему? Не знаю. Остается только сказать банальное "не моя книга".

картинка russian_cat
11 июня 2015 г., 09:12
5 /  4.109

Люблю я эту книгу. Больше всех у Грина, больше милых, но все же одномерных «Алых парусов», больше слишком нарочитых Джесси и Моргианы , больше вычурного Блистающего мира . Только Золотая цепь может сравнится с «Бегущей…», но уж больно она похожа на Великого Гэтсби , а «Бегущая…» уникальна, своеобразна.

Мне нравится это мироощущение, какое-то болезненно измененное сознание главного героя, этот переусложненный синтаксис, необычное использование глаголов. По мне, так «Бегущая…» - это квинтэссенция гриновской прозы.

Главным мотивом является, конечно, неведомое. То неведомое, которое таится в каждом человеке. В каком-то смысле вся проблематика книги исчерпывается расхожей фразой «чужая душа - потемки». Поэтому и повествование насыщенно такой экзистенцией, глубоким прочувствованием деталей, т.е. тем, на что способен человек индивидуально. И бесконечными попытками понять других людей, их эмоции через какие-нибудь приметы, взгляды, профили и элементы костюма.

И все это в атмосфере поисков, попыток осознать свое участие во внешне несвязанной цепи событий. В какой-то момент «Бегущая…» начинает напоминать Выигрыши Кортасара, столь же близко подходит неведомое.

Кроме всего этого, есть мир. Просто мир начала XX века, во всех его дистиллированных приметах, лишенных конкретного национального колорита. Грин создал свою страну, будто замершую в той реальности, где есть золотой стандарт, джентльмены, конные экипажи, но то тут, то там мелькнет электрическая лампа и автомобиль, а пароходы все активней заменяют пенителей морей.

30 июля 2016 г., 09:00
3.5 /  4.109

Говоря о «Бегущей по волнам», я не могу не вспомнить «Алые паруса». Я только диву даюсь, как эти два произведения, о которых с уверенностью можно сказать – да, их написал Грин, это то его стиль и его характер! – могли произвести на меня такое разное впечатление. «Алые паруса» для меня как песня, слова которой легко и естественно ложатся на сердце. В 16 лет эта книга пришла ко мне, как красивейшая сказка о любви. В 30 – я прочитала трогательную историю о чуде, которое не даровано свыше, а сотворено неравнодушными руками. И сдается мне, и это не конец нашей с ней истории.

Теперь о «Бегущей…». Как же тяжело далась мне эта книга! Первые страницы шли с таким явственным скрипом, что только книгочейское упрямство и небольшой объем помешали мне отложить ее в сторону. Более того, шаловливое воображение почему-то наделило главного героя преклонным возрастом (седьмой десяток – ну никак не меньше!) и списком хронических хворей (это уже вольная интерпретация). А иначе – откуда эта погоня за несбывшимся? Зачем за ним гоняться в тридцать-то лет (Грин на возраст прямо не указывает, но дальше по контексту и иллюстрациям стало понятно, что порох в пороховницах явно еще есть)? Само догонит и само сбудется.

Не то что бы я не поняла эту книгу, но очевидно – не приняла. Иначе, почему мелодия, которая должна звучать так ярко и полнозвучно, кажется мне фальшивой и вымученной? Безусловно, то, что является главной действующей силой в книге, можно называть по-разному – погоня за мечтой, неведомым и несбывшимся, бесконечная вера в чудо и удачу, романтика и полет. Но для меня здесь… сплошное сумасбродство, лихорадочный порыв и взбалмошность, которая к лицу только юности. Девушка, уже перекидывающая точеную ножку за борт лодки: «Подайте мне на блюдечке этот загадочный остров, иначе…».

Ах да, а еще катастрофическое неумение разглядеть живое и прекрасное рядом, пока оно само не закроет тебе глаза трепещущими и нежными руками и не шепнет на ушко: «Ну, здравствуй, я пришла…».

1 апреля 2011 г., 23:43
5 /  4.109

И так подхожу к отзыву на эту книгу, и сяк - никак не могу подобрать нужных слов.

Роман-мечта. Роман-полет. Роман-мираж.
Вот как-то так...

Для меня он был невероятно увлекателен: до состояния "не оторваться! ах, отстаньте все от меня, дайте дочитать!", до мурашек по коже от ожидания и боязни прочитать в финале что-нибудь пошлое, разрушающее твой внутренний полет (нет, не было этого разочарования! Грин бережно выпустил тебя в жизнь с этим особенным чувством, поселившимся в твоем сердце, - с чувством Прикосновения к Чуду).

А какие имена и географические названия!!! Город Лисс, главные герои Гарвей, Биче Сениэль, Фрэзи Грант... Было время, когда я видела сны о гриновских мирах!..

...Писала-писала, но решила стереть. Не меня сейчас читать надо - самого Грина!
А я рискну вставить сюда слова одной из моих любимых песен Владимира Ланцберга, написанной под влиянием этого романа.



ЭТО ТОЛЬКО РАССТАВАНЬЕ

Это только расставанье,
Как ни жаль, но навсегда.
Вот и все,
Прощай - не мучься и не мучай...
Два весла и скрип уключин,
и тяжелая вода
и под банкой - анкерок
на всякий случай.

Можно в ветер окунуться,
Можно с чертом на пари,
все несчастья,
все напасти накликая...
Одиноко режут воду
золотые фонари.
Фрези Грант - простите, кто она такая?

Может, странно, но, признаться,
я совсем ее не жду,
и в ночи ей фонарем махать
не буду..
Просто, каюсь, не расслышал
в лихорадочном бреду,
как зовут
мое обманчивое чудо...

Два весла, и скрип уключин,
и восток светлей чуть-чуть...
Может, вовсе мне искать ее
не надо?
Просто мне в бреду казалось:
суждено когда-нибудь
обнаружить,
что Несбывшееся -
рядом

Это только расставанье
Как ни жаль, но навсегда
Вот и все. Прощай - не мучься и не мучай
Два весла и скрип уключин,
и тяжелая вода
и под банкой - анкерок
на всякий случай.

30 июля 2016 г., 17:39
3 /  4.109

Начиная читать эту книгу, я была на 100% уверена, что она мне понравится. Помню, какой трепетный восторг остался после прочтения книги «Алые паруса» этого же автора.
Но, «Бегущая по волнам» откровенно разочаровала.
В этой книге есть все, чтобы быть прекрасной и нравится абсолютно всем, но мне все-таки чего-то не хватило.
Впрочем, на протяжении всего чтения (благо, читается легко) я ловила себя на мысли, что я слегка старая для этой книги. Такое надо читать, когда тебе от 15 до 18 лет, а не тогда, когда тебе без полгода 30.

Язык изложения. Он прекрасен у Грина. Романтический символизм, аллегория, красиво и метафорично построенные предложения. Язык настолько живой, что он, в буквальном смысле, переносил туда – в сюжетную линию – на корабль, в шлюпку и пр. Такое впечатление, что я наблюдатель всего этого действа, но мне оно катастрофически не нравится.
Несмотря на динамичность и красочность описания сюжета, у меня постоянно присутствовало чувство пресности.
А главный герой и вовсе вызывал стойкое презрение. Прям весь такой идеальный, правильный… Одним словом – слащавый!

Вся красота, волшебство, фантазия, смысловой посыл не вызвали в моей душе никакого отголоска, никакого трепета. Мне никак. Абсолютная пустота на достаточно неплохое произведение. Никаких переживаний.

Но, повторюсь, на мой взгляд, я слишком закаленная этой жизнью для такого весьма воздушного произведения.
У меня все.

П.С. Читала в рамках игры в классики.

картинка Ivanna_7

13 мая 2015 г., 17:10
4 /  4.109
«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватываясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся?»


Этот роман многие называют романтичной феерией с вкраплением мистики, легенд и прочих загадочных историй о кораблях и обитателях моря. Это действительно так. Главный герой Гарвей ищет свою любимую, путешествует по морю, переживает на своем пути разные мистические приключения, под конец обретает настоящую любовь, правда уже в лице другой женщины, которую ранее не замечал, и начинает новую жизнь.

Но меня увлекли не эти истории, которые происходили, с главным героем Томасом Гарвеем, а именно тема о «несбывшемся», на которой автор, в самом начале романа, акцентировал внимание читателя. Я ухватилась за нее всеми фибрами души и жадно помчалась страница за страницей, чтобы найти продолжение этой мысли, увидеть ее развитие, понять суть того, что имел в виду автор под этим, не менее загадочным понятием. Возможно здесь, я хотела найти ответ или подсказку относительно своего, давно томимого «несбывшегося»…

И что же Грин… Он не дает четкое определение этому чувству, которое то и дело, все время движет Томасом. Он указывает на то, что это некий тончайший аспект внутреннего, духовного мира, тесно связного с образами странствий, дорог, приключений. Но вместе с этим, это и не тяга к авантюрным приключениям, не стремление к приобретению славы или богатства, и даже не намерение обрести любовь с ее страстями и одержимостью. Это особенное чувство «несбывшегося», которое способно стать явью, развернутся самым неожиданным образом для того, кто видит тайные знаки и не боится идти им на встречу (Томас Гарвей, Дэзи, Фрези Грант); но оно никогда не сбудется – для глухой, обыкновенной души (Биче Сениэль).

И как-то само собой напрашивается вывод, что это самое, воспетое в романе, загадочное чувство – и есть потенциал индивидуальной судьбы, который состоит из диалога двух миров: реального и идеального (мира мечты). Не единожды, в обыденной жизни, я намеренно сталкиваюсь со своим «несбывшемся», но упорно продолжаю стоять как Биче, на своем: «Мне хочется всегда быть только собой. Что может быть скромнее?». А иногда: «У каждого человека — не часто, не искусственно, но само собой, и только в день очень хороший среди других просто хороших дней — наступает потребность оглянуться, даже побыть тем, каким был когда-то».

Видимо такова человеческая сущность, пребывать в самых глубоких и вековых спорах о свободах воли, выбора, желаний.

27 июля 2016 г., 23:44
5 /  4.109

Был на Урале на прошлый Новый Год. И потом еще неделю там. Читал Александра Грина в старом издании. Не торопясь и обстоятельно. Обложка в голубовато-розовых тонах. Очень. Вообще, словно возвращение в детство. «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь». Особенно «Бегущая по волнам». Грин местами как-то забавно коряв и многословен, но все равно -- чудо сквозь страницы на тебя смотрит. Романтизм? Он самый. Словно стоишь на галечном берегу утром, когда только светает, розовая полоса по горизонту, волны тихо плещут, и вокруг все такое хрупкое и прозрачное. И в животе у тебя замирает.
И море. Какое у Грина море! Люблю.
Чудесное:
«С ней шла огромная собака, вид которой, должно быть, потрясал мосек; теперь эта собака смотрела на меня как на вещь, которую, вероятно, прикажут нести».

19 декабря 2014 г., 10:59
4 /  4.109

В 1926 году Александр Грин написал роман «Бегущая по волнам», который был издан только через два года – в 1928 году.

В романе рассказывается о Томасе Гарвее, который стремится за Несбывшимся. Под Несбывшимся автор подразумевает Мечту, которая живет в сердце каждого человека. Только не все слышат ее зов, не все готовы рискнуть, бросить привычную жизнь, чтобы отправиться на поиски Счастья, опираясь лишь на неверные знаки. Главный герой смело вступает на этот путь, чтобы далеко не сразу обрести свою любовь.

Об этом романе очень трудно написать что-то определенное, категоричное. Сюжет не настолько оригинален, чтобы тратить слова на его анализ. Действие, на мой взгляд, вообще затянуто, можно было бы обойтись повестью, тогда плотность событий была бы выше. Но дело то не в сюжете, как наборе конкретных событий. Творчество Александра Грина вообще не о фактах жизни, тем более жизнь у этого человека была очень сложной. Его творчество глубоко символично, пропитано романтикой и вдохновением, любовью к жизни, мечтой.

Осторожно! Спойлеры.

Удивление, предчувствие, волнение – вот то, что остается в душе после прочтения романа. Чувства очень схожи с теми, что возникают у человека, который впервые увидел море. Еще в душе остается отпечаток зрелости, как у опытного моряка, который не пугается и не удивляется, столкнувшись с магией жизни, потому что верит, что она существует. В книге эта магия принимает форму конкретного персонажа – Бегущей по волнам, Фрези Грант.

Добрый вечер, друзья! Не скучно ли вам на темной дороге? Я тороплюсь, я бегу...

Бегущая по волнам и есть Мечта. Она красивая, близкая и одновременно далекая, требующая веры и всегда готовая прийти на выручку. На темной дороге жизни она луч золотого света, который спасает и исцеляет человека. Она проявляется сквозь туман, чтобы напомнить, жизнь коротка – нужно успеть найти свой остров!

О любовном треугольнике Биче – Гарвей – Дези
Главный герой выбирает Биче потому, что она кажется ему более зрелой. Она умеет себя подать, сохранить самообладание. Когда в конце романа выяснилось, что ей 19 лет, я была искренне удивлена, ведь Биче ведет себя как взрослая женщина. Конечно, она пленила воображение Гарвея. Ему кажется, что знаки ведут к ней. Но вот он, последний их разговор, где обнаруживается, что Биче душевно слепа и совсем не верит в Мечту:

– Биче, все открыто для всех.
– Для меня – закрыто. Я слепа. Я вижу тень на песке, розы и вас, но я слепа в том смысле, какой вас делает для меня почти неживым. Но я шутила. У каждого человека свой мир. Гарвей, (этого не) было?!
– Биче, это (было).

Автор не зря так подробно описывает историю корабля «Бегущая по волнам». Выстроенный для любимой женщины, он сначала становится судном, перевозящим контрабанду, а затем терпит крушение у далеких берегов, где будет покоиться вечным памятником Мечте, которая могла бы осуществиться, но так и не осуществилась.

А что же Дези? Она – сущий ребенок, совершенно незрелая, по мнению Гарвея. Его даже не удивляет, что она верит во Фрези Грант, ведь всем известно, что дети любят сказки. Герою понадобилось много времени, чтобы понять, зрелость проявляет себя не в манерах и умению держаться в обществе, а в вере в магию жизни, в умении оставаться собой. Дези при всей ее ребячливости, очень цельная личность, тонко чувствующая границы реальности.

Я ожидала, что в письме будет признано право и счастье моего мужа видеть все, что он хочет и видит, - там, где хочет.

Очень взрослый взгляд на вещи, хоть и выражен детским языком. Внешность оказалась обманчива. Хорошо, что Гарвей, в итоге, во всем разобрался.

22 января 2017 г., 09:31
5 /  4.109

Случайности не случайны. Случайности-своего рода Путь, что ведет нас к чему-то. "Бегущая по волнам"- тому доказательство.
Казалось бы, классическое повествование в духе Грина: немного мистики, бескрайние морские просторы, приключения, но...так логично, так последовательно все, от предчувствий и видений главного героя до встречи с той единственной, что предназначалась ему свыше. Все это- благодаря Фрэзи Грант, девушке-призраку и, одновременно,девушке-ангелу , что когда-то добровольно оставила корабль, на котором плыла вместе с отцом, чтобы оберегать морских путешественников от бед и несчастий, девушке-вестнику, что позвала Томаса Гарвея не просто в опасное и увлекательное путешествие, а навстречу мечте и настоящей, искренней любви. Все логично, последовательно, как и в любом Пути: знаки, попадание Томаса на судно благодаря знакомству, неоконченное морское путешествие, которое так долго было несбыточной мечтой, знакомство в шлюпке с той самой Фрэзи Грант, спасение и знакомство с Дэзи, в лице которой Томас находит не только единомышленницу, но и любовь, убийство, известие о контрабанде и, как всегда, красивый счастливый конец. Все так по-Гриновски, но, в то же время, мистически и загадочно, словно не литературное произведение читаешь/слушаешь, а легенду, старую и красивую, что завораживает с первых минут.
" Бегущую по волнам" я и прослушаю, и прочитаю еще не раз, в этом я уверена. Фрэзи Грант явно долго меня не отпустит. И, подобно Дэзи Гарвей, мне так и хочется воскликнуть : " Фрези Грант! Ты существуешь! Отзовись!".
Книге- мое пять из пяти и почетное место на полке и рекомендация к прочтению всем, и особенно тем, чьи мечты еще не стали реальностью.

14 января 2017 г., 14:09

Привыкшему считать себя человеком неглупым, читателю пришлось с невообразимым трудом продираться через путанное повествование: каждое слово, будучи понятным в отдельности, при составлении предложения вело себя так затейливо, что смысл текста открывался лишь после второго, а то и третьего прочтения, требовавших от читателя колоссальных усилий. По этой причине замысловатый сюжет оставляет впечатление гораздо более запутанного, чем он в действительности является.

Несмотря на то, что к необычному стилю повествования рано или поздно привыкаешь, читать эту не такую уж и большую книгу невыразимо сложно. Сюжет тягуч и наполнен необъяснённой мистификацией, хотя и присущей, если верить критикам, литературе той эпохи, не вызывает ни интереса, ни желания поразмыслить о вечном. Излюбленные для представителей того времени философские искания образа вечной женственности, который, будучи божеством, постоянно находится в движении, пульсирует, то исчезая, то появляясь, не придают произведению того чувственно-романтического ореола, для создания которого признаны. Обилие женщин, признаться честно, скорее утомляет и даже отвращает от романа, нежели притягивает к нему. Эффект этот усиливается ещё и чрезмерной метафоричностью, в большинстве своём непонятной и обескураживающей.

Данный отзыв едва ли может служить кому-либо рекомендацией (или же антирекомендацией) к чтению книги: он написан человеком, не понявшим ни явного, ни тайного смысла произведения, не проникнувшегося содержанием, и не содержит ввиду этого толкового анализа. Написан с единственной целью: попыткой выразить то смятение, которое осталось после прочтения.

все 42 рецензии

Читайте также

• Топ 100 – главный рейтинг произведений
• Самые популярные книги
• Книжные новинки