3,8

Моя оценка

Молодой Джервас Дадли очень интересуется историей своих предков. И пусть в ходе изучения родословной вскрываются не самые красивые подробности истории аристократического рода, его это совершенно не смущает. Но насколько далеко заведет Джерваса пытливый ум?

Лучшая рецензия на книгу

29 октября 2023 г. 23:57

106

0 На грани безумия

Лавкрафт – один из признанных мастеров ужасов. Однако далеко не все его рассказы так уж страшны, но несомненно очень атмосферны. Хотя полагаю, они не вызывают страха у читателей 21 века, избалованных современными ужастиками и книгами вроде Кинга.

Тем не менее, рассказы Лавкрафта очень объемны и неповторимы по своему настроению. Так, и рассказ Склеп – повествует о мальчике, который поддавшись очарованию древнего склепа видит странные видения, которые привели его в сумасшедший дом. Тем не менее, читателю до конца остается непонятным были ли эти видения реальными, или это лишь плод воспаленного сознания.

Однако автор в таких деталях описывает чувства и ощущения героя, что невольно действительно считаешь, что он обладал особым видением мира, умел говорить с мертвыми и видел их глазами. Тем…

Развернуть

Рассказ "Склеп" (другие названия "Усыпальница", "Гробница", "Фамильный склеп") ознаменовал возвращение Лавкрафта к художественной прозе, которой тот перестал заниматься в 1908 по причине отвращения к своей слабой литературной технике. Свой главный интерес «Усыпальница» представляет именно этим. В литературном же плане перед нами откровенная стилизация под Эдгара По, которую не скрывал и сам Лавкрафт.

Рассказ написан в июне 1917 года и впервые опубликован в самиздатовском журнале «The Vagrant» в марте 1922.

Любопытна история возникновения рассказа. Как-то раз Лавкрафт шел по кладбищу вместе со своей тетей и вдруг увидел могильную плиту, на которой ясно проступала дата 1711. Он был большим любителем XVIII века и тотчас глубоко задумался:

«Вот связь с моей любимой эпохой париков — тело человека, который носил алонжевый парик и, возможно, читал первые листки «Спектейтора». Здесь покоится человек, который жил во времена мистера Аддисона и который легко мог встретить мистера Драйдена, очутись он в нужной части Лондона в нужный час! Ну, отчего я не могу поговорить с ним и поближе узнать жизнь моей любимой эпохи? Что же покинуло его тело, раз оно больше не может говорить со мной?»

Он долго стоял, глядя на могилу, а на следующий вечер взялся за новый рассказ.

Джервас Дадли рос мечтательным юношей в Бостоне, предположительно в XVII—XVIII веке. Он скрывался в царстве грёз, вдали от проблем реального мира. Дадли мог видеть необычные вещи и слышать голоса мёртвых. Он посещал лесную лощину, где танцевали Дриады при свете Луны. Эхо позабытого доисторического прошлого отдавалось в его зачарованном мозгу. Дадли посещал руины особняка Хайд, что сгорел от удара молнии. В этом полускрытом доме смерти (англ. House of death) умер последний из рода Хайд, проводивший магические ритуалы.

В десять лет голос из леса позвал Дадли в склеп Хайдов. Он поклялся Богам рощи (англ. Gods of the grove), что проникнет в склеп и стал одержим идеей стать членом семьи Хайд. Дадли стал спать на кладбище. Доктор заключил, что у мальчика развилась мономания. Дадли проникся историей Тесея из Жизнеописания Плутарха, который должен был сдвинуть тяжелый камень, став взрослым.

Дадли спал у Темного портала склепа и узнал от мертвецов про Сквайра Брюстера, похороненного в 1711 году в склепе с эмблемой черепа и двух костей; и гробовщика Гудмэна Симпсона, укравшего у мертвеца сапоги. Дадли рассказал соседу про тайник в подвале, о котором никто не знал. Дадли узнал, что его мать состояла в отдаленном родстве с Хайд, а значит он является последним в роду Хайд.

В восемнадцать лет Дадли построил в лесу Сильванскую беседку (англ. Sylvan bower). Во сне ему явился человек, говорящий на диалекте первопоселенцев пуритан, и рассказал ему, что на чердаке спрятан ключ от склепа. Дадли отпер им склеп, словно, находясь под чарами. Войдя внутрь, он увидел яркий свет, что навсегда изменил Дадли. Он начал спать в гробу Джеффри Хайда, а его характер и манера речи изменились. Он пел старинные трактирные песни, рассказывал про Честерфилд и Родчестер, и прятался в подвале от грома. Детектив проследил за Дадли, но, по неясной причине, не стал говорить родителям про склеп. Дадли уверовал в то, что его защищает некая сила. Однажды Дадли услышал зов мертвых и пошел в особняк, куда Руководящий Демон манил его незримой рукой.

Особняк, сто лет назад стертый с лица земли, восстал во всем великолепии. В окнах сияли многочисленные люстры. По длинной аллее, ведущей к парадному входу, катили кареты мелкопоместных дворян Бостона, обгоняя вереницы изысканных гостей в пудреных париках. Я смешался с этой толпой, хотя понимал, что принадлежу скорее к хозяевам, чем к гостям. В огромном зале гремела музыка, звучал веселый смех, и множество свечей бросали блики на бокалы с вином. Некоторые лица были мне смутно знакомы; я мог бы знать их и лучше, когда бы их черты не были отмечены печатью смерти и разложения. Богохульство изливалось из моих уст, а в отвратительных потоках речи я не обращал внимания на законы Бога, человека или природы. Внезапно ударил гром и дом объяло пламя. В панике от обрушившейся на них катастрофы все участники шабаша спасались бегством во мрак. И тут душа моя исполнилась новым ужасом: моя заживо сгоревшая дотла плоть прахом развеялась всеми четырьмя ветрами. Я потребую у смерти свое, пусть даже душа моя будет через века искать спасения, дабы вновь одеться плотью и обрести приют на пустующей мраморной плите в нише склепа. Джервас Хайд обязан сделать это, никогда не разделит он злосчастной участи Палинура!

Дадли очнулся в руинах особняка, когда фантом горящего дома рассеялся. Рядом лежала шкатулка с медальоном с изображением Джеффри Хайда, выглядевшим в точности как сам Дадли. Детектив сказал, что Дадли не входил в склеп, а просто спал рядом. В склепе обнаружили пустой гроб с именем Джервас.

Форма: рассказ

Оригинальное название: The Tomb

Дата написания: 1922

Первая публикация: 1922

Перевод: В. Черных

Язык: Русский (в оригинале Английский)

Кураторы

Рецензии

Всего 2

29 октября 2023 г. 23:57

106

0 На грани безумия

Лавкрафт – один из признанных мастеров ужасов. Однако далеко не все его рассказы так уж страшны, но несомненно очень атмосферны. Хотя полагаю, они не вызывают страха у читателей 21 века, избалованных современными ужастиками и книгами вроде Кинга.

Тем не менее, рассказы Лавкрафта очень объемны и неповторимы по своему настроению. Так, и рассказ Склеп – повествует о мальчике, который поддавшись очарованию древнего склепа видит странные видения, которые привели его в сумасшедший дом. Тем не менее, читателю до конца остается непонятным были ли эти видения реальными, или это лишь плод воспаленного сознания.

Однако автор в таких деталях описывает чувства и ощущения героя, что невольно действительно считаешь, что он обладал особым видением мира, умел говорить с мертвыми и видел их глазами. Тем…

Развернуть
NeKatya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (В поисках крутого самиздата)

4 апреля 2022 г. 15:55

240

3.5

"Усыпальница" Говард Филлипс Лавкрафт

Еще один мистический рассказ. Герой живет уединенно, обособленно и с самого детства отдает предпочтение исследованию мира и чтению старых фолиантов. По мере взросления героя его вылазки становятся более мистическими и глубже погружают его в тайны усыпальниц.

Чем закончится эта история нам пишут с самых первых строк, но вот путь от детства до психиатрической больницы нам расскажут в самом рассказе.

Задумка мне понравилась, но вот самой истории мне не хватило. А как вам этот рассказ?

Книги и кофе

Популярные книги

Всего 732

Новинки книг

Всего 241