Раз в год в Скиролавках

Форма: роман
Оригинальное название: Raz w roku w Skiroławkach
Дата написания: 1983
Перевод: Тамара Мачеяк

Когда эта книга вышла в Польше в свет, читатели резко поделились на два лагеря: одни сказали, что это порнография, другие что это высоко моральное произведение, а эротика. что ж, эротика это очень важная часть жизни взрослого человека.
Было признано, что книга показывает омерзительность греха, но люди, упав, поднимаются и приходят к милости веры. Кардинал Глемп, глава польской католической церкви, сказал в свое время примерно следующее: "Нет другой книги, в которой был бы так хорошо показан ксендз. Но поскольку автор коммунист, мы не будем ни пропагандировать ее, ни критиковать".

"Как родилась книга? Недалеко от моего дома ночью убили девочку. Приехала милиция. Установили, что убийство совершено на сексуальной почве. Стали опрашивать всех жителей деревни, пришли и ко мне. Полковник говорит:
- Того, кто ворует кур, надо искать в курятнике. А того, кто убивает на сексуальной почве, надо искать, изучая интимную жизнь людей. Но мы не в состоянии этого сделать, потому что люди чаще всего обманывают. Девушки, например, говорят, что у них вообще еще никого не было, поэтому о том, кто каков, они понятия не имеют. Вот если бы можно было приоткрыть крыши домов и посмотреть, кто как живет...
Милиция уехала, а я понял, что, как писатель, я могу приподнять эти крыши." З. Ненацкий.
И ведь поднимает-таки! Писатель описывает жизнь маленькой польской деревушки Скиролавки, в которой происходят убийства молоденьких девушек. Автор описывает характеры и судьбы селян, их причуды и суеверия. Разные люди живут в Скиролавках и почти у каждого свой скелет в шкафу. Ненацкий извлекает эти скелеты с одной лишь целью - понять, кто он - жестокий убийца без лица и без имени.....

Развернуть

Лучшая рецензия на книгу

Рецензия на книгу Раз в год в Скиролавках
Оценка: 5  /  4.4

О том, что самоубийство Анны Карениной спровоцировала наркотическая зависимость и абстинентный синдром на фоне стрессовой ситуации, не из британского фильма узнала. По-моему то была "Смена". Году в 89-м или даже раньше. Ну да, разные книги в то время издавались, о каких и помыслить прежде нельзя было. Этот роман печатался с продолжением в нескольких номерах.

Была к тому времени уже знакома с "Покойником" пани Иоанны или все представление о великой польской литературе базировалось на "Камо грядеши" Сенкевича и "Фараоне" Пруса, не помню. Но польский дядька заинтриговал не на шутку уже с предисловия. Точнее, с интервью, предварявшего первую часть публикации. Как раз там упоминается обусловленность поведения Анны, хм, определенным фактором. И сумеречные состояния Раскольникова, и психическая неадекватность Дон Кихота.

Поймите правильно, речь шла не о том, чтобы скандальными разоблачениями и выворачиванием знакомых сюжетов наизнанку примазаться к бессмертной славе великих произведений. Этого достаточно будет после, на рубеже веков. Что до скандальности, в книге ее без того хватает. На другом основанной. То есть, на том же. На попытках разобраться в причинах человеческих поступков, не опираясь на одну лишь психологию, но активно привлекая к анализу знание физиологии.

Что я вокруг да около. Эротика, господа. То есть, фюжн: детектив, мистический триллер, семейный, фольклорный роман, квазинаучная ахинея, о которой уже говорила, но поверх всего эротика. На нее Збигнев Ненацки оказался таким уж мастером, что и четверть века спустя, помнятся кое-какие эпизоды. Потому что хорошо. И вовсе не сально. И не из желания подманить читателя клубничкой.

Странно, но это напрочь лишено вульгарности. Эпизод, с которого начинается книга, сон молодой женщины о сексе с (только не падайте и не плюйтесь) с петухом То есть, не вполне петухом, ясен пень, Клобук - фольклорный персонаж и персонификация мощных оплодотворяющих природных сил, воплощение Солнца-Ярилы, ряд можно продолжать. Суть не изменится. Женщина и петух. Столько тягучей томительной неги в их совокуплении, такой яростный всплеск желания, что, оглушенная на пороге, не успеваешь возмутиться.

Только осторожно возобновляешь прерванное дыхание, настороженно прислушиваясь к реакциям собственного тела. Не оставляющим сомнения - ты реагируешь нормально. После там много всего и череда персонажей во главе с умницей Доктором, в которого как не влюбиться, Художник, Писатель, любвеобильная Басенька, трагичная Юстына. Ты много всего узнаешь. Например о том, что для хорошего секса женщину прежде нужно накормить и согреть. И это правильно.

А вот основанный на дедукции вывод, что девушка, имеющая ногти средних пальцев аккуратно обработанными и короткими при остальных длинных, подвержена привычке ублажать себя, многие годы заставляет смеяться при взгляде на собственные. Я не знаю, отчего на средних у меня обламываются прежде других, но это ничего не значит. Кроме того, что жаль бывает срезать так уж сразу всю красоту и, подпилив, оставляешь их укороченными. Так тот вывод неправильный.

И будет расследование преступления с сексуальным подтекстом. И терзающая на протяжение всей книги загадка: правда ли в маленькой затерянной среди лесов деревеньке Скиролавки раз в году происходит то, что называют свальным грехом. И, вопреки обстоятельствам и собственному гонору (а гонор польский недаром в поговорки вошел) обретенное любимыми героями счастье. На строго научной основе построенное, кто бы спорил, но подозреваешь, не на ней одной. Каким-то боком там родство душ имеет место.

А, что? Д-да, хорошая книжка. Перечитала года четыре назад, первая журнальная публикация так и осталась незавершенной по причине развала издательского дела в Союзе. Или такой уж бардак везде начался, что изданные номера до подписчиков доходить перестали. Так вот, книга хороша. Но если вы ищете что-то для усмирения плоти, лучше не брать.

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

Текст вашей рецензии

Рецензии читателей

Рецензия на книгу Раз в год в Скиролавках
Оценка: 3  /  4.4

Иногда, сталкиваясь с людьми, увлеченными развитием и доказательством какой-то своей теории и идеи, ловишь себя на мысли, что они комичны и немного безумны. Под каждую безумную идею можно подвести множество фактов в качестве доказательств. Практически каждую сумасшедшую теорию можно защитить. Возьмите, например, толкование сновидений Фрейда: меня даже восхищало, с какой изощренностью Фрейду удавалось в очередном безобидном сне угадать сексуальный подтекст.

Это произведение тоже построено на определенной теории и своим рассказом о жителях Скиролавок автор как раз и пытается эту теорию доказать. Теория заключается в том, что человек - это существо не социальное, а биологически-социальное. Сама эта точка зрения, безусловно, заслуживает место быть, теория эта не без основания, но вот как-то уж очень много биологического получилось у автора и мало социального. Все герои - основные и второстепенные, образованные и необразованные, плохие и хорошие, озабочены лишь своими биологическими нуждами. Нужды социальные у них очень отстают от биологических (например, герои не ведают, что спать с женой ближнего своего не есть хорошо).

Идея книги, которая изложена в предисловии самим автором очень интересна сама по себе, и именно поэтому книга меня и привлекла. Совершается преступление на сексуальной почве, совершает его кто-то из жителей Скиролавок. Никто в деревне на маньяка явно не походит, но следователь справедливо полагает, что для того, чтобы решить загадку, надо заглянуть под крыши домов всех жителей и увидеть, чем на самом деле живут все эти люди. Следователь сделать этого не может, а вот автор - может, ведь он же и выдумал этих героев. Именно поэтому перед нами обстоятельно изложена вся интимная жизнь жителей Скиролавок. Однако преступника находим не мы, его автор выдает сам с потрохами где-то в середине книги, поэтому назвать произведение детективом трудно.

Книга достаточно самобытная, автор пишет очень красивым языком. Мне не очень понравилось произведение по нескольким причинам. Я не очень поняла жанр этой книги: это не детектив, потому что детективная линия здесь с самого начала очень и очень слабая. Это не эротика, потому что для меня понятие "эротика" означает "о сексе, но возвышенно", а жители Скиролавок уж очень приземлены в этом вопросе и напоминают животных. Сам автор, опять же в предисловии, жаловался, что ему хотелось, чтобы критики меньше обращали внимание на эротический контекст произведения и больше обращались к вопросу о возмездии за преступление, о законе и справедливости. На самом деле, критиков легко понять. Когда 70% произведения - это описание сношений жителей Скиролавок, а последние 30% книги - это опять же описание сношений вперемежку с историей преступника и его отношениями с жителями Скиролавок, трудно утверждать, что книга о законе и справедливости.

Рецензия на книгу Раз в год в Скиролавках
Оценка: 5  /  4.4

Будучи ещё школьником, в журнале "Пульс" прочёл первый том этой книги. На то время это была очень и очень взрослая для меня книга, не мудрено, что я по уши в нё влюбился и было для меня травмирующим то, что второй том прочесть тогда так и не смог, по видимому, журналов с продолжением не нашёл, не помню. Я искал продолжение десять лет. Да, на протяжении десяти лет я не оставлял попыток узнать, что же дальше. Хоть одно произведение настолько захватывало? Нашёл, скачал и прочёл оба тома с превеликим удовольствием, возвращая себе те, ещё детские ощущения от прочтения с привкусом запретности и будоражащей тайны.

Запретность, пожалуй, есть. Пошлости - нет, откровенных натуралистичных сейчас модных сцен насилия - нет. Есть удивительный сплав философии, психологии, юмора, детектива, мистики и эротики. Я слышал, кто-то называл эту вещь польским "Твин Пиксом", да, что-то общее есть.

Я б ещё раз прочёл, если бы не придерживался воего правила не читать одного произведения повторно.

Рецензия на книгу Раз в год в Скиролавках
Оценка: 4  /  4.4
Талантливо описанная грязь.

Збигнев Ненацки - безусловно, очень талантливый писатель. Книга - журнальный вариант читала ещё в ,,Пульсе,, , полный - в Сети онлайн - читается легко и с интересом. Однозначно прекрасны описания природы и глава о качелях. Но вот остальное часто вызывает, мягко говоря, недоумение. Судя по ,,антуражу,, , действие происходит в социалистической Польше конца 70-х или начала 80-х годов. Но книга - явно намеренно - деполитизирована. Не могло в те годы даже в деревенских школах не быть харцерских (польские пионеры) организаций, например. Удивляет такая огромная роль католической церкви в Польше в те годы - почему селяне не могли просто послать Мизереру с его поборами ? Чем его проповеди сделали их лучше ? Они по-прежнему пили, блудили, даже инцест и скотоложство было далеко не редкостью. Причём у автора явно нарушены приоритеты - о браконьерстве (ну прямо ,,ужасный,, грех для бедных до нищеты и часто откровенно голодных людей !) и скупости Кондека рассказывается подробно, а о том, что (при живой жене, кстати) он ,,по-мужски использовал,, свою дочь - упоминается как бы мимоходом и явно не считается чем-то из ряда вон выходящим. Точно так же про относительно порядочных жителей Скиролавок, Трумеек, Барт и т.д. едва упоминается (к примеру, о враче Курась читатели узнают только её фамилию), а вот о Поровой - со всеми подробностями... Я живу в соседнем с Польшей Калининграде, среднюю школу окончила в 1980 году, к нам приезжали в середине 70-х польские харцеры. После школы училась на ветеринарного фельдшера и не понаслышке знаю про местные сёла и жизнь в них. Многое совпадает - пьянки, блуд, дети-олигофрены. Но самые крайние и мерзкие ,,разновидности секса,, всё же были постыдным исключением, а не нормой. А о пресловутой ночи, ,,когда все со всеми,, , к счастью, даже не слышали и вообще как-то не предполагали, что такое возможно. И незапланированные, нежелательные беременности в СССР в те годы, как правило, заканчивались абортами, потому что контрацепция и вправду была ,,никакой,,. В книге даже доктор Неглович, которым по непонятным причинам многие восхищаются, решает купить презервативы только после знакомства с проституткой... То есть даже образованные люди показаны довольно ,,тёмными,, (в смысле - дремучими) в некоторых вопросах. Несмотря на описанные в книге трагедии - убийства, совершённые ,,идейным,, маньяком - меня даже насмешило, что 13-летнюю Ханечку в одной из рецензий назвали ,,маленькой девочкой,,. Эта девочка уже беззастенчиво предлагала себя взрослым мужчинам. Читать было дико. Мы в 13 лет в пионерских лагерях друг другу физиономии зубной пастой мазали и увлекались разве что симпатичными мальчишками - ровесниками и чуть постарше, а также ,,главным индейцем,, Гойко Митичем, а тут вон что... причём в те же годы !!! Нам бы и в страшном кошмаре не привиделось - заигрывать со взрослыми дядьками... Жаль, что автор так и не дал читателям ответы на вопросы, от кого ребёнок Брыгиды и сам ли застрелился маньяк, или же доктор таки ему помог... Но вообще безответная (?) любовь Брыгиды к доктору как-то уж очень интересно проявляется - родить ребёнка от другого... Доктор со своим ,,гаремом,, в основном из местных жительниц, многие из которых являются его пациентками (профессиональная этика ? нет, не слышали) и его верная Макухова, которая любит послушать подробности, - вообще нечто. Образованный человек, а напрочь игнорирует сохранение тайны интима, которая является также и тайной его партнёрш. Далеко не всегда считает нужным действовать самостоятельно - позвонить, написать, поговорить и предложить - есть же Макухова ! Вот уж действительно - водить на случку... Но всё это хотя бы не страшно, а вот как он поступил с Юстыной... Она со своей неистовой жаждой ,,размножиться,, ни малейшей симпатии у меня не вызвала, но сочувствие и жалость - да. Только вдумайтесь - Неглович даже не счёл её достойной того, чтобы нормально, искренне и по-доброму поговорить с ней и объяснить, что их связь была ошибкой, попросить прощения... Хуже, чем к проститутке, отнёсся, хуже, чем к ,,гарему,, - тех он хотя бы в свой дом приглашал и ужином кормил. И рука у писателя поднялась сообщить нам, что доктор, оказывается, ...любил Юстыну ! Если любить = сдать в психушку, то пусть уж лучше ненавидят... В заключение хочу сказать, что автор любит пощеголять ,,научными,, знаниями, но он очень не прав в главном - настолько преувеличивать значение секса (эротикой описанное в книге я как-то назвать не могу). Ведь кто у Ненацки им не занимается ? Разве что малоприятная старая дева, с детства ,,затурканная воспитанием,, , маньяк да милая девушка, которая, как оказалось, занималась мастурбацией с трагическими для себя последствиями... Даже внешность и возраст в книге не играют практически никакой роли. В действительности - вдаваться в подробности не буду - и в огромных городах, и в захолустных деревнях дела обстоят, мягко говоря, не совсем так. Множество людей годами, даже десятилетиями спокойно обходятся без секса без каких-либо негативных для себя и для других последствий. Последнее - писатель явно ,,всеми фибрами души,, ненавидел социалистический строй и даже, когда писал о Второй мировой войне, ни разу не упомянул ни фашистов, ни советских воинов-освободителей. Только завуалированно - одна армия, другая армия, чужой мундир... Даже слово ,,русский,, ни разу не упоминается. И о немцах - о той же Рут Миллер, на семью которой некогда работали пленные - с ооочень большим сочувствием пишет. Сложилось впечатление, что для него освобождение родной страны от фашистов - нож острый. Я совсем не ура-патриотка - но покоробило это изрядно.

Рецензия на книгу Раз в год в Скиролавках
Оценка: 4  /  4.4
Загадочные Скиролавки

Это произведение Збигнева Ненацкого напечатали у нас в начале 90-х в нескольких номерах небольшого молодежного журнала. Бумага была плохонькая и шрифт мелкий, но журналы со "Скиролавками" в нашей школьной библиотеке расхватывали и учителя, и школьники.
Никогда я не читала ничего подобного. Так много всего, несовместимого и совместимого, вместили в себя "Скиролавки"! Польский национальный колорит и языческие обряды, эротика и детектив, мистика и маньяки...
До сих пор считаю это произведение необычным, ни на что не похожим. Возможно именно в этой книге отражен настоящий польский дух, "непричесанный", народный, тот самый, что в легендах, обычаях и "страшных историях", которые никто не записывает, но которые все знают.

У вас есть ссылка на рецензию критика?