3,9

Моя оценка

Рэндольф Картер, обладатель серебряного ключа ко времени и пространству, проходит сквозь неведомые врата и пускается в бесконечное путешествие по планетам и мирам, узнавая тайны бытия. Но сможет ли он вернуться, когда устанет странствовать?
Циклы: Мифы Ктулху, книга №14
Рэндольф Картер, книга №6
Сновидческий цикл, книга №7

Лучшая рецензия на книгу

Lincenero93

Эксперт

Почитывающий почитатель

28 июня 2022 г. 10:14

432

5

Данный рассказ действительно сильно выбивается из творчества Лавкрафта. Типично Лавкрафтовские тут завязка и кульминация, а всё действие рассказа - что-то очень своеобразное. Чем дальше - тем чудаковатее и чудаковатее.  Это скорее научная фантастика и философия, чем мистика и ужасы.

Тем не менее, мне очень понравилось! Захватывающая, динамичная история.

Соавторство в рамках этого рассказа весьма условное: как писал позже в мемуарах Хоффман, Говард, несмотря на восторженный отзыв на «Серебряный ключ» и большое желание написать совместное продолжение, согласился с большой неохотой. Позже из предоставленного черновика на 6 тысяч слов Лавкрафт вернул произведение в 14 тысяч, при этом оставив от изначального черновика, пожалуй, слов пятьдесят. При этом Хоффман восхитился мастерством Лавкрафта, создавшим из «неумелого» черновика такое творение. Спустя почти 50 лет оригинальный черновик Хоффмана будет опубликован как рассказ «Повелитель иллюзий» в «Crypt of Cthulhu» от 1982 года.

Как известно, это завершающая часть трилогии, посвященной приключениям Рэндольфа Картера (продолжение написанных примерно в одно время «Сомнабулического поиска неведомого Кадада» 1927г. и «Серебряного ключа» 1926г).

Несмотря на причастность всех частей трилогии к Циклу Снов (в котором суть событий происходит внутри сна), во «Вратах» речь идет о действиях даже не на границе, а в реальном мире; о размытии понятий времен, измерений и пространств. И ключевое - основное внимание здесь уделено именно космосу, а не уже привычно снам.

Фантастический рассказ американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, написанный в соавторстве с Хоффманом Прайсом с октября 1932 по апрель 1933 года. Впервые был опубликован в журнале «Weird Tales» в июле 1934 года. Рассказ «Врата серебряного ключа» является прямым продолжением рассказа «Серебряный ключ» (1926) и входит в «Цикл снов», хотя, при этом, в нем преимущественно описываются миры в космосе.

Действия происходят в американском городе Новый Орлеан в 1932. Друзья и родственники пропавшего без вести в 1928 Рэндольфа Картера собираются в его доме, чтобы поделить наследство. Одним из собравшихся оказывается сам Картер, но его внешность изменилась до неузнаваемости. Он сообщает своим друзьям историю о своих космических странствиях и трансформациях. Обретя серебряный ключ, Картер встал на Путь, ведущий к Последней Пустоте «за пределами всех земель, планет и вселенных». Своим проводником он выбрал Умр ат-Тавила — одного из Властителей Древности. Внезапно Картер ощущает своё единство со многими существами, которые являются двойниками единого прообраза. Он ощутил своё тождество с ракообразным магом Закаубом с планеты Йаддит. Однако это тождество оказалось роковым, ибо Картер потерял человеческий облик. Для спасения не-человек Картер летит на корабле-оболочке через бездны Галактики на Землю. Отныне он жаждет обрести вновь человеческий облик, а для этого ему нужен пергамент с р’льехскими заклинаниями и серебряный ключ.

Уилл Мюррей, исследователь творчества Лавкрафта, говорил про «Врата Серебряного Ключа», что «Как подобие сказок Дансани при сотрудничестве Прайса и Лавкрафта он провалился; поскольку мифический рассказ богат идеями, но они очень разбавлены». В «Тысяче плато» (1980) Жиль Делёз и Феликс Гваттари назвали этот рассказ одним из шедевров Лавкрафта.

Форма: рассказ

Оригинальное название: Through the Gates of the Silver Key

Дата написания: 1934

Первая публикация: 1934

Перевод: Василий Дорогокупля

Язык: Русский (в оригинале Английский)

Кураторы

Рецензии

Всего 4
Lincenero93

Эксперт

Почитывающий почитатель

28 июня 2022 г. 10:14

432

5

Данный рассказ действительно сильно выбивается из творчества Лавкрафта. Типично Лавкрафтовские тут завязка и кульминация, а всё действие рассказа - что-то очень своеобразное. Чем дальше - тем чудаковатее и чудаковатее.  Это скорее научная фантастика и философия, чем мистика и ужасы.

Тем не менее, мне очень понравилось! Захватывающая, динамичная история.

1 марта 2021 г. 11:19

321

3.5 Двоякое впечатление

Этот рассказ мне понравился больше, чем «Серебряный ключ». Если скажу, что полностью разделяю восторги фанатов относительно данного рассказа, то серьезно покривлю душой. Если признаюсь, то рассказ не понравился, опять-таки, скажу неправду. Рассказ оставил двоякое впечатление. С одной стороны, перемещения разума, зловещая атмосфера, встреча с божественными сущностями, персонажи других произведений автора, с другой — одни и те же названия прочитанных книг, топорный язык, абсолютно одинаковые герои, полное отсутствие интриги.

Популярные книги

Всего 697

Новинки книг

Всего 241