4

Моя оценка

Есть ли жизнь после смерти? Какие загадки может хранить кладбище? Литератор-неудачник после похорон дальнего родственника отправляется бродить по кладбищу и внезапно слышит голоса, идущие из могил...

Лучшая рецензия на книгу

5 декабря 2023 г. 00:42

99

Короткий рассказ Федора Михайловича о мертвецах, болтающих всякое в своих могилах. Некоторое время назад я читала Грязь кладбищенскую Мартина О'Кайня, и теперь вижу, как эти два произведения перекликаются. И вышло, что я смогла только через призму "Грязи" воспринимать "Бобок", уж очень она на меня тогда произвела впечатление.

Идея рассказа возникла у Достоевского в январе 1873 года. С начала января писатель редактировал газету-журнал В. П. Мещерского «Гражданин», где печатались первые главы «Дневника писателя», работа над «Дневником» началась ещё в декабре 1872 года. 14 января в либеральной газете «Голос» (№ 14) появился отклик на первые выпуски «Дневника писателя», написанный журналистом Л. К. Панютиным (1831—1882), писавшим под псевдонимом Нил Адмирари. В заметке Панютина Достоевский был задет следующим грубым пассажем: «„Дневник писателя“ <…> напоминает известные записки, оканчивающиеся восклицанием: „А все-таки у алжирского бея на носу шишка!“ Довольно взглянуть на портрет автора „Дневника писателя“, выставленный в настоящее время в Академии художеств, чтобы почувствовать к г-ну Достоевскому ту самую „жалостливость“, над которою он так некстати глумится в своём журнале. Это портрет человека, истомлённого тяжким недугом».
Достоевский устами героя «Бобка» ответил журналисту следующим образом: «Я не обижаюсь, я человек робкий; но, однако же, вот меня и сумасшедшим сделали. Списал с меня живописец портрет из случайности: „Всё-таки ты, говорит, литератор“. Я дался, он и выставил. Читаю: „Ступайте смотреть на это болезненное, близкое к помешательству лицо“. Оно пусть, но ведь как же, однако, так прямо в печати? В печати надо всё благородное; идеалов надо, а тут...» В конце рассказа портрет Достоевского упоминается ещё раз: «Снесу в „Гражданин“, там одного редактора портрет тоже выставили». Но Достоевский не ограничился упрёками на бестактность журналиста. Он решил использовать своё «сумасшествие» в качестве литературного приёма и написал рассказ от имени спившегося почти до белой горячки журналиста, страдающего галлюцинациями.

Спившийся литератор замечает, что с ним происходит что-то странное: меняется характер, манера речи, болит голова, он начинает «видеть и слышать странные вещи. Не то чтобы голоса, а так как будто кто подле: „Бобок, бобок, бобок!“» (повествование ведётся от первого лица). В поисках развлечения он попал на похороны к дальнему родственнику. Пока в церкви шло отпевание, герой завернул в ресторанчик, где по обыкновению выпил. Затем он снова вернулся на кладбище и помог нести гроб. После похорон герой не поехал «из гордости» на поминки вместе со всеми, а остался на кладбище, сел на памятник, задумался, затем прилёг и забылся. Спустя некоторое время он начал явственно различать голоса. Сначала он не придал этому значения, а после прислушался и понял, что голоса исходили из загробного мира.
Голоса были приглушённые, «как будто рты были закрыты подушками». Герой окончательно проснулся и стал внимательно вслушиваться в разговоры. Всё следующее повествование составляют споры мертвецов друг с другом. Так продолжалось до тех пор, пока литератор не чихнул. После этого на кладбище всё смолкло, а главный действующий персонаж отправился домой в раздумьях об услышанном, решив навестить как-нибудь другое кладбище и послушать беседы других покойников.
Из разговоров трупов между собой герой узнал, что спустя несколько дней после «предварительной смерти» к мертвецам возвращается некое подобие сознания, обоняния, речи, но до этого времени тело должно «вылежаться». Наступает непродолжительное время (два-три месяца), когда человек (точнее, его останки) может в последний раз дать заключительную самооценку собственной жизнедеятельности перед тем, как окончательно уйти в небытие. В рассказе рефреном упоминается разлагающийся труп, который способен издавать лишь бессмысленные булькающие звуки «бобок, бобок, бобок». Это апофеоз деградации.

Форма: рассказ

Оригинальное название: Бобок

Дата написания: 1873

Первая публикация: 1873

Рецензии

Всего 25

5 декабря 2023 г. 00:42

99

Короткий рассказ Федора Михайловича о мертвецах, болтающих всякое в своих могилах. Некоторое время назад я читала Грязь кладбищенскую Мартина О'Кайня, и теперь вижу, как эти два произведения перекликаются. И вышло, что я смогла только через призму "Грязи" воспринимать "Бобок", уж очень она на меня тогда произвела впечатление.

21 мая 2023 г. 12:15

177

2.5

Усердно спивающийся неудачливый "литератор" решил развлечься. А какое место самое развлекательное? Оказалось - кладбище. Неожиданно... хотя... бесплатно наливают за помин души новопреставленного. Напоминался от души сколько влезло и прикорнул на солнышке на ближайшей могилке - развлекается. Просто спьяну, или белочка навестила, но услыхал пьянчужка голоса из могил - в преферанс режутся! Больше всего рассказ напомнил Историю с кладбищем , покойники из соседних могил знакомятся, выясняют отношения, ссорятся и мирятся, и все никак не отойдут от своих земных дел и забот.

Развернуть

Издания

Всего 33

Популярные книги

Всего 701

Новинки книг

Всего 241