4,1

Моя оценка

Старый-старый, первобытный северный лес под высоким звездным небом. Посредине, окутанный ночным мраком, сидит дряхлый священник в широком черном плаще. Он запрокинул голову, прислонился к высокому дуплистому дубу и застыл в мертвой неподвижности...

Лучшая рецензия на книгу

KruPolly

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 декабря 2022 г. 14:04

500

5

На эту пьесу очень сложно писать отзыв. Удивительно, как в такое маленькое произведение Метерлинку удалось вместить так много символизма.

Двенадцать слепых людей идут в ночь за своим проводником-священником. Куда они идут? Зачем? У них нет ответа на эти вопросы, да и в принципе они не сильно заинтересованы в том, чтобы найти этот ответ. По крайней мере до тех пор, пока они не оказываются одни, без проводника. Так же и в принципе люди, даже будучи глобально зрячими, мы иногда становимся такими же слепыми, как герои пьесы, и идем за кем-то - старшим членом семьи, политиком, кумиром, да кем угодно - не ведая, зачем мы это делаем и к чему нас это приведет.

В пьесе Метерлинк дает столько тревожных, даже пугающих знаков, что надежда на то, что за открытым финалом героев ждет спасение, а не…

Развернуть

Пьеса «Слепые» — одно из классических произведений символизма. Впервые опубликована в 1890 году. Премьера спектакля по пьесе прошла 7 (по другим данным, 11) декабря 1891 года в «Театре искусства», основанном Полем Фором. Этот спектакль стал последним для театра.
На русский язык переведена Н. М. Минским, опубликована в 1894 году в журнале «Северный вестник» с предисловием переводчика, раскрывающим новаторский символический характер произведения. В России пьеса поставлена на сцене в Художественном театре в 1904 году: она была представлена на открытии сезона вместе с двумя другими одноактными пьесами Метерлинка, «Непрошеная» и «Там, внутри» .
Пьеса была упомянута в числе значимых произведений Метерлинка во вступительном слове секретаря Шведской академии при вручении Нобелевской премии по литературе за 1911 год.

Пьеса «Слепые» пронизана таинственной и сумрачной символикой. В пьесе почти нет внешнего действия. В авторской ремарке подробно описывается обстановка: первобытный лес на острове посреди океана, ночной мрак, дряхлый Священник в широком черном плаще, застывший в мертвой неподвижности; шесть слепых стариков, три слепые старухи, погруженные в молитвы, Юная слепая, Слепая помешанная... Все они чего-то ждут, неподвижные под сенью кладбищенских деревьев. Герои слепы, и их окружает тьма, которую не в силах рассеять проблески лунного света. Авторская ремарка обращена не столько к режиссеру и актерам, сколько к зрителю и читателю. Это своеобразный монолог автора. Содержание пьесы — разговор слепых о судьбе Священника-поводыря, который должен отвести их в приют. Они пребывают словно в полусне, и в их отрывочных фразах варьируются почти одни и те же мысли.

Первый слепорожденный. Он еще не вернулся?
Второй слепорожденный. Ты меня разбудил!
Первый слепорожденный. Я тоже спал.
Третий слепорожденный. И я.
Первый слепорожденный. Он еще не вернулся?
Второй слепорожденный. Не слышно ничьих шагов.
Третий слепорожденный. Пора бы вернуться в приют.
Первый слепорожденный. Нужно узнать, где мы.

Эти тоскливые вопросы становятся лейтмотивом пьесы. Над сценой витает страх. Герои с тревогой прислушиваются к шуму волн, пытаются определить время суток. Когда раздается далекий бой часов, двенадцать ударов, никто не знает, полдень это или полночь. В пьесе немало выразительных деталей: хлопанье крыльев птиц, шорохи ветра, запах асфоделей — цветов, символизирующих смерть. Собака, подошедшая к священнику, дает понять, что он мертв. Шорох приближающихся шагов вызывает у Юной слепой тревожный вопрос: «Кто ты?» Самая старая слепая просит неизвестного смилостивиться над ними. Заключительная ремарка драматурга: «Молчание. Затем раздается отчаянный крик ребенка». В пьесе открытый финал. Остается гадать, чьи шаги слышат слепые, кого они ждут.

Источник

Советские и российские литературоведы сходятся во мнении, что «Слепые» — это притча о человечестве.

Елена Марковна Евнина (1910–1998) о пьесе «Слепые» говорит как о трагедии человечества, бредущего в потемках. Борис Александрович Гиленсон (род. 1932) развивает эту мысль. На вопрос «В чем смысл пьесы?» он отвечает так:

Слепые — это само человечество, лишенное зрения, потерявшее проводника, не знающее куда брести. В пьесе 12 персонажей, по числу апостолов, — деталь символическая. Но все они утратили веру. Их слепота не только физическая, но и нравственная. Они не отличают света от тьмы, знания от невежества и почти не слышат друг друга. Ими движет страх и самые элементарные эгоистические потребности. Смерть поводыря не вызывает у них жалости. Их заботит только их личная участь.

В пьесе причудливая система символов: Океан — символ вечности и смерти; Юная слепая — олицетворяет искусство и красоту; Слепая помешанная — вдохновение; зрячий ребенок — надежду. Мир, в котором пребывают герои пьесы, — непонятен, нелеп. От «Слепых» тянутся нити к «театру абсурда». По своей философии и стилистике пьеса Метерлинка — отдаленный предвестник драмы С. Беккета В ожидании Годо .

Ирина Дмитриевна Никифорова (1931–2006) также отмечает, что в пьесе «воспроизведены не люди лицом к лицу с решающими моментами их жизненного пути, а аллегория человеческого существования», причём формулируемая Метерлинком в пьесе концепция бытия близка философии экзистенциализма:

Касаясь недостоверности сведений человека о действительности, о его положении в мире, среди других людей («я полагаю, что я около вас», — говорит один слепой другому), наконец, о самом себе («мы не знаем, что мы такое»), Метерлинк приходит к мысли о разобщённости людей: «Можно сказать, что мы неизменно одиноки». Связывал этих людей, объединял и направлял лишь поводырь-священник; но его уже нет среди них, и слепые все более проникаются безотчётным ужасом; в финале пьесы они слышат шаги: некто приблизился и остановился рядом. «Смилуйтесь над нами» — эта заключительная реплика старой слепой подытоживает для Метерлинка в пьесе весь опыт человечества.


Переводчик пьесы Николай Максимович Минский (1855–1937) писал о том, что в этой пьесе мы видим «философскую символику, облеченную в самую простую, ясную форму»: изображение слепых, оставшихся без проводника, «символически изображает судьбу человечества, которое затеряно на этой земле среди бесконечных пространств, подобно острову среди океана»:

Океан символизирует в то же время и смерть. Единственным проводником слепого человечества была до сих пор вера, но вот и она умерла, и труп её коченеет в нашем же сердце, объятом безвыходным ужасом в ожидании смерти. Вглядываясь в подробности трагедии, мы откроем целую сеть символов, которые в одно и то же время и углубляют содержание и несколько вредят художественному впечатлению, заставляя искать и догадываться. Каждый из слепых изображает известную сторону жизни: Молодая Слепая — искусство и красоту, Помешанная — вдохновение, её Ребёнок, единственный зрячий в этой толпе слепых, — новый, зарождающийся мистицизм, маяк на берегу острова — чистую науку и т. д. Фигурирует также собака, которой Метерлинк, как известно, уделяет огромную роль в истории человеческого прогресса, как единственному живому существу на земле, заключившему с человеком договор дружбы. Трагедия заканчивается вопросом. Слепые слышат чьи-то шаги, зрячий ребёнок плачет. Чьи это шаги? — смерти или новой богини, призванной заменить умершую веру?

Форма: пьеса

Оригинальное название: Les aveugles

Дата написания: 1890

Первая публикация: 1915

Перевод: Н. Минский, Л. Вилькина

Язык: Русский (в оригинале Французский)

Кураторы

Рецензии

Всего 34
KruPolly

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 декабря 2022 г. 14:04

500

5

На эту пьесу очень сложно писать отзыв. Удивительно, как в такое маленькое произведение Метерлинку удалось вместить так много символизма.

Двенадцать слепых людей идут в ночь за своим проводником-священником. Куда они идут? Зачем? У них нет ответа на эти вопросы, да и в принципе они не сильно заинтересованы в том, чтобы найти этот ответ. По крайней мере до тех пор, пока они не оказываются одни, без проводника. Так же и в принципе люди, даже будучи глобально зрячими, мы иногда становимся такими же слепыми, как герои пьесы, и идем за кем-то - старшим членом семьи, политиком, кумиром, да кем угодно - не ведая, зачем мы это делаем и к чему нас это приведет.

В пьесе Метерлинк дает столько тревожных, даже пугающих знаков, что надежда на то, что за открытым финалом героев ждет спасение, а не…

Развернуть

5 августа 2022 г. 13:49

402

5 Метерлинк "Слепые"

Можно ли на 30 страницах рассказать историю и оставить читателя без ответов? У Метерлинка получилось.

Его пьеса рассказывает нам о слепых, которых оставил священник. Они ждут его возвращения, но его уже долго нет. Слепые пытаются найти друг друга, чтобы держаться вместе. Кто-то начинает слышать шум моря, кто-то ни разу его не слышал и не понимает что это за звуки. Потом к ним приходит собака, отводит их ещё дальше от приюта.

Они совсем одни, священник так и не пришёл и уже точно не придёт. Среди слепых есть ребёнок, который видит. Слышатся чьи-то шаги. Ребенка поворачивают к ним, спрашивают что он видит, но он рыдает. Потом шаги совсем приблизились. Слепые просят о милосердии. Ребёнок отчаянно рыдает.

Метерлинк оставил читателя слепым, одним из тех, с которыми он был на протяжении всей…

Развернуть

Подборки

Всего 82

Популярные книги

Всего 693

Новинки книг

Всего 241