4,1

Моя оценка

В основе трагедии Саломея лежит история Саломеи, персонажа Нового Завета (имя в Библии не названо, впервые оно встречается у Иосифа Флавия). Саломея — падчерица тетрарха Ирода Антипы, обольстившая Ирода исполнением Танца Семи Покрывал. К ужасу отчима и к радости своей матери Иродиады она требует в награду голову пророка Иоканаана (в Библии Иоанна Крестителя) на серебряном блюде.

Лучшая рецензия на книгу

Glenda

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 июля 2023 г. 16:41

2K

4

Это, конечно, не тот язвительный Уайльд, который лорд Генри или «Идеальный муж». Здесь он создает очень концентрированное напряжение, ощущение неизбежной трагичной развязки, за приближением которой наблюдаешь так же пристально, как тетрарх за Саломеей или Саломея за Иоканааном. Правда, в основе принципиально разные мотивы.

Красота для Саломеи и статус для Ирода – способ получить желаемое, да, наверно, и нежелаемое тоже – гипертрофированная потребность в подтверждении своего влияния, потребность обладать чем-то или кем-то, когда после получения объект теряет всякую ценность. Потому что важен не объект, а ощущение «я могу себе это позволить», «я по-прежнему красива/властен» и любой, даже самый тактичный, отказ приводит к возмущению «да как он/а посмел/а». Чем сложнее добыча, тем приятнее…

Развернуть

Саломея (фр. ) — трагедия Оскара Уайльда. Пьеса написана Уайльдом на французском языке в 1891. Переведена на английский и издана в Лондоне в 1894.

Согласно Евангелию от Марка, связь Ирода Антипы с Иродиадой, женой его сводного брата (вероятно Филиппа) публично осуждалась Иоанном Крестителем, что послужило причиной заключения, а в дальнейшем и казни Иоанна. По Марку Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6:20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады Саломее выполнить любое её желание. По Матфею Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5).

В пьесе Оскара Уальда Саломея влюбляется в заключённого Иоканаана, трижды просит разрешения коснуться его тела, поцеловать его волосы, и наконец, губы, но пророк трижды отвергает её и осыпает проклятиями, также как и её мать. Молодой стражник, влюблённый в Саломею, слыша её признания Иоканаану, не выдерживает и закалывает себя. Входят Ирод и Иродиада и видят труп. Ирод полагает это за дурное предзнаменование, его предчувствия усиливаются после того, как он начинает слышать шорох крыльев и приглядываться к луне. Он упрашивает Саломею станцевать для него, Иродиада против, она запрещает мужу смотреть на свою дочь. Однако Саломея соглашается после обещания Ирода выполнить любое её желание и пожаловать любой наградой, «пусть даже это будет половина царства». Саломея танцует Танец Семи Покрывал, а в награду требует голову Иоканаана. Иродиада горячо поддерживает решение дочери. Ирод умоляет освободить его от данного им слова, обещает любые дары, заявляет что это преступление, за которым, согласно череде предзнаменований, обязательно последует какое-то несчастье. Но Саломея непреклонна, она получает свой дар — голову Иоканаана на серебряном блюде. После этого она целует её в мёртвые губы, упрекая пророка в случившемся и продолжая изливать ему признания в любви. Окружающие шокированы этой сценой, больше всех ошеломлён Ирод: «Она отвратительна, твоя дочь, она в конец отвратительна». Ирод отдаёт приказ солдатам убить Саломею, и те раздавливают её щитами.

Трактовка библейского сюжета вызвала скандал в Англии. Пьеса долгое время находилась под запретом.

Саломея

1908 Саломея / Salome
1923 Саломея / Salome
1970 Саломея / Salomé
1971 Саломея / Salome
1972 Саломея / Salomè
1973 Саломея / Salomé
1973 Саломея / Salome
1974 Саломея / Salome
1977 Саломея / Salomé
1978 Саломея / Salomé
1986 Саломея / Salome
1988 Последний танец Саломеи / Salome's Last Dance
1992 Саломея / Salome
1997 Саломея / Salomé
2011 Дикая Саломея / Wilde SalomeСаломея

Форма: пьеса

Оригинальное название: Salomé

Дата написания: 1891

Первая публикация: 1894

Перевод: Константин Бальмонт

Язык: Русский (в оригинале Французский)

Рецензии

Всего 56
Glenda

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 июля 2023 г. 16:41

2K

4

Это, конечно, не тот язвительный Уайльд, который лорд Генри или «Идеальный муж». Здесь он создает очень концентрированное напряжение, ощущение неизбежной трагичной развязки, за приближением которой наблюдаешь так же пристально, как тетрарх за Саломеей или Саломея за Иоканааном. Правда, в основе принципиально разные мотивы.

Красота для Саломеи и статус для Ирода – способ получить желаемое, да, наверно, и нежелаемое тоже – гипертрофированная потребность в подтверждении своего влияния, потребность обладать чем-то или кем-то, когда после получения объект теряет всякую ценность. Потому что важен не объект, а ощущение «я могу себе это позволить», «я по-прежнему красива/властен» и любой, даже самый тактичный, отказ приводит к возмущению «да как он/а посмел/а». Чем сложнее добыча, тем приятнее…

Развернуть
literalina

Эксперт

Филологический дух

29 марта 2023 г. 15:57

2K

5 ️«Я буду танцевать для тебя, тетрарх».

Драматургия Уайльда — тот пласт творчества автора, с которым я еще не успела обстоятельно познакомиться, однако судьба решила в первую очередь свести меня с «Саломеей» — и эта пьеса стала для меня знаковой.

В основе сюжета лежит библейский миф о Саломее, чей Танец Семи Покрывал стал одним из самых распространенных мотивов в искусстве. Уайльд вдохновился совсем не большим эпизодом, описанным в Новом Завете, и, переработав его, создал кровавую трагедию о мстительной любви и убийственной одержимости.

️ «Может быть, то, что нам кажется злом — добро, и что нам кажется добром — зло. Ничего нельзя знать».

Автор наполняет пьесу прекрасными таинственными символами, среди которых — «нагая» луна, крылья ангела смерти, залитая кровью земля, маленький серебряный цветок. Структура диалогов все время…

Развернуть

Подборки

Всего 131

Издания

Всего 12

Популярные книги

Всего 731

Новинки книг

Всего 241