Поделиться:

Снега Килиманджаро

История

Снега Килиманджаро» — рассказ Эрнеста Хемингуэя, вышедший в 1936 году. Впервые был опубликован в американском издании журнала Esquire за август 1936 года. Повествует о поиске писателем Гарри Смитом смысла жизни во время охоты в Африке.

еще...

Книга в подборках

Филфак. Литература начала 20 века. Четвертый курс
1. М. Пруст. Поэзия: «Шопен», «Ватто», «Шуман».
Роман «В сторону Свана».
2. Г. Аполлинер. Поэзии из сборника «Алкоголи» («Мост Мирабо», «Зона»). Сборник…
natasha1337
livelib.ru
Американская классика. 20 век.
Подборка посвящена классикам американской (США) литературы 20 века . Лучшие произведения! Помощь в пополнении подборки приветствуется))
Голосуйте за…
nastyprokk
livelib.ru

Рецензии читателей

9 февраля 2017 г., 08:26
4.5 /  4.073
Тише... когда умру!

Изложить любую историю в форме рассказа, мне кажется чем-то очень тяжелым. Рассказать на небольшом количестве страниц историю, в которой будет все важное в жизни - работа, любовь, поиск себя, потеря себя, снег и солнце, Париж и Африка – невозможно. И тем не менее, вот оно, воплощение всего этого сложного и маловероятного.
Очень простыми фразами, об очень простых вещах и событиях, о женщинах, которых любил и с которым был вместе, о работе, которую всегда хотел сделать, но откладывал на потом, о встречах, которые состоялись в этой жизни, о местах, в которых когда-то был счастлив…
О чем будет думать человек, зная, что счет его жизни идет на часы?
Очень простыми фразами, об очень простых вещах и событиях, о том, что в какой-то момент устал бороться и решил плыть по течению, о том, что чувства притупились и душа заплыла жиром от комфортной и сытной жизни, о том, что зачем-то так много ссорился по пустякам с теми, кого когда-то так сильно любил…
Этот рассказ можно очень быстро прочитать.
Над этим рассказом можно очень и очень много размышлять.
Для меня это удивительно сильная по силе воздействия история. Мне кажется, что ближе к концу истории где-то рядом начинает мелькать тень гиены и ты начинаешь слышать ее ужасные вопли.

2 июля 2015 г., 16:31
4 /  4.073

Очень проникновенный рассказ.
И опять же, в той простоте, которой часто попрекают Хемингуэя, и есть вся соль.
Далёкая, чужая, жаркая Африка. И где-то там умирает молодой писатель на руках своей богатой подруги, которая спонсировала эту самую поездку. Перед глазами вся прожитая жизнь, а рядом Смерть, вполне себе осязаемая, настоящая. Стервятники и гиена всё ближе подходят к лагерю, а спасительного самолёта всё нет и нет.
А смысл?! Да это всё та же любимые темы писателя: место человека в жизни, потеря себя. И любовь. Или отсутствие её.
Всё.

2 января 2017 г., 06:30
5 /  4.073
(Не)любовь, она и в Африке (не)любовь!

Речь пойдёт о двух рассказах: "Снега Килиманджаро" и "Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера". Сборник вышел в 1961 году, и все рассказы, кроме этих двух, ранее входили в другие книги Хемингуэя - "Мужчины без женщин", "Победитель не получает ничего" и т.д.; о них я вкратце упоминал в предыдущих рецензиях. Главная же причина отпочкования этих двух - их идейная и сюжетная общность. Действие обоих происходит в Африке, и оба рассказа являют собой апофеоз теоремы Хемингуэя: если мужская и женская линии пересекаются, то лишь на определённом отрезке, никогда при этом не сливаясь в одну прямую. Примечание: это не значит, что Хемингуэй не писал ни о чём другом - и в этих 2 рассказах, и во всём другом творчестве предостаточно смыслоискательных мотивов, провозглашения борьбы, стойкости, мужества как основопологающих жизненных принципов и т.д. Просто мы привязываем оба рассказа к головной М-Ж линии его ранних произведений.

"Снега Килиманджаро"

Лежа с раненой ногой в африканских горах, тет-а-тет с женой (и со смертью), пора расставить точки над i, вспомнить свою жизнь и поговорить о любви.

Любовь — навозная куча. А я петух, который взобрался на неё и кричит «кукареку».


...с теми, которых любил, он ссорился так часто, что под конец ржавчина ссор неизменно разъедала все, что связывало их. Он слишком сильно любил, слишком много требовал и в конце концов оставался ни с чем.

Мы уже в начале понимаем, что герой умрёт. Исповедальность, близкий конец делают рассказ трагичным, волнующим. Настроение героев меняется каледоскопически, муж и жена то ссорятся, то мирятся. Гарри крепится, потом его одолевает отчаяние, и они снова бранятся. Они оба уже вроде бы подобрали нужный рецепт - любят умеренно, не сильно и не слабо - и вот одна дрянная колючка, разодравшая колено, всё рушит.
В этом рассказе параллельные линии мужчины и женщины почти-почти пересекаются; в том то и беда, что они никогда не могут пересечься окончательно. Процент любви и взаимопонимания тут близок к стам, а сотни всё равно не достичь - не сплоховал ты, добьют случай и судьба.

"Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера"

Здесь как приставили зеркало - пропорция любви между персонажами близка к нулю. Когда появляется хрупкая возможность восстановить порушенные отношения, в игру опять вступает его величество Случай, и кончается всё столь же трагически, как и в "Снегах".
"Снега" - рассказ размышленческий, созерцательный. "Макомбер" - остросюжетный. Очень красочно, практически 3D-шно показано сафари! Как будто побывал в саванне или посмотрел передачу Animal Planet в 9 лет. Изюминкой становится поведение Маргарет. Женщина из пещерного времени - как только муж струсил на охоте, она стала его презирать. Наёмный охотник проявил храбрость - она тут же, не скрывая, с ним переспала. И когда Фрэнсис, плюнув, "раскрылся заново", она увидела таки в нём мужчину, но поняла свою шлюшечную натуру и осталась в недоумении и смятении чувств.

Поворот судьбы не предугадаешь, так что же в силах человека? Что делать, пока не опустился занавес? Надо поступать, как в "Снегах", и не поступать так, как в "Макомбере". В первом рассказе парочка отправляется в Африку для укрепления союза, во втором рассказе - скорее в попытке бегства от реальности, в тщетной надежде хотя бы в охоте на львов обрести недостающие фрагменты расколотой вазы семейного уюта. Но на вазе то был изображен умиротворяющий сельский пейзаж, и вставив картинки буйволов и львов, его не дополнишь. А главное - разбитую вазу почти невозможно реставрировать без трещин.

Подводя итог, скажем, что оба рассказа и вбирают в себя многие авторские мотивы, и великолепно используют "теорию айсберга", и попросту блестяще написаны - с тонким психологизмом и динамичностью; а эпизодический "телеграфный стиль", ошибочно принимаемый за авторскую немощь, здесь очень уместен. Возможно, конёк Хемингуэя - короткая проза. Эти рассказы, несомненно, - одни из лучших из-под его пера.

23 июля 2015 г., 09:53
5 /  4.073

Я не очень-то люблю рассказы, да и с Хемингуэем первое знакомство у меня не сложилось( Но я стараюсь не составлять мнение о писателе, основываясь только на одном прочитанном произведении, и поэтому давно собиралась прочесть что-нибудь ещё. И тут на глаза мне попалась очень зацепившая меня рецензия на этот рассказ, и я решила рискнуть. Чему теперь очень рада. Мне понравилось, понравилось настолько, что, не удержавшись, прочла следом пару статей о самом авторе. Каково было мое удивление, когда я узнала, что рассказ во многом автобиографичен. За одним большим исключением. Умирающий от гангрены в африканских землях писатель Гарри так и не записал всего того, свидетелем чему он был в своей жизни. Хемингуэй показывает читателям, на что была бы похожа жизнь без творчества. У Гарри это бесцельно прожитая жизнь, в которой нет места даже любви, ему ее заменили материальные блага. И, как итог, сплошные «почему» в конце, нет даже сожаления о том, что жизнь заканчивается.

Я искренне удивлена как рассказ длиной в 30 страниц (на моем ридере) смог вместить столько событий и эмоций. Так что, я уверена, это первый, но не последний рассказ, прочитанный мной у Хемингуэйя.

16 июня 2016 г., 01:33
4 /  4.073

Человек задумывается о своих поступках лишь после осознания своей скорой смерти.

У данного рассказа имеются достоинства. Это конечно сама идея-показать,как меняется человек,узнав что жить ему,осталось считанные дни. Атмосфера соответствующая. Опустошение и постоянное напряжение главного героя, читатель чувствует на себе.
В этом рассказе нет ничего необычного. Всё крайне стандартно,серо и слегка отталкивающе. Однако,эта самая серость при небольшом терпении,в процессе чтения помогает лучше воспринимать происходящее в книге.
Единственный минус-это сам герой. Не вызывает у меня симпатии его поведение и философия жизни.

3 февраля 2016 г., 10:41
5 /  4.073
Жизнь свою он прожил, она давно кончилась, а он все еще жил. («Снега Килиманджаро»)


Приятно, наверное, сидеть на закате у костра, потягивать из кружки ароматный виски, вдыхать прохладный воздух вечерней саванны и любоваться заснеженной вершиной Килиманджаро, синеющей чуть поодаль. И хорошо бы при этом, чтобы рядом не кружили стервятники. Но рядом с походным лагерем писателя Гарри Смита и его жены они, увы, кружили. Всё дело было в ноге Гарри, потому что в результате вовремя необработанной царапины, там развилась гангрена.

Лучше всего, на мой взгляд, Хемингуэю удавались рассказы. Вероятно, это связано с тем, что большую часть своей писательской карьеры он посвятил как раз всевозможным статьям и очеркам. Он занимался этим почти всю жизнь, повсюду выискивая сюжеты и собирая образы для дальнейшего творчества. Подобная практика позволила ему отточить своё мастерство в такой сложной форме как рассказ. «Снега Килиманджаро» прекраснейший образец этого жанра.

В рассказе две временные линии повествования – настоящее и прошлое. В настоящем Гарри с Эллен и прислуживающие им аборигены разбили лагерь у подножия горы, где все ждут спасительный самолёт. Но его нет, и Гарри с каждым днём становится хуже и хуже, а стервятники кружат всё ближе и ближе. Здесь жизнь писателя подходит к финишу. Прошлое же – это его воспоминания, в которые он уносится, пытаясь подвести итог своей жизни. Всего-то несколько событий, которые происходили с ним в разное время и в разных странах. То он снова на войне, то пытается догнать свою первую и настоящую любовь, то вновь переживает отказ от своих принципов. Через эти воспоминания Гарри ищет смысл в собственном существовании, но эти поиски его разочаровывают. Что жизнь? Она уникальна и она… быстротечна. Всё, что загадывал, не сбылось. Всё, за что боролся, предано. И ничего уже не исправить.

Теперь он уже никогда не напишет о том, что раньше всегда приберегалось до тех пор, пока он не будет знать достаточно, чтобы написать об этом как следует. Что ж, по крайней мере, он не потерпит неудачи.

Гарри бесстрастно взирает на своё прошлое, на свои поступки. Хоть раз он пытается быть честным с собой, с окружающими. Но это не так легко, как казалось.

Если вся жизнь прошла во лжи, надо и умереть с ней.

И он снова врёт. Врёт жене, что любит её, просто чтобы не обижать. Кстати, интересно, что на протяжении всего рассказа Гарри ни разу не назвал её по имени. Она для него «эта женщина». Но не в том смысле, как Ирэн Адлер для Холмса, а скорее просто в значении «одна из». В конце концов, он продался ей, потому что она ему больше предложила, и он честно отрабатывает свой гонорар. Она хорошая женщина, не хуже других, считает Гарри, но не с ней он хотел бы провести последние часы жизни. Только вот те, кто был ему дорог, недоступны.

Нет, думал он, когда делаешь все слишком долго и слишком поздно, нечего ждать, что около тебя кто-то останется. Люди ушли. Прием кончен, и теперь ты наедине с хозяйкой.

Всё, что ему остаётся, немножечко виски вперемешку с воспоминаниями. Потому что ничего уже не исправить. Потому что смерть сидит у него в ногах.

… И там, впереди, он увидел заслоняющую все перед глазами, заслоняющую весь мир, громадную, уходящую ввысь, немыслимо белую под солнцем, квадратную вершину Килиманджаро. И тогда он понял, что это и есть то место, куда он держит путь.
18 октября 2016 г., 18:50
4 /  4.073
Повести про (не) одиноких мужчин

Эрнест Хемингуэй – главный классик современности. Именно по его образу жизни выстраивается поэтичный образ привычек и жизни настоящего писателя, созидателя слова и знатока жизненных ценностей. Он создал стереотип, которым питаются многие писатели сегодняшнего дня. Но это касается писателей-мужчин, что очень по секситски, но и очень справедливо. Хемингуэй считал себя мужиком и, как следствие, писал он про мужиков и по мужски. Без лишних эмоций, но с жизненной точностью.

Главными лейтмотивами повестей Хемингуэя стали одиночество, измена, борьба, войны, Африка и много другое. Его любимые персонажи – одинокие мужчины (+ индивидуалисты), которые оказываются в пограничной для себя ситуации. Это их проверка на слабость, которую выдерживают не все. Наличие своей женщины рядом – обязательно, но чувство одиночества никогда не оставит его мужиков. Их одиночество ментально, оно в их психологии, но не в реальной жизни. И даже кучи африканцев, которые обслуживают их, этого одиночества не отменяют. Да здравствует колониализм!
Главное его тема – охота, которая организовывает экстрим. Осознание пустоты жизни – постоянное чувство каждого его персонажа. Африка – место столкновения первобытного и современного, лучшего места действия для концептуалиста не придумаешь; но сам Хемингуэй был достаточно простым, мне кажется, он случайно это сделал.
Что же мне удалось увидеть в его повестях еще? Давайте по порядку.

«Снега Килиманджаро»
Здесь есть только Он и Она. Его жизненный путь лежит через дебри войны, тропы дружбы и предательства. Он видел и чувствовал все, что нужно писателю; потом он заскучал и оказался на охоте. Она – борец, что также скучает. Ее финансовая поддержка помогает ему скучать еще сильнее. Он слишком много любил, слишком много требовал и в результате остался ни с чем. Так думает Он, а Она души в нем ни чает. Видно тут Хемингуэй описал себя, уж слишком личным и глубоким выглядит описание переживаний его персонажа.
Но при чем тут Килиманджаро?
Снега Килиманджаро стали постоянным образом и метафорой, что ассоциируются с Эрнестом Хемингуэем. Как будто вершина этой самой высокой точки Африки стала вечным владением самого Хемингуэя. Он же увидел в ней место куда все стремятся, но не доходят. Лишь после смерти мы сможем воспарить над ней и увидеть ее истинную красоту. Это остров спокойствия посредине дикого континента. Но мало кто понимает или догадывается об истинности первоначального смысла выражения Снега Килиманджаро, потому что мало кто читал повесть, а зря.

Он приехал за развлечениями, а оказался между небом и землей. Она уже ничто не может сделать. Они действительно одни на всем африканском континенте. Тут проявляется все волшебство творчества Хемингуэя. Через простоту его образов ты идешь сквозь ветра реальности, натыкаясь на разные смыслы бытия, но под твоими ногами всегда останется земля, которая не даст тебе упасть.

«Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера»
На авансцене три главных персонажа. Первый – собственно Фрэнсис Макомбер, богатый денди-парень из Соединенных Штатов, который хочет почувствовать шарм экзотической охоты. На пути к образу успешного охотника он во всех смыслах прыгает только в крайности – из страха в возбуждение, из стыда в чувство безграничности собственной силы. Второй – Уилсон, бывалый белый охотник черного континента. И третий – Марго Макомбер, вечная тень своего мужа; персонаж весьма корыстолюбивый, позиционируется как типичная самка, хочет лучшего и больше.
Пусть вас не смущает слова самка в моем описании. Хемингуэй пусть и считается гением литературы, но мыслил он очень типично, в рамках упрощенной традиционности, иногда даже чрезмерной. У него Она – самка, а вокруг нее приличествуют два самца, но разного склада, разных уровней воспитания. Но несмотря на их социальную разницу положений, ведут они себя типично одинаково – кто круче? кто главный? кто успешный? Между ними стоит лишь разница условий: "там" – деньги, тут – "сила". Это критерии социального успеха и биологического выживания.

В этой повести можно увидеть сущность мужественного. Что значит быть сильным, что такое сила и возможность быть первым парнем среди всех. Охота – метод испытания человека, Африка – место, где твои инстинкты первичны по отношению к твоим социальным навыкам, шкура льва – трофей и приз победителя, это отличительный знак главного среди равных. Эрнест Хемингуэй, скорее всего сам того не понимая, применил антропологический подход понимания природы мотиваций и поведения человека в художественной форме творчества. Что я имею в виду? У примитивных народов шкура льва – знак вожака, знак силы и выносливости, именно она дает право быть вождем. Только победив льва и достав его шкуру, он сможет располагать безмерных авторитетом среди своих соплеменников. Победив царя зверей, становишься царем людей.

Тут борьба также велась за шкуру льва. И кто-то в ней проиграл, а кто-то выиграл. Наша самка на это отреагировала, а рок судьбы подсластил интригу. Конечно же, здесь интерпретаций может быть гораздо больше. Моя одна лишь из них. Тут можно увидеть и тематику противостояние человека с природой, и найти проблематику семейных конфликтов, и проследить линию разломов кризиса среднего возраста. Каждый увидит что-то свое, я увидел это.
Несмотря на стереотипность автора, он описывает реальный опыт в пограничной ситуации. Экзистенциализм как на духу. Сюжет находится в постоянной интриги. Простота языка дает простые пути к познанию и пониманию. Мне такое сочетание нравится.

27 февраля 2013 г., 20:59
5 /  4.073

Килиманджаро — покрытый вечными снегами горный массив высотой в 19710 футов, как говорят, высшая точка Африки. Племя масаи называет его западный пик «Нгайэ-Нгайя», что значит «Дом бога».

Так начинается этот короткий рассказ, для меня длиною в 60 электронных страниц. А ещё, оказывается, есть фильм! И обязательно в свободное время посмотрю.
У меня какое-то трепетное отношение к рассказам подобного рода. К тем, которые учат жить и ценить каждый прожитый миг. Такие рассказы обычно составляются от лица умирающего человека, что наталкивает на своеобразные мысли и раздумья. За эти короткие мгновения пробегает перед глазами вся жизнь человека, и это страшно. Ведь больно читать о том, что многих ошибок можно было бы избежать, что люди, которым ты доверял или любил, оказались предателями. Но разве можно сделать жизнь "идеальной по своему собственному шаблону", и будет ли тогда интересно жить? Очевидно, что нет.
Прав Довлатов в своей любви - прикосновение удивительной чистоты дарит Хэмингуэй. Ведь "лучше гор могут быть только горы". Душа Гарри обрела свою свободу на вершине горы Килиманджаро. Весь роман Гарри повествовал своей жене о каких-то потёмках своей души: будь то об обретении истинной любви, о писательском таланте, который он нещадно загубил, о жизни и воспоминаниях. Страшно умирать, особенно если сожалеешь о чём-то. Смерть можно рассмотреть в двух контекстах: либо как возможность делать то, что хочется, либо как возможность делать то, что не сделал раньше. И каждый для себя определяет свою стезю, в которой он будет двигаться по времени приближения смерти. Гарри говорит о том, что он жил, но по сути его жизнь давно закончилась. Соответственно, он просто существовал.
Печальное произведение с красивым языком и интересным сюжетом. Малая проза Хемингуэя не оставляет меня равнодушной.
ab7d5361ce0a.jpg
_____
Люди, любите, храните, ждите. Просящему дайте, своим врагам прощайте. Надежду не убейте. В Бога верьте. Всем сердцем-искренне верьте. Почитайте родителей. Прощенья просите, у тех, кого обидели, кого ненавидели.<...>В Мире будь самим собой, жить не торопись.
Любить. Хранить. Ждать. Прощать. Отдавать. Ценить. Почитать. Верить истинно, всей душой,искренне живите Вы. (c) Баста и Дыши - Отпустите меня.

10 августа 2015 г., 22:19
4 /  4.073

Этот короткий рассказик оказался встречей со старым знакомым. При чтении меня не оставляло ощущение, что сюжет мне знаком, и я мучительно пыталась вспомнить - откуда. Так и не вспомнив, полезла в гугл. И - бинго - нашла. Оказалось, по этому рассказу снят одноименный фильм с Авой Гарднер, который я смотрела лет 15 назад. Правда, конец в фильме оптимистичен, в отличие от рассказа. Хотя оригинальная концовка кажется мне более достоверной и логичной. Собственно, весь рассказ - воспоминания человека, который умирает и пытается понять, что он делал не так, и почему жизнь сложилась так, как сложилась. В целом, оптимизма в рассказе маловато, и времени для исправления ошибок у главного героя уже нет. В общем, Хемингуэй, как обычно, краток, лаконичен и тем и хорош.

17 июня 2015 г., 14:58
5 /  4.073

... и вся жизнь пролетела перед глазами. - Именно это происходит обычно за считанные секунды с человеком в смертельно опасной ситуации.
Герою рассказа Хемингуэя, Гарри, понадобилось на перелистывание событий своей жизни примерно неделя: именно столько времени он провел в саванне в Африке в походной койке с быстро развивающейся гангреной, ожидая самолета с помощью. Кроме него, отрезанными от цивилизованного мира оказались женщина и пара местных слуг. А вокруг лагеря уже не стесняясь кричала гиена. И стервятники подходили все ближе и ближе, чуя безнадежное положение больного двуногого.

О чем думал Гарри на пороге смерти? Было ли ему что вспомнить? Обрывки воспоминаний о войне, которые он тщательно запихивал поглубже в память. Женщины, которых он поначалу любил сердцем, а потом за их кошельки, становившиеся все толще и толще. Он был писателем, но лень развращает талант. И он забросил писательство.

У него хватило бы материала, по крайней
мере, на двадцать рассказов о тех местах, а он не написал ни одного. Почему?

Он умеет писать, ему есть что сказать миру, и мир нуждается в его таланте. И Гарри это понимает. Но ему уже скучно, ничегонеделанье глубоко проникло в него.

Мне так же надоело умирать, как надоело все остальное.
все 31 рецензия

Читайте также

• Топ 100 – главный рейтинг произведений
• Самые популярные книги
• Книжные новинки