4,2

Моя оценка

Сказка о золотом петушке рассказывает о царе Дадоне и о даре, который он получил от одного мудреца. Этим подарком был золотой петушок, который сообщал Дадону о приближении врага. Как-то раз царь задумал жениться, вот тут-то я появился мудрец и потребовал его невесту в уплату...

Лучшая рецензия на книгу

24 февраля 2024 г. 10:47

287

5 Fatalle

Давно что-то сказок не читала. Во-первых, не любительница, во-вторых, выросла давно из целевой аудитории. Кстати, насчет выросла из целевой аудитории. Мне кажется, что взрослые также могут много чего интересного в сказке прочитать, да и вообще - сказочный мир он такой обычно красивый.... и мудрый, с подводными любопытными "камнями". А сказки Пушкина они не только с интересным сюжетом, но и прекрасны в исполнении - его поэтические сказочные строки льются волшебством и получаешь наслаждение от красоты русского литературного слова.

Выбирая чтобы такого почитать февральским днем после двадцать третьего февраля, наткнулась на "Сказку о золотом петушке" с легендарным царем Дадоном, который с молоду был грозен, а под старость отдохнуть захотел. Но не тут-то было дело: соседи припомнили ему все,…

Развернуть

При публикации сказки в «Библиотеке для чтения» цензор Александр Никитенко, видимо, боясь каких-нибудь политических «применений», запретил печатать заключительное двустишие сказки, а также авторскую строчку «Царствуй, лёжа на боку». Пушкин с возмущением писал об этом в своём дневнике:

Цензура не пропустила следующие стихи в сказке моей о золотом петушке: «Царствуй, лёжа на боку» и «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Времена Красовского возвратились. Никитенко глупее Бирукова.

С цензурными искажениями сказка и появилась в печати: «предосудительные» места были заменены многоточиями.

Написана на основе новеллы американского писателя Ирвинга «Легенда об арабском звездочете». Пушкин с удивительным мастерством заменил сложный, запутанный, обремененный посторонними деталями ход повествования Ирвинга простой, четкой, художественно выразительной композицией, а условно литературные фантастические образы — образами русской народной поэзии. Он создал на этой основе свою сказку, близкую и в идейном и образном отношении к подлинно-народному творчеству.

«Сказка о золотом петушке» — сказка русского поэта Александра Сергеевича Пушкина; последнее из написанных им произведений такого рода. Сказка была написана в 1834 году, а впервые напечатана в следующем году в журнале «Библиотека для чтения» (том IX, книга 16).

В истории изучения «Сказки о золотом петушке» заметную роль сыграла небольшая статья Анны Ахматовой «Последняя сказка Пушкина» , в которой она сообщила об обнаружении источника сюжета сказки в новелле «Легенды об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга , а также указание В. В. Сиповского в статье «Руслан и Людмила» на «Историю о Золотом Петухе» Фридриха Клингера . Помимо этого, пушкинисты видят в произведении влияние сатирика Ивана Андреевича Крылова ( «Каиб» ) и сказочные мотивы «Княжны Милуша» поэта и драматурга П. А. Катенина .

Также был выявлен первоисточник сюжета, который берёт начало в фольклоре коптов, сохранённом в арабском историческом сборнике «Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан» (или «Мухтасар аль-аджаиб ва-ль-гараиб»), который был переведён Пьером Ватье по рукописи из собрания кардинала Мазарини, переписанной в 1584 году. Данная легенда переносит повествование во времена Древнего Египта:

В этих книгах коптов есть упоминание среди других царей — жрицы по имени Борса, которая вершила правосудие народу, восседая на огненном троне. Когда какой-либо человек приходил просить у неё справедливости и если его дело было правым и он говорил истину, огонь отступал от него. Если же, напротив, это был лжец и обманщик, то, когда он приближался к огню, он тотчас же сгорал.


Крачковский И. Ю. Избранные сочинения , т. IV. — М.–Л., 1957. — 13—14.

Эта волшебница приказывает изготовить из твёрдого красного камня вращающуюся скульптуру барана на пьедестале в виде мельничного жернова, а над просверленным пьедесталом поднять железный стержень с бронзовым петухом на острие. Сооружение было размещено на горе, которую прозвали «горой Барана» (и где впоследствии была построена мечеть Ибн Тулуна). Когда какой-либо враг выступал войной на Египет, то вращающийся каменный баран смотрел в направлении, откуда шёл противник, и в то же самое время бронзовый петух пел.

Некоторые исследователи отмечают в сказке недвусмысленные отсылки к секте скопцов: звездочёт был «скопцом», а Шемахы издавна являлась местом ссылки и поселения сектантов-скопцов из разных мест России.

В молодости царь Дадон наносил обиды соседям. Когда он состарился и решил отдохнуть от ратных дел, соседи, в свою очередь, стали нападать на него, нанося ему страшный вред. Дадон обратился за помощью к мудрецу, звездочёту и скопцу. Тот предложил ему золотого петушка на спице. Если в стране будет спокойно, он будет сидеть смирно, а в случае опасности возвестит:

Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!


После этого Дадон пообещал мудрецу исполнить его первую волю. Благодаря предупреждениям соседи перестали нападать на царство Дадона. После двух лет мирной жизни петушок внезапно кричит, повернувшись на восток. Сначала Дадон посылает старшего сына, а потом младшего, причём с войском. Восемь дней ни от того, ни от другого сына нет никаких вестей.

Тогда Дадон идёт с войском сам и видит шатёр, а рядом убитых воинов и своих сыновей, пронзивших друг друга мечами. Из шатра вышла шамаханская царица, при виде которой царь забыл смерть сыновей. Околдованный и восхищённый, он пировал у неё в шатре семь дней. Через неделю царь Дадон со своим войском и девицей отправился домой. Дома его встретил старый мудрец и, напомнив об обещании, потребовал шамаханскую царицу.

Царь заявил, что всему есть предел, и он готов подарить многое, но девицу не даст (тем более, что старому скопцу девица ни к чему). Его собеседник продолжал настаивать на своём, и царь, разгневавшись, сначала велел ему убираться, пока цел, а потом и убил, ударив жезлом по лбу. Как по приказу, золотой петушок вспорхнул со спицы, на которой он сидел, полетел к колеснице и клюнул Дадона в голову. В результате неблагодарный царь умер, а Шамаханская царица пропала, как будто её и не было.

«Сказка о золотом петушке»— советский мультфильм 1967 года.

Сказки Пушкина. Для взрослых (сериал 2021) 4 серия "Петушок" (сюжет перенесён в реальным мир)

Форма: сказка

Оригинальное название: Сказка о золотом петушке

Дата написания: 1834

Первая публикация: 1835

Кураторы

Рецензии

Всего 20

24 февраля 2024 г. 10:47

287

5 Fatalle

Давно что-то сказок не читала. Во-первых, не любительница, во-вторых, выросла давно из целевой аудитории. Кстати, насчет выросла из целевой аудитории. Мне кажется, что взрослые также могут много чего интересного в сказке прочитать, да и вообще - сказочный мир он такой обычно красивый.... и мудрый, с подводными любопытными "камнями". А сказки Пушкина они не только с интересным сюжетом, но и прекрасны в исполнении - его поэтические сказочные строки льются волшебством и получаешь наслаждение от красоты русского литературного слова.

Выбирая чтобы такого почитать февральским днем после двадцать третьего февраля, наткнулась на "Сказку о золотом петушке" с легендарным царем Дадоном, который с молоду был грозен, а под старость отдохнуть захотел. Но не тут-то было дело: соседи припомнили ему все,…

Развернуть

28 октября 2023 г. 10:04

454

5

Остался открытым вопрос о появлении и исчезновении шамаханской царицы. Она, как искушение появилась, всех переругала, перессорила и  в самый ответственный момент исчезла. И осталось царство без царя, вот уж тут точно соседи повеселились всласть).

Популярные книги

Всего 693

Новинки книг

Всего 241