4 мая 2022 г., 12:18

6K

Юные сыщики

49 понравилось 2 комментария 5 добавить в избранное

Вечные уроки от трех величайших молодых детективов в литературе

Я всегда знал, что стану автором детективов для взрослых. Когда я придумал первый роман, который собирался опубликовать позже, в нем оказался убитый бегемот из зоопарка. Я представлял, что при вскрытии один из ветеринаров этого зоопарка обнаружит нечто подозрительное, что натолкнет его на расследование преступления. Но вскоре я понял (не без помощи моего литературного агента), что людям эта история пришлась бы больше по вкусу, если бы дело раскрывал подросток.

Теперь я собирался писать детектив для подростков, а потому решил перечитать истории трех выдающихся юных сыщиков, чтобы понять, как им удалось завоевать признание и среди романов, и среди детективов. Эти истории оказались вне времени, одинаково заинтересовывая и детей, и взрослых.

Первым сыщиком стал Энциклопедия Браун.

В детстве я больше всех восхищался героем Дональда Соболя, что, безусловно, повлияло на тех персонажей, о которых я стал писать сам. Он был умным – энциклопедия на ножках (отсюда и имя). Но наиболее важно, что его уважали за его ум. Настолько, что все в городе признавали его и приходили к нему за помощью, если что-то случалось. Его никто не дразнил и не обзывал. Не берем во внимание всяких засранцев, для которых он был угрозой – они совершали преступления и знали, что он это докажет. А если опустить невероятный интеллект, то в остальном Энциклопедия был обыкновенным ребенком, который любил кататься по городу на велосипеде и ходить с друзьями на пляж. Он был добрым, вдумчивым и комфортно чувствовал себя в обществе. Я очень хотел сделать своего главного героя похожим на него. (Лучшая подруга Энциклопедии, Салли Кимбалл, также была мне по душе. В городе она считалась самой крутой девчонкой, способной в драке победить парней старше. Она вдохновила меня на создание смелых и классных героинь.)

Еще, в творчестве Дональда Соболя мне особенно нравилось то, насколько органично он вписывал новые знания в текст. Каждая загадка была так или иначе связана с каким-то конкретным фактом или пикантной подробностью, которые меня как читателя поражали. Задолго до того как я стал писателем, я любил шутить, что от Энциклопедии Брауна я узнал больше, чем в колледже: серая амбра – секрет из кишечника кашалота, который используется для изготовления духов; в модели Вселенной, где Земля будет диаметром полдюйма, — ближайшая звезда будет расстоянии двадцати тысяч миль; капот автомобиля после поездки становится теплым; свиньи не могут смотреть наверх. Даже будучи уже взрослым, я все еще узнавал что-то новое, если брался читать истории об Энциклопедии Брауне, которых не читал раньше.

Мне очень нравилось, как Энциклопедия раскрывал преступления, используя свои знания. И мне нравилось, что с этими знаниями и я выглядел умнее. (В четвертом классе был примечательный случай, когда я поразил всех учителей знанием (спасибо, Энциклопедия), что трискайдекафобия – это страх перед числом тринадцать.) Именно так я решил, что хочу, чтобы мои герои для раскрытия преступлений использовали специфические знания – те крупицы информации, которые были бы очень интересны и взрослым, и детям. Например, когда я узнал, что вес экскрементов панд превышает вес потребляемой ими еды, я понял, что это и есть тот самый интересный и запоминающийся факт, вокруг которого можно построить детективную историю. И давайте будем честными, это, возможно, вообще единственное, что вы теперь запомните из этой статьи. (А если вам стало интересно, как такой детектив возможен, то вам придется прочитать «Пандамониум».)

Следующий юный сыщик, к которому я обратился, появился лишь в одной книге, но она детективный шедевр: Эллен Раскин - Игра Вестинга .

Если история вам незнакома… прочтите. Сейчас. Я подожду.

В книге шестнадцать человек должны разгадать загадку, но удается это (СПОЙЛЕР) только юной Тёртл Векслер. Тёртл умна, как Энциклопедия, но в ее случае этого почти никто не замечает. Так что Тёртл очень сильно отличается от Энциклопедии. Ее родители почти не уделяют ей внимания, предпочитая ей старшую сестру, на что девочка отвечает колючим характером бунтарки. Она трудный ребенок, и даже в детстве я понимал почему – поэтому она мне нравилась. Тёртл доказала мне, что не всех гениев обязательно признают, особенно если это дети. А еще, что часто герои должны быть стойкими вопреки всему.

Мастерство «Игры Вестинга» утонченно. В книге есть несколько моментов откровений, которые настолько меня впечатлили в детстве, что я помню их ярко, будто это случилось со мной в жизни. Для меня суть великого детектива в разоблачении (или в нескольких разоблачениях, что еще лучше), которое ошарашит читателя, заставляя его сказать: «И как я не догадался?».

Третий сыщик, о котором я вспомнил: серия книг о Гарри Поттере. Ведь это (хоть почти все и считают книги просто сказкой о юных волшебниках) на самом деле еще и детективная серия. Страшно вспомнить: я прочитал «Гарри Поттера» раньше всех. Когда я был сценаристом, мне прислали рукопись, чтобы я подумал, как это можно экранизировать. Я понятия не имел, что это за книга, но прочел ее одной дождливой субботой залпом, не отрываясь. И, конечно, магия была необычной и забавной, но меня действительно заинтересовала, да и не только меня, готов поспорить, - загадка в корне сюжета. Поэтому, когда я сел за написание своего подросткового детектива, я подумал, почему бы не опереться на самый популярный подростковый детектив всех времен.

Гарри Поттер – воплощение самого классического детективного героя – аутсайдера. Гарри нужно не только решить загадку, но и, вместе с нами, познавать новый мир.

Роулинг создает вселенную мастерски, но это хорошо работает благодаря тому, что мы ее видим глазами Гарри. Он одновременно ошарашен и благоговеен, сбит с толку и восхищен. Это настолько эффективный прием, что я его позаимствовал и использую снова и снова. Все свои детективные серии я поместил в необычные места: тематический парк, зоопарк, школа юных шпионов, первая база на Луне. И везде проводником в новый мир у меня был сыщик-подросток.

Роулинг – мастер построения детектива. Во всей серии Гарри сталкивается с уликами, которые надо раскрыть, с обманками, на которые нельзя вестись, с людьми, которые владеют нужными сведениями. Из этих книг я взял много приемов. Например, если кто-то вот-вот должен поделиться важной информацией, нужно любым способом этому помешать, оставляя детектива (и читателя) теряться в догадках.

Есть кое-что, что делает эти романы особенно хорошими. Пусть они написаны для детей и подростков – они все еще интересны всем возрастам. Все эти авторы относятся к юным читателям с уважением. Загадки достаточно продуманы, чтобы и взрослый мог поломать голову. Даже очень взрослый человек может соотнести себя с юным героем. Это отличные книги для родителей, читающих со своими детьми. И они прививают любовь к чтению и вкус к детективам, что ребенок пронесет с собой во взрослую жизнь.

Именно этого я и пытался добиться своими детективами. Хотя, если юным читателям просто хочется узнать об убийстве бегемота и привлечь виновного к ответственности, - я уже рад.

Стюарт Гиббс (Stuart Gibbs )

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: SLEUTH YOUTHS
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
49 понравилось 5 добавить в избранное

Комментарии

Очень интересно!

Интересно.

Читайте также