18 апреля 2022 г., 12:12
6K
Влияние музыки на творчество Вирджинии Вулф
В ранних рецензиях на произведения часто отмечали параллели между её литературными новшествами и новшествами современных ей композиторов, таких как Клод Дебюсси. После смерти Вирджинии про её увлечение музыкой забыли. Однако 80 лет спустя мы вновь открываем для себя то, каким необыкновенным и инновационным способом она описывала взгляд рассказчика, как применяла повторения и изменения тонов, и то, как её близкое знакомство с определёнными музыкальными произведениями и формами повлияло на их развитие.
Именно музыкой вдохновлялась Вирджиния (и другие модернистские писатели, как
, , и ), когда придумывала и описывала свои творческие инновации. Так, Вирджиния сравнивает своё ведение дневников с игрой пианиста, тренирующегося отмерять ритм. Чтение она описывает как процесс «настройки» перед письмом. А в 1940 году она изрекла известную мысль:Странно, ведь я не часто музицирую, но я всегда думаю о своих книгах как о музыке, прежде чем написать их.
Музыка в жизни Вирджинии
Вирджиния выросла среди музыки. В юном возрасте она посещала представления в Лондонской королевской опере (ныне часть Королевского театра Ковент-Гарден — прим. пер.) трижды-четырежды в неделю, а иногда и каждый вечер. Как и большинство девушек её возраста и социального статуса, она получила базовое музыкальное образование, умела петь и играть на пианино. Но страсть слушать музыку намного превосходила её талант к игре.
В своих письмах и дневниках она то и дело упоминает любовь к классической музыке: в частности, к творчеству Баха, Моцарта, Бетховена и Вагнера. Но знала она самую разную музыку и в самых разных её формах. Путешествуя по Англии, Шотландии и Европе, она познакомилась с фольклором. На разных концертах примечала народные шуточные и патриотические песенки. Став членом Национального общества любителей граммофонной музыки (National Gramophonic Society), она наслаждалась работами Арнольда Шёнберга и других авангардных композиторов, а также музыкой из Русского балета с его приезда в Лондон в 1912 году.
В её издательстве «Хогарт Пресс» также печатались заметки о современной музыке, композиторах и популярных книгах касательно ценности музыки. Понимая ведущих композиторов, музыкальных критиков, дирижёров и других музыкантов своего времени (а иногда и являясь с ними близкими друзьями), она также смогла стать частью мира профессиональной музыки. Она дружила с композиторами и критиками Эдди Сэквилом-Уэстом и Джералдом Бернерсом, дирижёром и педагогом Надей Буланже, а также композитором и феминисткой Этель Смит.
Музыка в текстах Вирджинии
Несгибаемая, страстная любовь к музыке Вирджинии существенно повлияла на её феминистические, пацифистские и космополитические взгляды. Социальные нормы, принятые в отношении музыкального образования, исполнения и композиции, не только стали катализаторами одних из её самых остроумных и едких социальных комедий, но и, например, показали критикам, насколько неравны возможности получения музыкального образования для женщин.
В своём первом романе «По морю прочь» (1915) Вирджиния упоминает определённые музыкальные произведения, чтобы раскачать социальные представления о разном репертуаре в музыке для мужчин и женщин. Главная героиня романа, которая уже стала непрофессиональной пианисткой, играет последние сонаты Бетховена. Эти работы часто описывали как технически и интеллектуально излишне сложные в исполнении для женщин. Пианисткам-любительницам говорили о них как о «просто непостижимых».
Та же композиция на Яндекс.Музыка
Музыка повлияла также и на инновации в творчестве Вирджинии. Например, двойная структура повествования в романе «Миссис Дэллоуэй» , в которой противопоставляются и переплетаются жизни светской львицы Клариссы Дэллоуэй и травмированного ветерана Септимуса Уоренна Смита, вероятно, была основана на композиционной технике двойной фуги («фугой» также в то время называли травматическое стрессовое расстройство).
В 1909 году Вирджиния заметила, что «мы ужасно не сведущи о том, как мало могут сделать слова, чтобы отплатить музыке». Но именно с этой проблемы начинаются её работы, и именно она становится их темой.
Возможно, это и неудивительно, что её тексты стали богатым источником вдохновения для композиторов. Например, вдохновившись её творчеством, в 1974 году композитор Доминик Ардженто написал цикл песен «Из дневников Вирджинии Вулф» (выше автором приведена ссылка на одну из композиций — прим. пер.), но были и другие: так, Макс Рихтер написал музыку к балету 2015 года «Произведения Вирджинии Вулф» (современный балет британского хореографа и режиссера Уэйна Макгрегора — прим. пер.).
За последние 15 лет творчество Вирджинии находит всё больше отражения в музыке: начиная со струнных квартетов и песен, созданных в рамках мультикультурного проекта «Вирджиния Вулф и музыка» (Virginia Woolf & Music), и вплоть до недавнего объявления композитора Теи Масгрэйв о написании ею оперы, основанной на романе «Орландо» .
В эссе 1905 года Вулф предложила писателям-современникам помнить о преданности слов музыке и черпать из неё вдохновение. И кажется, композиторы и исследователи творчества Вирджинии как раз это сегодня и делают.
Эмма Саттон (Emma Sutton) - преподаватель английского языка в Сент-Эндрюсском университете.
Авторы из этой статьи
Комментарии
Читайте также
-
25 февраля 2022 г.
7K
Не начинайте постельную сцену, если в гости пришла тёща: как я написал роман за месяц
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!