18 апреля 2022 г., 12:12

6K

Влияние музыки на творчество Вирджинии Вулф

42 понравилось 0 пока нет комментариев 7 добавить в избранное

В ранних рецензиях на произведения  Вирджинии Вулф часто отмечали параллели между её литературными новшествами и новшествами современных ей композиторов, таких как Клод Дебюсси. После смерти Вирджинии про её увлечение музыкой забыли. Однако 80 лет спустя мы вновь открываем для себя то, каким необыкновенным и инновационным способом она описывала взгляд рассказчика, как применяла повторения и изменения тонов, и то, как её близкое знакомство с определёнными музыкальными произведениями и формами повлияло на их развитие.

Именно музыкой вдохновлялась Вирджиния (и другие модернистские писатели, как Джеймс Джойс , Эзра Паунд , Гертруда Стайн и Кэтрин Мэнсфилд ), когда придумывала и описывала свои творческие инновации. Так, Вирджиния сравнивает своё ведение дневников с игрой пианиста, тренирующегося отмерять ритм. Чтение она описывает как процесс «настройки» перед письмом. А в 1940 году она изрекла известную мысль:



Странно, ведь я не часто музицирую, но я всегда думаю о своих книгах как о музыке, прежде чем написать их.

Музыка в жизни Вирджинии

Вирджиния выросла среди музыки. В юном возрасте она посещала представления в Лондонской королевской опере (ныне часть Королевского театра Ковент-Гарден — прим. пер.) трижды-четырежды в неделю, а иногда и каждый вечер. Как и большинство девушек её возраста и социального статуса, она получила базовое музыкальное образование, умела петь и играть на пианино. Но страсть слушать музыку намного превосходила её талант к игре.

В своих письмах и дневниках она то и дело упоминает любовь к классической музыке: в частности, к творчеству Баха, Моцарта, Бетховена и Вагнера. Но знала она самую разную музыку и в самых разных её формах. Путешествуя по Англии, Шотландии и Европе, она познакомилась с фольклором. На разных концертах примечала народные шуточные и патриотические песенки. Став членом Национального общества любителей граммофонной музыки (National Gramophonic Society), она наслаждалась работами Арнольда Шёнберга и других авангардных композиторов, а также музыкой из Русского балета с его приезда в Лондон в 1912 году.

В её издательстве «Хогарт Пресс» также печатались заметки о современной музыке, композиторах и популярных книгах касательно ценности музыки. Понимая ведущих композиторов, музыкальных критиков, дирижёров и других музыкантов своего времени (а иногда и являясь с ними близкими друзьями), она также смогла стать частью мира профессиональной музыки. Она дружила с композиторами и критиками Эдди Сэквилом-Уэстом и Джералдом Бернерсом, дирижёром и педагогом Надей Буланже, а также композитором и феминисткой Этель Смит.

Музыка в текстах Вирджинии

Несгибаемая, страстная любовь к музыке Вирджинии существенно повлияла на её феминистические, пацифистские и космополитические взгляды. Социальные нормы, принятые в отношении музыкального образования, исполнения и композиции, не только стали катализаторами одних из её самых остроумных и едких социальных комедий, но и, например, показали критикам, насколько неравны возможности получения музыкального образования для женщин.

В своём первом романе «По морю прочь» (1915) Вирджиния упоминает определённые музыкальные произведения, чтобы раскачать социальные представления о разном репертуаре в музыке для мужчин и женщин. Главная героиня романа, которая уже стала непрофессиональной пианисткой, играет последние сонаты Бетховена. Эти работы часто описывали как технически и интеллектуально излишне сложные в исполнении для женщин. Пианисткам-любительницам говорили о них как о «просто непостижимых».

Композиции по мотивам творчества Вирджинии: Marta Fontanals-Simmons, Lana Bode - From the Diary of Virginia Woolf: Anxiety (October 1920)

Та же композиция на Яндекс.Музыка

Музыка повлияла также и на инновации в творчестве Вирджинии. Например, двойная структура повествования в романе «Миссис Дэллоуэй» , в которой противопоставляются и переплетаются жизни светской львицы Клариссы Дэллоуэй и травмированного ветерана Септимуса Уоренна Смита, вероятно, была основана на композиционной технике двойной фуги («фугой» также в то время называли травматическое стрессовое расстройство).

В 1909 году Вирджиния заметила, что «мы ужасно не сведущи о том, как мало могут сделать слова, чтобы отплатить музыке». Но именно с этой проблемы начинаются её работы, и именно она становится их темой.

Возможно, это и неудивительно, что её тексты стали богатым источником вдохновения для композиторов. Например, вдохновившись её творчеством, в 1974 году композитор Доминик Ардженто написал цикл песен «Из дневников Вирджинии Вулф» (выше автором приведена ссылка на одну из композиций — прим. пер.), но были и другие: так, Макс Рихтер написал музыку к балету 2015 года «Произведения Вирджинии Вулф» (современный балет британского хореографа и режиссера Уэйна Макгрегора — прим. пер.).

За последние 15 лет творчество Вирджинии находит всё больше отражения в музыке: начиная со струнных квартетов и песен, созданных в рамках мультикультурного проекта «Вирджиния Вулф и музыка» (Virginia Woolf & Music), и вплоть до недавнего объявления композитора Теи Масгрэйв о написании ею оперы, основанной на романе «Орландо» .

В эссе 1905 года Вулф предложила писателям-современникам помнить о преданности слов музыке и черпать из неё вдохновение. И кажется, композиторы и исследователи творчества Вирджинии как раз это сегодня и делают.

Эмма Саттон (Emma Sutton) - преподаватель английского языка в Сент-Эндрюсском университете.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

42 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также