14 февраля 2022 г., 14:29

12K

Спиритуализм и загробная жизнь в повести Генри Джеймса «Поворот винта»

47 понравилось 7 комментариев 13 добавить в избранное

«Сама суть призраков заключается в подрывании уверенности — во имя хороших или плохих целей — в том, что мертвые действительно недосягаемы для нас»

К 1890-м годам Джеймс вновь и вновь сталкивался с суровой реальностью — продажи его повестей, издававшихся отрывками, и книг были скромными, а его шаткому финансовому положению недоставало устойчивости. В 1891 году он признался Роберту Льюису Стивенсону:

Унизительная нужда зажала меня в тисках, и мне надо попытаться как-то раздобыть денег, которые за писательство я не получаю. Мои книги не продаются, а пьесы, кажется, могли бы.

Эти надежды оказались напрасными. «Я намереваюсь с ожесточением вести эту войну еще год», — написал  он брату Уильяму в декабре 1893 года, рассказывая о своих стараниях на драматическом поприще, а затем «"бросить к черту" весь этот ненавистный эксперимент». Чуть больше года спустя, 5 января 1895 года, провальная премьера пьесы «Гай Домвилль» (Guy Domville, 1895) с участием популярного театрального актера Джорджа Александера стала для Джеймса последней каплей. Несмотря на то, что присутствовавшие писатели — Бернард Шоу, Герберт Уэллс и Арнольд Беннет — были в восторге от увиденного, большая аудитория освистала Джеймса, что стало жестоким окончанием его треклятого театрального эксперимента.

* * *

Поворот винта был первым крупным произведением Джеймса со времен того фиаско. Первые задумки относятся к дневниковым записям 12 января 1895 года. Грубые наброски истории — первоначально рассказанной Джеймсу за чашечкой чая архиепископом Кентерберийским — поразительным образом близки к реальному сюжету повести: усадьба в тихом месте; сестра с братом, потерявшие родителей и оставленные на попечение двух распутных слуг, которые внушили им свою порочность. Слуги погибают, но возвращаются в дом в виде призраков и изводят детей, чтобы те последовали «туда, где они теперь обретаются» в своей загробной гнусной жизни.

Задумка не получала дальнейшего развития вплоть до 1897 года, когда к Джеймсу обратился Роберт Дж. Кольер — редактор журнала Collier’s Weekly, — который желал получить историю о призраках от писателя, дебютировавшего бы в этом жанре. Он приобрел повесть, разбитую на 12 завершенных отрывков-глав. Жанр, сам по себе практически гарантировавший широкую читательскую аудиторию, оказался идеальным продолжением «Гая Домвилля». Джеймс уже писал истории в подобном ключе, а сверхъестественное же было хобби его семьи: Генри Джеймс-старший увлекался спиритизмом и идеями одержимости духами, брат Уильям изучал явления потустороннего мира.

* * *

Подобно многим своим современникам-интеллектуалам, Уильям и Генри всерьез воспринимали существование призраков. Они состояли в дружеских отношениях с Фредериком У. Г. Майерсом, который возглавлял Общество психических исследований: в протоколе одного из заседаний общества в Лондоне значится, что Генри от имени своего отсутствующего брата читал доклад о женщине-медиуме, в которую иногда вселялся дух некоего покойника. Исследователи сверхъестественного, входившие в общество, занимались поиском позитивистских (добытых опытным путем, т. е. здесь — засвидетельствованных очевидцами — прим. пер.) свидетельств существования призраков и неустанно предоставляли их общественности. Сообщения о наблюдении привидений, числом доходящие до нескольких тысяч, в свою очередь, с жадностью проглатывала читательская аудитория, которая никак не могла утолить этот голод.

Взгляды братьев Джеймс на феномен привиденчества основывались на доводах современной науки, а также на их личных убеждениях о том, что уготовано нашему сознанию после смерти. Обладая столь плодовитыми умами и общаясь с большим количеством обладателей подобных умов, они оба не могли смириться с тем, что столь важный орган вслед за телом просто прекращает свое существование. Уильям писал в письме профессору Гарвардского университета Чарльзу Элиоту Нортону:

Я убежден настолько твердо, насколько это вообще возможно, в том, что опыт, доступный нам — лишь часть того опыта, что существует во Вселенной и с которым связан наш; но что собой представляют остальные его части и где их искать, я не имею представления.

В своем эссе «Существует ли жизнь после смерти?» (Is There a Life after Death, 1910) Генри соглашается с братом, высказывая мысль о том, что подготовка к не поддающейся нашему воображению загробной жизни осуществляется путем долгого культивирования своих интеллектуальных способностей. Смерть, по мнению Генри — освобождение самых недюжинных умов и их переход в республику (здесь — строй, организованный согласно принципам свободы слова, равенства прав, совместной дискуссии в принятии решений и избирательности — прим. пер.) разума, где обретается интеллектуальная элита. Избавившись от громоздкой материальной оболочки, разум сможет объять все. Кроме того, как полагает Джеймс, именно после смерти, когда о нас знают исключительно благодаря воспоминаниям других людей, мы обретаем наибольшую силу пробуждать любовь и управлять близкими.

* * *

Эти идеи лежат в основе сюжета «Поворота винта» — произведение затрагивает тему того, какое влияние мертвые оказывают на живых. Рассказчица-гувернантка завораживает аудиторию своей историей из потустороннего мира. Граница между миром живых и мертвых на протяжении всего повествования остается проницаемой: на первый план выходят всевозможные барьеры — архитектурные (двери, окна, коридоры, лестницы); связанные с законами природы (рассвет, сумерки); классовые (дядюшка/гувернантка, слуги/дети, гувернантка/дети) — и их постоянное нарушение. Сама суть призраков заключается в подрывании уверенности — во имя ли хороших или плохих целей — в том, что мертвые, действительно, для нас недосягаемы.

Вопрос, который встает перед каждым читающим повесть — являются ли призраки предыдущей гувернантки мисс Джессел и лакея Питера Квинта «настоящими» или же они плод воображения новой гувернантки. С момента публикации повести критики спорят о достоверности существования в усадьбе призраков. Одни всецело верят в их реальность в то время, как другие считают их галлюцинациями страдающей истерией гувернантки. Ключевую роль играет отстаивание Джеймсом права на неопределенность; он понимает, что отказ однозначно принять ту или иную сторону в данном вопросе идет его истории на пользу.

Проблема реальности существования призраков еще больше осложняется наличием нескольких временных планов повествования. Историей с нами делится неизвестный рассказчик, который узнал ее от некоего Дугласа, который, в свою очередь, прочел рукопись новой гувернантки. Рассказ от первого лица позволяет героине вещать из могилы.

Дочь пастора, нанятая богатым опекуном в отдаленную загородную усадьбу Блай для воспитания его подопечных — 8-летней племянницы и 10-летнего племянника, — гувернантка получает указание «никогда, ни под каким видом не <...> беспокоить милорда: ни о чем не просить; не жаловаться, ни в коем случае не писать ему». За это опекун, «одинок(ий) холостяк без необходимого в таких случаях опыта и без капли терпения», платит ей жалованье, которое «намного превышал(о) ее скромную мерку» и от которого посему она не может отказаться.

То, что, на первый взгляд выглядит как пасторальная утопия, вскоре, однако, превращается в кошмар — гувернантку мучают образы призраков мисс Джессел и Питера Квинта, а потом и нарастающая острая тревога относительно моральных качеств детей. Понимали ли инстинктивно Майлс и Флора, какую модель поведения распутные гувернантка и лакей, кажется, им продемонстрировали?

* * *

Хотя в «Повороте винта» автор проявляет большой интерес к онтологии (к реальным воплощениям, конкретным примерам — прим. пер.) зла, нежели к кальвинистским представлениям о первородном грехе (согласно идеям кальвинистов, человек от рождения грешен и его нечестивостью непременно, хоть и незримо, отмечены все сферы жизни — прим. пер.), любой читатель испытывает сомнения в абсолютной непорочности брата и сестры. Как и в другом романе Джеймса «Неудобный возраст» ( The Awkward Age , 1899), повествование сосредоточено на том, как взрослые персонажи в частности и общество в целом справляются с ситуацией слишком ранней сексуальной информированности детей, что оставляет полностью открытым вопрос о самой информированности.

Основная дилемма остается неразрешенной: действительно ли эти дети непорочны и что значит непорочность в контексте данной истории? Если дети узнали о сексуальности взрослых больше, чем им следовало, кто в этом виноват в первую очередь? Зловещей персонаж Питера Квинта или рассказчица-гувернантка, чья пылкая натура может показаться неуемной? Ключом к этой интриге является предвосхищенная Джеймсом проблема фрейдистской психологии о том, что знают дети и когда они это узнают. Эта тема является центральной в прозе Джеймса 1890-х гг. — он неоднократно описывает опыт детей, которые обладают сверхъестественной проницательностью в отношении окружающего их мира взрослых, оставаясь при этом честными и наивными. Тем не менее, это замысловатое сочетание детских качеств не отличается от того же у взрослых персонажей романов Послы и «Золотая ваза» ( The Golden Bowl , 1904) — такие герои, как Ламбер Стретер и Мэгги Вервер также должны подвергнуться мучительной утрате легковерия и доверчивости в пользу зрелой осознанности.

Роман «Неудобный возраст» завершает галерею целомудренных персонажей, созданных Джеймсом в 1890-е гг. Он посвящен теме пробуждающейся сексуальности юных женщин, которая провоцирует их окружение быть начеку. С одной стороны, эти девушки невинны, и потому преображение культурных привычек становится неизбежным с их выходом в свет. С другой стороны, по ходу повествования такой персонаж все больше воспринимается как угроза общественным нравам. Всякая попытка сохранить образ женской непорочности заканчивается неудачей, а сама неудача объясняется скорее природой женской натуры, нежели природой самого общества.

Отрывок из монографии «Генри Джеймс: краткое введение в жизнь и творчество» Сьюзан Л. Мизручи, 2021 (Henry James: A Very Short Introduction by Susan L. Mizruchi, 2021)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: crimereads.com
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

47 понравилось 13 добавить в избранное

Комментарии 7

Так и тянет снова вступить в спор из-за книги.

Там вопрос не только в "ролевой модели" (это воплотили в "Ночных гостях"), которые преподали бывшие гувернёры, а в том, в каких отношениях они сами состояли с воспитанниками. Почему-то все избегают такого прочтения, тогда как то, что бывший гувернёр надолго уединялся с мальчиком, что подано с осуждением, читается как информированность детей в сексуальных вопросах не только теоретически.

angelofmusic, Не факт, что такого прочтения нет в данной монографии - к сожалению, книга отсутствует даже на Scribd или OpenLibrary.
Лично мне кажется, что дискурс ведется именно в пространстве сексуальной образованности детей, не потому что исследователи избегают открыто говорить об отношениях как примере педофилии, а потому что многого тут не скажешь, отсутствует множественность точек зрения по данному вопросу и неоднозначность феномена - любой здоровый человек скажет, что отношения ребенок-взрослый должны строиться на уважении и ненасилии. Философствовать тут, на мой взгляд не о чем.
Другой вопрос - поговорить о патологическом поведении взрослого/о дихотомии добра-зла в одном человеке. В первом случае разговор пойдет скорее не о том, в каких отношениях состояли герои, а о социальных нормах. Во втором - о типичном для викторианской литературы образе героя, ведущего двойную жизнь (общественный имидж vs реальная жизнь).
Разговор о сексуальном просвещении детей (уместности такого образования в принципе, подходящем для этого возрасте и об определении того, что является приемлемым для усвоения) также мне кажется достойным смещением фокуса научного интереса, потому что это - тоже вопрос, на который ответить однозначно трудно.
Все это, как я считаю - интересные темы для спекуляции и полемики. Вопрос растления ребенка гувернером - скорее пища для размышлений о том, какое историческое наследие мы имеем и какие выводы мы должны сделать на его основе, чтобы жить в достойном для всех возрастов обществе:)

Fiji_Mermaid, Спасибо, интересный взгляд :)

Не смотрела ВСЕ фильмы, но могу сказать, что сейчас склоняются к прочтению, что гувернантка видит растление детей потому, что проецирует на них свой детский опыт. В 60-е (фильм "Невинные") склонялись к версии, что гувернантка сама испытывает чувства к воспитаннику, потому и проецирует наличие сексуального опыта у детей. Энивей, мы всегда сосредотачиваемся на восприятии гувернантки))

angelofmusic, Очень интересно! Как раз думала посмотреть экранизации, кто и как ситуацию ненадежной рассказчицы решает, отношений детей-прислуги, да и вообще какая эволюция интерпретации произошла - и обязательно ‘Невинных’ включу в список

Fiji_Mermaid, Буду рада, если напишете впечатления :) Когда-то мы дискутировали на троих порядка месяца, пришли к массе интересных идей)

Как по мне, так Джеймс даёт понять, что привидения есть (гувернантка описывает внешность Питера до того, как узнаёт о его существовании (в одном из фильмов это решили так, что фотография Питера стоит на столике)), экономка из слов Флоры тоже убеждается, что гувернантка не сумасшедшая уже ПОСЛЕ того, как обвинила её в безумии (это решают в фильмах через то, что рисуют экономку полной дурой). Ни разу не видела воплощения наиболее просящегося варианта - и существования привидений, и безумия гувернантки.

angelofmusic, Я никогда не рассматривала в таком ракурсе сюжет книги

Prosto_E, У книги очень много интерпретаций, очень приятно разные пробовать))

Читайте также