6 ноября 2021 г., 13:24

6K

Я люблю романы Салли Руни, но они написаны не для меня

67 понравилось 17 комментариев 12 добавить в избранное

Как миф об универсальности удерживает белых женщин в центре литературной экосистемы

Впервые я открыла для себя романы Салли Руни в тот момент моей жизни, который практически казался вышедшим из-под ее пера. Мне было девятнадцать, учеба в колледже приостановилась из-за Covid-19, и я жила вместе с двумя моими самыми близкими подругами, хотя дружба была сложной. В моменты, когда мы все вместе не обсуждали жизнь, политику, секс и мир, я обменивалась длинными электронными письмами с очень красноречивым и часто сбивающим меня с толку человеком из колледжа, в которого я была влюблена, и месяцы разлуки возобновила это чувство. По его рекомендации я купила «Нормальных людей» . Я прочитала ее, а затем и «Разговоры с друзьями» , и, как, казалось бы, каждый двадцати-с-чем-то-летний посетитель BookTok (хештег из соцсети TikTok, под которым пользователи публикуют видео о книгах — прим. пер.), я добросовестно заказала революционный новый роман Руни «Прекрасный мир, где ты?» .

Как студентка колледжа, я нахожу романы Салли Руни о женщинах моего возраста, которые взрослеют и влюбляются, близкими мне на духовном уровне. Я считаю ее работы занимательными и интересными, или даже новаторскими. Руни пишет исключительно о белых, подчеркнуто худых женщинах из образованной элиты с удивительно привлекательными любовниками; я не похожа на ее героинь, но тем не менее я в них заинтересована, отчасти благодаря повествовательному дару Руни, а также ограниченному потреблению мною различных мультимедиа. Я не ожидаю, что Салли Руни опишет опыт, более близкий к моему; она знает свою нишу и великолепно работает в ее рамках. Но когда я становлюсь свидетельницей массового ажиотажа вокруг Руни в интернете и СМИ, я не могу не испытывать раздражение от высказываемого предположения, будто бы понятными для всех и универсальными могут быть только истории о белых героях. То, что Руни часто называют или, по крайней мере, предполагают в качестве голоса ее поколения, не в полной мере верно и актуально для читателей и цветных писателей.

Для меня романы Руни прочно утвердились в современном каноне женских историй о взрослении, который охватывает различные художественные среды, от таких фильмов, как «Леди Берд», до сериала «Дрянь» («Флибэг») и таких музыкальных исполнительниц, как Lorde. Уходя от традиционных историй о взрослении мужчин, этот канон сосредотачивается на женских чувствах, сексуальности и даже социальной осведомленности, что создает освежающий эффект. Он настолько популярен, что породил собственный архетип девушек из TikTok, которые слушают Тейлор Свифт и носят «Нормальных людей» в тоут-сумках. Если вы белая девушка, ищущая репрезентации в медиа, для вас сейчас самое лучшее время жить. Но если вы — цветная девушка, как я, у вас меньше возможностей для выбора — хотя такие авторы, как Акваеке Эмези, Кармен Мария Мачадо и Жаклин Вудсон, великолепно пишут о нас, мало кто из них удостаивается шумихи или статуса Руни. Какое-то время я задавалась вопросом: где же «Нормальные цветные люди»? Но, увидев, как Руни недавно (снова) взорвала интернет своим третьим романом, я поняла, что цветным, возможно, никогда не позволят добиться того же — и это делается намеренно.

Многие из выигрышных литературных формул Руни просто недоступны цветным писателям. Белым писателям разрешается использовать социальную справедливость в качестве интеллектуального эксперимента и эстетического элемента в своих романах в такой степени, в которой цветные писатели никогда бы не смогли. Руни — самопровозглашенная марксистка, что плохо сочетается с ее империей в литературе, и ее персонажи громко спорят о классовом и половом неравенстве, и реже — о расовом. Другие критики высмеивали «самосознание», которое заражает политически-искренних персонажей Руниверсии, или же защищали ироническое противопоставление радикальных идеологий ее персонажей и их банальных жизней. Самосознание — особенно заметная черта в зарождающемся жанре «интернет-романов», жанре, синонимичном романам о белых женщинах, таких как «Фейковые аккаунты» Лорен Ойлер и «Никто не говорит об этом» Патриции Локвуд. В то время как романы, написанные цветными авторами, такие как «Такой веселый возраст» Кили Рид, также описывают непростой характер общения и формирования идентичности онлайн, их романы с меньшей вероятностью получат признание и статус новаторских. Между тем вымышленные интерпретации интернет-дискурса, населенные персонажами Руни и им подобными, кажутся особенно пессимистичными и приукрашенными, оторванными от цифровой экосистемы, созданной черными, квирами и цветными людьми. Литературный мир, кажется, не готов к таким перспективам — по крайней мере, пока. В этом дискурсе также отсутствует признание того, что цветные писатели создают самоосознанных главных героев гораздо дольше и с гораздо меньшей шумихой — героев, которые осознают, что живут как маргинализированные личности, независимо от того, сообщают ли они об этом вслух на каждой странице.

Художественная литература от молодых писателей все чаще сталкивается с темой надвигающейся гибели нашего общества; «коллапс общих систем», как выразилась главная героиня «Прекрасный мир, где ты?» Эйлин, — это восхваляемая тема в творчестве Руни. Но снисходительное заламывание рук молодыми учеными-солипсистами Руни предназначено только для привилегированных, белых, городских персонажей — подобно героям романов Ойлер и Локвуд, а также Дженни Оффилл с ее романом «Погода» . Я раздумывала о том, почему белые женщины стремятся к романам-антиутопиям, таким как «Рассказ служанки» , в которых рассказывается об ужасах — таких как порабощение или лишение репродуктивных прав — которые на самом деле исторически причиняли цветным женщинам. Дело в том, что для белых женщин эта реальная угроза все еще остается в сфере вымысла. Цветные же персонажи не тратят свое время, чтобы лелеять экзистенциальный дискомфорт, потому что они с большей вероятностью окажутся на передовой [борьбы за свои права], и у них будет меньше времени поэтизировать. Конечно, персонажи Руни достаточно осознаны, чтобы быть в курсе это. «Конечно, посреди этого всего, посреди этого мира, где человечество на грани исчезновения, вот она я — пишу еще одно электронное письмо о сексе и дружбе», — говорит главная героиня Алиса в «Прекрасный мир, где ты?» (трогательно и справедливо она добавляет: «Для чего еще жить?»). Тем не менее, для белых женщин, которые только недавно узнали о несправедливости через интернет, социальные проблемы — это просто тема для разговоров с друзьями. Для цветных персонажей это реальность.

Цветные писатели давно знают, как характеристика универсальности автоматически присуждается нашим белым коллегам. Это удивительное, противоречивое благословение: белые персонажи рассматриваются как личности, а не представители целого белого сообщества, и тем не менее их опыт должен говорить за всех нас. Руни пишет о событиях, в которые, я подозреваю, многие читатели поверят только в том случае, если персонажи будут белыми: например, о хроническом недопонимании, гламурном саморазрушении и бесконечном пристальном самокопании, и все это выдается за универсальный опыт. Моменты, где ее персонажи показывают свой эгоцентризм и привилегированность — это резкие напоминания для меня как цветной читательницы о том, что мы с ними разные. Персонажи Руни копаются в отношениях и разбивают сердца, посещают элитные школы, работают на престижных стажировках, публикуют бестселлеры и пишут статьи в журналы. Дело не в том, что цветные девушки не попадают в неопределенные романтические отношения, не жалеют себя за неуспешность или не водят друг друга за нос — я лично подтверждаю, что мы тоже это делаем — но мне трудно представить себе белых читателей, которые отказываются от своих убеждений, чтобы увидеть самих себя в нас. Такие романы, как «Идиот(ка)» Элиф Батуман, «Выходное пособие» Лин Ма, «Доставщица пиццы» Джин Гён Фрейзер, «Жажда» Рэйвен Лейлани и «Квини» Кэндис Карти-Уильямс — превосходные, сложные истории о взрослении или миллениалах, которые не уступают Руни с точки зрения содержания и мастерства. «Идиот(ка)» даже содержит тему недопонимания, любовную тоску, электронные письма и элитный университет. Но объективно говоря, ни один из этих романов не получил такого же уровня внимания, как романы Руни.

В то время как персонажи Руни настаивают на своей нормальности, к цветным девушкам не относятся с той обыденностью, которая бы сделала нас привлекательными для широкой аудитории. Двойные стандарты особенно щекотливы, если учесть, что цветные авторы, как предполагается, пишут исходя из опыта реальной жизни. Однако повествования о взрослении цветных считаются прежде всего связанными с расовой проблемой, а уже потом — произведениями о взрослении. Писатель Брэндон Тейлор, размышляя о том, почему нет экзистенциалистских романов, романов о сознании или интернет-романов от черных авторов, утверждает:

Если бы они существовали, смогли бы мы хотя бы указать на них пальцем? Смогли бы мы вообще распознать их как таковых?

На данный момент ответ кажется отрицательным. Идентичность — это самоуправляемый перфоманс для главных героев Руни, но непреодолимое бремя для цветных персонажей. Наши работы становятся мастридами в месяцы, посвященные этнической истории, окнами в определенные сообщества, но очень редко — чем-то большим.

Жизненность и актуальность — непростые концепции, учитывая политику того, кого считают мерилом универсальности, а кого нет. Хотя я читаю романы, чтобы расширить свое мировоззрение (художественная литература — отличный инструмент для развития сочувствия и понимания людей с разным жизненным опытом), я чаще пытаюсь найти репрезентацию в своих списках для чтения. Как американка в первом поколении и молодая квир-женщина, я часто обращаюсь к художественной литературе за таким необходимым советом о том, как мне жить, поэтому я в первую очередь люблю романы о взрослении. Когда я стану старше, я бы с удовольствием написала снисходительную, апатичную историю собственного взросления, где девушки — это умные и серьезные цветные девушки, а читатели сочувствуют им, даже когда они не спасают мир, а когда все, что они делают, это раздумывают, причиняют другим боль и любят. Для меня фактор близости текста ко мне — необходимый и достоверный показатель, который помогает решить, какие книги мне читать, любить и дарить всем моим друзьям. Этот показатель также изменчивый и эластичный. Поскольку я редко нахожу истории с такими же главными героями, как я, я научилась находить элементы сопричастности в широком диапазоне повествований. Я до сих пор читаю больше белых авторов в сравнении с представителями других рас. Такую гибкость по отношению к вопросу репрезентации ожидают от цветных читателей, но никогда не требуют от белых. И этот широкий, инклюзивный подход к общению — это то, что я все еще ищу в белых людях, обладающих культурной властью. Я люблю читать о грустных белых девушках, но полюбят ли когда-нибудь грустные белые девушки читать обо мне?

Я обожаю искренний, беспощадный женский взгляд Руни и то, как она серьезно пишет, что молодые женщины редко могут позволить себе интеллектуальную и романтическую жизнь. Но я оставляю за собой право критиковать литературную экосистему, которая питает Руни за счет других. Я все еще жду того дня, когда о цветных девушках будут написаны популярные истории взросления, которые будут продаваться миллионным тиражом; когда нас, наконец, начнут рассматривать как нормальных людей, и мы возьмем на себя инициативу.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

67 понравилось 12 добавить в избранное

Комментарии 17

Мне кажется, статья несправедлива к Салли Руни. Я не читала ее романов, но мне у меня такое ощущение, что в статье говорится следующее: Салли Руни хорошо пишет, но она белая, поэтому то что она нравится большому количество людей - плохо. Ммм?

Во-первых, о ком должна писать белая писательница, как не о белых? Я бы даже так сказала, если бы она начала писать от лица черного персонажа, автор статьи первой бы ее заклевала, ибо это "обесценивает опыт черных писателей" или что-нибудь в это духе.

Во-вторых, о ком читать белым читателям как не о белых персонажах? Точно так же как и автор статьи эти люди хотят читать о таких как они сами.

В-третьих, если мы говорим о Европе и Америке, там белое население - это большинство. Ну так и что удивительного тогда в том что белому большинству нравятся книги о белых персонажах? Что удивительного в том что книги белых писателей выходят в топ, если белых читателей ну просто больше? В общем-то, я как женщина люблю читать книги от женского лица, они мне ближе по понятным причинам, но меня вроде никто не обвиняет в том что я уменьшаю продажи авторов-мужчин :0

HuddyOblivion,

Мне кажется, статья несправедлива к Салли Руни. Я не читала ее романов, но мне у меня такое ощущение, что в статье говорится следующее: Салли Руни хорошо пишет, но она белая, поэтому то что она нравится большому количество людей - плохо.

По-моему, это уже тренд. Если ты критикуешь белых, значит ты - особенная.

Это просто "Скотный двор"! В общем-то, Салли Руни находится в большой литературе "по женской квоте" и в этом смысле она "равнее" мужчин. Но когда приходит чернокожая критикесса, то она занимает позицию "равнее" Руни. Это, увы, довольно скучно, до зевоты. Мне интереснее наблюдать холивар трансгендеров и феминисток за пользование женскими ватерклозетами и всем остальным, таким прекрасным нашим миром. 

Я белая, но книги Адичи мне значительно ближе, чем Руни, потому что социальная нестабильность в Нигерии, бедность, коррупция формируют ситауции и типажи более близкие моей реальности. Цвет ощущают только в обществах, где есть расовое смешение, поэтому это неуниверсальный опыт. По мне, все эти заявления про голос поколений, просто слова тех, кто хочет весь мир представлять подобными себе, игнорируя иные опыт и проблематику.

Kateichik, Господи, какое вам дело до социальной нестабильности в Нигерии? Вы же в Кемерово живете. В Кемерово, Карл!

Автор статьи называет себя цветной, вместо того, чтобы прямо написать "я чернокожая".
Или она пишет: " я- молодая квир-женщина..." , избегая называть вещи своими именами и сказать "я - лесбиянка". Хмм.

Ayesha, не, ну так-то она не чернокожая
и не лесбиянка

но сути "я не такая как эти белые деффки" не меняет )

katelok, ))) Как я понимаю, "квир" используется для обозначения человека, относящегося к сексуальным меньшинствам, т. е. того, чья сексуальность отличается от общественного большинства.
Ну а относительно цвета кожи... Мне без разницы чернокожая она или темнокожая. Я не делю мир по этим категориям. Позиция социальная у нее странная.

Считаю писанину руни бездарной. Но вот это... это просто какой-то синдром тейлор свифт в литературке. А давайте-ка мы накинемся на белую девушку и попинаем ее от души. Ибо расизм не пройдет. Лицо/рука/днище/тук-тук-тук.

Да простят меня люди, но когда я читаю подобные рецензии, я хочу вступить в Ку-Клукс-Клан!

Вот пишет она, а стыдно мне =/

" Рассказывается об ужасах — таких как порабощение или лишение репродуктивных прав — которые на самом деле исторически причиняли цветным женщинам. Дело в том, что для белых женщин эта реальная угроза все еще остается в сфере вымысла."

СЕРЬЁЗНО? это насколько нужно не знать историю(или игнорировать факты в угоду собственному мнению)? Раньше даже среди аристократии мало кто из женщин мог просто выбрать себе супруга, не говоря уже о том, что женщин заставляли рожать-рожать-рожать

Это насколько нужно жить в информационном пузыре? Чтобы напрочь игнорировать лишение женщин репродуктивных прав буквально в 2021, в тех же южных штатах сша, где запрещают аборты даже связанные с изнасилованием/инцестом =/
В Польше женщины УЖЕ умирают из-за бесчеловечных законов, выпущенных консервами

Белое пальто этой цветной квир-дамы сияет невероятно (видимо слишком ослепляет, чтобы видеть факты)

*и снова, кстати, нападки на белую девчонку; конечно, за белого мужика можно нехило от правых получить, даже в интернете*

katelok, Согласна, напоминает поведение какой-то бабки в трамвае, которая изо всех пассажиров выберет девочку и будет на неё кидаться, игнорируя кучу сидящих мужиков. Зачем культивируется эта расовая грызня, когда нужно акцентировать внимание на проблемах?

Например, в некоторых бедных районах Индии девочки вынуждены бросать школу, когда у них начинаются менструации, потому что у них нет возможностей тупо купить прокладки. Могу ли я их понять, посочувствовать и попытаться как-то помочь – с помощью благотворительности, огласки и т.д.? Или же мне скажут "Иди-ка ты отсюда нафиг, белая, ты ничего не понимаешь и вообще враг"?

MathurinTacksmen, скорее припишут "white savior syndrome" :D

и вот мне интересно - кто скорее поймёт проблемы бедной чёрной девочки - бедная белая девочка или чёрная привилегированная девочка(уровня дочки Beyonce, например)?

так что важнее, имхо, классовый вопрос, не расовый

*и просто напомню - в сша на инаугурации президента стихи читала небедная небелая девушка как бы*

katelok, Да, у меня тоже от этого дискурса вертится одна мысль в голове – и мысль эта "Разделяй и властвуй")

И еще странная цитата из сабжа: "Я люблю читать о грустных белых девушках, но полюбят ли когда-нибудь грустные белые девушки читать обо мне?" Ну да, ну да, будто никто не может себя поставить на место никого, и если ты американский одноногий учитель алгебры с двумя собаками, то ты можешь читать исключительно об американских одноногих учителях алгебры с двумя собаками)) Повествование всё-таки делают интересным извечные темы и сюжеты, на которые взглянули с новой стороны.

katelok, Проблемы бедных чернокожих богатые чернокожие никогда не поймут! Они даже разговаривать не будут, а просто пинок под зад...Никто так не ненавидит чернокожую бедноту . как богатые или состоятельные черны.
Не уверена, как в Америке, но здесь, в ЮАР - это точно!

Я читала Нормальные люди и даже внимания не обратила, что речь о белой девушке. Уже нельзя ничего написать, все равно найдутся люди, которые скажут, что их притесняют.

Читайте также