20 октября 2021 г., 16:28

10K

11 познавательных фактов о Брэме Стокере

56 понравилось 3 комментария 11 добавить в избранное

Брэм Стокер , автор готического шедевра Дракула , создал одного из самых знаковых персонажей литературы: вампира, пьющего кровь, меняющего облик, ненавидящего чеснок, который обитает в жутком трансильванском замке и заражает своих жертв проклятием нежити. Со времен публикации романа в 1897 году вампирская субкультура захватила весь мир, а жуткий граф, созданный Стокером, стал источником вдохновения для всего — от фильмов до балетов и сухих завтраков.

Вполне возможно, что Стокер был бы удивлен огромной популярностью «Дракулы». За свою жизнь он выступал во множестве ролей: спортсмена, журналиста, государственного служащего, писателя, но своим современникам был более всего известен как менеджер известного театрального актера. Вот 11 познавательных фактов о человеке, стоящем за современной вампирской легендой.

1. Брэм Стокер был болезненным ребенком

Абрахам («Брэм») Стокер родился в 1847 году в Клонтарфе, прибрежном пригороде Дублина, Ирландия. Он был третьим из семи детей, и его семья принадлежала к среднему классу. Однако начало жизни Стокера было непростым. Страдая от тяжелой, но необъяснимой болезни, в первые годы своего детства он был прикован к постели. «До семи лет, — писал позднее автор, — я не знал, что такое стоять на своих ногах».

2. В колледже Брэм Стокер стал звездой спорта

Вопреки загадочному детскому недугу, Стокер вырос в высокого и крепкого молодого человека. В 1864 году он поступил в Тринити-колледж в Дублине, и, хотя был средним студентом, преуспел в длинном перечне внеклассных занятий, в частности, спортивных. Стокер вступил в команду колледжа по регби, а в числе прочих видов спорта увлекался прыжками в высоту и длину, гимнастикой, занятиями на трапеции и греблей. Он завоевал призы в тяжелой атлетике и ходьбе на выносливость, а в 1867 году был признан чемпионом Дублинского университета. Вспоминая свои университетские годы, Стокер отзывался о себе как о «физически очень сильном».

3. Во время учебы в университете Брэм Стокер работал в Дублинском замке

Стокер поступил на государственную службу, еще будучи студентом Тринити-колледжа. Он устроился на работу в Дублинский замок (главный правительственный комплекс зданий в Дублине — прим.пер.), пойдя по стопам своего отца, который работал клерком в британской администрации, размещавшейся в этом историческом здании. В конце концов, Стокер получил повышение и стал инспектором малых заседаний, что давало ему право надзирать за деятельностью мировых судов. Его первой опубликованной книгой стало руководство для государственных служащих под названием «Обязанности клерков малых заседаний в Ирландии». По собственному признанию Стокера, книга была «сухой, как прах».

4. Брэм Стокер был менеджером известного актера

В годы государственной службы Стокер начал бесплатно подрабатывать театральным критиком в газете «Дублинская вечерняя почта». Будучи поклонником театра, Стокер разочаровался в том, как в дублинских газетах освещаются драматические спектакли, — рецензии часто поручали штатным репортерам без театрального опыта. Он предложил свои услуги владельцу газеты, а когда ему ответили, что денег на новых критиков нет, вызвался писать рецензии бесплатно. Именно благодаря этому Стокер познакомился со своим театральным кумиром, значительным викторианским актером сэром Генри Ирвингом, что положило начало одним из самых важных отношений в жизни писателя. «Душа заглянула в душу!» — писал Стокер об их первой встрече. — С того часа началась такая глубокая, такая близкая, такая продолжительная дружба, какая только может быть между двумя людьми».

Впечатленный деловым чутьем Стокера и польщенный его восхищением, Ирвинг пригласил Стокера стать его менеджером. Работа поглотила его целиком: Стокер организовывал зарубежные туры Ирвинга, был одним из организаторов его званых обедов и отвечал на письма — по оценкам Стокера, их было более полумиллиона. Он также контролировал работу лондонского театра Ирвинга — «Лицеум». Хотя при жизни Стокер пользовался скромным успехом как автор, он был главным образом известен как «правая рука» Ирвинга. После смерти Стокера в 1912 году газета «Нью-Йорк таймс» приписала ему «большую часть успеха Ирвинга».

5. Брэму Стокеру потребовалось семь лет, чтобы написать «Дракулу»

Стокер любил говорить, что увидел образ культового кровососа в кошмаре, после «слишком щедрой порции крабов за ужином». Хотя заметки автора позволяют предположить, что некоторые элементы сюжета действительно могли появиться во сне, при подготовке к написанию «Дракулы» он также обращался к широкому кругу источников: от книг о легендах и суевериях, текстов по естественной истории до путевых заметок. Придал красок персонажу и отпуск на морском курорте Уитби. (Стокер так и не посетил Трансильванию, историческую румынскую область, где, как известно, обитает Дракула.)

По словам биографа Дэвида Дж. Скала , Стокер в конечном итоге потратил семь лет на исследования и написание романа, преодолевая «перегрузку собственного воображения» и кризисы доверия к повествованию. «Он сомневался почти во всем», — пишет Скал. «В конце концов, он усомнился в том, что кто-то вообще запомнит этот роман».

6. Дракулу чуть было не назвали «Граф Вампир»

Из заметок Стокера к «Дракуле» ясно, что первоначально он планировал дать своему подлому вампиру довольно банальное имя: «граф Вампир». Но, похоже, изменил свое мнение после прочтения «Отчета о княжествах Валахии и Молдавии» — обзора двух румынских провинций. Стокер взял эту книгу в публичной библиотеке летом 1890 года и скопировал красноречивую сноску в свои бумаги, акцентировав некоторые слова заглавными буквами: «ДРАКУЛА на валашском языке означает ДЬЯВОЛ». В какой-то момент Стокер вернулся к своим заметкам и в разных местах зачеркнул слово «Вампир» и написал: «Дракула». Новое название, по-видимому, произвело впечатление и на редактора Стокера — автор назвал свой роман «Нежить», но редактор перед публикацией книги изменил его на «Дракула».

7. Брэм Стокер поставил театральную постановку «Дракулы» до выхода романа

18 мая 1897 года (за восемь дней до публикации «Дракулы») в театре «Лицеум» была поставлена экранизация романа. Это было наспех организованное мероприятие. Все пьесы, предназначенные для публичного просмотра, должны были получить лицензию в Управлении лорда-камергера (высшая придворная должность в Великобритании — прим.пер.), поэтому Стокер быстро написал сценарий, чтобы сохранить за собой права на постановку «Дракулы». Реклама спектакля, который был скорее театральным чтением, чем пьесой, была вывешена всего за полчаса до начала представления. В зале присутствовали только два зрителя, заплатившие за билет, — возможно, это и к лучшему, поскольку адаптация состояла «в общей сложности из более чем 40 сцен, и, вероятно, чтение заняло шесть часов» (согласно данным Британской библиотеки).

Граф не появлялся на театральной сцене до 1924 года, когда ирландский актер Гамильтон Дин представил свою версию «Дракулы», адаптированную с разрешения вдовы Стокера. Спектакль стал хитом и приобрел еще большую популярность, когда дебютировал в Америке, в сценарии Джона Л. Балдерстона и с Белой Лугоши в роли Дракулы. Готическая повесть Стокера, которая после выхода в свет в виде романа продавалась умеренными тиражами, стала культурной сенсацией.

8. Брэм Стокер отправил Уолту Уитмену письмо в качестве поклонника

Стокер впервые познакомился с Листьями травы , поэтическим опусом Уолта Уитмена , будучи студентом Тринити-колледжа. Произведение вызвало споры, в том числе из-за своей неприкрытой чувственности и экспериментального стиля, но оно глубоко тронуло Стокера. В 1872 году он написал Уитмену пылкое письмо объемом почти 2000 слов, в котором поблагодарил поэта за его работу и выразил надежду, что они смогут стать друзьями. «Если бы я оказался перед вами, я хотел бы пожать вам руку, — признавался Стокер, — потому что я чувствую, что вы бы мне понравились». Прошло четыре года, прежде чем он набрался смелости и отправил письмо Уитмену — и через несколько недель получил ответное письмо. «Вы правильно поступили, что написали мне так нетрадиционно, так свежо, так отважно, да еще и с такой любовью», — заверил Стокера поэт. «Я тоже надеюсь (хотя это и маловероятно), что когда-нибудь мы встретимся».

Но Стокер и Уитмен действительно встречались — трижды, благодаря путешествиям Стокера в Соединенные Штаты с Генри Ирвингом и театром «Лицеум». Их беседы касались самых разных тем: от поэзии до театра и Авраама Линкольна, которым оба восхищались. «Я нашел в [Уитмене] все, о чем мечтал», — вспоминал Стокер. А когда Уитмен умер в 1892 году, то оставил Стокеру подарок: оригинальные записи лекции о Линкольне, которую поэт прочитал в Филадельфии в 1886 году.

9. Брэм Стокер также написал роман о злобном черве

Хотя его лучше всего помнят как автора «Дракулы», за свою литературную карьеру Стокер написал множество рассказов и 12 романов. Жанр его произведений варьируется от приключений до романтики и ужасов, но только одна из его работ, роман под названием Логово Белого Червя , претендует на звание, по словам одного критика, «одной из самых безумных книг, которые когда-либо были написаны».

В романе фигурируют чудовищный ползучий гад, одержимый змеями месмерист (месмеризм — лженаучная теория о животном магнетизме, широко распространенная в первой половине XIX века — прим.пер.), многочисленные мангусты и другие странности. Современные читатели критикуют «Логово Белого Червя» за вопиющий расизм, сексизм и просто очень плохое качество. Опубликованный в 1911 году, этот роман стал последним романом Стокера, и был написан в то время, когда здоровье автора ослабело. Некоторые задаются вопросом, не является ли «неуравновешенный характер» романа результатом снижения умственных способностей, вызванного сифилисом, но, несмотря на многочисленные спекуляции на эту тему, нет точных доказательств того, что Стокер когда-либо заражался этой венерической болезнью.

10. Под конец жизни Брэм Стокер столкнулся с финансовыми трудностями

Последние годы жизни Стокера были отмечены болезнями и финансовыми трудностями. Он страдал от болезни почек, а в 1906 году с ним случился паралитический инсульт, после которого остались проблемы со зрением. Генри Ирвинг умер в предыдущем году, и, оставшись без давнего работодателя, Стокер обратился к другим источникам дохода. Он руководил музыкальной постановкой в Вест-Энде, работал журналистом и продолжал писать художественные произведения. Но эти предприятия не приносили больших денег, а здоровье продолжало ухудшаться. В 1911 году он обратился за финансовой помощью в Королевский литературный фонд, объяснив, что недавно пережил «срыв от переутомления» и не знает, сможет ли в будущем «усиленно (или как-либо вообще) заниматься литературным трудом». Но автор прожил недолго: он умер 20 апреля 1912 года в возрасте 64 лет.

11. В некрологах Брэма Стокера почти не упоминался Дракула

Ставший сегодня одним из самых известных романов на английском языке, «Дракула» едва ли заслуживал упоминания в некрологах Стокера, которые вместо этого были посвящены его профессиональным отношениям с Генри Ирвингом. Газета «Нью-Йорк Таймс» писала, что «рассказы Стокера, хотя и были причудливыми, не отличались запоминающимся качеством», а лондонская «Таймс» предсказала, что биография Ирвинга станет его «главным литературным памятником», лишь кратко отметив, что Стокер также был «мастером особенно зловещего и жуткого вида литературы».

Бригит Кац (Brigit Katz)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

56 понравилось 11 добавить в избранное

Комментарии 3

Современные читатели критикуют «Логово Белого Червя» за вопиющий расизм, сексизм и просто очень плохое качество.

Надо писать "небольшая часть современных читателей", ибо не все среди нас такие придурки...)

Автор одного романа. Грустно. Но хоть что-то нам оставил.

Спасибо. Дополнила свои знания.  что касается 11-го пункта, могу добавить,  что его некрологи практически не были замечены читателем ввиду горячих новостей о затоплении Титаника. 

Читайте также