12 августа 2021 г., 13:45

8K

14 фактов о «Гордости и предубеждении» Джо Райта

74 понравилось 0 пока нет комментариев 12 добавить в избранное

Во время съемок сцены в «Гордости и предубеждении», в которой мистер Дарси (Мэтью Макфейден) пробирается через туманное поле и делает предложение Элизабет Беннет (Кира Найтли) в лучах рассвета, режиссер Джо Райт услышал, как визажист рядом прошептала: «Хотела бы я, чтобы это была моя жизнь».

Вскоре после того, как «Гордость и предубеждение» вышла в кинотеатрах в 2005 году, стало ясно, что она не одинока в своих мечтах. Конечно, некоторые люди по-прежнему предпочитают мини-сериал 1995 года с участием Колина Ферта, а пуристы Джейн Остин любят сетовать по поводу того, что в фильме отсутствуют некоторые детали из книги. Но адаптация Райта породила новое поколение поклонников, а также заставила многих давних поклонников Остин снова влюбиться в эту историю. Вот 14 увлекательных фактов о создании того, что сценарист Дебора Моггач считает «грязной версией» классического романа Остин.

1. Джо Райт не был знаком ни с книгой, ни с мини-сериалом от BBС, когда подписывал контракт на «Гордость и предубеждение».

Когда продюсерская компания Working Title Films впервые предложила Райту режиссерское кресло для его первого полнометражного фильма «Гордость и предубеждение», он не читал Гордость и предубеждение и не смотрел любимый многими мини-сериал от BBC 1995 года, основанный на книге. Фактически, единственной экранизацией, которую он смотрел, был фильм 1940 года с Лоуренсом Оливье и Грир Гарсон в главных ролях. Он также не думал, что его особо заинтересует сюжет. Он ошибался. «Я отнес сценарий в паб и примерно к 60-й странице уже плакал, выпив пинту лагера», – сказал Райт изданию Harvard Crimson.

Как только он согласился на эту работу, Райт все еще воздерживался от просмотра мини-сериала BBC, чтобы он не слишком повлиял на него. Вместо этого он изучал другие экранизации Остин, в том числе «Чувство и чувствительность» (1995), «Эмма» (1996) и «Мэнсфилд Парк» (1999), а также некоторые другие костюмированные драмы того периода.

2. Действие в «Гордости и предубеждении» намеренно не происходит в эпоху Регентства.

Поскольку «Гордость и предубеждение» была опубликована в 1813 году после значительного пересмотра, ее часто считают типичным романом периода Регентства (который технически длился с 1811 по 1820 год). Но Остин написала первоначальный вариант, озаглавленный «Первые впечатления», примерно в 1797 году – и именно в этом году Райт решил поставить свой фильм.

Он принял это решение по нескольким причинам. Во-первых, это помогло отделить его версию от предыдущих адаптаций. Это также позволило ему изучить последствия Французской революции в британском обществе; 1797 год наступил всего через несколько лет после Эпохи террора (период массовых казней после начала Великой французской революции с июня 1793 по 27 июля 1794 года – прим. пер.), и высокопоставленные британцы начали думать, что неплохо было бы снискать расположение масс и разрядить любые мятежные настроения. «Следовательно, балы проходили в деревенских залах, которые теперь будут посещать люди из класса Дарси и Бингли. Там они общались с людьми, которых раньше никогда не встречали в обществе. Это была совершенно новая эра для общества», – объяснил Райт.

И, наконец, Райт просто ненавидел платья с силуэтами в стиле ампир, которые были в моде в эпоху Регентства. «Я считаю, что платья в стиле ампир очень уродливы, – сказал он. – Поэтому мы использовали моду более раннего периода, когда талия на платьях была ниже и более лестной». Кэролайн Бингли была исключением, поскольку она была достаточно богатой и модной, чтобы перенять определенные стили раньше всех.

3. Кира Найтли была почти признана слишком красивой для роли Элизабет Беннет в «Гордости и предубеждении».

В свои 20 лет Кира Найтли была подходящего возраста для роли Элизабет Беннет (что Райт считал решающим фактором при подборе актеров) и достаточно известной по «Пиратам Карибского моря» 2003 года, чтобы удовлетворить желание продюсеров нанять кого-то с признанным именем. Она также всю жизнь была фанаткой «Гордости и предубеждения» – выросла, слушая книгу на пленке и играя с точными копиями кукольных домиков Пемберли и Лонгборна.

Однако Райт волновался, что красота Найтли может затмить более важные черты Элизабет. «А потом он встретил меня и сказал: "О, нет, ты подходишь"», – вспоминала Найтли в Graham Norton Show. Когда они встретились в темном баре в Торонто, где Найтли снималась в фильме 2005 года «Пиджак», Райт понял, что ее характер сорванца и «неряшливый независимый дух» были очень похожи на Элизабет. «[Она] не собиралась говорить то, что, по ее мнению, вы хотели, чтобы она сказала. Она говорила именно то, что думала», – рассказал Райт Film Journal International. «Это – и ее юмор – сделали ее идеальной Элизабет».

4. Мэтью Макфейден был первым кандидатом на роль мистера Дарси в «Гордости и предубеждении».

Райт стал самопровозглашенным «большим поклонником» Мэтью Макфейдена с тех пор, как увидел его в телевизионных драмах, таких как «Грозовой перевал» 1998 года и «Идеальные незнакомцы» 2001 года, – и он был просто типажом «крутого парня», которого Райт представлял на роль Фицуильяма Дарси. «Он был нашим первым кандидатом», – сказал New York Times продюсер Пол Вебстер. Но, зная, что руководители студии будут заинтересованы в более известном имени, они все равно провели полный кастинг. «[Это] было утомительно и бессмысленно, когда мы вернулись на круги своя, к Мэтью», – сказал Райт, и электрическая химия Макфейдена с Найтли в значительной степени скрепила сделку. Однако, если бы они выбрали менее известную актрису на роль Элизабет, Райт полагал, что они, возможно, не получили бы зеленый свет на роль Макфейдена.

В итоге это было хорошее решение; Макфейден привнес в роль и серьезность, и тонкий юмор. Он и Том Холландер (который играет двоюродного брата Элизабет, мистера Коллинза) на самом деле придумали эпизод, в котором мистер Коллинз пытается – и безуспешно – привлечь внимание мистера Дарси к мячу, а затем уклоняется от локтя Дарси, когда тот наконец оборачивается. По словам Райта, Макфейден также «прекрасный танцор» (хотя его верховая езда явно «ужасна»).

5. Джулиан Феллоуз помог Кэри Маллиган получить роль Китти Беннет в «Гордости и предубеждении».

После того, как ей отказали в актерской школе, Кэри Маллиган написала письмо сценаристу «Госфорд-парка» (и будущему создателю «Аббатства Даунтон») Джулиану Феллоузу, с которым она познакомилась, когда он читал лекцию в ее школе. Феллоуз пригласил ее и некоторых других претендентов на звание актера на ужин и представил Маллиган ассистенту по кастингу в «Гордости и предубеждении». Три прослушивания спустя Маллиган получила роль Китти Беннет. Это была первая роль Маллиган в кино, но она была не единственным новичком на съемочной площадке. Талула Райли (Мэри Беннет) и Тэмзин Мерчант (сыгравшая Джорджиану Дарси – а также сыгравшая роль Дейенерис Таргариен в невышеднем пилоте «Игры престолов» до того, как ее сместила Эмилия Кларк) также дебютировали на киноэкране.

6. Эмма Томпсон безвозмездно внесла некоторые поправки в сценарий «Гордости и предубеждения».

В поисках совета по поводу съемок фильма по Остин Райт попросил продюсерскую компанию связать его с Эммой Томпсон (которая получила «Оскар» за написание сценария к фильму «Разум и чувства» 1995 года). «Я нервно подошел к ее порогу со своим портфелем; она была в прогулочных ботинках и сказала: «Мы едем в Хэмпстед-Хит», – вспоминал он во время обсуждения в 2005 году. «Мы сели на скамейку и открыли сценарий, я задавал ей вопросы, а она разыгрывала для меня отрывки и объясняла мне некоторые вещи. Это было блестящее подспорье».

Она также редактировала сценарий; Томпсон фактически написала все диалоги для сцены, в которой Шарлотта говорит Элизабет о своей помолвке ​​с мистером Коллинзом. И когда Элизабет после долгой внутренней борьбы говорит мистеру Дарси и Гардинерам, что Лидия сбежала с мистером Уикхемом, это была идея Томпсон, чтобы Элизабет вошла в комнату, выбежала, чтобы собраться, а затем вернулась.

7. Джо Райт немного использовал ругательства, чтобы уговорить Джуди Денч сыграть леди Кэтрин де Бург в «Гордости и предубеждении».

Райт не пытался преуменьшить общую неприятность леди Кэтрин де Бург, предлагая роль почтенной Джуди Денч, – фактически, он использовал ее в своих интересах. «Мне нравится, когда вы играете су**», – написал он ей в письме. Излишне говорить, что тактика сработала.

8. Игра в сардины помогла основной съемочной группе привыкнуть друг к другу.

Три недели репетиций перед съемками помогли всем актерам наладить знакомство друг с другом. Чтобы те, кто изображает пятерых сестер Беннет, действительно чувствовали себя семьей, Райт заставил их и Холландера тусоваться в доме Беннетов в Лонгборне – реальном частном поместье под названием Грумбридж-Плейс. Они играли в сардины, обратную версию игры в прятки. «Это были одни из самых счастливых дней в моей жизни», – сказал Холландер. У каждого члена семьи Беннет также была своя спальня, где актеры убивали время между сценами вместо того, чтобы возвращаться к своим трейлерам.

9. Джо Райт посчитал внушительный набор свиных гениталий необходимым сюжету «Гордости и предубеждения».

Многие зрители, впервые увидевшие «Гордость и предубеждение», были ошеломлены кадром крупным планом массивных яичек некой свиньи. «Это не что-то, что мы придумали до того, как увидели свинью, – сообщил Райт IndieWire. – Потом, когда мы встретили самца свиньи, он произвел на нас огромное впечатление». Хотя создатели фильма прямо не просили такого хорошо обеспеченного кабана, им был нужен самец, которого можно было бы использовать для разведения. Как объяснил Райт, Беннеты были той семьей, которая платит кому-то, чтобы тот привел кабана для спаривания со своими свиноматками.

«Я чувствовал, что яички свиньи были необходимы для сюжета, – сказал Райт Hot Press. – На самом деле семья Беннетов была деревенскими жителями, окруженными животными. Их существование действительно не было бы таким уж изящным. Я хотел вывести Остин из этой изысканной гостиной».

10. Сцена с Элизабет Беннет на качелях была почти вырезана из «Гордости и предубеждения».

Узнав о помолвке Шарлотты, задумчивая Элизабет некоторое время качается на качелях, и мы видим ее глазами грязный, заполненный скотом двор Беннетов. Сцена была спонтанным дополнением, которого не было в сценарии, и она почти окончила свое существование на полу в монтажной. Вместо этого Райт решил исключить сцену, в которой Джордж Уикхэм и ополчение выходят из города, оставив после себя кучу убитых горем молодых женщин.

«Это было не очень хорошо срежиссировано, и я обычно вырезаю все, что может показаться мне таким, – сказал Райт. – Это был жребий между этой сценой и сценой с качелями, и я предпочел вырезать эту сцену. Но, вероятно, это ошибка – может, мы немного мягко обошлись с Уикхемом».

11. Розамунд Пайк была бывшей девушкой Саймона Вудса в реальной жизни.

Райт снял Саймона Вудса в мини-сериале BBC «Карл II: Сила и страсть», и он знал, что из Вудса получится «идеальный» Чарльз Бингли. Но поскольку Розамунд Пайк, бывшая девушка Вудса, уже собиралась сыграть Джейн Беннет, Райт «очень старался не брать его на роль». «В конце концов я позвонил Роз и спросил, не возражает ли она, и она сказала: "Абсолютно нет", – рассказал Райт The Guardian. – Они не виделись два года, но на следующий день танцевали вместе. Это было мило». (Позже Пайк уже встречалась с Райтом.)

12. Тренировка предложения руки и сердца мистера Бингли была импровизацией.

Мистер Бингли должен был навестить Беннетов, затем уйти после того, как струсил в просьбе руки Джейн, а затем вернуться через несколько мгновений после того, как он отработал свое предложение с мистером Дарси. Но сама репетиция предложения изначально была гораздо более коротким промежутком. Вудс импровизировал эту очаровательную вещь, и создателям фильма так понравилась его работа, что они решили просто сделать более длинную сцену.

13. Первоначально предполагалось, что «Гордость и предубеждение» закончится свадьбой Элизабет и мистера Дарси.

Первая идея Моггач – заключительная сцена изображала свадьбу Элизабет и мистера Дарси, где камера задерживалась на приятном моменте для каждого отдельного персонажа. Но, как позже объяснила Моггач, «мы не хотели, чтобы Элизабет выглядела как девушка, ставшая королевой на этой роскошной свадьбе, или чтобы это было банально».

Райту этого тоже не хотелось. Фактически, он считает, что истинный финал – это предложение мистера Дарси туманным утром, где восход солнца выступает параллелью к восходу солнца в самом начале фильма. Но зная, что зрители ожидают узнать, как Беннетты отреагируют на помолвку Элизабет, создатели фильма разработали сцену между Элизабет и ее отцом.

14. Американские и британские зрители увидели разные концовки «Гордости и предубеждения».

В зависимости от того, какую версию фильма вы смотрели, вам может быть известна другая концовка: новобрачные и «ослепительно счастливые» Дарси целуются на скамейке в Пемберли. Американской тестовой аудитории понравилась та, что Моггач назвала «довольно тошнотворной сценой», гораздо больше, чем британской, поэтому она была выпущена только в США.

Решение вызвало споры по обе стороны баррикад. Члены Общества Джейн Остин Северной Америки должны были присутствовать на раннем просмотре, и многие из его членов возненавидели безвкусный финал. «В нем вообще нет ничего от Джейн Остин, он несовместим с первыми двумя третями фильма, оскорбляет публику своей банальностью и должен быть вырезан перед выпуском», – заявила президент общества Эльза Солендер. Тем временем британские фанаты подали петицию, чтобы снова добавить эту сцену. «Что мы, бедные поклонники Остин (как минимум из страны ее рождения), сделали, чтобы заслужить такую ​​несправедливость?» – говорилось в ней. К счастью для всех сентиментальных романтиков, теперь эту спорную сцену можно бесплатно посмотреть на YouTube.

Эллен Гутоски (Ellen Gutoskey)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

74 понравилось 12 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также