19 апреля 2021 г., 17:43

3K

В чём разница между триллером и мистикой? В темпе повествования

54 понравилось 0 пока нет комментариев 7 добавить в избранное

Советы от автора триллеров о том, как соблазнить читателя перевернуть страницу

Чтение всегда служило для меня отличным средством побега от реальной жизни. Книги дарили мне радость и многому меня научили, но в основном они были для меня развлечением.

Меня растили мама с бабушкой, и я получила хорошее воспитание. Нас нельзя было назвать ни богатыми, ни бедными, и в целом у меня было всё, в чём я нуждалась. Но, тем не менее, книги для меня являлись роскошью, чем-то «особенным», что я могла получить только в качестве подарка или в исключительных случаях, так как они не вписывались в наш бюджет. Потому я проводила сотни часов в библиотеке. Бесплатные книги! Тысячи на выбор. Дело вкуса, и разные люди предпочитают различные жанры, но с самого начала так сложилось, что я тяготела к мистике и триллерам.

Фавориты моего детства похожи на множество остальных писателей этих жанров: Трикси Белден и Нэнси Дрю , Агата Кристи и Лоис Дункан . В возрасте тринадцати я доросла до Стивена Кинга и больше никогда не была прежней. Я до сих пор помню, как читала Одиссею , когда мне было восемь, не для школьной программы, а для собственного удовольствия. Эта история на многое открыла мне глаза: захватывающие битвы, путешествие великих героев, монстры и злодеи.

В старшей школе я проглатывала всё подряд с книжной полки моей матери, заставленной криминальной фантастикой: Эд Макбейн и Лиллиан О'доннелл, Марсия Мюллер и Джозеф Уэмбо . Между тем я выросла, завела семью и начала подумывать о собственной книге, которую я всегда хотела написать. Я заполняла свои полки Лизой Гарднер и Айрис Джонансен , и вдруг осознала, что в моих читательских предпочтениях произошли изменения. Я отошла от мистики, ужасов и приключенческой неопределённости к триллерам. Поняла, что пока что я всё ещё люблю насыщенные, глубокие и величественные истории вроде Противостояния Стивена Кинга, но читать предпочитаю быстрые и энергичные триллеры.

В чём же разница, спросите вы? Почему Лиза Гарднер и Ли Чайлд более «триллерные», а Тесс Герритсен и Нора Робертс более «мистические»?

Всё дело в темпе повествования.

В триллерах создаётся благоприятный фон для привлечения читателей всех возрастов. Великие герои и злодеи, сюжетные линии наперегонки со временем, классические универсальные истории о борьбе добра со злом. Они одновременно и служат хорошим средством побега, и обращают внимание на те ценности, за которые следует цепляться. Мы хотим, чтобы героя в конце концов ждал успех, и чтобы плохие парни были повержены. Мы хотим, чтобы баланс был восстановлен и справедливость восторжествовала, и именно это – центральная тема, на которой базируется весь триллер.

Меня часто просят выступить на практикумах или перед группой писателей, поэтому я много размышляла над тем, что же делает триллер более «триллерным».

Есть несколько очевидных контрольных моментов, важных для любой великой книги: персонаж, например. Многие читатели хотят видеть главного героя, которым они могли бы проникнуться. Этот персонаж не должен быть прекрасным во всем, по факту, несовершенства, в которых мы можем узнать свои собственные недостатки, и процесс борьбы с ними, рождают куда более интересную и яркую личность, которой мы хотим сопереживать. Так же и великие злодеи редко бывают плохими просто так. Они устроены так же сложно, как и герои, имеют свою, доступную для понимания мотивацию, даже если их действия аморальные и злые.

Но ключом к хорошему триллеру является темп повествования: то, как история рассказывается.

Здесь бывают взлёты и падения. Нельзя постоянно поддерживать стопроцентное напряжение и не давать персонажам передохнуть (и, вместе с тем, не давать передохнуть и читателю). Но в триллерах любой отдых должен быть кратким: он должен быть полон нагнетающего ожидания, с которым читатель спрашивает себя: что же случится дальше?

«Крепкий орешек», «Падение Олимпа», и почти каждый фильм от Марвел в качестве примера триллера на большом экране – они сразу высоко задирают планку, и с каждой сценой она становится только выше. Даже когда на экране не происходит никаких активных действий, зритель знает, что это временное спокойствие. Вся картина выстроена так, чтобы постоянно держать в предвкушении, будто вот-вот произойдёт что-то плохое, и наши герои ещё не подготовлены к этому. Но, конечно же, он или она справится со всеми проблемами, даже если на пути будет стоять множество испытаний и невзгод.

Что касается книг, то Ли Чайлд , Джеймс Паттерсон , Лиза Гарднер , Джеймс Роллинс , Кэтрин Коултер , Грегг Гервиц , и многие другие сегодня являются знаменосцами жанра триллеров. Я многое подчерпнула из глубокого изучения их творчества, но особенно – от тех авторов, что пришли в этот жанр до меня.

И одна из вещей, что объединяет все их произведения, (за исключением героического главного героя), это особый темп повествования.

Вот несколько советов, которые помогают мне решить проблемы со скоростью, когда я работаю над ошибками. Я начинаю отдельно концентрироваться на слишком быстрых или слишком медленных сценах, и думать над тем, как их скорректировать. Ключ к триллерам – это понимание, что каждая сцена, даже если она лишена активных действий, должна быть полна напряжения благодаря предвосхищениям читателя. Это из-за него читатель будет продолжать переворачивать страницу за страницей, в надежде узнать, что же произойдёт дальше!

Как ускорить темп повествования?

По своему определению, триллеры – это короткие, динамичные истории, будь то криминальные триллеры, международные триллеры, романтические, медицинские или юридические триллеры.

1. Короткие главы. Короткие, чёткие главы, сфокусированные на одной или на нескольких сценах, особенно если события в них происходят в одно и то же время. Такие главы дают читателю понять, что прямо сейчас происходит множество вещей.

2. Короткие главы, втиснутые между длинными главами. Временами наличие коротких, на 1-3 страницы, глав между главами стандартной длины, в 10-20 страниц, помогут набрать темп. Такие главы сразу выделяются среди прочих и стимулируют читателя продолжить чтение.

3. Хорошо исполненные клиффхэнгеры. Избегайте злоупотребления, но клиффхэнгеры в конце парочки случайных глав сработают на отлично.

4. Короткие предложения между абзацами. Не тратьте слова попусту.

5. Краткие диалоги по делу, без лишних отступлений. Используйте действия персонажей вместо слов автора, чтобы продвигать сцену.

6. Прибегайте к глаголам действия.

7. Используйте меньше описаний, или краткие описания. Тут важно одно правило: выделите три ключевых визуальных образа для ваших читателей глазами персонажа, чтобы расставить акценты на сцене, а не расписывайте окружение на целый абзац.

8. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: избегайте слишком большого количества динамичных или напряжённых сцен подряд. Вы должны давать читателю возможность выдохнуть, пусть и ненадолго. Приведу пример из «Крепкого орешка»: после целой кучи действий наш герой, Джон Макклейн, сидит на вершине Накатоми Плаза и говорит по радиосвязи со своим союзником, сержантом Аль Пауэллом, выкуривая стащенную у противника сигарету. Это короткая сцена, в которой не только раскрывается персонаж, но и даётся краткая передышка перед тем, как темп действий вновь наберёт прежнюю скорость. В книгах сцены, в которых персонажи принимают горячий душ после напряжённого эпизода, или устраивают пробежку, собирая мысли в кучу, посещают старого учителя, или занимаются сексом со своей второй половинкой, это хороший способ дать передышку всем, прежде чем вновь нырнуть в водоворот событий.

Как снизить темп повествования?

Да, временами всё начинает происходить слишком быстро и напряжённо, и вам становится необходимо найти способ как-то притормозить. Вот несколько идей:

1. Больше нарратива. Подробные описания, больше самоанализа. Дайте читателю знать, как персонаж отреагировал на конфликтную ситуацию и связанные с ней риски. Уделите больше внимания полноценным описательным фразам вместо коротких прилагательных.

2. Некоторые люди отказываются от флешбэков, но при правильном использовании они могут усилить тревогу, вместе с тем замедляя темп повествования.

3. Наслаивайте детали, используйте длинные предложения и абзацы, подбирайте слова, которые смягчат происходящее или вызовут чувство спокойствия. Как пример, можно подходить к таким отступлениям стратегически, чтобы напротив вызвать у читателя дурное предчувствие или беспокойство. Одним из лучших авторов на сегодняшний день, который использует такой приём для усиления напряжения, является Дж. Т. Эллисон .

4. Глубокие и более откровенные диалоги между персонажами, «тихое» действие. (например, беседы в ресторане, разговоры в постели, или за вождением машины. Просто убедитесь, что разговор имеет отношение к истории в целом и раскрывает сюжет, а не служит просто пустым наполнителем!)

5. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: избегайте использования слишком большого количества нарратива и описаний в моменты активных действий. Если вы находитесь посреди напряжённой сцены, доведите её до точки, в которую органично вписалась бы небольшая передышка.

Я люблю триллеры. Я люблю все книги с мистикой и напряжением. Они были моей первой любовью, и станут последней. И теперь я знаю, почему: я не могу прекратить переворачивать страницы.

Эллисон Бреннан

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

54 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!