27 марта 2021 г., 18:35

5K

Как визит Оскара Уайльда в Сан-Франциско погрузил город в едкое, кричащее безумие

42 понравилось 1 комментарий 8 добавить в избранное

Сан-Франциско сегодня – это город, яростно терзаемый множеством противоречивых вопросов, от наименования школ до того, должно ли вращаться колесо обозрения в парке Золотые ворота. Но в 1882 году главной причиной общегородского фурора стало прибытие 28-летнего ирландского денди.

Более чем за столетие до легализации в городе однополых браков его посетил Оскар Уайльд в своих лавандового цвета брюках и с манжетами из тюленьего меха, и поразил город кусачим остроумием и тростью цвета слоновой кости, хотя многие и пытались заставить его примолкнуть с того самого момента, как его итальянские броги ступили на паром.

Продлившееся целый год путешествие через всю Америку – якобы лекционный тур по эстетике и дизайну интерьеров – получило свой знаменательный старт, когда Уайльд, как известно, сказал таможенным агентам в Нью-Йорке, что «ему нечего предъявить, кроме своего гения». Это самомнение в стиле Канье стало настоящим подарком для журналистов, в чьих спорах был рождён концепт современной знаменитости.

Ирландский поэт и драматург был описан как самый язвительный сатирик в истории английского языка. И так как эти слова преследовали Уайльда из Нью-Йорка до Чикаго, Детройта, Миннесоты, и, наконец, Калифорнии, жители Сан-Франциско заранее подготавливались к прибытию этого театра одного актёра.

Тысячи собрались в Platt’s Hall (который позже был снесён) на улице Монтгомери, чтобы послушать размышления Уайльда о мире искусства, хотя большая часть пришедших просто хотели своими глазами взглянуть на яркого поэта.

У каждого в городе, по-видимому, сложилось своё мнение о происходящем, как считали San Francisco Chronicle: «Город разделился на два лагеря, в одном из которых Уайльда считали обаятельным оратором и оригинальным мыслителем, а в другом полагали, что он – самый претенциозный мошенник из всех, когда-либо выступавших перед стонущей публикой».

На время своего пребывания в городе Уайльд остановился в Palace Hotel, бывшем тогда самым большим отелем в Калифорнии. Ночами он перепивал всех и каждого, почти не пьянея при этом (абсент был его любимым алкогольным напитком), в Bohemian Club – скрытной общине, также известной благодаря совиным жертвоприношениям и бесконечным теориям заговора. «Я никогда в жизни не видел так много хорошо одетых, упитанных и деловых представителей богемы», – писал он позже.

Между лекциями он ездил на пароме из Сан-Франциско до Окленда и обратно, и везде был встречен многотысячной толпой из преклоняющихся женщин и ожесточённых журналистов. Большая часть критики в адрес Уайльда исходила от репортёров и их плохо скрываемой гомофобии.

Как писатель Билл Липски написал в San Francisco Bay Times, старые американские архетипы тогда уже начинали отходить от образов крепкого фермера и выносливого первопроходца, уступая место для более современного «нежного идеала» мужественности. Но эстетика ценностей Уайльда – любовь к артистизму, красоте, хорошему вкусу и удовольствиям, – всё ещё была немного «слишком» для американских мужчин, и воспринимались ими как «ужасная изнеженность».

Журналисты превосходили самих себя в водовороте едких комментариев, радостно высмеивая Уайльда. Истории из той эпохи показывают, что женщины им восхищались, а образованные мужчины поглядывали на его стиль с презрением. Как писалось The Museum of the San Francisco, длинные брюки в обтяжку, высокие жёсткие воротники и полные усы были привычны для Сан-Франциско 1880-х, и радикально короткие бриджи Уайльда, длинные шёлковые чулки и стрижка по плечи считались, по-видимому, оскорблением всего американского общества.

В 1880-х о сексуальности нельзя было открыто писать в газетах, потому репортёры умышленно подбирали каждое своё слово так, чтобы передать, насколько Уайльд «немужественный» и «ненатуральный». В газете Newark его брови описывались как «на зависть любой женщине», а New York Times отзывалась о нём «маменькин сынок» и «нарочитая женственность».

Даже речевые обороты одного из величайших английских ораторов были высмеяны прессой. Репортёры были в ужасе от выражений Уайльда, «слишком перегруженных», «чрезмерных» и «навевающих смертельную тоску».

Следующая карикатура, опубликованная в San Francisco Wasp, требует некоторых пояснений, но ирландскому поэту она вовсе не льстит.

Это едкое произведение искусства, во времена визита Уайльда опубликованное в и поныне существующем еженедельном журнале, называется «Современный мессия», и изображает множество хорошо одетых членов сообщества S.F., большая часть которых присутствовала ещё на самой первой его лекции в городе.

Подсолнухи олицетворяют собой символ эстетического движения Уайльда. Мешок с деньгами – отсылка к гонорару в 5 000 долларов, который Уайльд получил за своё американское турне, а на замке изображён Чарльз Лок, директор театра, ответственного за бронирование мест на лекции поэта в городе.

В ответ на этот шквал жестокой клеветы Уайльд возразил своими наиболее знаменитыми словами: «В мире есть только одна вещь хуже, чем когда о тебе говорят на каждом углу: когда о тебе не говорят вовсе».

8 апреля 1882 Уайльд покинул Сан-Франциско после своего двухнедельного пребывания и больше никогда не возвращался в этот город. В течение следующего десятилетия он снискал огромный успех и восхищение благодаря публикации своих шедевров Портрет Дориана Грея и Как важно быть серьезным , а после в его жизни произошло несколько жестоких поворотов, которые в конце концов привели к тюремному заключению и нищете.

В 1895 году он был приговорён к двум годам лишения свободы в тюрьме Reading за грубое и непристойное поведение с мужчинами, – эта история попала на первые полосы газет в Сан-Франциско.

В Англии он никогда больше не жил свободно, и последние свои годы провёл в нищете во Франции, пока не умер от менингита в возрасте 46 лет. Визит Оскара Уайльда в Сан-Франциско – город, который он описал как «город с самыми живописными окрестностями, за исключением Неаполя», – оставил на нём свой след как на авторе.

Как он однажды написал в «Портрете Дориана Грея»: «Это странно, но говорят, что всех исчезнувших людей можно повстречать в Сан-Франциско. Вероятно, этот замечательный город притягивает к себе даже из загробного мира».

Эндрю Чемингс (Andrew Chamings)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

42 понравилось 8 добавить в избранное

Комментарии 1

«В мире есть только одна вещь хуже, чем когда о тебе говорят на каждом углу: когда о тебе не говорят вовсе».

Главное это эпатажность для таких личностей. Если это достигается, остальное на фоне результата уже не так важно.Что и демонстрирует Оскар Уайльд.

Читайте также