30 января 2021 г., 12:03

6K

С чего начать знакомство с творчеством Патриции Хайсмит

37 понравилось 0 пока нет комментариев 7 добавить в избранное

Совсем немного произведений начинающих авторов были экранизированы Хичкоком. Патриция Хайсмит была мастером психологического триллера: в год празднования столетнего юбилея автора мы предлагаем идеальный путеводитель по ее романам.

Патриция Хайсмит, родившаяся 19 января 1921 года в Форт-Уэрте, штат Техас, стала одной из самых успешных писательниц психологических триллеров 20-го века, чьи работы мы продолжаем открывать для себя и которые адаптируются для кино, сцены и телевидения и в наши дни.

Ее первый роман, Незнакомцы в поезде , опубликованный в 1950 году, когда Хайсмит было 29 лет, был быстро превращен в потрясающий фильм-нуар не кем иным, как мастером саспенса Альфредом Хичкоком. Наряду с ее самой известной серией романов о безнравственном аферисте и преступнике Томе Рипли, книга олицетворяет одержимость Хайсмит темной, жестокой стороной человеческой природы, а также сексуальной двойственностью и ее подавлением наряду с силой личного обольщения. Многое из того, что она писала, отражало черты личности самой Хайсмит. Среди ее любовников были как мужчины, так и женщины, она была очень скрытным и противоречивым человеком в глазах многих, кто знал ее.

Будучи единственным ребенком двух художников-дизайнеров, которые развелись за 10 дней до ее рождения, Хайсмит выросла в Нью-Йорке. После окончания колледжа в начале 1940-х годов она работала продавцом в нью-йоркском универмаге (тем периодом вдохновлен роман «Кэрол», о лесбийской любви, свое авторство которого она долго утаивала), а также писала наброски сюжетов для комиксов.
Патриция путешествовала по Мексике и юго-западу Америки, прежде чем навсегда поселиться в Европе (она была такой же беспокойной по своей природе, как и многие придуманные ею персонажи), сначала в Суффолке с 1963 года и, наконец, в Швейцарии с 1982 года, где она и умерла в возрасте 74 лет в феврале 1995 года.

С самого начала она повысила планку популярного детектива, пройдя от истоков криминального чтива до мрачного, ослепительного исследования человеческой психологии, достойного пера Диккенса или Достоевского. Примечательно, что Грэм Грин назвал Хайсмит «поэтом мрачного предчувствия».

картинка IrinaNi9ht
Незнакомцы в поезде (1950)


Двое мужчин, ранее незнакомых друг другу, встречаются в поезде, завязывают разговор и заключают роковой договор. Гай Хейнс — архитектор, добивающийся развода со своей неверной женой, чтобы иметь возможность снова жениться. Чарльз Бруно — слабый, избалованный человек, который хочет избавиться от своего властного отца. Почему бы, предлагает Чарльз, не сделать друг другу одолжение и не совершить идеальное убийство?

Встревоженный Гай отмахивается от этого предложения, но социопат Чарльз выслеживает жену Гая Мириам и все равно убивает ее, а затем настаивает на том, чтобы Гай, который собрался снова жениться, выполнил свою часть «сделки», и паразитически вмешивается в жизнь Гая.

С точки зрения психологии, Чарльз олицетворяет темную сторону личности – мистера Хайда – в противоположность «обычному человеку», лирическому герою в лице Гая — доктора Джекила (отсылка к готической повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — прим. пер.). Хайсмит в потрясающе продуманном дебютном романе чудесным образом усиливает напряжение, когда Гай оказывается опутанным паутиной вины и страха, а также подчеркивает сексуальное напряжение между этой парочкой и их растущим, чрезмерным отождествлением друг с другом: отвратительная двойственность, которая может закончиться только смертью одного из них.

«Кэрол» Carol (1990)
(впервые роман был опубликован под названием Цена соли и псевдонимом Клэр Морган, 1952)


Хайсмит временно работала в универмаге Блумингдейл в Нью-Йорке в декабре 1948 года, когда она замерла, встретив гламурную блондинку в норковой шубе. Женщина купила у Хайсмит куклу в качестве рождественского подарка для своей дочери, и этот короткий обмен репликами вызвал у Хайсмит чувство, как она позже писала в своем дневнике, «странное и плывущее в голове, но в то же время приподнятое, как будто мне явилось видение».

После окончания смены она вернулась домой и написала сюжет романа «Цена соли», который, учитывая его содержание – любовный роман между двумя женщинами – и опасения Хайсмит за ее растущую литературную репутацию, был опубликован под псевдонимом в 1952 году. И только в 1990 году, за несколько лет до смерти Хайсмит, этот роман, такой личный и такой непохожий на глубокую мизантропию и жестокость других ее работ, будет переиздан под новым названием и под собственным именем Хайсмит.

История страстных отношений между 19-летней начинающей стенографисткой Терез Беливе, у которой, как и у Хайсмит в то время, была двойственная привязанность к молодому человеку, и богатой, в годах, замужней матерью Кэрол Эйрд — это особый маневр, а также экзальтация. Это история о запретной любви в Америке начала 1950-х годов, о тайных обедах, сопровождаемых крепкими коктейлями в отделанных деревянными панелями столовых, и безумных ночах, проведенных в придорожных мотелях; о высокой моде и высших устремлениях.

Когда Терез и Кэрол убегают от мужа Кэрол, который нанимает детектива, чтобы выследить их, история из погони за любовью превращается в игру в кошки-мышки.

картинка IrinaNi9ht
Талантливый мистер Рипли (1955)


Литературный шик, смелые хлестаковские сюжеты и частый выбор великолепных мест действия в триллерах Хайсмит, кажется, буквально созданы для кино – и, пожалуй, здесь имеется в виду не что иное, как первый из ее пяти романов о профессиональном преступнике и непревзойденном самозванце Томе Рипли.

Молодой Том – эстет, который жаждет лучшего в жизни, но, поскольку он бедный сирота, его мечта остается мучительно недосягаемой, и он вынужден влачить жалкое существование в Нью-Йорке, будучи обычным жуликом. И так до тех пор, пока судостроительный магнат Хьюберт Гринлиф не нанимает его для поездки в Италию, чтобы убедить своего своенравного сына Дикки вернуться домой и посвятить себя семейному бизнесу.

Рипли настолько сдружился с Дикки и его подружкой Мардж, что она начинает чувствовать себя обделенной и подозрительно относиться к их отношениям. Том очарован небрежным отношением Дикки к жизни и деньгам и становится зависимым от их связи. Дикки, мелкий дилетант, вскоре начинает скучать с Томом и поражается, обнаружив его однажды в своей комнате одетым в его одежду и копирующим его манеры. Во время прогулки на лодке, которую они совершают вместе, Том жестоко убивает Дикки, бросает его тело в море, топит лодку и выдает себя за него. Вопиющим образом опережая полицию, Мардж и отца Дикки, Том пересекает Итальянскую Ривьеру, и вот мы становимся свидетелями захватывающего исследования того, как честолюбие приводит к ужасным и потрясающе неверным последствиям.

картинка IrinaNi9ht
Крик совы (1962)


В своих комментариях к публикации этой книги писательница Бриджид Брофи отметила, что роман Хайсмит о беспокойном сталкере вскрывает «психологию произвольной жертвы». Одинокий, подавленный, разведенный Роберт Форестер переезжает в маленький городок в Пенсильвании, чтобы начать свою жизнь сначала. Там он становится одержимым Дженни Тиролф, молодой привлекательной женщиной, живущей в одиноко стоящем доме, и начинает следить за ней.

Как ни парадоксально, однажды вечером Дженни приглашает Роберта в свой дом и, истолковав их встречу как судьбоносную, разрывает свои отношения с бойфрендом Грегом и начинает, в свою очередь, преследовать Роберта, за которым теперь также шпионит Грег. Ники, бывшая жена Роберта, затем тоже оказывается вовлечена в усугубляющуюся драму, которая закончится трагедией и катастрофой для несчастного Роберта. «Кафка в квадрате», как подытожил один критик, – и Хайсмит в своем лучшем, запутанном и мрачном стиле.

«Дневник Эдит» (Edith’s Diary, 1977)


«Дневник Эдит», отмеченный после его публикации как «безжалостный анализ обычной жизни, которая сгорает от недостатка любви и счастья», ознаменовал еще одно путешествие в мир Хайсмит. Автор назвала его «скорее романом, чем триллером», в котором она использовала своего главного героя, чтобы гиперболизировать пустоту большей части современной жизни.

Одинокая домохозяйка средних лет Эдит Хауленд возвращается к своему дневнику, чтобы заполнить страницы образами из мира своего воображения, в противоположность суровым реалиям личных и политических событий, отмечающих уходящие годы. Ее проблемный сын-садист вырастает алкоголиком, муж уходит от нее к более молодой женщине, и все же страницы дневника Эдит наполнены содержанием и удовлетворением от хорошо прожитой жизни, любящих внуков, успеха и дружбы. Становясь все большим параноиком, остро осознавая несправедливость мира и пустоту современной Америки, Эдит, загнанная, но непокоренная, сопротивляется, в конечном счете, помещению в психиатрическую больницу.

Автор: Кэтрин Тейлор (Catherine Taylor)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

37 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также