18 декабря 2020 г., 23:28

986

Энн Дауд о тетке Лидии, «Заветах» и Трампе

30 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Актриса рассказывает о переносе одного из самых устрашающих литературных персонажей на телевидение и работе с Маргарет Этвуд

Автор: Элис Винсент (Alice Vincent)

До марта 2017 года о романе «Рассказ служанки» знали несколько вещей: дизайн обложки книги Маргарет Этвуд 1958 года, тяжелая экранизация фильма Гарольда Пинтера 1990 года и собственное воображение. После этого Hulu, американский стриминговый сервис, выпустил трейлер своего сериала. Внезапно появилось понимание, что собой представляет «Рассказ служанки»: жесткий, белый чепчик, красный плащ А-силуэта в пол. Сериал, приближающийся к четвертому сезону, пролил свет на наше понимание Гилеада и переосмысление Маргарет Этвуд американской антиутопии.

Так что, когда 18 месяцев спустя было анонсировано, что Этвуд напишет продолжение к «Рассказу служанки», наше визуальное узнавание Гилеада уже укрепилось в сознании. Роман «Заветы» , опубликованный бестселлер, удостоенный Букеровской премии в сентябре прошлого года, взял за основу безжалостного государственного исполнителя – тетку Лидию. Для миллиона читателей тетка Лидия выглядела и звучала как Энн Дауд – американская актриса, которая получила премию «Эмми» за свою роль.

«Ты знаешь, я бы никогда так не подумала!» – говорит Дауд, когда я рассказываю ей, что читала книгу «Заветы», изображающую ее тетку Лидию: закрытую, пронизывающую взглядом, несомненно – пугающую (мисс Транчбулл для старшего поколения – врывающаяся в библиотеку и замышляющая заговор против тоталитарного режима, который она создала (директриса Агата Транчбулл – вымышленный персонаж из книги Роальда Даля «Матильда», чрезвычайно жестокая воспитательница и тиран, терроризирующая детей; ее персонаж вдохновил на создание и внешний вид тетки Лидии из сериала Hulu – прим. пер.)). «Это такой интересный момент» [отвечаю я]. Она обдумывает это прежде, чем засмеяться: «Да, хорошо. Никакого давления!»

Мы, конечно же, говорим в Зуме. После наступления темноты в Лондоне и полудня в Торонто, где Дауд снималась в «Рассказе служанки». Она совсем обычная. Без макияжа, волосы лежат в беспорядке вокруг ее плеч, смотрит через очки в черепаховой оправе и часто извиняется за то, что «слишком много говорит», 64-летняя – она слишком далека от тирана, которого играет. Хотя, время от времени, голос Лидии пробивается через высказывания Дауд.

Дауд знала о существовании «Заветов» раньше большинства: она озвучивала Лидию в аудиокниге – она описывает это как что-то «ужасающее» из-за технических сложностей. «Маргарет не пишет коротких предложений. А продюсеры! Каждый вздох, каждый звук, которые я делала, даже малейшее изменение в слове – они сразу же были рядом. Потребовалось немного изменить то, к чему я привыкла. Но это того стоило. И это так захватывающе. Ты идешь домой в конце дня и говоришь: “Я думаю, я думаю Лидия сейчас там”».

Книга дала ее персонажу что-то, о чем Дауд всегда приходилось догадываться раньше: предысторию. Этвуд объединяет три повествования: Лидии вместе с двумя девушками, Николь и Агнес, которые позволят ей решить судьбу Гилеада. Их точки зрения, представленные в виде исторических записей, журналов и заявлений свидетелей, переплетаются между собой, не давая возможности оторваться от книги. В благодарностях «Заветов» Этвуд пишет, что книга «отчасти создавались в умах людей, которые читали их предшественника [Рассказ Служанки], и всё спрашивали и спрашивали, что же было дальше, когда роман закончился». Этвуд дает им ответ, но также конкретизирует то, что было раньше. В результате Лидия, ранее представлявшая собой всего лишь фигуру страха, становится всесторонне развитой, отзывчивой и даже остроумной.

«Лидия очень быстро понимает: если ты хочешь выжить – присоединяйся, – лаконично говорит Дауд. – Ты хочешь быть главным? Тогда делай это лучше, чем кто-либо еще. Я бы сказала, что ход ее жизни в "Заветах" – это форма искупления, несмотря на то, что Маргарет вполне могла бы отказаться от этого».

До «Заветов», в одном из эпизодов сериала, показали, что Лидия была школьной учительницей до Гилеадской эпохи, которая большую часть своей жизни остро осознавала стыд. Дауд подробно рассказывает о процессе создания персонажа, в роль которого она вжилась («когда ты играешь персонажа, который также заблуждается, как Лидия, то ты думаешь: что же там произошло? как ты можешь жить жизнью женщины, которая допускает постоянные изнасилования молодых женщин?») и сообщает, что получить такую предысторию, как «Заветы» было «тем, на что ты надеешься, но не говоришь вслух потому, что это звучит как будто ты “несешь чушь!”»

Этвуд пришла на съемочную площадку во время сьемок первого сезона. «Было приятно смотреть на ту честь и уважение, которые она получила, войдя в дверь», – вспоминает Дауд. Автор романа получила камео и сыграла эпизодическую роль Тетки, чьей главной целью было дать пощечину Элизабет Мосс: звезде сериала. «Маргарет очень чувствительная женщина и, вместо пощечины, она как бы похлопала Лиззи по щеке, – говорит Дауд. – Лиззи ей сказала: “Знаешь что, дорогая? Ты можешь это сделать”. Тетки не были знамениты за их мягкий характер».

Дала ли она Дауд какой-либо отзыв? «Я не говорю, что она сказала: “Знаешь что, ты делаешь потрясающую работу!” – ничего из этого, эта женщина действует не так. Но она была добра и щедра, и я могла сказать, что Лидия движется в правильном направлении, насколько она была обеспокоена».

В чем столкнулись сериал и обе книги Этвуд, так это в отражении мира, который выглядел очень похожим на наш собственный. В то время, как «Рассказ служанки» всегда считался романом о будущем (Этвуд уже давно оспаривает это, указывая на то, что «пророчества действительно о настоящем. Научная фантастика всегда о настоящем»), правые политические силы, которые пришли с избранием Дональда Трампа в 2016 году, побудили женщин выходить на улицы в костюмах служанок в знак протеста за свои репродуктивные права. The New Yorker назвал Этвуд «пророком антиутопии», а «Америка Трампа» и «Гилеад» стали синонимами в заголовках некоторых газет.

Мы с Дауд разговариваем через несколько дней после того, как становится очевидным, что Джо Байден и Камала Харрис выиграли выборы в 2020 году. Актриса никогда не стеснялась своего отвращения к нынешнему президенту США и говорит, что результат выборов – это «облегчение». Тем не менее, это не случайность, что восхождение Трампа совпало с успехом «Рассказа служанки». Дауд помнит выборы ночью 2016 года: «Я не могла бодрствовать накануне вечером, потому что для меня это было слишком тревожно, но потом я проснулась и открыла дверь: там была газета объявляющая, что Трамп победил».

Сериал «Рассказ служанки» уже был в процессе съемок. «Я написала Лиззи и спросила: “Что мы собираемся теперь делать?” И она написала мне в ответ: “Nolite te bastardes carborundorum” (на псевдолатыни «Не позволь ублюдкам растоптать тебя») (“Nolite te bastardes carborundorum” – это название четвертого эпизода первого сезона и фраза, которую Джун обнаружила в шкафу, написанная предыдущей служанкой – прим. пер.). Продолжение съемок дало нам возможность выразить свое мнение и создать образ для определенного уровня активизма. Я имею в виду, что можно только надеяться на то, что шоу, в котором у тебя есть шанс участвовать, будет существовать за пределами гостиной. Это просто выбивает меня из колеи».

К тому времени, как выйдет четвертый сезон, Америка – и весь мир – с нетерпением будут ждать новой эры в Белом доме. И, Дауд полагает, шоу также приобретет интересный поворот: «Мы начинаем видеть сдвиг в сознании Лидии и тонкие изменения, которые она начинает вносить, что приведут нас к тому, кто она есть, когда роман "Заветы" начинается».

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Penguin Books UK
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

30 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также