4 декабря 2020 г., 15:32

24K

Почему жену Джека Лондона «вычеркнули» из его произведений

65 понравилось 22 комментария 6 добавить в избранное

Чармиан Киттредж Лондон сопровождала мужа в его приключениях и помогала ему в работе, но, как и многие литературные жены, ее тоже не оценили по достоинству.

Даже если вы читали знаменитые приключения Джека Лондона вроде Зова предков или Белого Клыка , возможно, вы никогда не сталкивались с Мартином Иденом . Ведь если первые произведения стали неотъемлемой частью школьной программы, полуавтобиографический роман пользуется куда меньшей популярностью. Не сильно изменит ситуацию и экранизация итальянского режиссера Пьетро Марчелло, выпущенная в США в октябре этого года. Но в действительности в Мартине Идене интересна не история из книги или фильма, а история, которая легла в основу произведения.

Лондон написал «Мартина Идена» (изначально книга называлась «Успех») во время путешествия, которое он и его жена Чармиан Киттредж Лондон совершили по южным морям на маленькой яхте под названием «Снарк». Идею путешествия Лондону подала сама Чармиан. Она, в свою очередь, почерпнула ее из книги Джошуа Слокама Один под парусом вокруг света , в которой автор рассказывает о своем собственном путешествии.

Когда начался роман Джека Лондона и Чармиан (писатель в то время был еще женат на своей первой жене), идея совместного морского путешествия вокруг света была одним из общих интересов, которые их сблизили.

картинка Katie_Noir


«Мартин Иден» — это история бывшего моряка, который стремится к лучшей жизни и использует для этого свое стремление к знаниям и искусству. Многие ученые отметили, что текст в некоторой степени автобиографичен, но, в отличие от одинокого Идена, который борется с изоляцией как от своего рабочего класса, так и от общества, в которое он стремится попасть, Лондон был кем угодно, но только не одиночкой.

Начиная с романа Морской волк (1904), Лондон во всем полагался на Чармиан. Она редактировала, печатала и даже иногда писала отрывки для его знаменитых романов. «Мартин Иден» не стал исключением.

Джек и Чармиан начали работу над романом во время перерыва в их семилетнем кругосветном путешествии. В 1907 году они остановились в Гонолулу, чтобы отремонтировать свою лодку. Джек закончил роман на Таити в феврале 1908 года.

В фильме Марчелло подчеркивается андроцентричность «Мартина Идена». Молодой моряк, мечтающий о большем в своей жизни, превращается в интеллектуала благодаря любви к женщине из высшего сословия — Елене (Руфь). По словам Марчелло, Елена и другие женщины, которые встречались Мартину, — просто картонные фигурки: плоские и мелкие. Мартин (используя их тела и разум) пробует достичь успех в карьере автора бестселлеров. Однако когда успех к нему наконец-то приходит, Мартину это неприятно. Он отворачивается и от него, и от Елены, которая возвращается к нему. Он чувствует, что ей и миру вокруг не хватает подлинности.

Концовка фильма напоминает финал самого Лондона, с той только разницей, что Иден Марчелла не прыгает в море с парохода, а входит в него с берега и идет вперед, пока не утонет.

И фильм, и книга начинаются с мечты о лучшей жизни. Мартин очарован морским пейзажем в доме Елены/Руфь. Он очарован тем, как прекрасно море выглядит издалека, но вблизи это просто небрежные мазки. У Мартина мысль о том, что красота картины — всего лишь уловка, вызвала недоумение. Этот эпизод — предвестник разочарования, которое он испытает, познакомившись ближе с Еленой и ее окружением и увидев, что их красота и мудрость лишь иллюзия.

Похожее впечатление может сложиться, если мы внимательно посмотрим на жизнь Джека Лондона. Издалека Лондон был гениальным писателем. Однако вблизи становится заметна уродливая правда: за каждым приключением, которые он пережил, за каждой написанной им книгой стояла его вторая жена — Чармиан Киттредж Лондон.

Когда я училась в шестом классе, я была на экскурсии в историческом парке Джека Лондона в Глен-Эллене, Калифорния. До этого долгое время я писала рассказы, однако в то время даже не думала о том, чтобы стать писателем. Я даже не встречала ни одного из них, пока не оказалась в «Доме счастливых стен». Здесь, среди экспонатов музея, я внезапно осознала, что можно всю жизнь путешествовать по миру и писать об этом. В тот же миг я влюбилась в Джека Лондона и поклялась прочесть все, что он когда-либо написал. Но чего я не знала в тот момент, так это того, что дом, который посетила в тот день, принадлежал не одному писателю, а двум. Чармиан Киттредж Лондон была писательницей, путешественницей и той причиной, по которой этот музей и парк вообще существовали. Однако здесь для ее истории не нашлось места.

Обесценивание жизни женщины или, в случае Чармиан, тень мужа, которая легла на ее жизнь — ситуация, которая слишком хорошо знакома, особенно в литературном мире. Именно поэтому последние шесть лет своей жизни я провела изучая забытую биографию Чармиан Киттредж Лондон.

Перед тем, как отправиться в долгожданное путешествие на «Снарке», публика была потрясена известием, что Чармиан будет на ней не просто пассажиром, а полноценным членом экипажа. В газете San Francisco Chronicle это описывалось так:

В расцвете сил вступит эта молодая женщина на палубу, чтобы в течение следующих семи лет круиза нести свою службу на судне.

Несмотря на то, что сама Чармиан даже и не думала о том, чтобы стать полноценным моряком, идея, что женщина не подчиняется гендерным нормам, заставила некоторых «обеспокоенных» граждан написать Джеку о своих опасениях за здоровье Чармиан. Позже она вспоминала одно из этих писем:

Помню заботливого старого морского волка, который предупредил Джека в письме, что небезопасно брать женщину за пределы «Золотых Ворот» на яхте размером со «Снарк»; мы все будем в синяках, если лодку не обить войлоком.

Во время путешествия на «Снарке» Чармиан и стала писательницей. В поездке она начнет работу над тремя из четырех книг, которые будут опубликованы еще при ее жизни — «Дневник Снарка» (The Log of the Snark), «Наши Гавайи» (Our Hawaii) и «Наши Гавайи: острова и островитяне» (Our Hawaii: Islands and Islanders). Путешествуя по первому этапу пути из Сан-Франциско на Гавайи, она писала своей тете:

Кажется, я нашла что-то свое… Без канцелярской работы, которая раздражала и отвлекала, моя жизнь и та работа, которую я делаю для Джека, — все это стало для меня непрерывным практическим образованием. Может, было бы неплохо продолжить писать? Возможно, этим я и займусь.

Ее волновала мысль о том, чтобы не только написать, но и издать книгу. Общество, пресса и даже друзья Джека сурово относились к Чармиан после того, как она вышла за него замуж. А его необъятная личность оставляла ей слишком маленькое личное пространство, где она могла быть собой. Но на «Снарке» все изменилось.

В течение следующих трех лет Чармиан каждый день писала о том, что они видели и пережили, путешествуя с острова на остров на «Снарке». Но многие из ее переживаний, особенно те, которые бросали вызов гендерным нормам, были исключены из рассказов ее мужа. Например, когда Джек и Чармиан провели день, занимаясь серфингом у берегов Вайкики, Чармиан несколько раз ловила волну. Как и Джек. Однако когда он писал о своем опыте серфинга в эссе «Королевский вид спорта» (A Royal Sport), он ни словом не обмолвился об успехах жены. Это будет повторяться и в отчетах о путешествии.

Чармиан понимала, что приключения — это торговая марка Джека. Чем смелее и интереснее он будет выглядеть в рассказах об их поездке, тем больше копий продаст. А его успех на десятифунтовой доске для серфинга не будет выглядеть авантюрным, если и его маленькая подтянутая жена сделает то же самое.

Они побывали на семи основных островах: Гавайи, Маркизские острова, Таити, Бора-Бора, Фиджи, Самоа и Соломоновы острова. После этого их приключение внезапно подошло к концу в Сиднее, Австралия. Все потому, что у Джека началась странная и тревожная болезнь.

картинка Katie_Noir


При написании своего собственного рассказа Чармиан опиралась на сочинение Джошуа Слокама «Один под парусом вокруг света» и в хронологическом порядке записывала в дневнике не только приключения Джека, но и ее собственные. Работа над «Дневником Снарка» что-то изменила в ней: к концу путешествия Чармиан увидела в себе писателя. Именно после их возвращения из путешествия воодушевленная обретенной уверенностью Чармиан начала вносить еще больший вклад в сочинения своего мужа.

Если бы Чармиан стала писательницей до того, как Джек начал вместе с ней работать над «Мартином Иденом», возможно, она имела бы большее влияние на сюжет. Руфь (а потом и Елена в экранизации) могла получиться более динамичным персонажем.

В последующие годы Чармиан поможет Джеку спланировать, подготовить материал и написать Лунную долину , в которой главная героиня, Саксон, — сильная женщина, ведущая за собой мужа прочь от бедности Окленда к лучшей жизни. Но из-за образа Джека как автора и практически полного забвения на протяжении последних 80 лет, ее истинный вклад так и не был замечен. Поэтому, когда нынче дело доходит до жизни женщин, пора нам подойти ближе к прекрасным картинам мужских жизней и задать вопрос: чьи мазки на них помогли создать это искусство?

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Electric Literature
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

65 понравилось 6 добавить в избранное

Комментарии 22

И почему я не удивлена? Хотелось бы прочесть биографию этой женщины.

3 ответа

Вот это мода пошла нынче обвинять знаменитых писателей в том, что они использовали жён как секретарей и они бедненькие, так и канули в безвестности...
Так собирать в одно целое материалы и корректировать, помогать автору это не то же самое что ТВОРИТЬ!!! Никому не интересно кто это был... Никому!!! Интересен Джек Лондон, а не его жена...
Дальше что??? Будут ли написаны посты про неизвестных ранее портного, повара, дворника, извозчика, услугами которых пользовался писатель???)

И я подумал, что никакого Д. Лондона не было. А я его три раза перечитал, где-то десять томов. Жизнь прожита зря.... Кругом обман!

Желание творить это характерная особенность конкретного человека. А если бы рядом находилась женщина которая этому мешала бы (вспомните Пабло Пикассо) то гений ни капли не сомневаясь удалил бы ее как досадную помеху. Лондон был сильным человеком и никакая "принеси-подай" не смогла бы его сбить с правильного пути.

В статье автор больше написала о собственном отношении к мужчинам, чем о Джеке Лондоне.

Да,им было хорошо вместе и это главное!

"Чармиан Киттредж Лондон сопровождала мужа в его приключениях и помогала ему в работе, но, как и многие литературные жены, ее тоже не оценили по достоинству."
Кто помогала, кого оценили?
Автор в собственных яйцах запутался.
Автор, а, автор, мож ну его нах, статьи писать? Может нужно школьный курс русского языка повторить?

1 ответ

я не cмогла дочитать. ничего не понятно, а ведь я с творчеством Лондона в силу своего образования знакома неплохо.
статься написана совершенно стилистически безграмотно.
кто такой Марчелло, какой фильм - о чем это все вообще?????

Если бы жена Джека Лондона хотела сама изначально творить, то никто бы ей не помешал, а она чисто хвостиком прицепилась и кое-чему в процессе научилась. А Вы, милочка, прежде чем обливать грязью, взгляните на то, кто Вы есть, как личность. Хотя, судя по Вашей безызвестности, Вы и кончика мизинчика великого Джека Лондона не стОите.

1 ответ

Давно ли это Лондон стал неотъемлемой частью школьной программы?

1 ответ

Как я понял из статьи, современный феминизм наконец-то добрался до писателей минувших веков. И Джек Лондон самая подходящая кандидатура для обструкции, уж очень был "мужской" писатель.

Грустно читать комментарии. Я не феминистка. Я просто за уважение человеческого достоинства. Господа, никогда не будет справедливого отношения к личности писателя (поэта, художника,композитора), пока мы не научимся уважать всех, кто так или иначе помогал творцу, пока люди не научатся уважению другого человека. Вы все прекрасно понимаете, что любой писатель формировался в окружении людей, так или иначе повлиявших на его творчество.
Сколько же желчи, зла и обвинений автора в некоторых комментариях...

Опаньки:
"Чармиан Лондон была феминисткой, разделяла идеалы «Новой женщины». Их сексуальные отношения с Лондоном носили открытый характер, она продолжала заводить любовников, как во время брака с Лондоном, так и после его смерти[9]. Однако только с Лондоном она состояла в официальном браке, так же после его смерти она не связывала себя ни с кем длительными отношениями. Одним из её любовников был Гарри Гудини[10]. После смерти мужа, Шармэйн укоряла биографов Лондона в том, что они намерено создавали его гипермакскулинный и мачистский образ[11], в то время, как его сексуальные предпочтения были более разнообразными".
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD,_%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8D%D0%B9%D0%BD

А вы посмотрите на Энштейна и его жену Милеву Марич. Сначала это была их общая работа, но ДО того как этот "ГЕНИЙ" упаковал ее в дурдом, предав и обобрав, а потом женился на своей родственнице. После предательства, этот "гений" ничего так путного и не опубликовал, за всю оставшуюся жизнь. Так что, большие сомнения, что он вообще был на что то способен. Но в пику, история той же Коко Шанель, там без мужчин ничего бы не получилось, как и Нормой Джин(Мерлин Монро)

Джек Лондон мой любимый писатель детства , в принципе из за него я стал любить читать . Его рассказы повлияли на формирование моей юной личности , ну не Горького же читать или Некрасова .
По поводу его жены ничего не знал , спасибо автору ....

Помните?
Вы говорили:
«Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть»,—
а я одно видел:
вы — Джоконда,
которую надо украсть!

Читайте также