19 октября 2020 г., 14:59

6K

10 авторов «золотого века» детектива, которые заслуживают большей известности

62 понравилось 10 комментариев 17 добавить в избранное

Во славу незамеченных маэстро британской детективной прозы

Автор: Мартин Эдвардс

Год назад, когда мир был совсем другим, я написал для портала CrimeReads эссе, в котором рассуждал о возрождении популярности детективов «золотого века». Одно можно сказать наверняка. Помимо прочих своих достоинств, детективы «золотого века» предлагают увлекательный эскапизм, и в наше время, в условиях всей этой неопределенности жизни в условиях пандемии, нам это может очень пригодиться. Конечно, поклонникам криминальных романов отлично известны Агата Кристи , Дороти Л. Сэйерс и другие королевы жанра, но на чьи еще произведения времен «золотого века» стоит обратить внимание?

Сегодня я сосредоточусь на десяти авторах, которые, как мне кажется, заслуживают более широкого круга читателей. Романы некоторых из них в последние годы были переизданы (или стали доступны в цифровой форме), однако они по-прежнему не попадают на радары массового читателя. Я не стал включать в список авторов, чьи книги публиковались в серии «Криминальная классика Британской библиотеки», консультантом которой являюсь. Так что здесь не нашлось места таким замечательным писателям, как К.Э. Вуллиами (он же Энтони Роллс), Кристофер Сент-Джон Спригг, Энтони Беркли , Эллен Уилкинсон, Энн Мередит, Джон Диксон Карр или Ричард Халл . Я также опустил авторов, опубликовавших менее двух детективных романов в период между окончанием Первой мировой войны и началом Второй – главным образом для того, чтобы исключить тех, кто копировал стиль «золотого века» и перенимал его темы и сюжеты, однако сам в то время не творил. Такой подход исключил из списка ряд замечательных писателей, включая американку Элен Макклой и британцев Кристианну Брэнд и Эдмунда Криспина . В то же время придуманные мной ограничения позволили обратиться к менее известным именам, ведь всегда хорошо переключить внимание и осмотреться вокруг.

Впрочем, даже такое сужение списка кандидатов оставило мне множество вариантов. Так что, надеюсь, я сумею продолжить традиции «золотого века» в части неожиданных сюжетных поворотов и покажу вам несколько имен, способных стать приятным сюрпризом даже для истинных ценителей винтажного детектива.

o-o.jpeg10. Вёрджел Маркхэм (Virgil Markham)

Предлагаю начать с американского писателя, сына знаменитого поэта, который сделал Британию местом действия нескольких своих книг. Карьера Вёрджела Маркхэма в качестве автора детективной прозы была относительно недолгой, продлившись лишь с 1928 по 1936-й год. Возможно, именно кратковременность его упражнений с жанром объясняет тот факт, что его работы зачастую игнорируются критиками. Однако он начал выдумывать сложнейшие головоломки о, казалось бы, невозможных преступлениях за несколько лет до того, как этим занялся Джон Диксон Карр. Его первая книга «Смерть в сумерках» (Death in the Dusk), действие которой происходит в Уэльсе, ошеломляюще необычна. «Шок!» (Shock!), также известный под названием «Черная дверь» (The Black Door), интригует своей сложностью ничуть не меньше.

o-o.jpeg9. Мари Беллок Лаундз

Сестра Хилэра Беллока и популярный на протяжении многих лет член Лондонского литературного истеблишмента, Мари Беллок Лаундз создала свой самый известный роман еще до наступления «золотого века». Жилец стал одним из первых шедевров бытового саспенса, которым восхищался Хемингуэй и который экранизировал Хичкок. Она продолжала писать на протяжении всего «золотого века», и сюжеты её книг часто опирались на реальные уголовные дела. Более поздние её произведения, такие как «Мотив» (Motive), странным образом недооцениваются. Она не специализировалась на детективах, но создала детектива по имени Геркулес Попо…

o-o.jpeg8. Клиффорд Уиттинг (Clifford Witting)

Уиттинг, напротив, стал более известен в 1940-е годы, однако его первые книги, изданные в предыдущем десятилетии, были весьма забавными детективами, сильно выигравшими от вкраплений юмора. Его знаменательным дебютом стала книга «Убийство в Блю» (Murder in Blue), рассказчиком которой выступал книготорговец и где впервые появился инспектор Чарльтон. Затем было еще «Убийство в день летнего солнцестояния» (Midsummer Murder), где серия совершенных снайперов убийств нарушала покой безмятежного английского городка.

o-o.jpeg7. К.Х.Б. Китчин (C.H.B. Kitchin)

Китчин был талантливым литератором, чьи книги разнообразны по содержанию и тематике. В наши дни его помнят в основном по четырем приятным детективным романам с участием учтивого биржевого брокера Малькольма Уоррена, чьи приключения начались в книге «Смерть моей тети» (Death of My Aunt) (не путайте с более поздней книгой Убийство моей тетушки Ричарда Халла). Однако моей любимой книгой является «Вечеринка на день рождения» (Birthday Party) – незаметно разворачивающаяся мощная криминальная история об одном загородном доме, которая с большим умом использует смену точки зрения.

o-o.jpeg6. Руперт Пенни (Rupert Penny)

Под этим псевдонимом творил Бэзил Торнетт, который буквально в мгновение ока, одна за другой, выдал восемь классических детективных головоломок, начиная с «Болтливого полицейского» (The Talkative Policeman), опубликованного в 1936 году. Напарником действовавшего в его серии полицейского, старшего инспектора Била, выступал биржевой маклер, изображавший этакого доктора Ватсона, и это невероятное сочетание прекрасно отражало беззаботный дух детективов того времени. В книгах Пенни много классических сюжетов – убийство в запертой комнате, дьявольские шифры и бросаемые читателю вызовы. Позднее он завязал с сочинением собственных головоломок и пошел работать шифровальщиком в Блетчли-парк (в период Второй мировой войны там располагалось главное шифровальное подразделение Великобритании – прим. перев.).

o-o.jpeg5. Милвард Кеннеди (Milward Kennedy)

Милвард Родон Кеннеди Бёрдж занимал высокую дипломатическую должность и поначалу писал детективы в соавторстве. Его первая сольная работа, «Труп на коврике» (The Corpse on the Mat), была в немалой степени вдохновлена книгой Пять отвлекающих маневров из серии о лорде Питере Уимзи, однако со временем творчество Кеннеди стало испытывать на себе всё большее влияние Энтони Беркли, он же Фрэнсис Айлз, и его истории становились всё более оригинальными и ироничными. «Отравление в церковном приходе» (Poison in the Parish) – особенно интересный пример провинциального детектива с уникальным сюжетным поворотом.

o-o.jpeg4. Г.К. Бейли (H.C. Bailey)

В свое время Генри Кристофер Бейли был одним из главных представителей жанра, прославленного Агатой Кристи и Дороти Л. Сэйерс. Его талант ярче всего проявлялся в длинных рассказах, а в качестве сыщика в его лучшей серии выступал Реджи Фочен. Слабым местом Бейли была чрезмерно витиеватая проза, но если вам удастся продраться сквозь его словоблудие, то вы наверняка оцените «Тьму в сердце» (There is a darkness at the heart) среди многих других рассказов, а также яркий и запоминающийся роман «Тень на стене» (Shadow on the Wall).

o-o.jpeg3. Ч. Дэйли Кинг (C. Daly King)

Наша тройка лидеров начинается с еще одного американца – психиатра, чьи невероятно запутанные головоломки временами сводят с ума, но чаще от них захватывает дух. Наиболее известен его сборник рассказов под названием «Любопытный мистер Террант» (The Curious Mr Tarrant), но лично мне больше нравятся три романа из серии «Обелисты» (это слово Кинг придумал сам и использовал его для описания подозреваемых – прим. перев.), каждый из которых предлагает читателю самостоятельно искать улики и заканчивается тщательно продуманным их разбором, в котором подчеркиваются все ранее упомянутые в тексте подсказки. Книга «Обелисты высокого полета» (Obelists Fly High) нравится мне настолько, что я несколькими различными способами отдал ей должное в своем последнем романе «Мортмейн-холл» (Mortmain Hall) – романе, которая возрождает концепцию привлечения читателя к изучению улик.

o-o.jpeg2. Элизабет Санксей Холдинг

Холдинг была американской писательницей, среди почитателей которой числился сам Рэймонд Чандлер , однако её захватывающие книги не привлекли того количества восхищенных читателей, какого они, как мне кажется, заслуживают. Следуя по стопам Мари Беллок Лаундз, она развивала идею бытового саспенса, и в её романах, например, в «Неоконченном преступлении» (The Unfinished Crime), отлично прописаны персонажи и нарастающее по ходу развития сюжета напряжение. Её послевоенные книги более известны, но те, что она написала в 1930-е годы, читаются ничуть не хуже.

o-o.jpeg1. Генри Уэйд

Сэр Генри Обри-Флетчер был баронетом и землевладельцем, который, в отличие от большинства писателей «золотого века» смотрел на жизнь в сельской местности с совершенно иной точки зрения. Несмотря на свое привилегированное происхождение, он с большим сочувствием и пониманием писал о людях трудной судьбы, начиная с профессионального грабителя в «Отпущенном на смерть» (Released for Death) и заканчивая проституткой в «Одинокой Магдалине» (Lonely Magdalen). На Первой мировой войне он воевал в составе Гренадерского гвардейского полка, был ранен и награжден, и отголоски войны слышатся во многих его историях. Его криминальные сюжеты удивительно разнообразны – классические детективные загадки, полицейские процедуралы, истории-перевертыши и даже остроумный рассказ о злоключениях серийного убийцы, – а его мастерское повествование строится на сильном фокале, опередившем свое время.

Мартин Эдвардс опубликовал 16 детективных романов и более 50 рассказов. Его криминальная проза была номинирована на несколько премий, а в 2008 году он выиграл премию «Кинжалы» за лучший рассказ. Он участвовал в составлении 20 детективных антологий в качестве редактора, а также писал эссе для многих справочников и журналов.

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: CrimeReads
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

62 понравилось 17 добавить в избранное

Комментарии 10

Это список-рекомендация для издателей серии "Золотой век английского детектива"

Count_in_Law, Да, про кого-то слышал и даже читал, но есть авторы, с которыми я совсем не знаком.
Уэйда уже издали в Золотой серии.
Бейли читал параллельно с интересной биографией
О Кеннеди только слышал, по-моему единственный его текст, переведенный на русский, был в сборнике об утонувшем адмирале, где члены Детективного клуба писали друг за другом продолжение.
Перевод Пенни выходил в смутные 90-е.
Китчина и Лаундз очень люблю. Очень непохожие друг на друга авторы, но оба написали отличные детективы. Первого на русский не переводили, а у Лаундз есть роман о Джеке Потрошителе (Жилец).

Vldmrvch, Так и думала, что вы знаток. Показалось, что это "ваш" жанр :)

Count_in_Law, Да, лет восемь назад, неожиданно для себя перешел с чтения фантастики на детективы и пока остаюсь в рамках этого увлекательного жанра.

Vldmrvch,

Перевод Пенни выходил в смутные 90-е.

О! Спасибо, не знал. Надо поискать у букинистов

Я очень люблю читать детективы этого периода, из перечисленных 10 авторов знакома с тремя : Г.К. Бейли , Мари Беллок Лаундз и Генри Уэйд, хотелось бы и остальных почитать, конечно. Может быть на Родине они и не совсем забыты, но я пока не нашла других в российских изданиях .

ZoyaKov, Да, они на русском не издавались.
Тоже не нашла, когда статью переводила :)

я про таких авторов даже не слышал, спасибо за перевод!

Эх, на это бы всё ещё пару жизней! Список отличный, из вышеприведённых читал только Бэйли, и то не детективный роман God of Clay, очень понравился. Пойду искать книги. Возможно, скоро появятся на сайте ^_^ Да и самого Эдвардса почитать надо бы. От себя бы добавил E.C.R. Lorac и американца Rufus King.

Читайте также