6 июля 2020 г., 01:59

3K

Почему некоторые писатели сожгли свои работы

38 понравилось 8 комментариев 3 добавить в избранное

Алекс Джордж размышляет, почему знаменитые писатели сжигали свои рукописи

Автор: Алекс Джордж

Есть причина, по которой Луиза Мэй Олкотт заставила Эми Марч сжечь историю Джо.

Эми могла разорвать страницы своей сестры на кусочки или просто выбросить их, но это было бы совсем не то. Моя жена рассказала мне, что я вздрогнул в кресле кинотеатра на сцене, где горели рукописи, когда мы смотрели «Маленьких женщин».

Стихийное уничтожение огнем настолько абсолютно, что в этом для меня весь ужас. Если писать — это медленная, тихая и творческая работа, то горят страницы быстро, громко и уничтожающе. Там, где прежде что-то было, больше ничего не остается. Есть нечто неотразимо драматичное в том, чтобы поднести открытый огонь к углу страницы и наблюдать за тем, как бумага исчезает в пламени. И если слова, удаленные с экрана, обычно живут где-то в облачном хранилище, когда страницы сжигают, они остаются сгоревшими. Из пепла нет возвращения.

Весь этот ужас вернулся ко мне, когда я прочитал, что Марсель Пруст поручил своей горничной, Селесте Альбарет, сжечь тридцать две тетради, в которых был оригинальный черновик «В поисках утраченного времени» . Я не мог перестать думать о сокровищах, которые буквально развеялись как дым на кухне Марселя Пруста. Мы никогда не узнаем, от каких идей он отказался, как развивались его мысли по мере развития романа.

Согласно ее мемуарам «Господин Пруст», когда Селеста спросила своего начальника, почему он хочет, чтобы она сожгла тетради, он сказал ей, что они ему больше не нужны. Хотя для меня это звучит неправдоподобно. Пруст был человеком беззастенчивой сентиментальности: его квартира на бульваре Османа была переполнена мебелью его умерших родителей, потому что он не мог ее выбросить. Мысль о том, что он был бы настолько готов уничтожить суть своего шедевра — к тому времени это было почти все, ради чего он жил — казалась совершенно не в его характере. Если бы он не хотел, чтобы тетради загромождали его и без того полную хаоса спальню, в которой он писал, он мог бы легко спрятать их в один из пустых шкафов своих родителей или, если уж так необходимо, выбросить их. Я продолжал возвращаться к тому же вопросу: зачем сжигать?

Конечно, большинство авторов сжигают свои работы, потому что они хотят быть абсолютно уверены, что никто больше не прочитает то, что они написали. Сожжение всегда делается с оглядкой на последующие поколения, но не всегда получается так, как надеялись авторы.

Владимир Набоков поручил своей жене сжечь фрагменты его незаконченного романа «Лаура и ее оригинал» после его смерти, потому что он не думал, что книга (на самом деле это всего 138 карточек) была готова к публикации. Слава Набокова была такова, что он знал, что будет огромный интерес к любой работе, которую он оставит после себя. Возможно, он боялся, что книга бросит тень на его литературное наследие; возможно, его мотивы были более эстетическими. Какой бы ни была причина, он хотел, чтобы его неоконченный роман был уничтожен.

Как оказалось, Вера Набокова не выполнила его желание. Она не могла заставить себя сжечь карточки. По словам ее сына Дмитрия, ее нежелание было вызвано «возрастом, слабостью и неизмеримой любовью». В течение многих лет карточки лежали незаметно в хранилище швейцарского банка. Вера не сожгла их, но и не опубликовала. Эта сомнительная честь выпала Дмитрию в 2009 году, который утверждал, что это решение далось ему не просто (хотя некоторые предполагают, что это решение было, по крайней мере частично, обусловлено финансовыми соображениями). Критический прием «Лауры и ее оригинала» был, по меньшей мере, ошеломляющим. Возражения были как этическими, так и эстетическими. Многие считали, что пожелания автора должны были быть соблюдены. Другие просто думали, что книга, такой, какой она была, ужасна. Мартин Эмис, никогда не смягчающий удар, написал в «The Guardian»: «Когда писатель начинает сходить с рельсов, вы ожидаете увидеть тормозной путь и разбитое стекло; с Набоковым, естественно, извержение имеет масштабы ядерной аварии». Как оказалось, у Набокова были все основания хотеть сжечь книгу.

В то время как судьба «Лауры и ее оригинала» — просто странное примечание к прославленной карьере Набокова, решение Николая Гоголя сжечь свое неопубликованное произведение привело к другому виду наследия. Сейчас автор «Мертвых душ» и «Носа» , вероятно, так же хорошо известен за ту книгу, которую уничтожил, как и за остальные книги, что он написал.

Когда Гоголь вернулся из Европы в 1848 году, его блестящий гротескный сюрреализм уже принес ему известность, но он хотел, чтобы его работу признали не просто как абсурдную комедию. «Мертвые души» должны были стать трилогией, отдавая должное «Божественной комедии» Данте. Первая часть книги была его Адом; вторая — его Чистилищем. Но он был недоволен и разочарован вторым томом. Примерно в это же время он попал под влияние ультраортодоксального священника, отца Матвея Константиновского, который считал писательство «делом дьявола». В 1852 году Гоголь, под влиянием болезней, депрессии, писательского разочарования и (благодаря священнику) духовного раскаяния, сжег несколько рукописей, в том числе второй том «Мертвых душ».

До сих пор не совсем ясно, действительно ли он хотел сжечь роман. Некоторые источники утверждают, что впоследствии он утверждал, что совершил ошибку, а именно, что его обманул дьявол. Девять дней спустя он умер, заморив себя голодом.

Возможно, это было неизбежно, что мифы о Гоголе будут больше касаться книги, которую он разрушил, а не работы, которая выжила. История неопровержима: продуманный и запутанный акт разрушения, возможные последующие угрызения совести, за которыми следует жалкая смерть — и, возможно, самое важное — сохранившаяся гениальная работа, дразнящая нас тем, что было потеряно в огне. Все это заставляет задуматься: был бы Гоголь сегодня таким же знаменитым, если бы он не сжег свою рукопись?

История с решением Марселя Пруста сжечь свои тетради не приобрела тот же мифический статус, что поступок Гоголя, отчасти потому, что «В поисках утраченного времени» сохранились — все семь его томов. Тем не менее, мысли о потерянных тетрадях продолжали преследовать меня. Наконец я понял, что есть один способ, которым ущерб от пожара может быть устранен, как слова и страницы могут быть восстановлены из пепла на решетке: посредством вымысла.

Какое бы другое наследие она ни оставила, сожженная рукопись может стать подарком для писателей. Сама законченность разрушения дает нам право повернуть время вспять, спасти слова от огня и представить себе, что было разрушено и почему. В моем новом романе «Парижские часы» («The Paris Hours» ) я пересказываю историю сожжения тетрадей Пруста, за исключением того, что на этот раз его (вымышленная) служанка спасает одну от огня. Она прячет ее, заветный сувенир на память. После смерти писателя спасенная тетрадь приносит ей утешение, когда она оплакивает своего любимого работодателя.

Конечно, это взволнованное переписывание истории было частично вызвано моим беспокойством о первоначальном акте разрушения. Я надеялся исправить положение, по крайней мере, в моей вымышленной вселенной. Я хотел сохранить эти тетради.

Но даже в вымысле все не так просто.

Я до сих пор не мог понять, почему Пруст настоял, чтобы Селеста в первую очередь сожгла тетради. Должно быть, на тех страницах было что-то, что Пруст хотел спрятать навсегда; я просто не знал что. Так что я начал размышлять, как это обычно делают писатели. В результате эта спасенная тетрадь доставила моей горничной гораздо больше проблем, чем если бы она только что сожгла ее. Ничего из этого не было умышленным, правда, но мне интересно, понял ли я подсознательно, что всегда будет цена за мой вымышленный акт воскрешения. Но после того, как матч состоялся, пути назад уже нет.

В этом и суть, и это знали и Алкотт, и Гоголь, и Набоков, и Пруст.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
38 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 8

когда Селеста спросила своего начальника, почему он хочет, чтобы она сожгла тетради, он сказал ей, что они ему больше не нужны. Хотя для меня это звучит неправдоподобно. Пруст был человеком беззастенчивой сентиментальности: его квартира на бульваре Османа была переполнена мебелью его умерших родителей, потому что он не мог ее выбросить.

Если честно, это утверждение не менее наивно чем и мысль о том, что Гоголь возможно не был бы так известен если бы не сжёг 2 том Душ.
Бред какой-то. И какое отношение сентиментальность Пруста в вопросе мебели его родителей имеет с решением сжечь свои черновики?
Очень часто - это мытарство писателя. Эти зримые всполохи его бессонниц и кропотливых поисков времени и его убийства, положенного на этот роман, часто висит грузов и тенью над писателями. И сжечь это всё - это как освобождение. Именно сжечь.
Всё, что он хотел сказать - в его романах. А в идеале, чтобы избежать толкований седобородых и вечно-умных критиков, он должен был бы написать ещё 6 томов комментариев к своим черновикам.

Что касается Набокова.. он уже нёс однажды сжигать рукопись Лолиты. Но Вера его остановила. Вот это было бы утратой: очередная милая тень Маргариты и рукописей, что не горят, в русской литературе.

А Гоголь.. и правильно что сжёг 2 том. А те отрывки, что публикуют сейчас вместе с 1 томом - это безвкусица редакторов.
Мёртвые души закончились на 1 томе. Дальше Гоголь сам понимал, что для Чистилища 2 тома необходимы совершенно новые формы выражения и стиль, которых ещё не было тогда.
В этом смысле, Мастер и Маргарита - являются в некоторой мере продолжением Мёртвых душ.
Так что, остаётся только Рай.

Спасибо за перевод.)

laonov,

И какое отношение сентиментальность Пруста в вопросе мебели его родителей имеет с решением сжечь свои черновики?

В том смысле что он бережно ее храни. Что тут не понятного?

laonov,

А Гоголь.. и правильно что сжёг 2 том. А те отрывки, что публикуют сейчас вместе с 1 томом - это безвкусица редакторов.

Правильно для кого? Для вас? Возможно, если вам нужна только лишь форма.
Художественная литература - это не только форма, хотя она важна и обязательна. Но там еще есть мысли, чувства, взгляды, идеи, тем более, если это автор, которому есть что сказать, и он корпит над своим трудом 9 лет.
И как можно рассуждать, что второй том полностью так уж плох, если его никто толком не читал?
Да, сохранились некоторые главы, но с ними не все однозначно, учитывая, что они черновые.

Viorisa, Да, форма в искусстве важна, но без перегибов. Так можно скатиться в холодную искусственность.
Разумеется важны чувства, идеи, взгляды... но у Гоголя, даже по лоскуткам черновым его 2 тома видна некая фальцетность чувств и стиля.
Да, он долго работал над 2 томом, но... и над ним, Гоголем, долго работал священник- фанатик.
Он что-то в нём надломил.

laonov, Вы снова делаете выводы исходя из черновиков, а их было множество.
Гоголь был к себе очень требователен и правил свои рукописи по многу раз.
Кроме того был две рукописи 2-го тома. Первую он сжег в 1845 и начал работу заново. И какие именно черновики остались - не понятно.
Есть мнение, что эти черновики относятся к первой рукописи.
В любом случае никакой фальцетности я в них не заметила.

laonov,

Мёртвые души закончились на 1 томе. Дальше Гоголь сам понимал, что для Чистилища 2 тома необходимы совершенно новые формы выражения и стиль, которых ещё не было тогда.

Так звучит, как будто эти формы уже есть. То, что не сумел сделать Гоголь, никто до сих пор и не может, исхожу из слов литературоведов. И речь идет не про 2-й, а 3-й том. Второй том Гоголь написал, плохо ли, хорошо ли - неизвестно.
А вот третий том он вообще не знал как писать или точнее это должно было быть что-то вроде "Жития святых", но это жанр церковной литературы, а как соединить его с художественным жанром, Гоголь не знал и, никто до сих пор не знает.
Бытует также мнение, что единственный, кто смог бы это сделать, учитывая уровень таланта и мастерства, возможно был бы Пушкин.

Viorisa, вы так пишете про мнение литературоведов, словно стоят умной кучкой все 5 литературоведов и говорят последнюю истину)
Да я понимаю что мнений и споров по этому поводу уйма. и это нормально.
Вы читали эссе Набокова о Гоголе и его Мёртвых душах? А работу Андрея Белого?
Там с блеском и ясно излагается автономность этого произведения и его смысл, потусторонний и дивный, а не как в школе толдычат. такая скука....

Да и все литературные формы уже созданы. так, тасовка одна идёт сейчас.
Другое дело, что замысел автора и даже черновики, согут в корне отличаться от самого произведения.
Вспомните МиМ Булгакова.
Житие святых и Пушкин? не знаю, тут спорить можно вечно.
Мог и Достоевский бы написать... после того как он написал бы Житие великого грешника.

У Данте, например, Ад и Чистилище сильнее Рая в несколько раз.
О святости и небесном на земле сложно писать. можно в елейность скатиться быстро.
Так что, из смутных и далёких замыслов самого Гоголя я бы тоже не исходил. Они могли сильно измениться потом.

laonov,

Да я понимаю что мнений и споров по этому поводу уйма. и это нормально.

Споров много, именно, потому что рукопись сожжена и нет достаточной информации, на которую можно основываться. Поэтому уже исходя из этого, как можно заявлять: правильно, что сжег? Если как раз напрашивается обратное.

Другое дело, что замысел автора и даже черновики, согут в корне отличаться от самого произведения.

Сами признаете, что произведение может отличаться от черновиков, но выводы о конечном результате, тем не менее, делаете исходя из этих черновиков.

Читайте также