12 мая 2020 г., 13:17

2K

Рэй Брэдбери выявил художественную силу татуировок

37 понравилось 1 комментарий 2 добавить в избранное

Автор: Анна Фелисити Фридман

Дождливым летним днем в конце 80-х, задолго до того, как смартфоны поглотили наше свободное время, я взбегала на три пролета по лестнице, чтобы попасть на полузабытый чердак хаотично построенного дома, в котором я выросла. В эту комнату, полностью обшитую уютной сосновой доской, стекались самые разные вещи. Среди всякой всячины, загромождавшей проход, меня всегда манили полки со старыми пыльными книгами в мягких обложках.

Мне было скучно и хотелось уйти в чтение с головой, поэтому я искала на полках что-нибудь новенькое. Я была настоящим книжным червем, и до сих пор мне удавалось среди заумных томов и нудной классики найти настоящие жемчужины литературы: пикантные романы, возвышенные стихи, философские размышления, а в тот день… это был сборник рассказов Рэя Брэдбери «Человек в картинках» .

Панк и все необычное было моей темой, но когда я училась в старших классах, татуировки не были так распространены. Мы с друзьями зачитывали до дыр копии единственных журналов о татуировках, выходивших в то время: «Outlaw Biker Tattoo Revue» (Аутлоу Байкер Тату Ревью) и «Tattoo» (Тату), которые можно было найти только в городе, а не в спальных районах нашего сонного пригорода. Из этих журналов у меня сложилось представление о будущей себе, в котором я делаю много татуировок, из-за которых навсегда становлюсь изгоем.

Но журналы могли лишь подстегнуть воображение. А рассказ Брэдбери «Человек в картинках» подарил мне захватывающий образ и пищу для размышлений. О чем могли бы рассказать людям мои будущие татуировки?

картинка Agrilem


Татуировки и их восприятие колоссально изменилось с 50-х годов прошлого века, с тех пор как в июле 1950 года в журнале Esquire был напечатан рассказ Брэдбери, в котором автор использовал своего персонажа в качестве обрамления сборника «Человек в картинках» в прологе и эпилоге. Татуировки переживали свои худшие времена, возможно, из-за непопулярности в те годы.

Расцвет эпохи бродячих цирков прошел, и татуировки «переехали» в неблагополучные районы и к военным базам, и, кроме как у персонажей-мачо вроде Ковбоя Мальборо, в обычной жизни их было не встретить. К 1950-м годам мужчины с татуировками не считались привлекательными, особенно в сравнении с татуированными женщинами, и Брэдбери мастерски уловил отверженность и одновременно огромную художественную ценность такого человека в образе Уильяма Филипа Фелпса. Татуированные артисты, особенно женщины, были знаменитостями. Также большой популярностью пользовались приключенческие книги, мистика, любовные романы «бурных 20-х», в которых фигурировали такие персонажи, как «Человек в татуировках» Говарда Писа (Howard Pease’s The Tattooed Man), который вышел в 1926 году и с которым Рэй Брэдбери был доподлинно знаком.

Элберт Парри, автор книги «Татуировки: секреты чуждого искусства» (Albert Parry,Tattoo: Secrets of a Strange Art) – одной из немногочисленных книг, посвященных исследованию искусства татуировки начала – середины 20-го века, предполагает, что на момент публикации в 1933 году было около 300 «полностью татуированных мужчин и женщин в этой стране, живущих или пытающихся жить за счет демонстрации своего тела». Обратная сторона желания быть звездой, учитывая, как скоротечна такая слава, показана Брэдбери в рассказе об Эмме Флит, муж которой ее разлюбит, если она не сможет отрастить больше «полотна» для его тату-шедевров.

Несмотря на то, что во все времена существовали мужчины и женщины с множеством татуировок, вы можете видеть, какой бурный рост они переживают на сегодняшний день. Как пишет Брэдбери в прологе, татуировки, будучи «окнами в суровую реальность» способны передавать идеи, вызвать сильные чувства, пробуждать воображение или просто поражать своей красотой. В 21 веке наконец-то татуировки отвоевали собственную нишу в способах самовыражения и могут противостоять колебаниям общественного мнения.

Три рассказа Рэя Брэдбери о людях с татуировками наряду с современным провозглашением украшения тела позволяют по-новому взглянуть на мысль автора, что значение татуировок может меняться в зависимости от того, кто на них смотрит, как оно может отличаться и от того, что в них вкладывает носитель, а также как психологические причины связаны с желанием сделать перманентный рисунок на коже.

картинка Agrilem


Я сбежала по лестнице, думая о том, какие рисунки я бы себе набила. Татуировки были запрещены в моем родном штате Массачусетс, и приходилось ехать в соседний Нью-Гэмпшир в магазин для байкеров, где по выходным было оживленно из-за посетителей из других городов. Я не могла дождаться совершеннолетия, чтобы отметить на себе несмываемый знак аутсайдера, творческой личности, бунтарки.

Вскоре после моего первого тату-паломничества перед 21-м днем рождения я стала одной из нескольких тысяч женщин Америки с полностью забитыми рукавами. Откуда мне было знать, что десять лет спустя я буду в тренде, одной из носительниц больших татуировок, которые наводнят массовую культуру и станут желанным аксессуаром, знаком престижа, заветным символом моды. Если бы я могла вернуться в прошлое, я выбрала бы другие татуировки, учитывая современные возможности. И все же глядя на выгоревшую, забитую чернилами кожу – свидетельство боли, наслаждения и всех промежуточных чувств – я испытываю комфорт.

Ждут ли нас в будущем татуировки вроде той, о которой пишет Брэдбери, которые могли бы меняться по желанию владельца? В грустный день они приоткрывали бы дверцу в прошлое, в трудный момент принимали бы вид брони, а в счастливые времена взрывались бы пульсирующим орнаментом…

Из предисловия к книге «Вся в картинках» (All Of Me Is Illustrated). Печатается с разрешения издателя, Лоуренса Шиллера. Копирайт на предисловие: 2020, Анна Фелисити Фридман

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

37 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 1

Когда Я вижу или читаю о татуировках мне всегда вспоминается книга Пятнадцатилетний капитан Жюль Верна где писатель противопостовляет африканских дикарей цивилизованному ЧЕЛОВЕКу. Он пишет о том как они себя украшают - эта прическа смазанные глиной и красным смолистым соком -это и уши мочки которых почти достигают плеч от медных колей, тыквенных бутылочек и тому подобному - это и шея, запястья рук, икры и лодыжки увешанные медными, бронзовыми обручами, ожерелья из красных бус, называемых "талака" - это и вырванные и подточенные зубы, загнутые - это и ногти отращенные так что становится почти невозможно действовать руками, ну и конечно же сама кожа тоже существует (как пишет Жюль Верн) от самой природы чтобы ее украшали "теммбо" - татуировкой, изображающей деревья, птиц, месяц, полную луну, волнистые линии. Узор украшавший отцов в точности воспроизводили на телах детей - по нему сразу можно узнать, к какому роду-племени принадлежит человек.( Жюль Верн иронизирует)Что делать, приходится гравировать свой герб на груди, если вы не можете изобразить его на своей карете, ввиду ее отсутствия!
Не даром видимо еще в Ветхом завете евреям заповедовалось не наносить тутаировки, как это принято было у окружавших их народах.

Читайте также