27 марта 2020 г., 17:54

3K

Что общего между «Эммой» Джейн Остин и «Амели»?

20 понравилось 0 пока нет комментариев 1 добавить в избранное

Автор: Грейс Лапоинт

Джейн Остин оказала исключительное влияние на поп-культуру последних 200 лет. Все истории о парочках, которые сначала ненавидели друг друга, несмотря на сильное взаимное притяжение, в неоплатном долгу перед ее романом «Гордость и предубеждение». Романтические комедии часто основываются на социальных или классовых амбициях, поиске совместимости, недопонимании или попытках персонажей вмешиваться в чужую жизнь. Большинство зрителей знает, что «Бестолковые» — это свободный пересказ «Эммы» в среде старшеклассников 90-х годов. Когда 21 февраля вышла экранизация «Эммы» Отем де Уйалд, я подумала о менее очевидном сходстве ее с другим старым всеми любимым фильмом: «Амели». Эта французская романтическая комедия 2001 года с Одри Тоту в главной роли рассказывает о молодой парижанке, которая старается в лучшую сторону изменить жизни случайных людей.

И Эмма, и Амели – 20-летие девушки, постоянно вмешивающиеся в чужую жизнь, даже если при этом приходится обманывать. Они занимаются сводничеством для ничего не подозревающих об их закулисных интригах друзей. Эмма и Амели выступают в качестве посредников между потенциальными парами, лгут и утверждают, что одному нравится другой. Ситуация накаляется. Обе истории заканчиваются тем, что главные героини заводят собственные романы и лучше узнают самих себя.

Хотя эти истории разворачиваются в разных странах и в разные века, в семейной жизни главных героинь много общего, даже если это и случайно. Эмма и Амели социально изолированы, живут с овдовевшими отцами-ипохондриками. Эмма заправляла в отчем доме с тех пор, как ее старшая сестра вышла замуж и умерла мать. В каких-то делах она опытна, но совершенно незрела в других. Отец Эммы одержим заботами о собственном здоровье, а отец Амели волнуется за дочь. Он ошибочно полагает, что у нее заболевание сердца, поэтому решает перевести ее на домашнее обучение.

Я не первая заметила параллели между Эммой и Амели. Один из членов моей семьи поделился со мной этой мыслью, когда «Амели» недавно показывали на HBO. Стивен Д. Грейданус пишет на Decentfilms.com: «Как и "Эмма" Джейн Остин (и мажорная пародия на нее "Бестолковые"), "Амели" рассказывает о молодой девушке, в данном случае парижской официантке, которая украдкой вмешивается в чужие сердечные дела и жизни, не замечая при этом желаний собственного сердца». Эта цитата подытоживает ту ловкую и ироничную комбинацию наивности, взросления и манипулирования, которая объединяет «Эмму» и «Амели».

Несмотря на параллели, эти истории имеют существенные различия в настроении. Зрители часто описывают Амели как «эксцентричную». Амели руководствуется часто сбивающими ее с толку альтруизмом и романтичностью. Она не только сводница, но, говоря словами французского рассказчика, «постоянный тайный помощник». В отличие от Эммы, интриги Амели обычно срабатывают. Она воссоединяет отдалившихся друг от друга членов семьи, возвращает детские сокровища и помогает инвалиду отомстить оскорбляющему его здоровому боссу. Пытаясь вытащить своего отца из дома, она разыгрывает сюжет, будто его садовый гном шлет ему открытки со всего мира.

Как любой французский фильм 2000-х годов, «Амели» более сексуально раскрепощен, чем большинство американских или британских фильмов того времени. И невозможно представить, чтобы героиня Остин задавалась вопросом: «Сколько пар сейчас испытывают оргазм?», как это делает Амели.

Героиня «Амели» идеализирована, а Джейн Остин здорово описала свою Эмму как «героиню, которая никому, кроме меня, особенно не понравится». Хотя у Эммы тоже есть благие намерения, она слишком уверена в своих своднических способностях и считает, что ее подруга Гарриет заслуживает того, чтобы выйти замуж за человека более высокого социального положения. Амели, в отличие от нее, не заботится о социальном статусе. Она нарушает и социальные нормы: например, непрошено звонит в чужие дверные звонки.

Хотя фильм «Амели» и не дословный пересказ «Эммы», но в нем множество параллелей с романом Остин. Я видела не так много французских фильмов, чтобы судить о том, насколько «Амели» вписывается в общий канон. Не уверена, что создатели фильма сознательно вдохновлялись «Эммой», но обе эти истории и их героини являются примерами одного и того же архетипа. Они обе небедные девушки из похожих семей и являют собой сходное сочетание зрелости и наивности. Они осмеливаются исправлять или попросту вмешиваться в жизни других людей. Люди с наименьшим опытом в каком-либо деле часто увереннее всех раздают советы. Когда Эмма и Амели приобретают опыт в жизни и любви, они понимают, что и то, и другое непредсказуемо. Детали могут меняться, но подобные истории о вечных переживаниях вновь и вновь появляются в разных культурах в разные времена.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

20 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также