28 февраля 2020 г., 13:45

2K

Пять важнейших элементов незабываемого криминального триллера

27 понравилось 3 комментария 3 добавить в избранное

Для начала вам понадобится незабываемый злодей

Автор: Дерик Кавиньяно (Derik Cavignano)
Переводчик: Эллина Попонникова

Я люблю хорошие криминальные триллеры, особенно грубые, нутряные, пугающие. Я читал и смотрел сотни книг и фильмов этого жанра, и хотя большинство давно стерлось из памяти, некоторые задержались в темных уголках моего сознания, и это истории с такими запоминающимися образами, что меня до сих пор бросает в дрожь при мысли о них. Это, например, «Молчание ягнят» Томаса Харриса, Kiss the Girls («Поцелуй девушек») Джеймса Паттерсона и фильм «Семь».

В чем же разница между незабываемым триллером и триллером, который теряется в глубине сознания и никогда не больше не всплывает на поверхность? Какие ключевые составляющие делают триллер незабываемым? Криминальные триллеры бывают самых разных видов, но самые великие из них, как правило, включают в себя по меньшей мере пять основных элементов.

Элемент 1: Дьявольский злодей

В первую очередь, хорошему криминальному триллеру требуется дьявольский злодей, кто-то хитрый и изобретательный, кровожадный гениальный психопат, всегда на шаг опережающий полицейских. По-настоящему дьявольский злодей не только совершает чудовищные преступления шокирующе новыми способами, но и словно незримо присутствует повсюду. Сцены со злодеем часто содержат навязчивые образы или жуткие фрагменты диалога, которые надолго остаются в нашей памяти.

В «Молчании ягнят» доктор Ганнибал Лектер – уважаемый психиатр, отбывающий девять пожизненных сроков за убийство и каннибализм. Доктор Лектер не только кровожадный психопат, но и харизматичный интеллектуал, и его психоанализ стажера ФБР Кларисы Старлинг – это пугающе, блестяще и садистски забавно. Кларису послали поговорить с Лектером, чтобы он помог распутать дело другого серийного убийцы по прозвищу Буффало Билл. Он похищает толстых женщин, морит их голодом, а потом снимает с них кожу. Он хочет сделать из нее костюм, чтобы одеться в него и почувствовать, каково это – быть женщиной.

В «Поцелуе девушек» два убийцы орудуют на противоположных берегах, и их цели – красивые и одаренные девушки. В Северной Каролине мужчина, называющий себя Казановой, тщательно собирает гарем из выдающихся молодых женщин, чтобы сделать их своими любовницами, а все, кто отказываются играть по его правилам, платят самую высокую цену. Тем временем в Лос-Анджелесе Джентльмен Калле жестоко убивает и расчленяет своих жертв, опьяненный своей властью. Несмотря на разделяющее их расстояние, между убийцами есть смертельная связь, они сотрудничают, соревнуются и запутывают полицейских каждым своим шагом.

В фильме «Семь» мужчина, известный как Джон Доу, планирует серию убийств, соответствующих семи смертным грехам. Каждое убийство оказывается чудовищнее предыдущего, и после чревоугодия, жадности и лени Джон Доу заставляет мужчину, которого держит на мушке, изнасиловать проститутку страпоном, в который встроен нож. Это символизирует грех похоти, и когда кажется, что воображение Джона Доу не сможет породить ничего более садистского, оказывается, что зрителей ждет еще более шокирующий финал.

Элемент 2: Неидеальный, но вызывающий симпатию главный герой

Я часто соблазняюсь обещанием интересного сюжета – и разочаровываюсь, видя одномерных, картонных персонажей. Чтобы история резонировала с аудиторией, важен не только хороший сюжет, но и главный герой: неидеальный, однако вызывающий симпатию. Такой, чтобы можно было себя с ним сопоставить, чтобы его надежды, страхи и заблуждения напоминали нам нас самих или кого-то из знакомых. Когда мы испытываем эмпатию по отношению к герою, мы становимся причастными к истории и разделяем испытания и невзгоды персонажа, а это делает битву со злодеем куда более напряженной.

В «Молчании ягнят» Клариса Старлинг – молодая стажерка в ФБР, которую начальник использует как наживку, чтобы завоевать доверие Лектера. Женщина в профессии, где доминируют мужчины, она пытается преодолеть свое прошлое одинокой напуганной сироты и доказать, что она достойна работать в ФБР. Нам нравится поддерживать аутсайдеров, и Клариса – неидеальна и вызывает симпатию, и мы не можем не желать ей успеха.

В «Поцелуе девушек» детектив и психолог Алекс Кросс выходит за пределы своей сферы полномочий, чтобы разыскать пропавшую племянницу. Он преданный отец, переживающий недавнее убийство жены, и он старается достичь баланса между требованиями работы и потребностью быть с семьей.

В фильме «Семь» кроткий бывалый детектив Сомерсет работает в команде с молодым и более эмоционально нестабильным детективом Миллз, который недавно переехал в город вместе с женой Трейси. Сомерсет через шесть дней собирается выйти на пенсию, и все, чего он хочет, это сдать значок и оставить все мерзости города позади. Миллз же приехал сюда, чтобы у него было побольше работы как у детектива отдела убийств. Поначалу им не удается сработаться, но потом Трейси приглашает Сомерсета на ужин, и детективы начинают чувствовать дух товарищества, который усиливается, когда жертв Доу становится все больше.

Элемент 3: Повышение ставок

Большинство криминальных триллеров справляются с тем, чтобы поместить главного героя в опасную ситуацию, но великие триллеры выводят это на новый уровень, повышая ставки, когда дело касается персонажей, которых мы уже успели полюбить. Этот прием может принимать разные формы, но, как правило, приводит к тому, что последствия неудач становятся все более серьезными.

В «Молчании ягнят» ставки взлетают, когда Клариса узнает, что ее послали к доктору Лектеру, чтобы тот помог с делом Буффало Билла и спас тем самым других женщин от смерти. Харрис поднимает ставки еще несколько раз, в частности, когда Лектер начинает воспринимать лично психоанализ детской травмы Кларисы, а также когда другие женщины оказываются в руках Буффало Билла.

Племянница детектива Кросса из «Поцелуя девушек» исчезает, и ставки взлетают, когда начинает подозревать, что ее похитил серийный убийца Казанова. Очень скоро он ввязывается в расследование этого дела – и вот уже на волоске висит не только жизнь его племянницы. Одного этого достаточно, чтобы история увлекала, но Паттерсон поднимает ставки, демонстрируя второго серийного убийцу с Западного побережья (Джентльмена Калле), который объединил усилия с Казановой в стремлении навредить как можно большему числу девушек.

В фильме «Семь» ставки повышаются с каждым новым преступлением, а также с пониманием, что убийца не остановится, пока не пройдет по семи смертным грехам.

Элемент 4: Тикающие часы

Если первые три элемента смешаны в верных пропорциях, уже к середине истории мы должны податься вперед от переживаний. И это идеальный момент, чтобы еще больше усилить напряжение и добавить четвертый элемент – тикающие часы. Внезапно становится недостаточно просто собирать улики – теперь дело должно быть раскрыто к определенному времени, иначе случится что-то ужасное. Теперь мы не просто подались вперед и сидим на краю кресел, но и наши сердца учащают биение, так как время на исходе.

В «Молчании ягнят» часы начинают тикать, когда похищают дочь сенатора. Агенты ФБР предполагают, что у них есть три дня до того, как Буффало Билл ее убьет, чтобы снять кожу.

В «Поцелуе девушек» срочность не исчисляется явно, в часах или днях, но подразумевается, так как племянница детектива Кросса стала одной из жертв Казановы. Паттерсон усилил напряжение, сделав Кросса лично заинтересованным в раскрытии дела, потому что каждая упущенная секунда уменьшает вероятность найти его племянницу живой.

В фильме «Семь» часы начинают тикать, когда детектив понимает, что Джон Доу планирует совершить семь убийств по числу смертных грехов, и начинается гонка, чтобы остановить его как можно раньше.

Элемент 5: Шокирующий сюжетный поворот (осторожно: спойлеры!)

Хороший триллер должен содержать не только перечисленные выше элементы. В нем также должен быть шокирующий сюжетный поворот, нечто ужасное, серьезное и совершенно неожиданное. Нечто, что сделает его действительно незабываемым.

Шокирующий поворот в «Молчании ягнят» имеет отношение не к личности Буффало Билла, но к неожиданному и пугающему побегу Лектера из сумасшедшего дома. В этой незабываемой сцене Лектер убивает охранников и использует в качестве маски срезанное лицо одного из них, чтобы обманом заставить врачей отвезти его в больницу.

В «Поцелуе девушек» детектив Кросс определяет логово Казановы, но попадает не к одному, а к двум серийным убийцам. Кроссу удается убить Джентльмена Калле, но Казанова ускользает до того, как его удается опознать. Шокирующий сюжетный поворот случается, когда детектив Кросс обнаруживает тело офицера ФБР рядом с домом женщины, которой удалось сбежать от Казановы. Когда Кросс бросается на помощь, оказывается, что Казанова – один из детективов.

«Семь» завершается серией сюжетных поворотов, каждый из которых строится на предыдущем и приводит к одному из самых темных финалов в истории криминальных триллеров. Первый поворот происходит, когда Джон Доу сдается полиции, весь покрытый кровью, и признается в убийстве. Он обещает привести детективов Сомерсета и Миллся к двум последним жертвам в обмен на то, что на суде его не станут признавать невменяемым. Когда они прибывают на отдаленную пустынную локацию, подъезжает грузовик курьерской службы и вручает им коробку. Пока Сомерсет открывает ее и смотри на содержимое, Джон Доу говорит Миллсу, что он завидовал отношениям детектива с женой. Доу говорит, что побывал у них дома и попытался изобразить супруга. «Это не сработало, поэтому я взял сувенир – ее симпатичную голову», – сообщает он. Миллс не может поверить, что Трейси стала образом зависти для убийств Доу, но, когда Сомерсет не отрицает случившееся, Миллз застреливает Джона Доу, подчиняясь гневу – седьмому греху – доделывая таким образом работу Доу.

Теперь вы знаете пять основных элементов хорошего криминального триллера. Когда в следующий раз будете читать или смотреть триллер, посчитайте, сколько в нем будет элементов из списка.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
27 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 3

Детектив Kiss the Girls переведен на русский язык под названием "Целуя девушек". И под таким же названием вышел фильм. «Целуя девушек» Джеймс Паттерсон

(осторожно: спойлеры!)

Почему в конце статьи то!!?? )))

Давно мне не попадались достойные триллеры!

Читайте также