26 февраля 2020 г., 17:37

6K

Медленное чтение – передовая методика глубокого обучения

43 понравилось 3 комментария 17 добавить в избранное

Скорочтение – это для скиммеров. Для эрудитов – медленное чтение.

Автор: Дэвид Гендель, доктор медицинских наук

(Скиммер – от англ. skimming – зд. сканирование, скорочтение, беглый просмотр текста с целью понять основную идею и выделить ключевые детали. – прим. перев.)

Опыт Вуди Аллена в области скорочтения применим ко всем способам чтения, при которых мы не тратим время на погружение в материал.

Я прослушал курс по скорочтению и прочитал «Войну и мир» за 20 минут. Речь идет о России.

Когда в далеком 1959 году Эвелин Вуд впервые представила разработанный ею метод скорочтения, я был еще совсем юным. Оказывается, существует способ максимально быстро прочитать заданный материал и заняться более приятными делами. На протяжении многих лет подобная перспектива приводила меня в восторг. Понятно, что с таким отношением к учебе меня нельзя было назвать особо прилежным учеником в школьные годы. К счастью, мне удалось кардинально изменить ситуацию. Курс обучения «динамическому чтению» от Эвелин Вуд стал настоящей сенсацией. Настолько большой сенсацией, что президент Джон Кеннеди обязал сотрудников Белого дома прослушать этот курс. Считалось (ошибочно), что Кеннеди и сам владел техникой скоростного чтения. Этот курс существует и сегодня, даже спустя годы после смерти мисс Вуд.

Около шести лет назад в интернете вдруг стали появляться все новые и новые программы для увеличения скорости чтения, и они приобрели вирусный характер. Большинство из них основаны на концепции «быстрого последовательного визуального представления (предъявления)». Эти приложения отслеживают то, что видят наши глаза, и устраняют так называемую регрессию – естественный процесс обратного движения глаз к только что прочитанным словам для того, чтобы прочитать их еще раз. Проблема заключается в том, что такие регрессии являются одним из ключевых условий к пониманию прочитанного. Только представьте себе, что ваш мозг бездействует, пусть даже долю секунды, а ваши глаза лишены доступа к тем словам, которые вы только что прочли.

Другие стратегии обучения быстрому чтению включают в себя тренировки, направленные на подавление субвокализации – мысленного проговаривания звуков, из которых состоят прочитанные слова. На самом деле, мы не просто мысленно проговариваем слова. Во время чтения мы проделываем едва уловимые, часто незаметные движения языком с участием голосового аппарата. Как правило, мы не замечаем субвокализацию, но в лабораторных условиях ее позволяют выявить электродные датчики. Даже целенаправленные усилия по подавлению субвокализации со стороны приверженцев скоростного чтения не приводят к ее устранению. Ее невозможно подавить полностью, да мы и не хотим этого делать, даже если бы и могли! Воображение звучания слов является важнейшим элементом естественного механизма, который мы задействуем для обработки и понимания того, что мы читаем. В конце концов, чтение – это не просто «впитывание» слов в наш мозг, как в губку. Это гораздо более сложный процесс, в основе которого лежит восприятие устной и письменной речи.

картинка InfinitePoint
К сожалению, мы не можем как пылесосом втянуть слова со страницы
в нашу долговременную память.


Среднестатистический образованный взрослый человек читает со скоростью примерно 250-400 слов в минуту. Скорочтецы стремятся к тому, чтобы удвоить, утроить или даже в разы увеличить свою начальную скорость чтения. Проведенные исследования, одно за другим, позволяют сделать вывод о том, что с увеличением скорости чтения (полученной в результате усилий по ускорению чтения), снижается понимание прочитанного. Скорочтение имеет право на существование. Если вы хотите бегло просмотреть текст с тем, чтобы понять его суть, тогда имеет смысл прибегнуть к скорочтению (если умеете). Но если ваша цель – получить знания, в скорочтении нет никакого смысла.

Вывод: по мере увеличения скорости чтения снижается понимание прочитанного. В конце концов, доходит до того, что вы на самом деле всего лишь скользите по верхам.

Но есть гораздо более серьезная проблема, которую большинство критиков скорочтения почему-то упускают из виду. Процесс чтения с целью обучения включает в себя гораздо больше, чем простое понимание. Понимание не эквивалентно приобретению знаний. Должны быть задействованы механизмы метапознания. Чтобы во время чтения запустить и активировать процессы, способствующие приобретению знаний, нужно читать медленно. Если Вы читаете чтобы учиться, вам необходимо взаимодействовать с учебным материалом и сопоставлять новые понятия с уже имеющимися знаниями. Только тогда вы сможете запомнить новые сведения и сможете использовать это знание в будущем. Для того чтобы усвоить материал, необходимо проделать определенную работу, и эта «работа» должна быть выполнена должным образом.

Медленное чтение – прерогатива тех, кто стремится к знаниям. Чем медленнее вы читаете, тем больше знаний приобретаете.

Если вы хотите значительно расширить свои знания, станьте ненасытным неторопливым читателем.

Ранее я уже писал о том, как следует читать учебные материалы, чтобы запоминать их на всю жизнь. Сейчас мы поговорим о том, что такое медленное чтение и что такое сознательное усвоение. Для начала я расскажу вам о том, каким образом мы получаем новые знания и новые воспоминания.

Как мы узнаем что-то новое

Ниже приводится краткий обзор наиболее широко признанных научных взглядов на обучение и память с точки зрения когнитивной психологии. Имейте в виду, что в научных кругах всегда имеются противоположные мнения относительно каждой предложенной и даже активно поддерживаемой модели. Постоянно предлагаются и другие модели для понимания того, как работает память. Этот раздел предназначен для любознательных – для тех, кто хочет копнуть глубже и понять, как именно мы получаем знания.

Я уже писал о механизмах памяти и обучения, где рассматривал этот вопрос преимущественно с точки зрения нейробиологии, а сегодня мы поговорим о памяти и обучении с позиции когнитивной психологии.

Вся информация, получаемая нами на уровне органов чувств, изначально фиксируется в сенсорной памяти. В сенсорную память поступает вся совокупность сенсорной информации, а это огромный поток данных. Только представьте на минуту, что при входе на стадион вы за долю секунды отчетливо видите тысячи лиц, и еще многие тысячи расплывчатых лиц на заднем плане. Наряду с этим существует огромное количество невизуальных сенсорных сигналов. Есть масса всевозможных запахов. Одновременно вы получаете и другие сенсорные сигналы, такие как чувство равновесия, прикосновение, ощущение собственной позы в пространстве, вибрации и температуру. Разве можно сохранить до конца своей жизни весь этот непрерывный массив полученной информации? А вы вообще хотели бы этого? Сенсорная память небезгранична, и, к счастью, имеет очень короткий «период полураспада». Полученная информация задерживается в памяти лишь на короткое мгновение и затем рассеивается как дым. Наверное, даже к лучшему, что 99,99% информации испаряется из нашей сенсорной памяти за долю секунды. Для того чтобы жить и получать от этого удовольствие, нам не нужна полная эмпирическая запись нашей жизни в высоком разрешении.

Небольшой процент воспоминаний все же сохраняется в сенсорной памяти и передается в кратковременную память. Кратковременная память в равной мере мимолетна, она хранит информацию примерно от десяти до тридцати секунд. При определенных обстоятельствах воспоминание может длиться до минуты. Кратковременная память весьма ограничена по своему объему. Результатом исследований максимальной емкости кратковременной памяти стал принятый за образец классический труд профессора Гарвардского университета Джорджа Миллера «Магическое число семь плюс-минус два...» Он предположил, что мы можем запоминать одновременно только семь элементов, например, цифры телефонного номера. Этот предел человеческого восприятия, и он в равной степени касается всех нас.

В том случае если новое воспоминание окажется важным настолько, чтобы сберечь его более чем на несколько секунд, оно может сохраниться в нашей долговременной памяти и, возможно, останется там на всю жизнь. Но как оно туда попадет? Поговорим об этом позже.

Описанное мною называется моделью памяти Аткинсона-Шиффрина или моделью памяти с несколькими хранилищами («многоэтажной моделью памяти»). Однако современная когнитивная психология имеет гораздо более глубокое понимание относительно того, как функционирует наша память.

Давайте немного поговорим об одном важном дополнении к многоэтажной модели памяти. Речь идет о модели рабочей памяти (МРП), впервые предложенной Бэддели и Хитчем в 1974 году. В течение последующих десятилетий эта модель сбыла усовершенствована, она широко признается вплоть до сегодняшнего дня, и в ее поддержку проводится много серьезных исследований. МРП по-новому определяет долю кратковременной памяти в многоэтажной модели памяти и разбивает ее на ряд компонентов.

Рабочая память является одной из наиболее важных характеристик высшей мозговой деятельности (когнитивного функционирования). Она имеет важное значение для реализации поставленных задач. Рабочая память предназначена для краткосрочного хранения информации о том, что мы делаем в данный момент и что мы будем делать дальше. Одновременно с рабочей памятью мы используем и другие высшие когнитивные функции, например, когнитивную гибкость (способность переключаться между различными задачами и концепциями), которая помогает нам решить, какой подход лучше всего использовать для выполнения поставленных задач. В частности, мы используем рабочую память – в сочетании с другими высшими когнитивными функциями – в качестве инструмента. Эти инструменты позволяют нам интегрировать имеющийся внешний опыт и восстанавливать долговременные воспоминания и знания. Мы получаем информацию, далее происходит ее интерпретация, анализ, обработка и, наконец, вынесение суждений, что и формирует наше поведение.

картинка InfinitePoint

Модель рабочей памяти расширила наше понимание того, что ранее называлось кратковременной памятью. Рабочая память – это то место, где мы, используя центральный исполнительный блок, фокусируем свое внимание на нужной информации. Фонологическая петля позволяет некоторое время удерживать входящую слуховую информацию и воспроизводить ее. Визуально-пространственный блокнот дает нам возможность ненадолго сохранять и обрабатывать входящую визуальную информацию. Эпизодический буфер – это место, где обрабатываются новые идеи, полученная информация и воспоминания. Он представляет собой «оперативное запоминающее устройство» (ОЗУ) в дополнение к нашему долгосрочному «постоянному запоминающему устройству» (ПЗУ), и его следует рассматривать как соединительное «устройство» между рабочей и долгосрочной памятью.

Модель рабочей памяти дала нам более точное представление о кратковременной памяти и о том, каким образом воспоминания накапливаются в долговременной памяти. Оригинальная модель рабочей памяти включала в себя три компонента: центральный исполнитель и две так называемые «ведомые (подчиненные) системы»: визуально-пространственный блокнот и фонологическая петля. За прошедшие годы модель рабочей памяти была расширена и усовершенствована. Ниже приводится обзор и краткое изложение современного понимания рабочей памяти.

Центральный исполнительный блок

Центральный исполнительный блок – это комплексная система, которая «контролирует» процессы регуляции рабочей памяти. Он дает нам возможность сосредоточиться на какой-либо «вещи», имеющей место в настоящий момент и представляющей для нас интерес, при этом подавляя другие, не относящиеся к делу «вещи».

Эти «вещи» могут быть чем-то, что происходит во внешнем мире, или это могут быть внутренние «объекты», например, какое-то воспоминание или мысль. Кроме того, «центральный исполнитель» обеспечивает возможность координировать наши действия при одновременном выполнении нескольких задач, так как в современной повседневной жизни мы очень редко делаем что-то одно. Нам необходимо иметь возможность вызывать из памяти множество параллельных воспоминаний или усвоенных понятий. Наконец, он позволяет нам восстанавливать в памяти долговременные воспоминания таким образом, чтобы мы могли воспользоваться этими извлеченными воспоминаниями для достижения наших текущих целей.

Визуально-пространственный блокнот

Визуально-пространственный блокнот, обычно именуемый воображением (или «мысленным взором», или же «третьим глазом»), является первой из «подчиненных систем».

Блокнот – это то место, где происходит мысленная визуализация накопленного опыта или зрительного воспоминания. Например, если я попрошу вас описать то, как вы ходите по своему дому, то во время своего рассказа вы будете «видеть» это своим мысленным взором. Визуально-пространственный блокнот состоит из двух компонентов. Первый из них – это зрительная буферная память («визуальный кэш»), которая сохраняет зрительную информацию, но не обрабатывает ее. Вторым компонентом является «внутреннее записывающее устройство», которое запоминает и воспроизводит визуальную и пространственную информацию, а также данные о выполненном движении. И передает все это в центральный исполнительный блок. Нам кажется само собой разумеющимся, что мы обладаем волшебным умением визуализировать наши зрительные воспоминания при помощи своего «внутреннего взора». Но есть люди, которые, либо в результате полученной черепно-мозговой травмы, либо по причине врожденного дефекта, страдают от афантазии: они не могут сформировать мысленный визуальный образ ушедшего любимого человека или, к примеру, восход солнца.

Фонологическая петля

Фонологическая петля также состоит из двух частей – это фонологическое хранилище со следами звука в памяти (эти следы быстро затухают, примерно через две секунды) и артикуляционная компонента, которую мы используем, чтобы удержать в хранилище акустические следы.

Артикуляционный процесс используется для «репетиции», которая представляет собой «внутренний диалог» между нашим «внутренним голосом» и нашим «внутренним слухом».

Представьте, как вы повторяете про себя какой-нибудь телефонный номер снова и снова до тех пор, пока не найдете ручку и не запишете его. Этот двухсекундный лимит для «записи» звука в хранилище памяти, скорее всего, и лежит в основе правила «7 +/- 2».

Независимое функционирование подчиненных систем

Интересен тот факт, что эти две подчиненные системы функционируют почти так же, как если бы они работали на отдельных ядрах мультимикропроцессорного ЦПУ. Каждая из них может выполнять только одну задачу одномоментно и не способна работать в многозадачном режиме. Но поскольку они представляют собой отдельные системы и анатомически расположены в разных областях мозга, они могут функционировать параллельно, выполняя каждая свои собственные задачи.

Вот почему, к примеру, мы с трудом можем вспомнить номер телефона, который нам сказали в шумном кафе: звуки на заднем плане уже запустили фонологический цикл. Но в то же самое время, мы легко можем вспомнить голос и лицо любимого человека, так как эти задачи выполняют две подчиненные системы, каждая по отдельности. Тот факт, что эти системы находятся в разных анатомических зонах, лишний раз доказывает их автономность, и это подтверждают исследования пациентов с поражениями головного мозга, затрагивающими только одну из подчиненных систем. Изучение пациентов с поражениями головного мозга широко применяется в когнитивной психологии, что позволяет локализовать параметры функционирования.

Эпизодический буфер

В 2000 году к модели рабочей памяти был добавлен четвертый компонент. Эпизодический буфер еще не получил той же степени подтверждения, как первые три компонента, но, по-видимому, в целом является рациональным.

Буфер имеет ограниченную емкость и служит механизмом для хранения целостного (связного) повествования, которое объединяет входные данные из фонологической петли, визуально-пространственного блокнота и, возможно, из других источников. Он добавляет своего рода временные метки, расположенные в хронологическом порядке, в результате чего создается запись, подобная кинофильму.

Мы сознательно обращаемся к эпизодическому буферу, чтобы использовать его содержимое для выполнения текущей задачи. Кроме того, эпизодический буфер, возможно, лежит в основе обмена воспоминаниями между краткосрочными и долгосрочными хранилищами памяти.

Гиппокамп

Гиппокамп представляет собой участок головного мозга, расположенный в височной доле. Он необходим для преобразования кратковременной памяти (хранящейся в эпизодическом буфере) в долговременную память. Если удалить гиппокамп, как это было в случае с Генри Молисоном, то человек лишается способности формировать новые долговременные воспоминания.

Лишь небольшая часть нашей рабочей памяти попадает в долговременное хранилище. Это происходит в рамках процесса, называемого консолидацией. По всей видимости, наиболее эффективно консолидация происходит в тот момент, когда мы сами не столь активно участвуем в этом, например, во время сна, или когда мы расслабляемся, или гуляем. В это время различные процессы внутри гиппокампа, происходящие на уровне подсознания, воспроизводят и «преобразовывают» содержимое эпизодического буфера, передавая его в неокортекс (новую кору). Такое повторение создает новые синаптические связи и усиливает уже существующие, что приводит к созданию небольших групп нейронов, известных как энграммы, которые вместе как единое целое, сохраняют следы памяти. Помимо этого, энграммы передаются в префронтальную кору головного мозга – область, обеспечивающая высшую исполнительную функцию мозга, – указывая на важность тех или иных воспоминаний при формирования нашего поведения в процессе решения сложных задачах.

Только медленное чтение позволяет добиться глубокого обучения

Теперь, когда у нас есть прочный фундамент, и мы имеем представление о механизмах работы памяти, можно обратиться к вопросу о том, почему для достижения глубокого обучения необходимо читать медленно.

В самом начале мы говорили, что «чтение с целью усвоения» вовсе не означает, что можно запросто, как пылесосом, поглотить слова, напечатанные на странице, и – бац! – все идеи, факты и понятия сохранятся в нашей долговременной памяти и будут доступны для использования в будущем. В сущности, планка, которую ставят перед собой и которую пропагандируют сторонники быстрого чтения, заключается лишь в обеспечении адекватного понимания прочитанного. Даже если оставить в стороне тот факт, что эти утверждения не соответствуют действительности, такая планка слишком низка.

В конечном счете, чтение должно способствовать приобретению прочных, долговременных знаний, которые могут быть использованы в будущем для решения жизненных проблем, формирования новых идей и выработки новых решений. Между простым пониманием и приобретением прочного знания существует разница величиной в пропасть.

О скольких прочитанных книгах вы смогли бы написать хотя бы один лист бумаги, отвечая на вопрос, что нового вы узнали или о чем эта книга? Держу пари, что вы прочитали довольно много таких книг, о которых, подобно Вуди Аллену, вы только и можете сказать что-то вроде «это связано с Россией», но не более того.

Преобразование концептуального понимания в знание требует времени. Гораздо больше времени, чем то, которое можно измерить с помощью простого критерия «столько-то слов в минуту». Все новые факты и понятия должны быть интегрированы с уже имеющимися у нас знаниями. Наш разум – это «паутина знаний», сравнимая с сетью Интернет. Пополнение знаний требует установления новых ментальных связей с тем, что нам уже известно.

Если вы читаете медленно, тем самым вы даете себе время, необходимое для того, чтобы задействовать свой центральный исполнительный блок. Вам необходимо сконцентрировать свое внимание, привести в действие фонологическую петлю и использовать визуально-пространственный блокнот. Новые идеи, понятия и факты, с которыми вы столкнулись, должны быть перемещены в эпизодический буфер, где вы сможете обыграть их и управлять ими. И лучший способ обращения с ними – это метапознание с участием рабочей памяти.

Метапознание часто определяют как «размышление о мышлении», но это лишь часть истории. Метапознание также предполагает целенаправленное саморегулирование наших действий, направленных на улучшение качества обучения.

Например, во время чтения необходимо вести внутренний диалог с использованием своего внутреннего голоса (фонологической петли) для того, чтобы выполнить проверку качества слов, которые вы видите и читаете (визуально-пространственный блокнот). Когда вы читаете, вы должны сознательно задавать себе такие вопросы как: «Полностью ли я сосредоточен, или же витаю в облаках?», «Есть ли в этом смысл?», «Какие факты из уже известных мне подтверждают или опровергают прочитанное?», «Поскольку это мне непонятно, что я должен сделать, чтобы лучше разобраться в этом вопросе?», и так далее.

После чего вы должны использовать ответы на свои вопросы, чтобы упорядочить свои дальнейшие действия по усвоению материала. Центральный исполнительный блок и компоненты рабочей памяти лежат в основе системы метакогнитивного мониторинга и саморегулирования, хотя проведенные исследования и не утверждают этого с абсолютной уверенностью.

Как читать метакогнитивно (другими словами, размышляя о собственном мышлении и осознавая свои психические процессы)

Чтобы запустить внутренний диалог, необходимый для метапознания, полезно иметь перед собой несколько примерных вопросов, которые можно задавать себе во время чтения, чтобы дать толчок началу внутреннего диалога.

Чтобы составить список собственных метакогнитивных вопросов, используйте нижеприведенные вопросы в качестве памятки и чашки Петри:

• Это то, что я хочу или должен запомнить?
• Не напоминает ли это мне что-нибудь из другой, не связанной с этим области знания?
• Могу ли я вспомнить о чем-нибудь, что противоречит этой концепции?
• Какие еще вещи, уже знакомые мне, подтверждают правдивость этой концепции?
• Могу ли я привести какие-либо практические примеры этого?
• Это первый раз, когда я столкнулся с этим уникальным знанием?
• Где еще я сталкивался с этой идеей?
• Кто еще пытался научить меня этому раньше?
• Насколько я уверен, что это верно и правильно?
• Связано ли это с чем-то еще, что я уже знаю?
• Где еще в жизни можно найти пример этого?
• Какие еще связанные с этим понятия приходят на ум?
• Насколько трудно мне было понять это?
• Если это так, могу ли я объяснить почему?
• Как я могу использовать эту информацию на практике?
• Почему это так важно знать?
• Что еще я знаю на эту тему?
• Что еще я хотел бы узнать об этом предмете?
• Полностью ли я это понимаю?
• Могу ли я разбить это на более мелкие части?
• Как бы я объяснил это ребенку?
• Как это согласуется со всем тем, что я уже знаю об этом предмете?
• Является ли эта информация достоверной?
• Это полностью правдоподобно?
• Что меня в этом удивляет, если вообще что-то удивляет?
• Легко ли это понять?
• Нахожу ли я это интересным и почему?
• Как я могу применить это в реальной жизни?
• Почему это так важно знать?
• Интересно ли мне узнать об этом больше?
• О чем еще я мог бы захотеть узнать благодаря прочитанному?
• Что это значит для меня?
• Нужно ли мне проконсультироваться с другим источником, чтобы лучше понять это?
• Какие вопросы это у меня вызывает?
• Имеется ли в этом какой-либо скрытый смысл?
• Почему это так важно?
• Какими еще способами я мог бы выразить эту идею?
• Приходят ли на ум какие-либо примеры этого?
• Хотел бы я иметь возможность запомнить это на всю жизнь?
• Следует ли мне обратиться к другому источнику?
• Как бы я мог кратко изложить прочитанное?

Я уверен, что в той или иной степени вы применяете навыки метапознания, но некоторые люди читают на 100% пассивно и ничего не получают взамен потраченного времени. В процессе чтения старайтесь сознательно и взвешенно задавать себе больше вопросов. Разговаривайте сами с собой!

Метакогнитивное чтение замедляет сам процесс чтения, поскольку вы тратите время на усвоение материала. Но медленное чтение – это более глубокий способ прочтения, и этой методикой пользуется большинство лучших учеников.

Призываю вас освоить медленное чтение. Старайтесь читать больше великих произведений, медленно и вдумчиво.

Скорочтение целесообразно для беглого просмотра, но оно не способствует усвоению.

Медленное чтение – это путь к глубокому (глубинному) обучению. Но речь идет не о пассивном медленном чтении. Причина, по которой лучшие ученики добиваются успеха в медленном чтении, заключается в том, что они активно взаимодействуют с материалом через метапознание. Они используют свою рабочую память, чтобы вести внутренний диалог и контролировать качество своей работы с текстом. Они концентрируют свое внимание не только на странице с текстом, но и на эпизодическом буфере, где они управляют концепциями и контролируют качество прочитанного. Они определяют, насколько прочитанный материал соответствует уже имеющимся у них знаниям и моделям мышления. Они осуществляют саморегулирование и в дальнейшем стремятся заполнить те пробелы в своем обучении, которые были обнаружены во время чтения.

Медленное чтение – для думающего читателя. Если вы собираетесь потратить свое время на чтение и при этом хотите получить знания, то найдите время сделать это так, чтобы ваши затраты окупились сполна.

Если вы действительно хотите пополнять запас своих знаний, станьте ненасытным медлительным читателем.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
43 понравилось 17 добавить в избранное

Комментарии 3

Все логично, хотя, на мой взгляд, то же релевантно и для аудиокниг. Крайне малое кол-во людей - аудиалы и могут воспринимать информацию на слух.

Я прослушал курс по скорочтению и прочитал «Войну и мир» за 20 минут. Речь идет о России.


Гениально.

sunbeam, Возможно ли за 20 минут физически перелистать все 4 тома и прочитать хотя бы по первому слову каждого листа?

Читайте также