30 августа 2019 г., 18:29

2K

Интервью с Крессидой Коуэлл

16 понравилось 0 пока нет комментариев 1 добавить в избранное

Книги развивают у детей креативность и интеллект лучше, чем фильмы

Автор: Эллисон Флад (Ellison Flood)

Новоиспечённый лауреат премии в области детской литературы и автор серии книг «Как приручить дракона» рассказывает, как пробудить у детей желание читать и почему не стоит слишком корить себя за ошибки.

Через дорогу от дома Крессиды Коуэлл в западном Лондоне расположена начальная школа, поэтому автор серии книг «Как приручить дракона» пишет под звуки шума и гама, доносящегося со школьной игровой площадки. Небольшая хижина в саду, где она придумывает истории об Икинге Ужасном Карасике III и его драконе Беззубике, и иллюстрации к ним, полна рисунков и карт, карандашей и красок, а также целых гор книг.

«Я бывала в этой школе, но это было давно, так что, возможно, нынешнее поколение ничего обо мне не знает», – говорит Коуэлл, давняя жительница этого района. Иногда её всё-таки узнают на улицах – как-никак она продала больше чем 11 миллионов экземпляров книг на 38 языках о приключениях мальчика-викинга, ставшего героем путём тяжких испытаний, и по книгам уже снята трилогия фильмов с миллиардным бюджетом и телесериалы на Нетфликс и CBBC. Дети намного более открыты, чем взрослые. Это одно из достоинств моей работы.

Вскоре популярность её только увеличится, так как следующие два года она проведёт в роли одиннадцатого по счёту лауреата Уотерстоунской премии в области детской литературы, следуя по стопам Квентина Блейка, Мелори Блэкман и Джакелин Уилсон.

Когда об этом объявили в четверг, Крессида обнародовала свою Хартию лауреата (гигантский список предстоящих дел), отражающую право каждого ребенка на свои собственные книги, право на то, чтобы ему читали вслух, и право находить себя в каждой книжке.

«У меня есть два года. Я человек практичный – если есть гигантская проблема, то нужен гигантский и практический список того, что необходимо сделать».

В полном объёме Хартию Крессиды Коуэлл можно прочесть в её твите.

Твит Крессиды Коуэлл:

Вот моя Хартия лауреата (или гигантский список дел). Обожаю квесты.

Хартия лауреата Уотерстоунской премии в области детской литературы

Каждый ребенок имеет право:

1) Читать в свое удовольствие
2) Иметь доступ к новым книгам в школах, библиотеках и книжных магазинах
3) Получать советы от профессионального библиотекаря и продавца книг
4) Иметь собственные книги
5) Находить себя в каждой книжке
6) На то, чтобы ему читали вслух
7) Выбирать, что ему читать
8) Заниматься творчеством хотя бы 15 минут в неделю
9) Хотя бы раз побывать на встрече с писателем
10) Иметь свою планету, на которой можно читать

Но Коуэлл признаёт, что задача предстоит не из лёгких. «Нет быстрого решения проблемы. Мы слегка изменим учебный план и всё постепенно образуется. Проблема стоит сложная, и ставки очень высоки. Мы не можем позволить себе потерять искусство чтения. Я люблю кино и тв, но они – это лишь волшебная проекция в детском мозгу, тогда как чтение книг требует гораздо больших усилий. Книги легко могут стать символом чего-то, что вызывает у детей чувство, что они глупы. А как можно любить какое-то занятие, если из-за него ты чувствуешь себя глупым?» Конечная цель Крессиды – заинтересовать детей чтением так же сильно, как их интересуют кино и тв.

«Потому что, скажу вам честно, – наклонившись вперёд в своём кресле, оживленно говорит она, – книги обладают некой магической способностью преобразовывать, а фильмам не удаётся делать это так же удачно: книги развивают в детях эмпатию, креативность и интеллект. В фильмах события происходят где-то извне, а в книгах всё происходит в твоей собственной голове, и это формирует способность к эмпатии. Креативность же в том, что книга – это только частично то, что написал автор, а частично – то, что представляет себе читатель. Фильмы же очень авторитарны – они говорят тебе, как всё должно выглядеть и звучать. Интеллект – в словах. Поэтому эти три магические способности нужно развивать, для этого необходимо сохранять книги. Видит бог, нам сегодня нужны творчески и интеллектуально развитые люди со способностью к эмпатии».

Коуэлл говорит, что ей всегда было о чём поведать читателю. Она росла в Лондоне и была дочерью защитника окружающей среды и наследственного пэра Майкла Блэкенхема. Их семья проводила отпуска на маленьком безлюдном острове к западу от побережья Шотландии. Телевидения там не было, поэтому «я много писала и много читала, мы сами придумывали себе развлечения. Нас привозили на местной лодке и через две недели забирали обратно. С тех пор как отец построил там дом, мы проводили на острове целое лето. Это было первое место в Британии, где высадились викинги, и последнее, откуда они уплыли. Так что на острове когда-то жили настоящие викинги. Мы играли в поиски драконов в пещерах, потому что викинги верили в существование драконов».

Крессида читала лекции по английскому в университете, какое-то время работала в издательском бизнесе, а потом поступила в школу искусств, так как поняла, что хочет заниматься творчеством. Во время обучения там она написала свою первую книгу «Библиотечная книга крошки Бо Пип», очаровательную и смешную книжку с объемными картинками, в которой крошка Бо Пип потеряла своих овечек и отправилась в библиотеку за помощью в поисках. Книгу опубликовали в 1998 году, когда родилась дочь писательницы. «Это было соревнование: кто скорей появится на свет, моя книга или моя дочь, – говорит она. – Я считаю книжки с картинками очень увлекательными, это словно как писать хайку для пришельцев». Коуэлл написала ещё несколько книжек с картинками, в том числе и первую книжку об Иккинге «Викинг, которого укачивало в море», вдохновляясь своими детскими играми на шотландском острове. У неё до сих пор сохранился рукописный оригинал этой книги, склеенный из разорванных кусочков.

«В течение пяти лет я занималась написанием этих книжек с картинками, не вызвавших ни у кого особого энтузиазма. Успех пришёл ко мне не сразу. В школах я часто рассказываю об этом детям, потому что они не всегда понимают, что успех не приходит легко и быстро, – говорит Коуэлл. – Поэтому меч Иккинга зовётся Эндевор» (с англ. – свершение, старание, упорный труд – прим. пер.).

После писательница стала писать книги посерьёзней, для детей среднего школьного возраста, так как у неё ещё было много задумок для книг о мире Иккинга, а маленьких книжек с картинками для этого было недостаточно. Эта перемена произошла легко. «Моя проблема в том, что я слишком много хочу сказать, а времени для этого слишком мало, поэтому я наслаждалась новоприобретённой свободой».

Она с самого начала знала, чем закончится её 12-книжная история. Первая книга начинается словами Иккинга: «Когда я был еще ребенком, на земле существовали драконы. Вам придётся поверить мне на слово, потому что драконы исчезают так быстро, что вскоре и вовсе вымрут».

How to Train Your Dragon: The Hidden World Photograph: Allstar/Dreamworks Animation


«Большую часть последней книги я написала уже давным-давно. Иккинг-герой отправляется в путешествие, не осознавая этого, поэтому я учитывала, что это будет долгая эпопея, а не прямой путь. На стене в моей хижине у меня висел огромный лист с написанными на нём всеми сюжетными линиями, и все они были очень замысловатыми».

Отчасти причина, по которой она хотела написать большую книжную серию, была в том, что «первую книгу ребёнок читает довольно неплохо, а самую последнюю – уже действительно хорошо. Все орфографические тесты в мире не могут научить ребенка тому, чему он научится, полностью прочитав серию "Как приручить дракона", всего "Гарри Поттера" или "Артемиса Фаула". Не заучивая списки незнакомых слов, он просто усваивает их по мере чтения».

Дети любят магию в книгах, считает Коуэлл, потому что «ими постоянно помыкают, а магия делает тебя могущественным». А еще у детей находят отклик истории, в которых родителям приходится учиться у своих детей, а также наоборот. «Книгу можно было бы назвать "Как приручить свою маму". Мы много думаем о том, чему нам нужно учиться у своих детей и чему нас учит опыт воспитания детей, ведь дети по-настоящему интересуются существенными вещами в жизни, а взрослые часто запутываются в жизненных перипетиях».

Крессида говорит, что в её книгах «история рассказывается с эффектом присутствия. Это умные книги, предназначенные для массовой продажи... Так что они очень наглядные, потому что в наше время дети больше настроены воспринимать наглядно, но это не значит, что из-за этого они поглупели, нет, дети сейчас умные». Становится ясно, что Коуэлл пишет не только ради удовольствия, но и потому, что ей очень хочется, чтобы дети больше читали; она уже является послом Национального фонда грамотности и попечителем Всемирного дня книги, и она буквально бурлит советами и энергией. «Лучше послушайте, как ваш ребенок читает утром перед завтраком, а не устраивайте из-за этого скандал, – советует она. – И ничего страшного, если ваши дети читают книжки с картинками, которые уже давно переросли. Это часто шаг в правильном направлении».

«Сейчас столько конкуренции за детское время и внимание, – говорит Коуэлл. – Я пишу так, чтобы заинтересовать детей чтением». Крессиду никогда не смущало то, что она пишет для молодёжной аудитории. «Я не чувствую себя ущемлённой. Что я упускаю, будучи автором книг для детей? Я пишу о героизме, о любви, о том, какого лидера мы заслуживаем».

Права на адаптацию книг в фильмы были приобретены в 2004 году, сразу же после того, как Коуэлл опубликовала вторую книгу серии, но она никогда не думала, что фильм действительно снимут, потому что обычно всегда что-то мешает. Когда в 2010 году вышел первый фильм, он принес автору книг лавину новых читателей. «Одно из больших преимуществ превращения ваших книг в фильмы заключается в том, что у вас получается достучаться и до тех детей, которые не понимают, что книги – это здорово, и вы втягиваете их в процесс чтения. Книги и фильмы действительно помогли увеличить число читающих детей, это же, я надеюсь, произойдет и с моим лауреатством, надеюсь, что я смогу достучаться до многих детей, когда они поймут, что я та самая леди, что написала "Как приручить дракона"».

В качестве лауреата Коуэлл сосредоточится на двух направлениях – это библиотеки и творчество. Она будет выступать за то, чтобы библиотеки были предусмотрены законом в каждой школе, и за то, чтобы публичные библиотеки должным образом финансировались, а также за расширение своей кампании «Пятничное сочинение в свободной форме», которую она начала с помощью Национального фонда грамотности в прошлом году. В рамках этой кампании школы выдают каждому ребенку чистую тетрадь, и в течение 15 минут каждую пятницу дети могут писать в ней то, что хотят, а учителям нельзя ставить за это оценки.

Писательница показала мне свою собственную тетрадку, в которой она писала, когда ей было восемь лет; она писала свое имя неправильно – Криссида, а страницы тетрадки были заполнены различными историями и рисунками эльфов. «Мой замечательный учитель позволял мне делать это, и вот в этой тетрадке я открыла для себя радости сочинительства, в ней правописание и почерк не имели значения, – говорит она. – Может показаться, что всё это было лишь баловством, но в итоге из этого вышло нечто конкретное – книги, которые публикуют и по которым снимают фильмы».

Что касается библиотек, то они для Коуэлл всегда имели ключевое значение. «Если ваши родители не могут позволить себе книги, а в вашей начальной школе нет библиотеки, потому что последние 10 лет их закрывают, и вы не ходите в публичную библиотеку, как вам вообще начать читать? Как это должно произойти? Как по мне, никто не смог толково ответить на этот вопрос. По крайней мере, в начальных школах библиотеки должны быть».

Но больше всего Коуэлл хочет, чтобы ее лауреатство «приносило радость». «Я собираюсь посвятить своё лауреатство магии, магии чтения, сочинительства. Как только твоя работа становится чем-то, что надо просто надо выполнить, это обязаловка, – говорит она. – Работа должна приносить радость».

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

16 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также