27 июля 2019 г., 12:02

4K

12 советов писателям от Стивена Кинга

30 понравилось 3 комментария 10 добавить в избранное

Что я узнал из мемуаров Короля ужасов

Автор: Н. А. Тёрнер (N.A. Turner)

«Что такое писательство? Конечно, телепатия», — Стивен Кинг



В юности я безумно любил «Мизери» и видел Энни Уилкс в кошмарах.

Стивен Кинг — один из самых читаемых авторов в мире. Так что он делится своими взглядами на писательство, а мы слушаем. Я долго не мог приступить к чтению его мемуаров . Но этим летом я наконец за них взялся.

Эта книга позволяет читателю заглянуть в разум автора и увидеть его путь. Автор резок, но по-отечески. Он не любит тратить время впустую, да и я тоже, так что представляю вам список уроков, которые преподал мне Король ужасов.

#1: Пишите, прежде всего, для себя

Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе. Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится.

Пиши при закрытой двери, переписывай при открытой.

Сам Стивен услышал это от своего начальника – редактора еженедельной газеты Лисбона Джона Гульда.
Не позволяйте никому и ничему вмешиваться в вашу работу, когда вы пишете первый черновик своей истории. Позвольте себе писать, не взвешивая каждое слово, не оценивая текст. Будьте беспристрастны. А когда закончите писать – посмотрите на черновик с другой точки зрения и перепишите с открытым сердцем.

#2: Пишите каждый день

Как только я начинаю работать над проектом, я не останавливаюсь и не снижаю темпа работы за исключением случаев, когда это абсолютно необходимо. Если я не буду писать ежедневно, персонажи начнут гнить у меня в голове... Я потеряю контроль над сюжетом и динамикой истории.

Время показало, что этот совет стал для меня самым важным. Я знал о важности ежедневной работы и до чтения книги, но тут она показалась мне более актуальной. Книга пришла ко мне в правильное время (как обычно и случается).

Сейчас я работаю над своим романом и поставил себе цель писать каждый день. Пару недель назад я был волонтёром и работал с детьми с задержкой в развитии.

Я не писал в течение этой недели, и Стивен Кинг был прав. Я потерял контроль над сюжетом и героями. Помимо этого, у меня появились сомнения.

Если посмотреть с другой стороны, эта ситуация позволила мне ещё раз проанализировать написанное и понять, чего я хочу. Так что в результате я решил ввести неделю структурирования, чтобы перечитать, поработать над деталями мира, сюжетом, и вообще над тем, что я хочу донести. Ситуация, казавшаяся катастрофой, обернулась благословением.

Сейчас я снова вошёл в ритм, но у меня ушло на это больше недели.

#3: Отпустите страх и желание произвести впечатление

Чтобы писать хорошо, необходимо избавиться от страха и притворства. Притворство, берущее своё начало в необходимости оценивать написанное как «хорошее» или «плохое», само по себе – продукт страха. Ещё, чтобы писать хорошо, нужно уметь выбирать инструменты, с которыми собираешься работать.

Страх – корень всего самого плохого в писательстве. Читатели умнее, чем кажется. Не утруждайте себя постоянными объяснениями из страха, что они неправильно поймут.

#4: Пишите

Часы, которые мы тратим на разговоры о писательстве, – это время, отнятое от собственно писательства.

Я не сказал бы лучше. Идите. Закройте эту статью (если это абсолютно необходимо ;)). Пишите!

Вы думаете о писательстве. Вы читаете о писательстве. Вы даже не заметили, как убрались на кухне (всё это время думая о писательстве). Все мы сталкивались с прокрастинацией.

Даже когда я смотрю на пустую страницу с мигающим курсором, каждый сантиметр моего тела пытается придумать что-нибудь, чем я мог бы заняться вместо этого. Но как только я пишу первую пару слов и преодолеваю эту границу, я открываю для себя новую зону. В ней не то чтобы комфортно, но она пленительна, и обычно мне не хочется её покидать.

#5: Читайте

Если у вас нет времени читать, то нет времени (или инструментов), чтобы писать.

Чтение поможет вам стать лучше в своём деле, и на то сотни причин. Можно читать для развлечения или чтобы удовлетворить жажду знаний.

Когда пишете художественную литературу, читая, вы учитесь у мастеров. Так учитесь! Учитесь, как лучше описать место или персонажа, как построить сюжет. Учитесь узнавать стиль, различайте тон и скорость повествования. Украдите приём и превратите его во что-то своё.

Обычно чтение книги в жанре, в котором я сейчас работаю, невероятно вдохновляет. Особенно если я читаю прямо перед тем, как начать писать.

#6: Напишите «хреновый» черновик

Пиши при закрытой двери, переписывай при открытой.

Кинг очень строг к себе, когда дело касается писательства. Его график просто бесчеловечный. Ну что ж, отлынивая, Стивеном Кингом не станешь, верно?

Он поставил себе цель — писать 2000 слов в день. Каждый день. Он утверждает, что работая в таком режиме, он может написать книгу в 180 тысяч слов всего за три месяца. Просто вываливая историю на страницы. За закрытой дверью он пишет только для себя, не тратя время на размышления.

Эта цель очень амбициозна, и для меня — недостижима. Я не могу писать целый день, у меня есть работа. Но мне нравится целеустремлённость Кинга, я вижу в ней смысл. Поэтому я решил писать по 1000 слов в день (утром, перед работой) исключительно моего романа. И я доволен, если выходит 500. Так я смогу написать первый черновик всего за полгода.

Ооо, насколько же хреновым он будет. Не обязательно сама история или идея, проблема будет в согласовании слов, грамматике, конечно же, глупых диалогах и так далее. Но это нормально. Я пишу, а не сомневаюсь. И слова уже написаны! Я смогу переставить их, переписать отдельные моменты, и отшлифовать работу позже.

#7: Примите свой словарный запас таким, какой он есть

Словарь положите на самый верх [образно] ящика с инструментами и не делайте сознательных усилий улучшить словарный запас.

Английский — мой второй язык, я учу его уже много лет, но всё ещё не могу говорить, как носитель. И это нормально.

Не пытайтесь улучшить свой словарный запас, не тянитесь за новыми сложными словами. Пишите своим языком.

Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое.

#8 Создайте удобное для писательства место.

Избавьтесь от всех отвлекающих факторов.

Устройтесь там, где вы сможете поймать вдохновение.

Кинг советует создать своё собственное писательское святилище. Место, где вы всегда сможете писать. В идеале — только одно.

Там не должно быть телефона, телевизора, видеоигр — всех этих отвлекающих вещей. Задёрните шторы.

Пишите каждый день в одном и том же месте в одно и то же время. Сделайте это своей привычкой.

В моём случае мешает работа, я должен ездить в командировки, так что пишу везде. В поездах, в кофейнях (не в тех, что в Амстердаме, хоть я и оттуда (в Амстердаме есть кофешопы, где можно купить как саму марихуану, так и производные — пирожки с гашишем, например — прим. пер.)), на верандах, за своим столом и на диване. Я в этом плане довольно гибок, потому что я должен таким быть. Несмотря на это, я всё равно пишу за своим столом каждое утро перед работой (ну, когда я дома).

#9: Будь собой

Напиши о том, что нравится, а потом сделай написанное уникальным, привнеся свой собственный опыт в жизни, дружбе, отношениях, сексе и работе.

Опыт делает каждого из нас уникальным. Не бойтесь быть собой, когда пишете. Именно это сможет зацепить, это будет выглядеть естественно, и я считаю, что для писателя это полезно.

Скорее всего, вы станете писать то, что любите читать. Начните там и продолжайте путь.

#10: Показывай, но не говори

Описание начинается с визуализации того, что должен испытать читатель.

Для писателя абсолютно необходимо уметь описывать персонажей, пейзажи, объекты, ситуации — и это далеко не всё.

Кинг считает, что хорошее описание состоит из пары тщательно отобранных деталей, которые сами за себя говорят. Не перебарщивайте. Оставьте кое-что воображению. Таким образом, читатель сможет сам заполнить пропуски.

Если вы сами читаете много художественной литературы, попробуйте проанализировать, как другие писатели работают с описанием. Что вам нравится? Что не нравится? Чтение работ других людей способно преподать вам самые полезные уроки.

Хорошее описание рождается, когда писатель чётко представляет себе то, о чём пишет, и переносит представление в не менее четкую письменную форму. Самое важное: показывайте, а не объясняйте.

#11: Когда вы закончили произведение, отложите его

Во время написания книги ты день за днём рассматриваешь каждое дерево в отдельности. Завершив, нужно отойти и взглянуть на весь лес целиком.

Что вы написали, что вы хотели сказать? О чём на самом деле ваша книга?

Дайте книге отдохнуть, переключитесь на что-нибудь другое. (Кинг советует брать перерыв минимум в 6 недель.)

Позднее, когда вы перепишите первый и будете работать над своим вторым черновиком, постарайтесь лучше донести, о чём книга.

#12: Совет по поводу редактуры

В моём случае, ответ — два черновика и отшлифованный конечный вариант.

По завершении своего первого черновика подождите, прежде чем возвращаться к нему. Время прошло — можно работать над вторым черновиком.

Стивен Кинг задаёт себе следующие вопросы:

• История связная?
• Что повторяется? Складывается ли из повторений определённая тема?
• О чём вообще всё это?

Формула: Второй вариант = первый вариант — 10%. Уф. Убей своих любимых.

Вырежьте лишнее, ответьте на свои вопросы, избавьтесь от ошибок и только потом полируйте получившееся.

Когда лоск наведён, можно открыть дверь и показать свою работу близким людям (например, пяти), которые захотят прочесть и поделиться своими мыслями.

Вот и всё! Ну, я бы, наверное, написал еще советов 5, но указанные здесь — самые важные для меня.
Какой из советов ваш любимый? Вам есть, что добавить? Расскажите!

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

30 понравилось 10 добавить в избранное

Комментарии 3

Надо было совет "Читать" поставить на первое место. Король сам говорит постоянно: "Читайте, читайте, читайте". И сам он реально много читает. Я как почитала его биографию - мама-не горюй! Респект только так - он и пишет много, и читает. Вот как он время находит, чтобы так много читать - ума не приложу. А вообще, советы у него дельные. Еще бы, это же Король!

По поводу редактуры - согласна абсолютно! Нужно давать тексту отлежаться, а себе - отдохнуть. Тогда смотришь на него свежим взглядом!

Читайте также