24 июля 2019 г., 12:15

1K

Роман Джека Лондона, повлиявший на век антиутопий

27 понравилось 2 комментария 3 добавить в избранное

Автор: Мэтью Рэйз

Моим первым знакомством с творчеством Джека Лондона была короткая история Костёр, в которой главный герой пытается выжить в буйстве стихии, удерживая волков на расстоянии, поддерживая огонь и одновременно борясь с истощением. Затем, после знакомства с повестями Зов предков и Белый клык, я выяснил, что все тексты Лондона были посвящены любителям активного отдыха, которые либо дружат, либо сражаются с волками. Поэтому настоящим открытием стало то, что он написал роман-антиутопию: Железная пята.

Пессимистичный и полный иронии роман, где представлен мир, управляемый жадностью, где богатые олигархи используют свое влияние для порабощения большей части населения Земли. Роман резко контрастирует с тоном и содержанием большей части самых известных произведений Лондона. Опубликованная в 1908 году «Железная пята», кажется, предсказывает некоторые из главных трудностей двадцатого века, например, Первую мировую войну и Великую Депрессию. Также роман предвосхищает некоторые основные романы-антиутопии, которые будут опубликованы в течение следующей половины века: 1984, О Дивный новый мир и Мы русского писателя Евгения Замятина. При написании «Железной пяты» Лондон создал образец, которому будут следовать остальные антиутопии, и помог определить жанр.

Сюжет романа довольно прост, но структура сложна, и именно это придает значимость истории. Роман открывается вымышленным предисловием, написанным Антони Мередитом, историком, писавшим в 419 году Э.Б.Л. (эры Братства людей), в которой он описывает найденный документ: записки Эвергард. Текст, написанный Эвис Эвергард, описывает ее знакомство с Эрнестом Эвергардом, лидером рабочих и социалистом-интеллектуалом, развитие их отношений и брак. Во время их свиданий Эрнест общается с различными группами, как социалистическими, так и капиталистическими, и служит рупором для личного мнения самого Лондона.

По мере того как Эрнест становится более заметным, крупные корпорации начинают консолидироваться в более влиятельные структуры, которые, в свою очередь, влияют на американское правительство. Это порождает «социалистический обвал» – период, когда социалисты избираются на должности по всей стране, что, в свою очередь, приводит к борьбе за власть между социалистами и олигархами, которая оборачивается насилием, вызывает настоящий бунт, многие из политиков-социалистов оказываются в заключении. Эрнест становится лидером Первого Восстания, и поэтому Эвис одной из первых узнает о процессе возвышения олигархии, или «железной пяты», как это называет Эрнест. Эрнеста в конечном счете арестовывают и казнят, а Эвис исчезает, оставляя рукопись незавершенной.

На протяжении всего романа Мередит даёт пояснения и предоставляет подробные комментарии событиям, происходящим в рукописи. Некоторые из заметок Мередита добавляют исторический контекст для читателя, иные проясняют причины выбора Эвис определенных слов или объясняют использование анахронизмов, в то время как другие являются осторожной критикой на первых взгляд примитивных взглядов того времени.(1) Мередит оглядывается назад, уже имея представление, что случится с Эрнестом и его восстанием, поэтому может себе позволить быть несколько высокомерным.(2) Это контрастирует с рассказом Эвис, который полон оптимизма и ожидания успеха их борьбы. Использование этих взаимодополняющих элементов, позволяет Лондону говорить одновременно в двух регистрах: первый – героическая трагедия неудавшегося Первого Восстания, приведшего к смерти Эрнеста и исчезновению Эвис, а второй – история, которая через комментарии Мередита показывает окончательный успех грядущих восстаний.

Разница во взглядах между двумя рассказчиками помогает усилить напряжение, служащее основой иронической, антиутопической составляющей романа. Если брать только историю Эвис, то это будет роман в жанре натурализма, в котором автор пытается раскрыть бедственное положение рабочего класса. (3) Героиня проводит большую часть первой половины романа, расследуя дело Джексона, человека, который потерял руку, работая на фабрике, где отец Эвис владеет крупным пакетом акций. Таким образом, она получает представление о жестоком обращении с работниками в системе, частью которой сама является. Предисловие и примечания Мередита выполняют функцию рамочного повествования, которое превращает роман в исторический документ из далекого будущего.

Из романа и заметок Мередита мы узнаем, что прошло около семи сотен лет (и множество неудавшихся восстаний) с момента написания рукописи Эвергард и временем Мередита. Именно эта установка и трактовка меняют природу романа, уходя от полемики о состоянии рабочего класса в Америке 1908-го года до представления борьбы рабочего класса в широком историческом, почти мифологическом масштабе. С точки зрения будущего, историю Эрнеста и Эвис можно рассматривать как начало долгой борьбы между классами, которая в конечном итоге приведет к утопии Братства Людей. Проекция в далекое будущее – не единственное смещение времени, которое Лондон использует в романе. Он выстраивает в романе две отдельных временных линии, одинаково важных для воплощения его идей. Первым значительным смещением во времени является описание Мередитом будущего, но Лондон также переносит историю Эвис на несколько лет вперед от своего собственного 1908-го года.

Это служит главной идее романа – создать для его читателей мир, который легко представить как их собственное потенциальное будущее. Лондон рассказывает историю Эвергарда с 1912 по 1932 годы, что лишь на четыре года опережает дату публикации романа. Лондон повышает реалистичность своего текста, включает в своё повествование ссылки на авторов из плоти и крови, современных ему политиков, упоминает актуальные события. Например, Лондон пишет о роли, которое сыграло агентство Пинкертон во время забастовок, изображая Пинкертона предшественником наемников, личной охраны Олигархии. Лондон также упоминает таких политиков как Остин Льюис, социалист, родившийся в Англии, который баллотировался на пост губернатора Калифорнии в 1906 году, и Кэрролл Д. Райт (4), который первый возглавил Министерство труда в США.

Также упоминаются такой писатель, как Фридрих Ницше, профсоюзные деятели Джон Бернс и Питер М. Артур, а также издатель Уильям Рэндольф Херст. Лондон создает настоящий список трудов для любого читателя, который интересуется его идеями, и в романе показано множество вариантов, как развить свою деятельность, если вы начинающий социалист в Америке версии 1908 года.

Лондон также выражает свое недоверие к религиозным институтам, осуждая их за то, что они не предпринимают никаких действий в интересах рабочего класса. В разговорах с епископом, который позже станет его другом, Эрнест призывает священнослужителя выступить, привлекая внимание к катастрофической нехватке законов о детском труде и продолжительности рабочего дня. Эрнест спрашивает его, что он сделал для защиты «детей в возрасте шести и семи лет, работающих каждую ночь двенадцатичасовые смены». Не довольствуясь этим, Мередит включает в себя справку, где подробно рассказывается о том, как различные церкви и религиозные лидеры поддерживают идею рабства, используя Библию.(5)

Как и многие из лучших романов-антиутопий, «Железная пята» вытекает из политических убеждений автора и представляет мир, который является сконструированным, но реалистичным продолжением того, в котором он живет. Другими словами, антиутопия – это роман с определенным правилом, у него есть особая цель. Художественное построение будущего кризиса помогает автору привлечь внимания к текущим социальным или политическим проблемам. Лондон был ярым сторонником профсоюзов и прав трудящихся, поэтому он пишет о будущем, в котором рабочие классы будут раздавлены, а профсоюзы уничтожены. Весь роман выражает социалистическую позицию Лондона и служит предостережением против объединения крупных корпораций. Главный герой автора, Эрнест Эвергард, заметил, к чему ведет этот процесс, намного раньше своих соотечественников, и начал доносить до людей своё видение, чтобы распространить его и изменить тех, кого сможет. Возможно, роман показывает самого Лондона как подобного предвестника.

Помимо сюжетных элементов, структура «Железной пяты» оказалась необычной и была использована другими авторами антиутопий. И Маргарет Этвуд, и Джордж Оруэлл используют похожий троп в своих романах. Рассказ служанки Этвуд и книга Оруэлла «1984» содержат дополнения к финалам своих романов, где есть исторические комментарии. Этвуд раскрывает в своем эпилоге, что, как и в «Железной пяте», вышенаписанное представляет собой содержание найденной рукописи, и что Республика Галаад пала, и жизнь вернулась в более или менее привычное русло. Оруэлл тоже дает понять о проигрыше Большого брата и партии в вымышленном эссе «О новоязе», которое находится в конце романа. Все три романа имеют схожую ироническую структуру, которая позволяет даже самое мрачное повествование осветить надеждой, если поместить борьбу внутрь исторического контекста, где право побеждает.(6) Во всех случаях автор старается не описывать, что именно приводит к возможной победе. Активная борьба прекратилась, но для этого потребовалось много времени.

Этот роман и другие подобные ему служат важной цели, как для писателя, так и для публики. Лондон, несомненно, стремился изменить мнение людей – его цель, как и Оруэлла и Этвуд, состоит не только в том, чтобы шокировать аудиторию видением о возможном развитии событий, но также побудить к действию. Незамеченным может оставаться тот факт, что настолько отвратительного будущего может и не случиться. Эти истории и призывы уходят за пределы дня сегодняшнего, чтобы показать нам – это будущее можно (и нужно) предотвратить. Суть произведений Лондона находится за рамки рассказов об отношениях бродяг и волков, это выживание. И, хотя это может быть не очевидно на первый взгляд, «Железная пята» гораздо больше других произведений рассказывает о выживании в дикой среде.

Примечания:

1. Описывая спортивные состязания, Мередит обращает внимание на следующее: «В те времена на спорт смотрели как на средство наживы. Противники избивали друг друга в кулачных поединках, и боксер, убивший товарища или исколотивший его до полусмерти, получал за это кучу денег» (текст Мередита взят из текста романа)

2. Мередит также не упускает возможности поправить Эвис, описывая влияние её мужа на Второе восстание: «При всём уважении к Эвис Эвергард, мы должны отметить, что муж её был только одним из многих талантливых руководителей, подготовивших Второе Восстание»

3. Натурализм был одной из самых влиятельных литературных традиций незадолго до того, как Лондон писал этот роман. По сути, это своеобразное развитие реализма, которое пытается представить действия человека почти как объекта научного исследования. Представляя человеческую драму в якобы «объективном» свете, авторы хотят раскрыть истинную природу человека. Многие из авторов, связанных с натурализмом, писали об эксплуатации рабочего класса, в результате чего появились такие романы, как Джунгли Эптона Синклера, МакТиг Фрэнка Норриса и Мэгги: девушка с улицы Стивена Крейна.

4. Райт написал такие книги, как «Отношение политической экономии к трудовому вопросу» (1882 г.), «Фактические условия труда рабочего» (1887 г.), «Некоторые этические вопросы трудового законодательства» (1902 г.) и многозначно озаглавленная «Статистика алкоголизма и продажа спиртных напитков в соответствии с запретами и лицензионным законодательством (1879).

5. Лондон включает больше деталей и деталей по этому вопросу, чем я перечисляю здесь.

6. Существуют расхождения в трактовке концовок этих романов, насколько они на самом деле являются обнадеживающими. Окончание «1984» просто наводит на мысль о прекращении использования новояза, и, возможно, о политике, поддерживающей его, в то время как окончание «Рассказа служанки» показывает, что справедливое отношение к женщинам остается проблемой и после падения Галаада.

Мэтью Рэйз преподает английский язык в Кентском Университете, работает в сфере логистики и пишет, в основном о книгах и музыке, но в свободное время пытается создавать художественные произведения. Он получил докторскую степень по литературе в Университете штата Теннесси, где он специализировался на современной американской литературе и литературной критике. Мэтью живет в Огайо с женой, собакой и двумя кошками.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: TOR
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

27 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 2

Спасибо за перевод, интересная статья. Единственное,

Окончание «1984» просто наводит на мысль о прекращении использования новояза

Серьёзно? Наверное, я читала какой-то другой роман

littledoctor, Там не в финале самого романа, а в послесловии. У меня в книге оно было.

Читайте также