8 июня 2019 г., 23:46

7K

Написание романа «The Overstory», победителя Пулитцеровской премии, изменило жизнь Ричарда Пауэрса

19 понравилось 1 комментарий 1 добавить в избранное

Его 12-й роман, как отмечает сам автор, был вдохновлен своего рода «религиозным обращением»

«Написание The Overstory буквально изменило мою жизнь, начиная с того, где и как я живу», — сказал Ричард Пауэрс в интервью с литературным изданием «Chicago Review of Books». До того, как написать книгу, Пауэрс жил и преподавал в Пало-Алто, в городе посреди столь техноцентрической Кремниевой долины и первобытных лесов Калифорнии. Ричард был потрясен встречей с гигантской секвойей; в интервью с газетой The Guardian он описывает это как своего рода «религиозное обращение», которое показало ему его место в «системе жизни, которая не начинается и не заканчивается людьми». Сразу же после этого Пауэрс начал работу над романом, его исследование привело его к Грейт-Смоки-Маунтинс в Теннесси. Спустя несколько месяцев писатель переезжает туда, чтобы жить в глубине леса, где «прогулка по тропинкам стала для меня так же важна, как и писательство».

Роман «The Overstory», получивший Пулитцеровскую премию в номинации художественной литературы, как будто является основополагающим текстом в идее Пауэрса о защите окружающей среды. В книге девять главных персонажей, среди них — ветеран Вьетнама, молодой гений программирования и последний потомок первых иммигрантов, чьи близкие отношения с деревьями, длящиеся порой поколениями, приводят их к глубокому пониманию проблем лесов мира, находящихся под угрозой. Почти все персонажи становятся активистами в той или иной форме – пятеро из них в конечном итоге собираются вместе в знак протеста против лесозаготовительной компании. На протяжении всех личностных изменений героев, деревья, описанные в романе так изысканно, сами как будто становятся персонажами. Пулитцеровский комитет оценил работу как «гениально структурированное изложение», в котором к деревьям и угрозам, стоящим перед ними, подходят с изумлением, почтением и настойчивостью, чего может быть достаточно для того, чтобы изменить мнения.

Романы Ричарда Пауэрса можно отнести к категории «грандиозная традиция реализма». Натаниэль Рич в июньском выпуске журнала «The Atlantic» за 2018 год отмечает склонность автора к критическому документированию реалий современного общества, к изложению «наших самых сложных социальных вопросов с оригинальностью, нюансами и врожденным скептицизмом в отношении догмы». Однако сам Пауэрс рассматривает свое произведение как аллегорическое, и, конечно, содержащее мифический контекст. Деревья по своей сути богоподобны, они «такие же древние, как Иисус или Цезарь». На протяжении сотен лет они вовлечены в социальное поведение, общаясь друг с другом через обширную сеть корней. Люди относятся к ним как к почитаемым предкам, ведь, в конце концов, они разделяют с нами значительное количество ДНК. И как бы фантастически это ни звучало, все эти качества деревьев реальны. В «The Overstory» Пауэрс не столько пишет миф, сколько переносит реальность в укоренившуюся систему веры.

Роман хорошо вписывается в растущий жанр «климатической фантастики», который исследует последствия изменения климата и влияние человека на Землю. Хотя термин, придуманный бывшим журналистом Дэном Блумом, используется уже около десяти лет, его понятие приобрело новое значение в последние годы. Так, свежие работы затрагивают все более насущные проблемы, такие как глобальное потепление, засуха и повышение уровня моря. Климатическая фантастика зачастую носит спекулятивный характер: например, такие книги как «Золото. Слава. Цитрус» ( «Gold Fame Citrus» Claire Vaye Watkins ) Клэр Вай Уоткинс и «Водяной нож» Паоло Бачигалупи рассказывают о пораженных засухой антиутопиях на американском Западе. Но другие романы, к примеру, «Плывущий мир» (The Floating World) К. Морган Бабст, описывающий последствия урагана «Катрина», наглядно показывают нам, что последствия изменения климата не нужно воображать. Они уже достаточно реальны.

Пауэрс был финалистом Пулитцеровской премии в 2006 году за роман «The Echo Maker» о бедной женщине, которая заботится о своем брате после черепно-мозговой травмы. Роман получил Национальную книжную премию в разделе художественной литературы. Эта книга, как говорил Пауэрс в прошлогоднем интервью с «Los Angeles Review of Books», также частично является «историей забытого родства» между людьми и птицами, чей интеллект «достаточно глубокий и чуждый, незримый для многих из нас». «The Overstory» идет еще дальше этой темы, побуждая людей признать деревья такими же существами, как и они. Это двенадцатый опубликованный роман Ричарда Пауэрса, и после легендарной тридцатилетней карьеры он, похоже, считает его своего рода прибытием, творческим и личностным, туда, куда он всегда и направлялся. «Я просто хочу ходить, смотреть, слушать, дышать и писать эту же книгу, — сказал он в интервью с "Chicago Review of Books", — снова и снова, с различных сторон и углов, с персонажами такими старыми и большими, каких я только могу себе представить».

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
19 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 1

Рад что этот роман должны перевести на русский.

Читайте также