5 апреля 2019 г., 14:13

6K

Темный блеск Брета Истона Эллиса

13 понравилось 0 пока нет комментариев 2 добавить в избранное

Сатирический ужас дебютного романа Эллиса «Меньше чем ноль» придает ему соблазнительную силу

Автор: Отесса Мошфег

«TaB» был представлен в 1963 году как первый диетический напиток «Coca-Cola». В нем вместо сахара использовался сахарин с нулевой калорийностью – новшество, которое должно было вдохновить людей на употребление газированной сладости. Наконец, удовольствие можно получить без чувства вины, риска или наказания. Забудьте о воде – там была содовая, которая могла сделать жизнь беззаботной. Выпейте ее, и вы будете освобождены от забот и ответственности. Так предлагали объявления. Более шутливо, рекламные ролики с тощими женщинами, пьющими «ТаВ», продавали потребителям идею, что выпивка сделает вас худыми. В этом смысле «TaB» был меньше нуля.

Я помню, как впервые увидела «TaB» в фильмах в 80-х годах, когда напиток поднялся до пика популярности. И он появляется в «Меньше чем ноль» 21-летнего Брета Истона Эллиса довольно часто. Как и следовало ожидать, на первых страницах мы узнаем, что Мюриэл, второстепенный персонаж, попала в больницу с анорексией. Небытие «ТаБ» кажется центральным в бессмысленной роскоши и бедах молодого поколения 80-х годов: иммунитет и неэффективность – это высшие привилегии молодых, красивых и богатых. «Меньше чем ноль» связывает эту неэффективность с минимализмом, сжимая скуку в страх, а затем в ужас. Таким образом, он преуспевает в создании чего-то из ничего.

Предпосылка романа проста: Клэй, 18-летний первокурсник колледжа, возвращается домой в Лос-Анджелес на зимние каникулы. Его бывшая девушка, Блэр, забирает его из аэропорта и везет домой, где его встречает только новая экономка и разорванный плакат с Элвисом Костелло на стене спальни. Это не Лос-Анджелес в целом, а очень специфическая огороженная земля с многомиллионными домами, мальчиками у бассейна, частными поварами, Ламборджини, безупречной кожей, смогом и бриллиантами, дизайнерской одеждой и нарциссизмом, настолько безудержным, что это считается статус-кво. В течение нескольких недель, проведенных дома, Клэй общается со старыми друзьями, устраивает вечеринки, разъезжает по округе, дурачится с парнем и несколькими девушками, вспоминает, чем-то манипулирует, одалживая деньги другу, которому приходится прибегать к уловкам, чтобы расплатиться с долгом.

картинка Stoker1897


Сказать, что молодежь плохо себя ведет, значило бы намекнуть на то, что есть хорошо воспитанные взрослые, преследующие их со своими правилами. Но родители отсутствуют, если не физически, то, конечно, психически, и отношения матери и отца Клэя, которые распались, не слишком далеки от их детей – отчужденные, испорченные и разобщенные. Все сплетничают, спят друг с другом, ездят пьяные. Это не дети 90-х в подростковой драме «Беверли-Хиллз, 90210» пытаются управлять общественной жизнью и радовать своих родителей хорошими оценками. Это более высокий слой, один из расстройств, вызванных богатством, заработанным в культуре, где нет ничего святого. Развлечение и его эксплуататорская индустрия всегда толкают сознание в пустоту безразличия. Только алхимические меры человеческого опыта, кажется, связаны: секс и наркотики. Так происходит и в «Меньше чем ноль», где мама или папа каждого – кинорежиссер или кинозвезда, а их дети предоставлены сами себе, имеют дорогие автомобили и кредитные карты в своем распоряжении.

Эмоциональная валентность речи Клэя резка, голос плывет вместе со смогом и сигаретным дымом. Как читатель, я присоединяюсь к нему, но Эллис все равно заставляет меня задуматься, находится ли Клэй внутри или снаружи небытия. Клэй не является прагматичной душой, но был заглушен угнетением отсутствия любви в своем воспитании и культуре, в которой развилась его личность. Балансируя между двумя мирами – Нью-Гэмпширом, где он учится, и Лос-Анджелесом, – он, кажется, увидел свет. Суждение не может существовать в вакууме. На протяжении большей части романа Клэй обуздывает тихое терпение человека, которому негде быть лучше, у которого нет будущего и нет надежды. Но скорость его рассказа – бег на высокой скорости с молчаливым беспокойством, бег по шоссе со скоростью 100 миль в час на депрессантах – дает краткую пустоту повествования своей движущей силы. Как Эллис сумел придать голосу Клэя напряжение и странность, которые делают эту книгу неудержимой, выше моего понимания как писателя. Это спокойствие, которое чувствуешь за несколько секунд до автокатастрофы, когда видишь приближающийся грузовик и уже поздно менять полосу движения. Безупречное время, особенно в сценах диалога, отражает банальности жизни Клэя таким образом, что это вызывает у меня отвращение и разбивает мое сердце.

Возможно, это против правил книги, консервативной и сентиментальной, указывать на полное отсутствие любви в ней, такова клетка вокруг ее сердца. Выделенные курсивом разделы романа повествуют о более эмоциональных временах в Палм-Спрингс до смерти бабушки Клэя, и даже тогда мир плоский, лишенный нежности. Прошлое – это дым в пустыне. Это может преследовать вас, но не имеет никакого отношения к бесцельности вашего нынешнего существования. У Клэя есть две сестры, но они тоже часть системы нудной работы и тщеславия. Отец Клэя водит его на обеды и обращается с ним скорее как с подчиненным или легкомысленным служащим, чем с любимым сыном. Его мать почти невидима в своей блондинистости. Кажется, они с Клэем понимают, что поверхностное общение позволяет избежать болезненных территорий отчуждения и страданий. Когда он превращает потомство холодной голливудской элиты в горячих потребителей и позеров в пантомимной версии их жадных, отчужденных родителей – пьющих кока-колу, обедающих, получающих напитки в Polo Lounge в отеле «Беверли-Хиллз» – «Меньше чем ноль» сатиризирует мир, который чувствует себя символом болезней 1985 года. Объективизм героя близок к объективизму автора.

Возможно, это моя проекция как читателя, которую я делаю, чтобы объяснить, как голос, столь безучастный в его произнесении, может заставить мое сердце разбиться: я так сильно хочу, чтобы этот мир был привязан к чему-то реальному, был царапинами на тюремных стенах, и чтобы эти метки были богаты смыслом. Экспертная сатира функционирует таким образом; несмотря на прямое чтение, мы все еще идентифицируем и понимаем. Это не просто критика мира, а полное его переживание. Немного покопавшись, я узнала, что родители Эллиса расстались в 1982 году. Интересно, насколько автобиографичен роман на самом деле. Не то чтобы это изменило бы его влияние, но интимное знание такой нишевой сферы жизни поднимает вопрос.

картинка Stoker1897


Я могу только представить отчуждение, которое испытывал этот литературный гений в мире, который превращал искусство в развлечение, предназначенное сделать нас рабами моды и взглядов, упорно работать, чтобы купить правильные автомобили, встречаться с правильными людьми, пить непитательные безалкогольные напитки, сидеть перед телевизором. Только яркий молодой человек может смотреть на современный мир и видеть, куда он движется, сбитый с толку статикой прошлого. Одно из политических прочтений – сказать, что книга функционирует как осуждение зла СМИ. Лос-Анджелес – фабрика иллюзий. Он создает иллюзии и создает конкретную иллюзию вокруг этого создания. Голливуд, который издалека выглядит как мерцающая магия, представляет собой сложную систему эгоистичных руководителей, ответственных за питание масс-нарративных СМИ, тех кассовых хитов, которые мы празднуем как выражение нашей культурной идентичности. Выросший в Шерман-Оукс, в долине Сан-Фернандо в Лос-Анджелесе, Эллис, возможно, испытал эту культуру на себе.

«Меньше чем ноль» был опубликован в 1985 году, в том же году рейс 847 TWA был угнан «Хезболлой», вышла американская версия развлекательной системы Nintendo, и Унабомбер убил свою первую жертву. Страховые компании начали скрининг на ВИЧ. Был представлен компакт-диск. Рональд Рейган, бывший актер, глубоко укоренившийся в коррумпированной голливудской политике, был президентом США. Экономический крах среднего класса был романтизирован в Голливуде ради большой прибыли, продавая атрибуты страдания людям, живущим по-настоящему, без стратегии выхода, но с собственными глазами и ушами, приклеенными к экранам и радио. Подумать только, это были гораздо более невинные времена! Десятилетия спустя, с Трампом в должности, кажется, что, когда в Белом доме есть артист, наша культура опускается в непристойность – мы теряем след того, что мы подразумеваем под «человечностью».

Эта концепция возникает только в контексте боли и смерти. Между тем, разделение между искусством и развлечениями становится удивительно ясным. Развлечения – это корм для масс, что-то, чтобы они были заняты и делали покупки, пока мир умирает. Голливуд извлекает выгоду из нищеты, консервируя культуру и скармливая ее нам ложку за ложкой. Искусство, напротив, критикует систему промывания мозгов, дегуманизации, потребительства и жадности. Разница между искренностью и сатирой в глазах смотрящего. Кто-то с критическим мышлением может обнаружить сатиру. Тот, кто привык глотать вслепую все, что ему подают, никогда не поймет тонкости. Я думаю, именно поэтому «Меньше чем ноль» был так противоречив. Конец книги – результат такого безразличия. В переулке лежит мертвый ребенок, которого друзья Клэя превращают в зрелище, двенадцатилетняя секс-рабыня накачана наркотиками и привязана к кровати. К концу романа Клэй, поначалу работавший на парах своих привычных школьных шаблонов, начинает видеть выход из тумана. Это шок от вида мертвого ребенка или двенадцатилетней секс-рабыни, или его отвращение к себе как к участнику пассивности. Двусмысленность именно такова.

Тонкость необходима для сатиры, но не ценится в США. Мы ценим самоуверенность, апломб, прямые атаки и торжества. Мы предпочитаем прямые стрелы инсинуациям. Это слабость. Сатира – самый трудный режим в литературе, потому что она функционирует с тонким, невидимым слоем самосознания, которого часто не хватает читателям. Бесчувственный читатель «Меньше чем ноль» может подумать: «Ну, это было тревожно», и указать на моменты яркой эксплуатации как «неуместные» и «неправильные». Такой читатель не ценит невероятное время, сдержанность и синхронность в написании, а также тот факт, что эти «неуместные» сцены на самом деле являются прямым отражением реальности. Мы часто отказываемся признавать уродство в себе и в нашем мире из-за стыда или тщеславия.

Генеративный опыт чтения этой книги состоит в том, чтобы смотреть на портрет человеческого мира – ЛА – это его костюм – достаточно долго, чтобы видеть сквозь фасад. Под брюхом всегда темно, но эта темнота – не самое интересное. Это то, что скрывает тьма, – пустое место, не испорченное романтикой и сентиментальностью, суровая правда. Она невидима, потому что она истинна. Нужно отделиться от мирской деятельности жизни, чтобы увидеть эту пустоту, эту свободу. Это красота «Меньше чем ноль». Спокойная прозрачность экзистенциального ужаса – вот что поразило меня. Я не в ужасе от двенадцатилетней девочки, одурманенной наркотиками и привязанной к кровати во время группового изнасилования. Я в ужасе от тишины вокруг этого. Если эта книга является экзистенциальной сатирой, то ее предпосылкой является то, что мир – это ад, замаскированный под рай.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

13 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также