7 декабря 2018 г., 16:12

3K

Великими поэтами рождаются или становятся?

23 понравилось 5 комментариев 5 добавить в избранное

Бывает и так, и так. Однако, просто таланта недостаточно, нужна еще и удача

Автор: Елена Ферранте

Насколько я знаю, вековой спор о таланте до сих пор не разрешен. В наши дни так же, как и в древности, некоторые считают, что поэтами рождаются, а не становятся; другие же, напротив, уверены, что природная склонность к поэзии хороша сама по себе, но чтобы достичь вершин, ее надо развивать.

Лично я среди тех, кто придерживается именно второго мнения, высказанного еще Цицероном и Квинтилианом. Одного таланта мало: если талантливый человек не совершенствуется, то в лучшем случае он «изобретает колесо», идет уже проторенной другими дорогой. Те, кто чувствуют в себе творческое начало, не должны растрачивать его, довольствуясь только излияниями души. Изливать душу можно и нужно, но сначала желательно изучить традиции, попробовать технические приемы, наработанные за века, не писать как вздумается, а выбирать модели для подражания у поэтов-мастеров, черпать у них силы идти к цели.

Но значит ли все вышесказанное, что каждый, у кого есть хоть крупица таланта и соответствующее хорошее образование, непременно станет великим поэтом? Разумеется, нет. Человек, испытывающий острую необходимость выразить собственные переживания в соответствующей форме, имеет полное право и даже моральное обязательство сделать это, только, желательно, не превратившись в зануду, вроде того, который, цепляясь за тунику Горация, навязывал ему свои стихи.

Великими не рождаются и, возможно, не становятся. На талант, развитый или еще сырой, внезапно и самым удивительным образом должна оказать влияние некая загадочная сила – удача.

То есть, поэту не только нужно иметь дарование вкупе с благоприятной возможностью оттачивать его, но еще и быть удачливым.

Удачей, как правило, объясняют чей-то успех, когда не находят более дискредитирующего объяснения. Так в чем же состоит эта удача? Можно всю жизнь работать, задействуя все свои умственные способности, мастерство и самодисциплину, и тем не менее не добиться какого-то значимого прорыва. Удача – это как раз и есть прорыв: тот ошеломляющий момент, когда очень личное и очень незначительное произведение преображается; например, история о путешествии в иной мир становится «Божественной комедией», а история о морских приключениях – «Моби Диком».

К сожалению, даже если внезапный прорыв и случился, то ни хвалебные отзывы критиков, ни любовь публики, ни даже сам автор не могут гарантировать, что это был настоящий успех и он продлится и далее. Будущее любого произведения даже более туманно, чем будущее его автора. Надо смириться с этим и упорно работать всю жизнь, ничего не прося взамен.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

23 понравилось 5 добавить в избранное

Комментарии 5

Становятся, конечно. При наличии определенных способностей.

у всех поэтов мания величия
они считают себя особенными
выше прозаиков

Полагаю, что поэтами становятся. Но, кто-то идет к этому медленно и верно, а кто-то-стремительно. Зависит от уровня таланта и предпосылок его развития, а также окружения. Если все вокруг тычут, говоря :"Ты-бездарность! У тебя нет шансов" Даже не начинай!", то и шансы развития таланта нулевые-рубят на корню. И, наоборот, если поддерживают в начинаниях, то у начинающего поэта есть стимул развиваться, оттачивать мастерство. Не бывает такого, что проснулся и вдруг ощутил себя поэтом. Это-работа. Только трудозатраты у всех разные. Чем больше практики, стремления к улучшению качества, развитию и стимула, тем поэт раньше сформируется как поэт, а не как бумагомаратель. Мое мнение таково. Что касается мании величия, то страдают ей и музыканты, и художники, и директора фирм. Ярлыки здесь вешать ни к чему. Скорее, если применять данное определение к поэтам и прозаикам, то стоит его заменить на "высокомерие", что также свойственно вышеперечисленным категориям да и почти всем людям. Есть талантливые люди, кто обладает заниженной самооценкой, а есть те, кто считает себя выше всех. И те и другие неверно оценивают себя и свои возможности, и, как следствие, не развиваются в достаточной степени. А талант и удача вообще разные понятия.,песни, так сказать, из разных опер. Разве можно их ставить в одну линию? Удача лишь помогает стать заметным поэту. Но на талант никак не влияет.

stihiraa,

Полагаю, что поэтами становятся. Но, кто-то идет к этому медленно и верно, а кто-то-стремительно.

Иной раз читая биографию поэта, ловишь себя на мысли, что поэтом человек стал лет эдак в 6, но ещё пока не знает об этом и заворожён полётом мотылька на цветком...)
А про "зарубить талант на корню", вы правы. Наверное, поэт есть в каждом, только нужно его пробудить. У каждого это получается по разному. Ван Гог - поэт красок. Он вообще стал писать очень поздно. Хотя, влюбившись, каждый из нас чуточку поэт)
Кстати, о высокомерии... влюблённый говорит любимой своей: я люблю тебя сильнее всех на свете. Это высокомерие? Он знает как её могли бы любить другие? Но это нормально, и в некоторой степени сравнимо с подобными мыслями поэтов о своей "музе", творчестве...

laonov, Вы абсолютно правы. Что касается высокомерия, я имею в виду высокомерие относительно себя любимого. А вот чувства (любые) дают толчок к искусству в той или иной степени. Но, согласитесь не каждый при порывах ненависти или любви становится поэтом. Да и выражать свои чувства можно по-разному: кто пером, а кто кистью. Возможно все зависит, так сказать, от души. Если человек в душе мягок, видит с детства прекрасное во всем, его окружают образованные люди, культурно развивают, то и предпосылки творчеству не могут не возникнуть.

Читайте также