20 октября 2018 г., 05:16

3K

The Guardian: Женоненавистник без чувства юмора? Почему не все понимают Ницше

35 понравилось 1 комментарий 6 добавить в избранное

Немецкого философа приняли ультраправые, но он ненавидел антисемитизм. Его неверно понимали, утверждает его биограф.

Автор: Сью Придо

Фридрих Ницше , Карл Маркс и Чарльз Дарвин – триумвират великих мыслителей XIX века, чьи идеи даже сегодня имеют солидный вес. Ницше был первым иконоборцем философии, ему принадлежат выражения «Бог мертв» и «Нет фактов, есть только интерпретации». Весьма актуально то, что его связь с такими понятиями, как «сверхчеловек», «мораль господ», «мораль рабов» и, что, вероятно, опаснее всего, «воля к власти», тоже послужила причиной широко распространенных неверных интерпретаций. В частности, есть три мифа, нуждающихся в развенчании: что его политические взгляды были ультраправыми, что он был женоненавистником и об отсутствии у него чувства юмора.

Неверное восприятие процветает. Ричард Спенсер, лидер американских ультраправых, утверждает, что «прозрел благодаря Ницше», да и Джордан Питерсон повторяет многие цитаты. Но давайте начнем с нацистов. Выросший во время правления Бисмарка, Ницше ненавидел три вещи: большое государство, национализм и антисемитизм. «Германия, Германия превыше всего, на этом заканчивается немецкая философия», – писал он вместе с «Я прикажу расстрелять всех антисемитов».

Его сестра Элизабет придерживалась противоположных взглядов. Она вышла замуж за известного антисемитского агитатора (Ницше отказался прийти на свадьбу), после чего пара переехала в Парагвай, чтобы основать Новую Германию чистокровных арийских колонистов. К тому времени, как в 1889 году эта затея провалилась, Ницше помутился рассудком. Элизабет вернулась в Германию, где стала ухаживать за братом, собрала все его бумаги и создала музей-архив Ницше.

картинка ne-ta-lady
Человек – ошибка Бога, или Бог – ошибка человека?
Фото: Culture Club/Getty Images.


Что касается фальсификации новостей, Элизабет была первопроходцем в этой области. Когда Ницше умер в 1900 году, она не посчитала его посмертную маску достаточно впечатляющей, поэтому изготовила подделку. Та же судьба постигла и его литературное наследие – она переворошила тексты, вырезая и вставляя отрывки по собственному усмотрению. Она опубликовала недостоверную биографию Ницше и придержала публикацию его автобиографии «Как становятся сами собою», пока не удалила нелестные упоминания о себе.

Ницше всегда был скуп в вопросах публикации, но он очень любил играть словами в названиях книг. Книжных заголовков он написал намного больше, чем самих книг. Один из забракованных назывался «Воля к власти». Он нацарапал список покупок на заброшенном листе с этим названием. Но Элизабет брала фрагменты то оттуда, то отсюда, составила книгу, называвшуюся «Воля к власти», и издала её под именем брата. Книга имела такой успех, что спустя несколько лет Элизабет опубликовала значительно расширенное издание.

Элизабет умерла в 1935 году, потратив, таким образом, около сорока лет на изучение текстов и писем и манипулирование литературным наследием. Музей-архив Ницше стал заведением, полным ультраправых, чей агрессивный национализм был отражением её собственного. Среди них были Освальд Шпенглер и Альфред Боймлер, курировавшие сожжение книг в Берлине и готовившие к новым изданиям тексты Ницше, в том числе «Волю к власти», где автором опять-таки значился сам Ницше, а не Элизабет. В качестве редактора музея-архива Мартин Хейдеггер указал Боймлера. Они оба придерживались удивительного мнения: на изданные работы Ницше обращать особого внимания не стоит, поскольку подлинная философия живет в его неопубликованном наследии, которым Элизабет манипулировала по собственному усмотрению. Это позволило им продолжить соединять разрозненные фрагменты, чтобы вложить в уста Ницше свои идеи.

Элизабет восхищалась Муссолини. В 1932 году она убедила Веймарский национальный театр поставить спектакль по написанной им пьесе. Во время выступления появился Гитлер и вручил ей огромный букет цветов. Год спустя, уже будучи канцлером Германии, он посетил музей-архив Ницше, привычно держа в руке хлыст. Он пробыл там полтора часа. Когда он вышел из музея, хлыста при нем не было. Его заменила трость Ницше, подаренная Элизабет.

Гитлера ослепила идея подать себя лидером-философом. Невозможно доказать, изучал ли он труды Ницше, широко распространено мнение, что все же нет. Среди его сохранившихся книг на период тюремного заключения в 1924 году, пока он писал «Мою борьбу», нет работ Ницше. Существует вероятность, что они были частью его книжной коллекции в то время и впоследствии были утрачены, но его поздняя библиотека не содержит зачитанных экземпляров. Пресловутый фильм о Нюрнбергских съездах 1934 года получил нарочито ницшеанское название «Триумф воли», но когда режиссер, Лени Рифешталь, спросила у Гитлера, любит ли он читать Ницше, тот ответил: «Нет, не слишком… он не мой учитель».

Сложные идеи, фигурировавшие в книгах, не представляли для него пользы, в то время как броские выражения, например, «белокурый зверь», «сверхчеловек» (ни одно из этих понятий расовым не является) и «за пределами добра и зла» стали крылатыми. Тем не менее, пусть даже нацистские пропагандисты узурпировали выражения Ницше и их смысл, некоторым из них была очевидна их абсурдность. Эрнст Крик, известный нацистский идеолог, саркастически подмечал, что если бы не тот факт, что Ницше не был ни социалистом, ни националистом, ни сторонником расового мышления, он мог бы быть ведущим национал-социалистическим мыслителем.

Также у Ницше незаслуженная репутация женоненавистника. Он родился в 1844 году и проходил обучение в одной из лучших школ Европы, в то время как Элизабет отправили в школу для молодых дам под руководством фройляйн фон Параски, где её учили, как заполучить мужа, вести домашнее хозяйство и говорить по-французски в достаточной степени, чтобы казаться элегантной, но (Боже упаси!) не ученой. И всё же Ницше относился к Элизабет как к равной. Он давал ей списки книг для чтения, убеждал жить своим умом и расширять кругозор, посещая публичные лекции.

картинка ne-ta-lady
Лени Рифеншталь работает над фильмом «Триумф воли» в Нюрнберге в 1934-м.
Фото: Friedrich Rohrmann/EPA


В 1874 году, когда он был профессором филологии в Базельском университете, проводилось голосование о приеме в университет женщин. Ницше был одним из тех четверых, кто проголосовал «за», и предложение было отклонено.

В 1876 году он отправился в Италию, чтобы присоединиться к Мальвиде фон Мейзенбуг, феминистке, активно боровшейся за эмансипацию женщин. Мейзенбуг была выслана из Германии за нелегальный ввоз писем во время революции 1848 года, после чего она поселилась на севере Лондона в качестве политической беженки, давая частные уроки. Репутация Мальвиды была такова, что когда Гарибальди плавал по Темзе в 1864 году, он пригласил ее на яхту, чтобы побеседовать о политике за завтраком. Мальвида была очарована пиратским лоском Гарибальди – по его приказу с яхты спустили мягкое кресло, чтобы доставить гостью на палубу со всеми удобствами.

Ницше и Мейзенбуг намеревались основать школу для свободных духом в пещерах под Сорренто. «Свободные духом» включали женщин, и ничто не должно было ограничивать их в изучении культуры, философии, эстетики, религиозного скептицизма и вопросов сексуальной свободы. Школа так и осталась в мечтах, но дружба с Мейзенбуг привнесла в его феминистский круг суфражистку Мету фон Салис-Маршлинс и Резу фон Ширнхофер.

К 1880 году женщинам было разрешено приходить в лекционный зал университета в качестве слушательниц. Ницше призвал сестру, Салис-Маршлинс, и Ширнхофер этим воспользоваться. В 1887 году Салис-Маршлинс стала первой женщиной, получившей степень доктора философии в швейцарском университете. Ширнхофер последовала её примеру. Обе получили докторские степени по философии.

В 1882 году Ницше окончательно и бесповоротно влюбился в Лу Саломе, которая позже очаровала и Рильке, и Фрейда. В этот период он писал о психологической дилемме женщин. В «Веселой науке» он отмечает, насколько ужасно то, что рассказывают молодым женщинам о сексе – что он постыден и греховен, только чтобы позже сослать их в брак, в котором мужчина, которому их учили поклоняться, словно богу, станет принуждать их к ужасам супружеских обязанностей. Как им полагается справляться с подобным? «Вот, – замечает он, – кто-то завязал психический узел, равных которому нет».

Я и не подозревала, что Ницше мог быть смешным, пока не прочитала его письма. «Даже добрейший и разумнейший человек, если он носит большие усы, может сидеть словно бы в их тени и чувствовать себя в безопасности, – высмеивая себя, писал он. – Обладая длинными усами, он будет создавать впечатление вспыльчивого и порой жестокого военного, и относиться к нему будут соответственно».

Вынужденный из-за слабого здоровья и плохого зрения облекать свою философию в короткие афористические выплески, Ницше знал силу раздувающегося пузыря смеха – только чтобы проколоть этот пузырь, стоит читателю вдуматься в значение. «Является ли человек ошибкой Бога или это Бог – ошибка человека?». «Человек не стремится к счастью, только англичанин», – критика в адрес Джереми Бентама и Джона Стюарта Милла. «Владение обычно сужает владение». «Никогда не доверяйте мысли, пришедшей к вам в голову в помещении». Он смеялся даже над читателями: «Худшие из них те, которые ведут себя, как завоеватели: они берут несколько вещей, которые могут использовать, смешивают с грязью и разрушают остальное и хулят всё в целом».

Ницше – необычный философ потому, что он не указывает нам, что думать. Нет такого понятия – «ницшеизм». Ницше сам резюмирует это в одном из своих афоризмов: «Вы скверно вознаграждаете учителя, став всего лишь учеником». Проще говоря, читайте меня, но думайте самостоятельно.

Что касается мифов, распространенных вокруг личности Ницше, последнее слово, безусловно, должно принадлежать ему самому. «Меня пугает, – писал он, – сама мысль о том, что неквалифицированные и негодные люди могут однажды сослаться на меня. Тем не менее, таков удел каждого учителя… он знает, что, учитывая все обстоятельства и случайности, может стать грозой для человечества, а может – благом».

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Guardian
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

35 понравилось 6 добавить в избранное

Комментарии 1

Не такой уж Ницше страшный человек)

Читайте также