7 октября 2018 г., 10:00

5K

Завязывайте уже с волшебными историями преображений!

60 понравилось 27 комментариев 6 добавить в избранное

Что не так с книгами, использующими физические изменения или улучшение личного стиля как средство развития персонажа

Автор: Брианна Альфонсо (Brianne Alphonso)

История Золушки всегда казалась мне какой-то поверхностной. Возможно, всё дело в понимании того, что надень я туфли из стекла на высоких каблуках, как сразу оказалась бы в больнице с многочисленными швами на ногах в стиле Франкенштейна. Хотя, возможно, меня смущает сама мысль, что можно выйти замуж, всего лишь проплясав с избранником одну ночь на балу. Нет, стойте, меня скорее пугает концепция многовековой давности, согласно которой тебе достаточно измениться внешне, чтобы получить счастье на всю жизнь. Есть в этом что-то неправильное.

Я не могу назвать «Золушку» самой нелюбимой своей сказкой – ничто не сравнится с оригиналом «Спящей красавицы» и жизнью героини после пробуждения (имеется в виду изнасилование спящей девушки принцем, после чего она родила и проснулась, когда голодный ребенок начал сосать её палец – прим. перев.). Но именно «Золушка» оказалась самой популярной историей и бесчисленное количество раз сюжетно повторялась в самых разных произведениях. Она – модель поведения для каждого гадкого утенка, мечтающего стать лебедем и повторить её историю успеха на глазах у ненавистных завистливых родственников. По сути, Золушка служит образцом для любой прозы о внешних изменениях.

Мы влюблены в такие произведения, и они, конечно, не ограничиваются литературой. Фильм «Это всё она» является киноклассикой 90-х годов, но примерно то же происходит и в «Бриолине». В финале там есть не только запоминающаяся песня, нам также показывают, что Сэнди переодевается в модную кожаную куртку, и такую трансформацию вряд ли можно одобрить. После этого можно со спокойной совестью забыть большую часть мюзикла, показывающую, как непросто ей, видимо, было раньше со сверстниками.

Этот стирающий память взрыв удовлетворения – суть всего происходящего. Все медиапродукты – фильмы, книги, телевидение и рекламные ролики – давно уже довели наше стремление к совершенствованию до максимума, рассказывая об уходе за кожей с фото «до» и «после», причудливых диетах и том, что нельзя носить в этом сезоне. У нас даже появляется желание промотать всё ненужное и сразу прочитать последние пятьдесят страниц романа, чтобы добраться до большого финала. Именно этот момент служит кульминацией вложенного времени, усилий и советов, обрушивающихся на персонажей, которые всё равно меня не слышат. На последней странице история, так или иначе, заканчивается в духе «жили долго и счастливо».

картинка Count_in_Law
Кадр из фильма "Бриолин" (1978)


Так в чем же проблема?

Дело в том, что все эти преображения изначально основаны на неверном посыле – что преображение нам в принципе необходимо. Конечно, за ремонтом дома интересно наблюдать, даже когда он не слишком нуждается в улучшениях. Допустим, у него плесень в подвале или термиты на чердаке. Тут и там краска шелушится, а кому-то не нравится, что происходит на потолке. Большинство зданий действительно нуждаются в преображении. Истории о внешних изменениях исповедуют ту же концепцию, но мы можем согласиться с ней, только если проигнорируем тот факт, что люди – это не дома. Нам не нужна свежая покраска фасада, чтобы повысить нашу рыночную стоимость.

Такие книги боготворят физические изменения, превращая пустые слова в полноценную идеологию: «Ты по-прежнему ты, просто лучшая версия себя!» Нет ничего плохого в том, что люди хотят разодеться и накраситься, но примеры, которым нас при этом убеждают следовать, все эти «лучшая версия себя», оставляют желать лучшего. Это в любом случае вымысел, будь то роман в жанре янг-эдалт или реалити-шоу, и он навязывает нам смехотворные стандарты красоты.

Давайте посмотрим на всё это повнимательнее. Главная героиня упорно работает над собой, полностью исключает из своего рациона сахар, приводит себя в форму, и вдруг её жизнь кардинально меняется! Мы все читали такую книгу или видели такой фильм. Вирджи Товар проделала фантастическую работу по развенчанию этого мифа о потере веса. Даже если числа на весах наконец достигнут приемлемых величин, всё равно существует проблема с постоянным подсчетом калорий в порции еды или зависть к меньшему размеру на стойке для одежды. Цифры никогда не достигнут воображаемого идеала. Всегда найдутся люди, которые будут сыпать вам соль на рану и, вопреки здравому смыслу, долбить вас далекими от здравого смысла суждениями: ты слишком толстая, чтобы есть, слишком толстая, чтобы пить, слишком толстая, чтобы сидеть, ох, мне стыдно за тебя. Всё это равносильно жирофобии, социально одобряемому осуждению и краже телесной автономии.

картинка Count_in_Law
Вирджи Товар, автор феминистской книги о праве быть жирным
Фото: Andria Lo


Книги о преображениях, сюжет которых основан на потере веса, восхваляют такое сознательное отношение к своему телу. Они одобряют тех, кто добивается общественного одобрения, мучая себя голодом во имя гламура. Любое потакание сладостям и углеводам воспринимается как недостаток характера или симптом личных проблем, которые главный герой просто обязан победить.

Помимо веса, книги о преображениях акцентируются на гардеробе, ступая на мрачную территорию классовых различий. Не у всех в наличии имеется волшебная фея-крестная, чтобы одним взмахом волшебной палочки подарить им новое платье. Ключевым вопросом здесь становятся привилегии. Истории о преображениях почти всегда сопровождаются масштабным шоппингом. Волосы, макияж, более плотные рубашки и более блестящие аксессуары. Такие книги с презрением смотрят на рабочую одежду старой Золушки и заигрывают с сентенцией, что кардинальное обновление образа жизни (да здравствует капитализм!) – это прямой путь к счастью. Именно сделанные на заказ стеклянные туфельки привлекут к вам Прекрасного принца, а вовсе не ваша восхитительная личность. Те, у кого нет знакомых волшебников или солидного банковского счета, чтобы нанять людей, кто может их изготовить, могут идти мимо – в сказку их не пустят.

К моему удивлению, Голодные игры оказались одним из лучших развенчаний этого мифа из всех, что я когда-либо читала. В Капитолии ярко проявляется разделение на богатых и бедных, но Китнисс играет в игру с переодеванием только для того, чтобы успешно найти себе спонсора. Она превращается в личность, внешне приемлемую для высшего общества, исключительно чтобы выжить, а они, в свою очередь, восхищаются ею как своей новой игрушкой. Золушка, Китнисс и Элиза Дулиттл из «Моей прекрасной леди» – все они надевают красивые платья ради попадания в обожествленную верхушку общества. Книги о преображениях прославляют такой способ социальной мобильности, и, хотя я уверена, что богатство – это здорово, мне не нравится мысль, что простые бедные люди обязаны чувствовать себя несчастными и будут делать это до скончания веков. Персонаж, не прошедший стадию внешних изменений, словно заранее обрекается на то, что он проиграет в любой ситуации.

Действуя в строго заданных рамках, книги о преображениях ограничивают возможные способы личностных «улучшений». Девчонка-сорванец непременно должна стать королевой выпускного бала, ботаник должен обзавестись накачанным прессом, а неуклюжие герои должны обрести элегантность. Здесь нет места никакому отклонению от стандартных идеалов женственности и мужественности, а весь смысл происходящего заключается в том, чтобы при помощи внешних факторов преобразиться в соответствии с заданным стандартом.

Повторюсь, многое из этого давно устарело. Конечно, тут есть свои проблемы. Именно такие суждения вызвали моду на суждения «настоящая красота внутри». Разве вам не понравилось, как героиня Энн Хэтэуэй в «Дьявол носит Прада» сначала превратилась из обычной девушки в модницу, но потом снова вернулась к прежнему уютному стилю? А как насчет «Дрянных девчонок», где новенькая избавляется от тяги к розовому цвету и лишает главную красавицу короны «Весенней королевы»? Эти истории бросают вызов золушкоподобным преображениям, не так ли?

картинка Count_in_Law
Кадр из фильма "Дьявол носит Prada" (2006)


Однако и здесь есть проблема, которая скрывается глубоко в повествовательной структуре, превращая внешние изменения в центр сюжета. Физическое преображение, даже если оно впоследствии было отыграно назад, всё равно является тут главной движущей силой, приводящей к развитию персонажа. История начинается с чувства внутренней неудовлетворенности, а внезапная потребность в переменах служит импульсом, заставляющим сюжет катиться дальше. Главный герой растет и переосмысливает себя в связи со своим меняющимся внешним видом. На пике этот процесс дарует уверенность в себе. Он создает возможности, которые в противном случае были бы недоступны, и провоцирует героя на довольство собой или самокритику.

Путь трансформации неразрывно переплетается с формулой повествования. Даже если чудесное преображение отменяется во имя внутренней красоты, герои всё равно сначала усваивают социальные различия и только потом отвергают их, возвращаясь в свою собственную шкуру. По сути, такое развитие означает, что вы обязательно должны ненавидеть себя, прежде чем заслужить право себя полюбить.

И это отстой. Нам нужно перестать использовать преображение в качестве средства развития персонажа. Двум этим процессам не по пути. Золушка никогда не стремилась взобраться вверх по социальной лестнице, как не пыталась изменить мир вокруг себя. Она была просто трудолюбивой девушкой, которой очень хотелось отправиться на вечеринку. Переодевание не должно восприниматься как процесс изменения жизни, это лишь элемент эгоистичной социальной игры. Иногда она может затянуться, иногда прекращается с наступлением полуночи, но в любом случае не должна иметь такого огромного значения, потому что в человеке всегда скрывается больше, чем можно увидеть на поверхности.

Может, вместо книг о преображениях нам нужно больше романов о любви к себе? В мире так много вызовов, из которых может выйти отличная история, так давайте прекратим нормализовать чрезмерно низкую самооценку. Только придумывая персонажей, которые любят себя от начала до конца, мы можем и сами научиться делать то же самое.

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Electric Literature
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
60 понравилось 6 добавить в избранное

Комментарии 27

А ведь интересные мысли у автора, на самом деле, я с ней даже в чем-то согласна. Внешнее преображение не гарантирует успех в жизни. Хотя большинство людей считает как раз наоборот. Но это не значит, что можно не следить за собой и ходить в рванье. Как обычно, все хорошо в меру :) Спасибо за перевод!

Интересная статья, благодарю за перевод)
Задумалась... Автор подняла действительно интересную тему. Признаюсь, что и сама любила истории преображений, а "Золушка" - одна из моих любимых сказок с детства. Возможно, что и я слишком надеялась на внешнее преображение, чтобы стать счастливее. А это неправильно. Необходимо любить себя здесь и сейчас. Глупо откладывать свою жизнь до чудесного появления феи-крестной))

С другой стороны, я также понимаю, что иногда даже небольшое изменение во внешности может придать уверенность в себе. Но перебарщивать, перекраивать себя в угоду обществу, безусловно, не стоит.

Ох как стало любопытно почитать Вирджи Товар о праве быть жирным! Звучит весьма интригующе и очень необычно в условиях вездесущей политкорректности и 'horisontally challanged' вместо 'жирного'))
Спасибо за перевод!

Я немного не согласна с автором данной статьи по некоторым пунктам.

Что касается общего развития героев: если герой меняется внутренне, он меняется и внутри. На протяжении истории герой, пусть даже лохматый сорванец в обносках, проходит долгий путь становления своей личности, что также может привести к такому варианту развития событий как превращение в принца во всех отношениях. Однако этот инструмент может работать и в обратную сторону, когда негативный персонаж с характеристиками "красивый", "богатый", "самовлюблённый", "зазнавшийся" и проч. может осознать себя, изменить свои внутренние установки и превратиться в простого, не стремящегося к особому вниманию, но, тем не менее, ухоженного и уверенного в себе положительного или нейтрального персонажа в этой истории.

Так что для меня этот приём совсем не плох, главное - это то, как он обыгран и подан. Если бы мне дали "аннотацию" к Золушке автора этой статьи, вряд ли бы у меня сложилось положительное первое впечатление о данной сказке. Но она ведь совсем не о том на самом деле.

Попробую описать данное превращение без предвзятости.

Золушка не чувствует себя какой-то не такой, её преображение - это, в первую очередь, пропуск в мир высшего общества, которого она лишена из-за смерти отца и диктатуры мачехи. Преображение не меняет девушку изнутри: не происходит смена установки с "я страшная, никому ненужная служанка" на "я прекраснейшая из принцесс, любуйтесь мною". Золушка изначально имеет достаточно любви к себе, вследствие такой рокировки она просто получает шанс выбраться из клетки и вернуть себе (и даже улучшить) своё социальное положение.

Пример с "Дьявол носит Prada" тоже явно не удался. Главная героиня себя не ненавидит, да и не желает что-то в себе менять. Это происходит, прежде всего, из-за внешних обстоятельств, а именно - дресс-кода в компании, к которому девушка привыкает и носит в свободное от работы время. Мне казалось, что, если бы эти вещи ей не принадлежали, она бы так и ходила в повседневной жизни в своих шмотках, только бы сочетала их более грамотно, получив некоторый опыт в этом вопросе.

От статьи попахивает попыткой вдолбить читателям идеологию "боди-позитива", к чему есть явные отсылки. Конечно, в целом, посыл у статьи правильный. Нужно уважать и любить себя вне зависимости от того, как ты выглядишь, каково твоё социальное положение и материальный достаток. Но и не стоит искать в добрых детских историях того, чего там нет. ИМХО

Встречают по одежде! Потом нужно и все остальное. Ну это уже как сможешь

Вообще-то на Золушку обратили внимание только тогда, когда добрая фея кардинально поменяла ей имидж. Смиритесь с этим. И вне сказки о Золушке - больше шансов обратить на себя внимание у девушки, одетой пусть не как принцесса, но и не как бомжиха. Смиритесь с этим тоже. Не потому, что желают видеть перед собой сказочную принцессу. А потому, что общаться с ухоженным человеком всегда приятней. По крайней мере чем с этой вульгарно одетой жирухой с немытой башкой, что на фотке. Которая мало того, что сама не может привести себя в пристойный вид, так ещё остальных агитирует на такое же оскотинивание. Кстати,лишний вес - он может быть реально опасен.

PrekrasnayaNeznakomka,

общаться с ухоженным человеком всегда приятней

Ухоженность — это ведь не про каблуки и макияж, а про чистую, не мятую и не заляпанную одежду, про отсутствие запаха пота, про вымытые волосы, чищенные зубы и отсутствие грязи под ногтями. Собственно, быть ухоженным можно, даже если не попадаешь в стандарты красоты, и большинство героинь все-таки не выглядели как бомжихи, просто не особо думали о стиле.

Lapplandia, Угу. И одежду, грамотно подобранную. Которая подчёркивает достоинства и отвлекает от недостатков. Но та тётя на фоте к таковым не относится. И да. быть жирной - это не достоинство. Это либо признак уже имеющегося нездоровья, либо шаг к болячкам.

PrekrasnayaNeznakomka, Так я не про тетю на фото, а про героинь фильмов тех же, где происходит "преображение".
Быть жирным, если честно — это не достоинство, а выбор человека. Так же, как и другие вредящие здоровью вещи, типа курения, алкоголя, хронического недосыпа или работы с графиком 20/1. Не повод для гордости, само собой, но каждый сам решает, как распоряжаться своей жизнью.)

Lapplandia, Только впоследствии вряд ли помянет добром того, кто научил распоряжаться жизнью именно так.

PrekrasnayaNeznakomka, Это странно, если кого-то учат распоряжаться жизнью люди из интернета, у каждого своя голова на плечах есть. Впрочем, учить незнакомых людей "распоряжаться жизнью" тоже странно.

Lapplandia, Тем не менее книжки пишут, где отстаивают право быть жирными.

PrekrasnayaNeznakomka, Право быть толстым или каким угодно еще есть у каждого, но никто не заставляет всех поголовно набирать вес. Я вот вижу в интернете исключительно призывы похудеть, куча книжек об этом есть, причем далеко не все методы безопасны для здоровья. Вот там призывы, да. А книг, где было бы написано "Давайте все жрать тоннами, чем больше ты весишь, тем лучше" — ни одной не знаю.

Lapplandia, А вы видели на ютубе ролики типа "Сын весом в полтонны"? Или "Мне 4 года, и я вешу 100 кг"? Очень интересный результат реализации права быть какими угодно. После книг про похудение есть шанс, что читатель обратит внимание на себя и хоть пару упражнений да сделает, хоть ненадолго, да от жирного откажется. А после книг как круто быть жирным - сомневаюсь.)

PrekrasnayaNeznakomka, В самом деле, как вы себе это представляете? Ребенок в четыре года прочитал книжку о том, как круто быть жирным, и наел сто килограмм? Или родитель специально впихивает в отпрыска еду тоннами? Феерический бред. Для начала, проверили бы состояние организма, ибо просто на шоколадках такой вес набрать нереально, даже если сутками их поглощать. А если речь идет о взрослом человеке, то он и вовсе может сам о себе позаботиться.

Lapplandia, А чего МНЕ представлять? Это уже представлено: сформировались неверные пищевые привычки - и вперёд.

PrekrasnayaNeznakomka, Еще раз: тот вес, о котором вы говорите, это вопрос не только пищевых привычек, но и состояния здоровья, потому что, даже если есть фастфуд сутками, есть какой-то предел набора веса. Ну а если по сути, то, увы и ах, за все происходящее с детьми ответственны их родители. Далеко не все родители хорошие, но заочно судить их тоже не очень умно.

Lapplandia, Как говорится. в блокадном Ленинграде здоровых вообще не было. А если родитель, умиляясь тем. какой ребёночек пухленький, начинает перекармливать его всякой бякой, потому, что "ну а чё такого. имеет право", результат не очень.
https://www.youtube.com/watch?v=sBg3Zmo7wOA

PrekrasnayaNeznakomka, Тупиковый спор. Ребенок в принципе мало что выбирает, приходится терпеть все причуды родителей в силу возраста. Но если родитель перекармливает ребенка всякой бякой, то в этом уж точно не виноваты книжки.

Lapplandia, Только убеждение, что пухленький ребёнок - это то, к чему должна стремиться мать. И те, кто в этом убеждении поддерживают.

PrekrasnayaNeznakomka, От людей, которые живут чужими убеждениями, вообще сложно ожидать многого. Во всяком случае, глупо спихивать на других: никакие "все" насильно ребенка не кормят, решает всегда мать.

Совершенно не согласна! При чем тут Золушка? Она ни лицо, ни фигуру не меняла. Ей просто дали шанс попасть на бал, подарив платье с туфлями и все. По сути, тут дело совершенно не в физическом преображении, а в том, что девушке из низших слоев выпал шанс попасть в высшие, прикинувшись "своей" и там уже "зацепить" принца. А красивая мордашка у нее с детства была, за фигурку спасибо мачехе, что в черном теле держала. Ей же спасибо и за выносливость героини, ибо проплясать в стеклянных туфлях до полуночи еще суметь надо. Так что неправильно Вы сказку трактуете, товарищ автор. :)

А это разве не связано с базовыми архетипами? Внутренняя трасформация демонстрируется через смену внешних атрибутов. Шилопопый мальчик,становясь взрослым и мудрым, меняет короткие шорты и выбитый зуб на тяжелый халат и бороду

Я в корне не согласна с автором! И знаете почему? Да потому, что еще не забыла строки классика: "Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!" Человек всегда должен двигаться вперед, что-то делать, к чему то стремиться, так, уж, мы устроены! И это необходимо признать. А история о Золушке только подтверждает этот закон. Ведь красивый наряд и хрустальные туфельки для своего первого бала (Господи, кто же из девочек, девушек, женщин о нем не мечтал) Золушка получила не сразу и не вдруг. Девушка много и прилежно работала по дому, ухаживала за мачехой, сводными сестрами и отцом, при этом, не надеясь ни на какую благодарность, уже, не говоря об оплате своего труда. Вот за этот бескорыстный труд она и была вознаграждена волшебницей. Вот вам и самая большая, вечная, мировая мораль - каждый труд раньше или позже будет вознагражден. Любой человек хочет чего-либо добиться, любой. Только признаемся ли мы себе в этом?! Кто-то идет по пути улучшения своих физических данных, кто-то растет духовно, кто-то стремится к богатству, кто-то постигает науки и делает открытия и т.д. Так устроен Человек! И это звучит, смею надеяться, гордо! Вот это и привлекает людей в различных историях с вариацией на тему Золушки, и, я думаю, будет еще долго и долго привлекать. Это же прекрасно, когда душа, тело и внешний вид созвучны и создают гармонию. Плохо другое, когда нам насаждают убеждения, что только будучи хорошим человеком в модном прикиде, без упорного труда, без знаний и умений нас заметит и оценит Прекрасный Принц! Вот это страшно. Особенно много появилось таких историй в минисериалах на российском ТВ, одна история доярки из Хацапетовки чего стоит! Вот это действительно муть полнейшая! И все равно я люблю историю о Золушке! Уж, не обессудьте за такой пафос. "Ведь можно быть дельным человеком и думать о красоте ногтей..."

Tamasina, Искаженная последняя цитата сильно смазала впечатление от "такого пафоса" :)
И как и с этой цитатой у меня ощущение, что всё написанное слегка не про то - искажено, передернуто, рифма и ритм утрачены, что-то очень важное, что сказал оригинальный автор, без чего это нельзя воспринять серьезно.

Count_in_Law, Вы правы, в конце своего комментария я немного изменила слова А.С. Пушкина. Видимо, я, как и многие другие авторы, не могу во время остановиться. Вы заметили, что, когда начинаешь читать серию каких-либо интересных книг, то уже к третьей книге понимаешь, что уже давным-давно наступил конец истории, а автор все тянет и тянет историю как кота за хвост. Увы, такое со многим бывает и я не исключение...

Забавно.. Но я за то, чтобы бороться с депрессией путем баловства себя любимой. Мне нравится передача "Модный приговор"! У нас слишком долго носили не то,что модно, а то что смогли где-то раздобыть или сотворить своими руками. Видите ли, в патриархальном обществе у многих женщин была единственная самореализация- создание своего образа. Понятно,если ты не работаешь, а только шлифуешь себя как вывеску мужа. Но у нас в России все как всегда интереснее. Наша женщина хочет успеть все! И при этом нравиться своему принцу,который не то чтобы принц, но все-таки мужчина... Вот и мечутся ,сердечные,делая губы плюшками специальными приспособлениями,напоминающими микровантус. Представьте, сидит одна такая и плачет: ей чудо-прибор насосал губы до синяков. А уж любимейшее Ленинградское- " на лабутенах..." и трогательно, и смешно. Но все-таки пусть мода будет! Хотя и критиковать ее надо, пусть появится мода для пожилых дам и для взрослых мужчин, ведь до 1917 года по одежде можно было сказать о человеке очень многое- от места проживания до социального статуса... Я против идей глобализма, потому,что они навязывают новую безликость. Хотя, конечно, фамильные бриллианты и скачки в Аскоте- это тоже тот еще атавизм. Другое дело, что новым Золушкам стоит усвоить, что русская Золушка еще должна и в горящую избу и коня на скаку. То есть просто украшать собою маловато будет. Спросите для чего? Да для того,чтобы заставить нужную кнопку социального лифта работать. По-моему для того,чтобы быть счастливой, работа со своей внешностью это только одна из многих игр,в которые так интересно играть.

Читайте также