8 августа 2018 г., 16:40

4K

«Sapiens. Краткая история человечества»: Как «умная» книга стала публицистическим феноменом

37 понравилось 2 комментария 5 добавить в избранное

Автор: Алекс Престон

В наши неспокойные времена новую жизнь обрела научно-популярная литература, которая помогает читателям понять сегодняшний турбулентный мир.

Это история про книгу, которая продолжает распродаваться, что стало неожиданностью и для издателей, и для книжных магазинов, и даже для самого автора. Пытаясь понять причины, по которым эта книга приобрела столь необычно продолжительную жизнь на прилавках, мы расскажем о нашем моменте в истории, насколько жизненно важное место чтение всё ещё занимает в нашей жизни и как за последние годы менялось лицо издательского дела.

Эта книга – Sapiens. Краткая история человечества от Израильского профессора Юваля Ной Харари , увидевшая свет в Великобритании в сентябре 2014 года. Это работа об истории эволюции, рассказывающая о развитии человечества через призму нашей способности к взаимодействию как вида. «Sapiens» начал замечательно продаваться сразу после выхода, особенно после издания книги в мягкой обложке летом 2015 года. Но что особенно примечательно, так это то, что книга до сих пор продаётся огромными тиражами. В первые 2,5 года было продано более 200,000 экземпляров только в Великобритании. С момента выхода в 2017 году новой книги-продолжения Homo Deus. Краткая история будущего было продано ещё около полумиллиона экземпляров «Sapiens», что прочно утвердило за книгой место в топах бестселлеров. «Sapiens» стала публицистическим феноменом, но её успех является также отражением и более широкого тренда в наших потребительских привычках – это гигантский скачок в популярности научно-популярных, документальных и других книг, часто давно уже вышедших.

Впервые о новом тренде, названном «brainy backlist» («возвращение умнишек»), заговорил в своей публикации Bookseller (Британский профессиональный журнал, издающийся с 1858 года и, специализирующийся на книжной индустрии и издательском деле – прим. пер.). Это же издание подметило и сопутствующее падение в продажах биографий знаменитостей – жанре, составляющим основу издательских каталогов. Мы постепенно уходим от гламурных, но одноразовых историй славы и успеха к более серьёзным и вдумчивым книгам, которые помогают нам осознать своё место в этом мире. Аналитики Bookseller обработали данные из Nielsen BookScan (компания, основанная в 2001 году, и одноимённое программное обеспечение, агрегирующее данные по продажам и изданию книг – прим. пер.) и пришли к выводу, что за последние 5 лет продажи нон-фикшна с «длинными заголовками» сильно увеличились. В основном под эту категорию подпадали книги о политике, экономике, истории и медицине, которые обобщали или, наоборот, бросали вызов сложившемуся взгляду на тот или иной предмет. Киера О’Брайн, редактор инфографики в Bookseller и одна из авторов данного исследования, говорит, что издательское дело за последние годы сильно изменилось: «Это не типично для научно-популярной литературы, продаваться вот такими темпами, – говорит она, – это часто свойственно художественной литературе, особенно когда есть экранизация или что-то подобное, но для научно-популярной литературы обычно существует своё время и место. Сейчас создаётся впечатление, что эта сложившаяся тенденция разбита».

Юваль Ной Харари Автор: Daniel Thomas Smith


В лихорадочные и непредсказуемые времена, когда общество чуть ли не каждый день сталкивается с новыми вызовами и опасностями, начиная от взлёта популистов и миграционного кризиса и заканчивая проблемой изменения климата, Марк Ричардс, издатель в John Murray Press (Британское издательство, основанное в 1768 году и знаменитое изданием большого числа влиятельных авторов на протяжении своей истории – прим.пер.), видит в растущей популярности научно-популярной литературы веяние времени. «Мы живём в мире, который кажется ещё более неопределённым, чем был каких-нибудь пару лет назад, поэтому у людей появляется естественная реакция – они хотят узнать об этом загадочном мире как можно больше, – заявляет Марк, – люди хотят больше информации и объяснений волнующих их событий, а книги как раз готовы дать им это».

Идея, продвигаемая Ричардсом, проста – книги сохраняют особое место в нашей культуре, культуре, создавшей атмосферу, где мы в первую очередь обращаемся именно к книгам, чтобы узнать правду и основополагающие факты о мире. Эта теория кажется ещё более правдоподобной, если посмотреть на списки научно-популярных книг, покупаемых в последние годы: от книги Сиддхартха Мукерджи , рассказывающей о раке, и книг Питера Франкопана , повествующих об истории торговли, до Элизабет Колберт , рассказывающей о последней волне вымирания на нашей планете, наблюдаемой учёными сегодня, и книги Атула Гаванде о жизни перед смертью. Научно-популярная литература как раз и даёт нам тот уровень детализации, охвата и глубины повествования, который мы просто не сможем найти больше ни в одном другом источнике.

В реальности может оказаться так, что всё намного более серьёзно, чем простое желание услышать авторитетное мнение в кризисной ситуации. Каролина Саттон, агент в Curtis Brown (одно из крупнейших в Европе литературных агентств основанное в 1899 году в Лондоне – прим. пер.), которая представляет писателей от Малалы Юсуфзай до Оливера Буллоу и Томаса Фридмана , также говорит о том, что лёд этого тренда тронулся. «В серьёзном современном научпопе происходят две вещи, – заявляет она, – во-первых, это желание людей читать толстые книги, чтобы осознать своё место в сегодняшнем нестабильном мире, а, во-вторых, это новое поколение писателей-активистов, повествующих о вопросах пола, политики или расы, выражающих в основном своё собственное мнение, часто идущее в разрез с общепринятым. Это смелые книги, часто радикальные, но весьма завораживающие, в которых молодые писатели пишут для молодых читателей».

Будь то Оуэн Джонс или Дуглас Мюррей , пишущие о политике, Роксан Гей или Та-Нахаси Коатс , говорящие о проблемах расовой дискриминации, Саманта Ирби или Лаура Бейтс , рассуждающие о феминизме, войско молодых писателей-полемиков пишет для своих сверстников о темах, которые, казалось, отошли на задний план в весёлые времена прошлых лет, когда мы предпочитали читать об иорданцах, нежели об Иордании. Сегодняшний геополитический фон требует от нас собственного мнения и уже более непозволительно не иметь позиции по какому-либо более-менее значащему вопросу. И опять же, мы возвращаемся к книгам в надежде получить эти самые мнения, к нехудожественному формату, выглядящему достаточно авторитетно.

Автор: Alamy


Выдающегося успеха в последнее время достигла и книга Рени Эддо-Лоджа Почему я больше не говорю о расе с белыми людьми . Алекса фон Хиршберг, редактор Эддо-Лоджа в издательстве Bloomsbury, предполагала, что читательская аудитория жаждет книги на подобную тему: «Я наблюдала за тем, как произведения от Кейтлин Моран и Лауры Бейтс на тему феминизма становятся мейнстримом, поэтому книга о расе должна была стать следующим логичным шагом. В Штатах существует огромное количество замечательных книг на эту тему, но на Британском рынке эта ниша, к которой у читателя есть интерес, была свободна. Я понимала, что Рени может стать пионером в этой области, написав книгу, объясняющую расовый вопрос в этой стране». Было необходимо сделать так, чтобы книга Эддо-Лоджа говорила со своих страниц с абсолютно всем спектром читателей. «Это молодое поколение, – продолжает она. – Читательская аудитория Рени – это подростки и студенты, люди, которые ощущают острое желание перемен».

«Sapiens» была в лидерах чартов Amazon и как печатная книга, и как электронная. Последнее – большая редкость для нон-фикшна, так как Amazon старается использовать Kindle для романов. Вполне обоснован и вывод, что росту своей популярности научпоп обязан рекомендательной системе Amazon, которая направляет пользователей на страницы с похожими книгами. Поэтому за прорывным успехом «Sapiens» последовали и другие книги этого же жанра, «популяризированные» компьютерами Amazon. К авторам таковым книг можно отнести, например, Джареда Даймонда , Даниэля Канемана и Стивена Пинкера . С другой стороны, многие инсайдеры индустрии, с которыми мы общались, называют в качестве «популяризатора» научпопа другого книжного ритейлера – Waterstones (Британская сеть книжных магазинов, основанная в 1982 году – прим. пер.). «Они знают своих клиентов, – заявляет Марк Ричардс, – и они понимают, что могут повлиять на судьбу той или иной книги. Например, книга Тима Маршалла Узники географии: 10 карт, которые расскажут вам всё, что нужно знать о мировой политике , напечатанная в 2015 году в небольшом издательстве и не очень-то замеченная при выходе, состоялась благодаря Waterstones, который вовремя заметил блестящий анализ, представленный в книге, которая описывает большую часть того, что сейчас происходит в мире. А когда Waterstones начинает продвигать какую-то книгу, остальные книжные ритейлеры обычно подхватывают тренд». О’Брайн соглашается: «Существует много научно-популярных книг, получивших в последнее время толчок от Waterstones. Особенное влияние оказывает их акция «книга месяца». Чаще всего это книги от мелких книгоиздателей, которые, учитывая первоначальную поддержку, могут запрыгнуть в топ-чарты и надолго в них зацепиться».

Waterstones показал впечатляющий разворот с момента, когда исполнительным директором в 2011 году стал Джеймс Даунт. Сеть проделала путь от жалких убыточных магазинов с промо акциями «три книги по цене двух», громоздившихся на прилавках, до 280 прибыльных книжных, предлагающих своим покупателям то, что они хотят. Важно отметить, что Waterstones не просто работает с издательствами на продвижение их новинок, но и корпит над «возвращением» книг, которые, возможно, были незамечены и заслуживают более широкую читательскую аудиторию.

Клемент Кнокс, закупщик научпопа для Waterstones в категориях истории и политики, объясняет, насколько большое влияние оказывает сеть на продвижение книги: «Мы сделали "Узников географии" книгой месяца летом 2016 года. В течение первых нескольких месяцев у нас было 90% рынка этой книги, потом эта цифра упала до 50%, что само по себе тоже очень неплохо. Сейчас, конечно, продажи никакие, поскольку эта книга теперь есть почти у каждого, но нам это уже не так важно. Смотря вокруг, я каждый раз замечаю у кого-нибудь экземпляр «Узников географии», будь то в автобусе или где-либо ещё, и мне это нравится, я счастлив, потому что знаю, откуда всё началось». Путь «Sapiens» во многом схож, Waterstones вытащил книжку из забытья, сделав её книгой месяца в мае 2015, осуществив тем самым первый шаг на пути к успеху. «Затем, – как утверждает Кнокс, – подтянулись и остальные книжные, но «Sapiens» до сих пор сохраняет свою позицию в топе наших бестселлеров. Только вдумайтесь – это через три-то года после публикации! И она до сих пор продаётся неплохими темпами. Скачок с 8000 экземпляров в месяц до 11000 экземпляров произошёл, когда автор стоял вот на этом самом месте и презентовал вторую часть – «Homo Deus»».

Джеймс Даунт соглашается, что звание «книги месяца» оказывает существенное влияние на всю книжную индустрию. Единственным изменением, которое внёс Даунт, было то, что издательства теперь больше не могут заплатить магазину за то, чтобы их книга выиграла это звание или поучаствовала в какой-либо другой акции сети, что всё ещё практикуется в других книжных, как, например, WH Smith. Именно это и было причиной того, что биографии знаменитостей так хорошо продавались все последние годы – они были дойными коровами, и издательства, и книжные были завязаны на их маркетинге. Теперь, освободившись от этих оков, Waterstones самостоятельно решает, какие книги будут участвовать в промо акциях.

«Первоначально ожидалось, – говорит Даунт, – что будет продано несколько тысяч "Sapiens" в твёрдом переплёте, и, может быть, около 5000 в мягкой обложке. Это стоящая и нужная книга, но никто никогда не будет ждать от неё статуса бестселлера, поэтому издатель никогда не заплатит за то, чтобы такая книга была выставлена у всех на виду. Когда Waterstones прекратил принимать платежи за подобные акции, мы стали свободны в праве выставлять те книги, на которые нам указывают внутренние инстинкты».

В конце концов, история «Sapiens» – это история о книге, которая стала темой для разговоров по всей стране. «Люди любят перечитывать книги, особенно, если они интересные, – подмечает Даунт, – потому что им нравится их обсуждать. Но в случае с "Sapiens", книга по-своему трудная для переваривания, которую никто не ожидает увидеть в топах бестселлеров, необходимо время, чтобы достаточное количество людей её прочитали и зародился интерес к дискуссии». Во времена, когда политика – жаркое местечко, когда технологии колонизируют нашу повседневную жизнь, а медицина кардинально её меняет, мы всё равно ищем книги, которые расскажут нам, что происходит, чтобы почувствовать себя частью чего-то большего, проникнуть в огромный и запутанный механизм нашей эпохи. Мы живём в серьёзные времена, которые требуют серьёзной и немного заумной литературы.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Guardian
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

37 понравилось 5 добавить в избранное

Комментарии 2

Мы живём в серьёзные времена, которые требуют серьёзной и немного заумной литературы


Заумной книгу явно не назовешь: очень доступно и понятно автор рассказывает о многих серьезных вещах

Великолепная книга! И очень радует то, что автор продолжает работать в этом направлении.
Кстати, присоединюсь к комментарию выше - если это "заумная" литература, то тогда уж Букварь - наш стандарт )))))