24 июля 2018 г., 21:28
7K
17 фактов о Чарльзе Диккенсе
Автор: Шон Хатчинсон (Sean Hutchinson)
«Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время» – «Больших надежд» , «Холодного дома» и множества других произведений был не просто обычным писателем. Вот 17 фактов о жизни Чарльза Диккенса.
описал все это – страшную правду о жизни в Викторианской Англии и о британской классовой системе. Благодаря своей невероятной популярности, он стал самым известным романистом своего времени, а его книги продолжают издаваться и в наши дни. Но автор1. Он был вынужден работать уже с юных лет
Старший сын Джона и Элизабет Диккенс родился в феврале 1812 года на острове Портси недалеко от города Портсмут. В дальнейшем его семья перебралась в Йоркшир, а затем в Лондон. По общему признанию, он был одним из тех детей, за которыми не слишком хорошо присматривали. Когда его отца в очередной раз вызвали в Лондон для службы чиновником в Военно-морском министерстве, то к тому времени Диккенс-старший накопил столько долгов, что вся семья (за исключением Чарльза и его старшей сестры Фанни) была отправлена в долговую тюрьму Маршалси. Именно это событие нашло отражение в его романе «Крошка Доррит» .
2. Другая работа научила его писать
В 1827-1828 гг. 15-тилетний Диккенс начал работать в качестве младшего клерка в адвокатской конторе Эллиса и Блэкмора. Но вместо того, чтобы набираться знаний и опыта в сфере юриспруденции, он с жадностью изучал стенографический метод письма, разработанный Томасом Герни. И благодаря этому умению, в 1830 году он начал работать репортером, освещая деятельность парламента и британские выборы для таких изданий, как «The Morning Chronicle».
3. Свои первые работы он опубликовал под псевдонимом
Его первые работы были опубликованы в 1833 и 1834 гг., но без авторской подписи. В августе 1834 года его короткий рассказ «Пансион» был опубликован в «Monthly Magazine» под псевдонимом «Боз» (Boz). Это односложное имя произошло от детского прозвища Мозеса – одного из персонажей романа «Векфилдский священник» . Позже этот роман был упомянут Диккенсом в «Повести о двух городах» .
«Мозом» Диккенс называл своего брата Огастеса. Позже он объяснил, что «это слово в шутку произносилось «через нос, а в дальнейшем сократилось до Боза. «"Боз" было самым знакомым мне семейным словом, и поэтому я принял его». В дальнейшем этот псевдоним стал очень популярным, и Диккенс опубликовал сборник очерков и коротких рассказов под названием «Очерки Боза» .
4. Благодаря его известности до наших дней дошло одно идиоматическое выражение
Фраза «what the dickens« (дословно – «какого Диккенса»), или «что за черт!», была впервые упомянута «Виндзорские проказницы» , и являлась эвфемизмом, обозначающим упоминание дьявола. Джон Боуэн в книге «Другой Диккенс: от Пиквика до Чезлвита» объясняет, что это выражение было заменой для слова «дьявол» или так называемой «чертовой двойки» (карты или игральной кости с двумя точками). Иными словами, оно равнялось двойному упоминанию дьявола.
в комедииПредположительно, Диккенс использовал псевдоним «Боз» для того, чтобы избежать неуместных сравнений с Сатаной. Но когда его настоящее имя было раскрыто и общественность познакомилась с его творчеством, то Диккенс закончил «моду» на это выражение, которое было в ходу почти 200 лет.
5. Возможно, он страдал эпилепсией
И хотя современные медицинские исследования не подтверждают ни одного факта наличия у Диккенса эпилепсии, писатель не раз упоминал в своих работах признаки неврологических расстройств. Предполагается, что они были описаны благодаря его собственному опыту с припадками. Также, некоторые его персонажи – Гуся ( «Холодный дом»), Монкс ( «Приключения Оливера Твиста» ) и Брэдли Хэдстон ( «Наш общий друг» ) страдают эпилепсий.
6. Америка не была его любимым местом
В 1842 году, в ходе своего лекционного тура, Диккенс впервые посетил Соединенные Штаты Америки. К тому времени, благодаря своим книгам, он стал международной знаменитостью. Он посетил множество городов восточного побережья, в том числе Бостон и Нью-Йорк. Позднее его лекции были опубликованы в сборнике «Американские заметки» .
«Я не могу делать то, что хочу. Не могу идти туда, куда хочу, и вижу не то, что хотел бы видеть» – писал он в одном из писем об этой поездке. «Если я захочу перейти через улицу, то за мной тут же последует множество людей».
И хотя Диккенсу нравились быстроразвивающиеся города, а предпринятую им поездку по прериям он счел «изумительной», он все же не был в восторге от этого путешествия. Вот что он писал о столице: «Поскольку Вашингтон можно считать центром табачного слюноизвержения, пора мне сознаться начистоту, что распространенность этих двух отвратительных привычек – жевать и плевать – стала казаться мне к этому времени явлением далеко не из приятных, попросту говоря – отталкивающим и тошнотворным».
7. Он помогал в поисках потерянной экспедиции Джона Франклина
Диккенс использовал свое влияние, чтобы помочь леди Джейн Франклин найти своего мужа сэра Джона Франклина – руководителя экспедиции по поиску Северо-западного прохода, который исчез в 1845 году вместе со 128 членами экипажа кораблей «Эребус» и «Террор». Он написал очерк-анализ «Пропавшие арктические путешественники» и даже ездил с лекциями по всей Британии для того, чтобы собрать средства для организации спасательной экспедиции.
Но пропавшие корабли так и не были найдены. И только в 2014 и 2016 гг. были предложены новые версии судьбы членов экспедиции. В то же время, Диккенс поддался расистским настроениям и обвинил во всем эскимосов: «Ни один здравомыслящий человек не возьмет на себя смелость отрицать, что остатки благороднейшей экспедиции Франклина, как это ни печально, подверглись атаке и были убиты именно эскимосами... Нам достоверно известно, что у дикаря – и душа-дикарка, скрытная, лживая и жестокая». Рассказы эскимосов и другие свидетельства подтверждают тот факт, что члены экспедиции на самом деле погибли от голода, болезней и сурового арктического климата.
8. Он был мастером концовок в стиле клиффхэнгер
Многие из романов Диккенса, включая те, которые стали классическими – «Дэвид Копперфильд» и «Приключения Оливера Твиста», – изначально писались по частям. Каждая часть еженедельно или ежемесячно публиковалась в журнале или другом издании, а позднее в печать выходила полная версия книги. При этом Диккенс использовал прием «клиффхэнгер» в каждой главе, чтобы побудить читателей приобрести следующий номер с продолжением истории.
Так, в 1841 году произошел следующий инцидент. Американские читатели так хотели узнать продолжение очередной части «Лавки древностей» , что собрались в Нью-Йоркской гавани, дабы спросить прибывших из Европы пассажиров о судьбе маленькой Нелл.
9. Он держал воронов в качестве домашних животных
Любимого ворона Диккенса звали Грип. Он даже появился в качестве персонажа в его романе «Барнеби Радж» . В 1841 году, в письме своему другу Джорджу Каттермоулу Диккенс писал, что для книги ему нужен был главный герой, который бы всегда появлялся «в компании ручного ворона, который понимает неизмеримо больше, чем он сам. С этой целью я изучал свою птицу и, думаю, из него может выйти весьма любопытный персонаж».
Но в этом же году любимец писателя умер после того, как съел кусок краски. Диккенс завел нового ворона, который тоже носил имя Грип. Как утверждается, эта птица вдохновила «Ворон» . Когда Грип «Второй» умер, Диккенс заказал у таксидермистов его чучело, которое поместили в стеклянную витрину. Ныне оно находится в коллекции Свободной библиотеки Филадельфии.
на создание поэмы10. У него также был кот
Не только птицы, но и кошки также сопровождали писателя в течение всей жизни. В связи с этим он однажды заявил: «есть ли более драгоценный дар, чем любовь кошки?» В 1862 году, когда умер его кот Боб, он велел поместить его лапу на место рукоятки ножа для вскрытия писем, выполненного из слоновой кости. На самом ноже выгравировано следующее: «Ч. Д., в память о Бобе, 1862». В настоящее время он находится в коллекции Берга английской и американской литературы Нью-Йоркской публичной библиотеки.
11. Его первым вдохновением была Красная Шапочка
В 1850 году Диккенс стал главным редактором журнала «Домашнее чтение», в который он также писал короткие рассказы и романы-фельетоны. В рассказе «Рождественская елка» Диккенс описывает свою первую музу как главную героиню сказки «Красная Шапочка» . Возможно, это был своеобразный метод анализа его детской невинности, неожиданно столкнувшейся со злом. «Она была моей первой любовью. Я чувствовал, что если бы мог я жениться на Красной Шапочке, то узнал бы совершенное блаженство. Но это было невозможно…»
12. Он не боялся высказывать свое мнение
В одном из писем Флоренс Марриет, дочери его друга капитана
, Диккенс бранил девушку за то, что она попросила его совета касательно присланного ей рассказа для журнала «Круглый год». «Читать предоставленные материалы, а также честно и непредвзято сообщать авторам решение – это задача, о важности которой, вы, очевидно, не имеете ни малейшего понятия, – писал он. – Я не могу изменить то, что кажется мне фактом относительно этого рассказа, так же, как я не могу изменить мое зрение или слух. Я не считаю этот материал подходящим для моего журнала». А затем написал прямо: «Не думаю, что у вас получился хороший рассказ».13. Он был удивительным мастером слова
Не только Уильям Шекспир, но и Чарльз Диккенс был тем автором, который стал известен благодаря своим уникальным словам. Благодаря ему появились такие выражения, как «butter-fingers» (растяпа, «руки-крюки»), «flummox» (сбивать с толку, смущаться, озадачивать), «the creeps» (сильное чувство страха – «мурашки по коже», отвращение), «dustbin» (мусорный ящик), ugsome (очень страшный, уродливый), slangular (хлестко) и другие.
14. Он основал приют для «падших женщин»
С помощью Анджелы Кауттс, наследницы банкира-миллионера, Диккенс основал женский приют «Урания-коттедж» для бездомных, бывших заключенных и проституток. Таким образом они могли переселиться в колонии и интегрироваться в викторианское общество. Газета «The Guardian» описывала, что Диккенс несколько раз в неделю посещал этот дом в Шепердс Буш. Он контролировал его деятельность, отбирал заключенных и консультировался с начальниками тюрем, нанимал и увольнял смотрительниц, разбирался с канализацией и огородом. Он также докладывал Кауттс о состоянии дел в приюте, управлял денежными средствами, вел отчеты о происхождении и ранней жизни девушек и, в конечном счете, организовывал их переселение в Австралию, Южную Африку или Канаду.
15. Он был «охотником за привидениями» викторианской эпохи
В эпоху спиритических сеансов и медиумов, люди верили одновременно и в спиритуализм, и в науку. И Диккенс не был исключением. Вместе с «Рождественская песнь в прозе» , содержат в себе «сверхъестественный» элемент. Но, в отличие от Конан Дойла, он все же оставался скептиком.
и он был членом «Клуба привидений» – группы, которая занималась исследованием так называемых «встреч со сверхъестественным» (в том числе и с призраками). И этот факт не лишен смысла, учитывая, что некоторые известные работы Диккенса, такие как«Мой собственный разум совершенно беспристрастен и даже восприимчив по отношению к данному вопросу», – писал Диккенс в сентябре 1859 года писателю Уильяму Хоувиту. «Но… мне еще не встречалось ни одной убедительной истории о существовании привидений или любой другой заурядной истории, в которой изменение некоторых незначительных обстоятельств привело бы ее в ряд естественных вероятностей».
16. Он чуть не погиб в железнодорожной аварии
10 июня 1865 года Диккенс возвращался домой из Франции, когда поезд неожиданно сошел с рельсов, а его вагон частично свесился над виадуком, на котором рабочие ремонтировали полотно. После того, как проводник дал ему ключи от семи вагонов первого класса, оказавшихся в реке, писатель помог спасти застрявших в них пассажиров. После он был вынужден вернуться в свой вагон, чтобы забрать рукопись романа «Наш общий друг», который должен был отправить издателям. Если бы он не вернулся, то мир никогда бы не смог ознакомиться с этим произведением.
17. Вопреки своей последней воле, он был похоронен в Вестминстерском аббатстве
Изначально писатель хотел, чтобы его похоронили рядом с его музой Мэри Хогарт (сестра его жены Кэтрин), которая умерла в 1837 году и была похоронена на кладбище Кенсал-Грин в Лондоне. Затем он просил похоронить его в простой могиле на кладбище Рочестерского собора в Кенте.
Чарльз Диккенс скончался от инсульта 9 июня 1870 года во время обеда с другой сестрой своей жены – Джорджиной Хогарт. Его посмертная воля так и не была выполнена. Диккенс был похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства, так как его настоятель Артур Стэнли хотел, чтобы могила известного писателя придавала аббатству культурное значение.
Несмотря на то, что в его завещании содержится запрет на публичное объявление места и времени похорон, сотни тысячи людей выстраивались в очередь около аббатства, чтобы проститься с любимым писателем.
Жаль, что писатель не закончил «Тайну Эдвина Друда». Думаю там мы бы увидели совсем другого Диккенса.