6 апреля 2018 г., 18:21

2K

Семейный портрет Артура Миллера

12 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Новый документальный фильм HBO, созданный под руководством дочери драматурга Ребекки – это личный взгляд на выдающийся талант

Автор: Софи Гилберт (Sophie Gilbert)

Ребекка Миллер, режиссер и писатель, как никто другой знает обо всех событиях, связанных с драматургом Артуром Миллером : его ослепительном взлете в театре, его конфликте с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности и его пятилетнем браке с Мэрилин Монро. Однако общественное восприятие Артура Миллера отличается от восприятия Ребекки как дочери. «Сначала, – рассказывает она в фильме "Артур Миллер: писатель", – я осознала, что общественный образ очень отличался от того человека, которого знала я».

Этот документальный фильм, который транслируют по HBO в понедельник вечером, сделан с искренней любовью и является очаровательной 100-минутной пленкой, которая предлагает взгляд изнутри на насыщенную жизнь. Миллер не стесняется грязных пятен биографии ее отца, включая помещение в специализированное учреждение его младшего сына Дэниела, который родился с синдромом Дауна. Но в ее намерения не входит его анализ. «Артур Миллер: писатель» – это семейный портрет, обусловленный тесной связью с объектом, первые кадры которого режиссер начала снимать, когда ей было чуть за 20. Самое интригующее в фильме то, что он анализирует странность тесной связи с настолько известным человеком, который провел большую часть своей жизни за работой. Сестра Ребекки, Джейн, вспоминает, как общалась с отцом, когда она была моложе: «Бывали времена, когда его интересовало только то, что он мог использовать в своей работе».

Однако, удивительно, насколько сердечен и дурашлив Миллер в эпизодах со своей дочерью, когда она снимала его плотничную работу в его мастерской в Коннектикуте или разговоры на кухне. Когда камера поворачивается к Ребекке Миллер, она смотрит на него пристально, с ощутимой любовью. Она хронологически прослеживает его жизнь, начиная с того, что он был сыном польского иммигранта, который едва мог читать, но который сколотил состояние на производстве женской одежды; он потерял его в результате обвала на Уолл-Стрит в 1929 году. Последующее унижение и снижение статуса его отца, похоже, вдохновили Миллера на пьесу 1949 года Смерть коммивояжера , его второй серьезный успех и месть иллюзорной природе американской мечты.

Режиссер берет интервью у членов своей семьи об отце, но еще она беседует с Тони Кушнером (американский драматург и сценарист) и Майком Николсом (американский режиссер театра и кино, писатель – прим. пер.), последний утверждает, что «Смерть коммивояжера» забрала у автора нечто такое, от чего тот никогда не смог оправиться. «Что-то внутри перегорело, – говорит Николс. – Она так близка к трагедии. И она так жизненна». В последующие годы близкий друг Миллера и первоначальный постановщик «Коммивояжера», Элиа Казан, был вынужден опознавать коммунистов в показаниях, которые он давал Конгрессу – еще одно событие, которое глубоко потрясло Миллера. Этот период значительно вдохновил его на пьесу Суровое испытание , которая изучает природу Маккартизма (движение в общественной жизни США, имевшее место в период с 1950 по 1957 год и сопровождавшееся обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан – прим. пер.) через аллегорию судебного процесса над Салемскими ведьмами. После ее премьеры в 1953 году самого Миллера попросили дать показания Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, хотя глава комиссии, просматривая документы, предложил отменить слушание, если он получит фотографию «с Мэрилин». Это было пересечение политики и Голливуда, которое в фильме Миллер называет характерным для американцев. «Мы страна артистов, – говорит он. – Ты должен уметь развлекать. Даже фашистам нужны развлечения».

Вторая жена Миллера, Монро, занимает важное, но не приоритетное место в фильме. Похоже, что Ребекка Миллер не захотела слишком глубоко проникать в романтическую жизнь своего отца, даже несмотря на то, что он сам обнажил ее в пьесе После грехопадения в 1964 году. (Лучшая работа, которую кто-нибудь когда-либо писал – это работа, ставящая автора на грань смущения», – говорил Миллер в одном интервью.) Когда Миллер и Монро были впервые представлены друг другу в 1951 году, он говорил ей, что она самая грустная девушка, с которой он когда-либо встречался – этот эпизод он позже поместил в Неприкаянных , фильм, сценарий которого он написал специально для нее, чтобы она сыграла там главную роль. Их брак очаровал Америку, поскольку был невероятным союзом блестящего интеллекта и сверкающей красоты. Но Миллер, казалось, понимал страдания Монро, которые выковали связь с ее новым свекром, продолжавшуюся до самой ее смерти. «На самом деле, она не могла обрести уверенность в том, что все делает правильно», – рассказывает Миллер своей дочери. Затем он сидит молча пару минут, его лицо искажено болью. «Ужасно, – говорит он. – Мда».

В 1962 году Миллер женился на австрийском фотографе Инге Морат, матери Ребекки Миллер, их брак длился до смерти Морат в 2002 году. В фильме «Артур Миллер: писатель» можно мельком увидеть их спокойные, теплые взаимоотношения, а также талант и амбиции Морат. Но в нем есть и очень тяжелая тема их младшего сына Дэниела, о котором в 2007 году стало известно, что он с рождения помещен в специализированное учреждение. «Я не знала, как можно завершить фильм, не упомянув о моем брате», – говорит Ребекка, хотя она, чтобы сохранить его конфиденциальность, отказалась брать у него интервью или включать в фильм его фотографии. После рождения Дэниела врачи посоветовали Миллеру и Морат, что для ребенка будет лучше расти вдали от семьи. Морат, без мужа, навещала его каждую неделю. Это очень грустная и неприятная страница семейной истории, с которой Ребекка Миллер, несомненно, испытывает сложности. До того как ее отец умер, он предлагал Ребекке взять у него интервью о Дэниеле, но она все никак не решалась сделать это, и интервью так и не случилось. «Теперь, – говорит она, – мы так и не узнаем, что оно могло нам поведать».

Это момент, дающий некоторое представление о нюансах семейных документальных фильмов, говорящий о том, как они тесно связаны с родственными взаимоотношениями, пристрастностью и, в данном случае, уважением. У Ребекки Миллер не было того инстинкта, что помог бы расспросить ее отца, который был бы у другого, более беспристрастного режиссера. Но не в этом смысл «Артура Миллера: писателя» – это фильм, цель которого показать выдающийся талант со стороны близкого человека. «Искусство живет долго», – говорит Миллер своей дочери после того, как одна из его поздних пьес была плохо принята. «Жизнь коротка». Его труды всегда будут говорить за себя, но, как подтверждает этот фильм, можно достичь понимания и с другой, более личной стороны.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Atlantic
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
12 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также