12 января 2018 г., 20:56

7K

10 книг о смерти, которые понравятся вашему внутреннему готу

68 понравилось 3 комментария 29 добавить в избранное

Соучредитель Музея патологической анатомии и автор книги «Смерть: Товарищ у края могилы» Джоанна Эбенштейн предлагает список произведений для простых смертных

Автор: Джоанна Эбенштейн

С детства люди называли меня «странной» из-за моего интереса к смерти. Долгое время я принимала этот эпитет, но в определенный момент задумалась: если все из ранее живущих умерли, если я, за исключением некоего медицинского чуда, тоже умру, и если мы до сих пор не знаем, что же происходит после смерти, разве не является более странным НЕ интересоваться этим феноменом?

Моя увлечённость темой смерти привела меня к идее основания «Патологической анатомии», где через блог, выставки, книги, общественные программы и закрытый не так давно музей я описывала взгляды людей из различных эпох на феномен смерти. Моей целью было призвать современного человека задуматься о нынешних взглядах и, опираясь на исторические примеры, показать, что наше сегодняшнее отношение к смерти является скорее исключительным, нежели естественным. «Патологическая анатомия» смогла добраться до потаенных уголков души и стала связующим звеном между «смертельно любопытными» людьми со всего мира.

Далее следует список из 10 книг, которые оказали наиболее значительное влияние на формирование моего мировоззрения и развитие моего интереса к сочетанию искусства и смерти. Некоторые из них взяты из моего раннего детства (и поддерживают мою веру в то, что дети тоже интересуются смертью!), другие были открыты мной позже.

o-o.jpeg «Паутина Шарлотты», Элвин Брукс Уайт

Книга «Паутина Шарлотты» стала важной частью моего развития. Будучи маленькой девочкой, я слушала, как мама с любовью читала мне ее, а когда я сдала первый экзамен по чтению, мне торжественно вручили личный экземпляр книги.

Действие разворачивается в середине 20-го века на американской ферме. В книге душераздирающее столкновение жизни и смерти показано через переживания Уилбора – поросенка, который узнает, к своему ужасу, что его жизненное предназначение – однажды стать беконом. В конечном счете, Уилбор остается цел благодаря щедрости его друга – паучихи Шарлотты, которая жертвует собой, чтобы спасти поросёнка. Фильм 1983 года производства студии «Hanna-Barbera», в котором Шарлотту озвучивает певица Дебби Рейнольдс, невероятно трогательный и пронзительный.

o-o.jpeg«Нервозное великолепие: Вена 1888-1889», Фредерик Мортон

«Нервозное великолепие» – это история культуры в формате литературного произведения, представляющего поразительное видение великих жизней и не менее великих смертей жителей Вены. Как показывает автор, столица блистательной Гамсбургской Империи также была городом, «отданным драматургии смерти».

В книге прослеживаются линии жизни некоторых наиболее выдающихся жителей города: Густава Климта, Зигмунда Фрейда, Артура Шницлера, судьбы которых переплетаются с настроением города и реагируют на его изменения. Сюжет движется к череде изощренных самоубийств, новость о которых смакуют местные газеты, раскрывая очарование города сообщениями о «красивом трупе».

Эти события завершаются загадочной смертью молодого, красивого, прогрессивного и горячо любимого жителями Вены принца Рудольфа, чей труп находят в охотничьем домике вместе с его прекрасной молодой фавориткой баронессой Мэри Ветсера, что многими расценивается как двойное самоубийство.

Произведение заканчивается указанием на продолжение смертей в будущем, а также описанием ребенка по имени Адольф Гитлер, родившегося сразу после того, как тело принца Рудольфа было помещено в фамильный имперский склеп.

o-o.jpeg «Тайна школы Блэквуд», Лоис Дункан

Я всегда была большим фанатом Лоис Дункан, непревзойденной королевы подростковой литературы о сверхъестественном 70-х–80-х годов. Она написала множество потрясающих романов о смерти и паранормальных явлениях, в том числе о таких феноменах как черная магия («Лето страха»), экстрасенсорные способности («Третий глаз»), астральная проекция («Незнакомец с моим лицом»). Она даже выпустила захватывающую книгу о реально существующем убийце своей дочери, что, по ее мнению, зловещим образом предвещали ее романы, развивающие провокационные идеи об отношениях между творчеством и медиумизмом.

Моя любимая книга Лоис Дункан – «Тайна школы Блэквуд», в которой главная героиня Кит Горди, самоуверенный подросток, поступает в престижную школу-интернат, располагающуюся в таинственном готическом особняке. Вскоре она понимает, что ученики были отобраны не за свои учебные достижения, а за особую восприимчивость. Каждую ночь, когда они засыпали, их использовали как медиумов для связи с призраками умерших художников, писателей, ученых и композиторов, которые продолжали через них свою работу вне могилы. Кит выясняет, что все бывшие студенты Академии либо сошли с ума, либо умерли, и ставит перед собой цель спасти себя и своих одноклассников, пока не поздно.

o-o.jpeg «Трильби», Джордж Дюморье

«Трильби» была настоящей сенсацией после выхода в печать в 1894 году, однако редко читается сегодня. Возможно, причина в открытой антисемитской характеристике злодея Свенгали, дьявольского гипнотизера и музыкального виртуоза еврейского происхождения. Тем не менее, роман был чрезвычайно значимым, ведь то, что мы знаем как «шляпу-трилби» берет начало с первой постановки романа в Лондоне, а слово «свенгали» сейчас является частью нашего ежедневного лексикона (прим. Svengali – сильный человек, подчиняющий своей воле другого и открывающий в нем скрытые таланты, возможности).

Одноименная героиня книги Трильби – красивая натурщица, чье вольнодумие и сомнительная нравственная репутация делают ее неподходящей партией для ее возлюбленного, молодого художника из хорошей семьи. Коварный Свенгали тоже влюблен в нее и соблазняет девушку, чарующе играя «Похоронный марш» Шопена и шепча ей на ухо, как прекрасен был бы ее скелет, выставленный на показ в «милом маленьком стеклянном корпусе красного дерева» в ближайшем медицинском музее. Между тем, Парижский морг – популярная в то время достопримечательность среди туристов, где люди могли смотреть на невостребованные тела на плитах – виднелась вдалеке.

В конечном счете, Трильби приносит в жертву свою любовь, чтобы спасти возлюбленного от вреда, который может нанести ему такой мезальянс. Это делает ее уязвимой для заклинания Свенгали. Используя гипноз, он делает её своей покорной слугой и превращает в лучшую певицу, которую только видела сцена, отчего она становится всемирной сенсацией. Не вызывает удивление тот факт, что их обоих ждет трагичный конец.

o-o.jpeg «Ужасная азбука», Эдвард Гори

Эдвард Гори – один из величайших героев для меня. Автор и иллюстратор, он рисовал ручкой и чернилами очаровательно мрачные небылицы (которые часто писались рифмованными двустишиями), посвященные смерти, несчастьям и нелепостям. Он опубликовал десятки изумительных маленьких книжек, которые были не только написаны, но и проиллюстрированы автором, и большинство из которых оживали в загадочной эдвардианской вселенной, созданной им самим.

Довольно трудно выбрать только одну его книгу, однако «Ужасную азбуку», которая является, пожалуй, самой знаковой работой Гори, можно называть моей любимой. Проиллюстрированные от А до Z буквы напоминают детскую книжку Викторианской эпохи, предназначенную для нравственного развития, за исключением того, что, в данном случае, каждая буква алфавита описывает гибель ребенка. Вот несколько строк:

M – это Мод, ее в море утащили
N – это Невил, тоска его жизни лишила
О – это Олив, она с шилом играла
P – это Прю, что в пьяную драку попала

Некоторые другие любимые мной произведения Гори: книга «Несчастное дитя», которая повествует о кончине ее невинной героини Шарлотты Софиа; «Бог насекомых», в которой похищенный ребенок принесен в жертву гигантскому насекомому с черепом вместо лица; и, наконец, «Гадкая парочка» – чудесная книжка, вдохновленная реальной историей убийства семьи Мур, рассказывает о паре, убившей пятерых детей в 60-х годах.

o-o.jpeg «Саломея», Оскар Уайльд

История Саломеи была взята из Нового Завета. Она рассказывает о царе Ироде и его падчерице Саломее, которая требует, по завету своей матери Иродиады, отрубленную голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде. Уайльд взял за основу этот небольшой библейский сюжет, вплетая в него фантазию о роковой женщине. Кульминацией пьесы становится описание порочной искусительницы, страстно целующей кровоточащую голову святого и размышляющей о тайнах любви и смерти.

Запрещенная в Великобритании вплоть до 1931 года, пьеса, тем не менее, стала отправной точкой для создания таких знаменитых фильмов, как «Саломея» 1923 года с Аллой Назимовой в главной роли и визуальными эффектами, навеянными декадентскими иллюстрациями Обри Бердслея, а также провокационной картины Кена Рассела «Последний танец Саломеи» 1986 года. С сюжетом пьесы перекликается фильм Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» 1950 года, в котором престарелая звезда немого кино Норма Десмонд трагическим образом исполняет роль Саломеи в реальной жизни, обезумевшая после подготовки этой роли для своего великого возвращения.

o-o.jpeg «Поворот винта», Генри Джеймс

Сочельник. В старом доме друзья собираются возле камина и слушают историю, якобы взятую из рукописи молодой женщины, работавшей гувернанткой для двух детей в большом уединенном английском поместье. Со временем она убеждается в том, что ее воспитанников преследуют призраки бывших работников поместья. Эти зловещие фигуры когда-то состояли в пылких романтических отношениях. Более того, автор указывает на их возможные сексуальные вольности по отношению к детям.

История заканчивается шокирующей, эротически окрашенной сценой смерти, которая заставляет читателя теряться в догадках: были ли призраки реальными или являлись лишь продуктом воображения гувернантки с подавленными сексуальными желаниями. Эта потрясающая книга была взята за основу одного из любимейших мною фильмов – «Невинные», с Деборой Керр в главной роли и сценарием соавторства Трумана Капоте.

o-o.jpeg «Вкус ежевики», Дорис Бьюкенен Смит

Если бы я была единственным ребенком с пристрастием к произведениям, в которых умирал главный герой, данная книга не была бы столь успешной обладательницей различных наград. Дабы не раскрывать все карты, скажу лишь, что это произведение, как и «Паутина Шарлотты», с которой часто сравнивают «Вкус ежевики», представляет собой размышление о любви, потере и смирении с краткостью и хрупкостью жизни.

o-o.jpeg «Интервью с вампиром», Энн Райс

Атмосфера возрождающегося Нового Орлеана 18 века, с упадническими плантациями и восстаниями рабов; парижский Театр вампиров 19 века, в котором вампирский шабаш убивает своих жертв прямо на сцене на глазах у ничего не подозревающих зрителей; вампирский любовный треугольник между двумя мужчинами и маленькой девочкой. Этот заманчивый пересмотр классической истории Дракулы позволил Энн Райс создать новую мифологию вампиров, которая оказала влияние на литературу в дальнейшем, в особенности, на сагу «Сумерки».

Для меня самым трогательным персонажем является Клодия – сирота из Нового Орлеана, превращенная в вампира в возрасте пяти лет и проклятая жить вечно в теле ребенка. Считается, что на создание героини, как и книги в целом, оказала влияние дочь писательницы Мишель, в пятилетнем возрасте скончавшаяся от лейкемии.

o-o.jpeg «Леопард», Джузеппе Томази ди Лампедуза

Эта книга, будучи любимой книгой моей ныне покойной бабушки, представляет собой элегическое воссоздание падения аристократии, которое предвосхитил подъем демократии в Италии 19 века. Описанные сицилийским принцем и опубликованные лишь после его смерти меланхолические размышления о гибели привычного образа жизни переложены на судьбу человека, осознающего приближение конца как для него самого, так и для культуры, которая придавала его жизни смысл. В конце концов, смерть в образе прекрасной женщины приходит за старым принцем, некогда романтичным искателем приключений, маня его совершить последнее любовное приключение.

Об авторе

Джоанна Эбенштейн – писательница из Бруклина, попечитель музея, фотограф и графический дизайнер. Она является создателем блога, библиотеки, организатором ряда мероприятий, посвященных патологической анатомии, а также соучредителем и креативным директором недавно завершившего работу Музея патологической анатомии в Бруклине. В числе ее книг: «Смерть: Товарищ у края могилы», «Анатомическая Венера» (совместно с Колином Дикеем), «Любопытный мир таксидермии Уолтера Поттера». Джоанна регулярно сотрудничает с такими организациями как «The Wellcome Collection» и «Amsterdam’s Vrolic Museum», а ее записи и фотографии публикуются и становятся частью выставок по всему миру. Ее труды посвящены изучению сочетаний искусства и медицины, смерти и культуры, объективного и субъективного.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Electric Lit
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
68 понравилось 29 добавить в избранное

Комментарии 3

Очень странная подборка )

Роман "Саломея"?

tkhelet, конечно, пьеса. слово "story" увело меня не туда.

Читайте также