8 ноября 2017 г., 08:09

760

Как «Носферату» стащил идею «Дракулы» и стал примером истории успеха плагиата

40 понравилось 2 комментария 7 добавить в избранное

Автор: Мишель Дебчак (Michele Debczak)

4 марта 1922 года зрители собрались в Мраморном зале Берлинского зоологического сада, чтобы посмотреть фильм ужасов.

«Носферату: симфония ужаса» начинается с того, что молодой клерк отправляется в замок богатого графа, расположенный в горах. По прибытии его приветствует высокий мужчина в черном. Позже клерк обнаруживает, что хозяин замка дни напролет спит в гробу в подвале здания.

Большинство зрителей на премьере этого немого фильма впервые увидели вампира на экране. Самые незабываемые его сцены (например, ползущая по стене тень графа Орлока или его гибель от солнечного света) теперь считаются канонами жанра. Однако никакие заслуги фильма не способны изменить тот факт, что он наглейшим образом стащил сюжет у Дракулы Брэма Стокера – важная деталь, которая едва не похоронила фильм, впоследствии всё равно заработавший репутацию кинематографического шедевра.

Немецкий продюсер Альбен Грау утверждал, что идея снять этот фильм родилась у него в Сербии во время Первой мировой войны. Там он познакомился с местными жителями, рассказавшими ему легенды о кровососущих демонах, терроризировавших окрестности. Грау особенно понравилась история одного крестьянина, который утверждал, что его собственный отец принадлежал к числу нежити. Будучи не в состоянии забыть услышанное, он решил сделать вампиров центральной темой своего следующего проекта после возвращения домой.

Несмотря на то, что вдохновение Грау было связано с его личным опытом, фактическое содержание фильма он явно скопировал из самой популярной истории о вампирах – книги Брэма Стокера 1897 года «Дракула». Вместе с коллегой-продюсером Энрико Дикманном Грау в 1921 году создал кинокомпанию «Prana Film», после чего нанял Хенрика Галеена, чтобы написать сценарий, и Ф.В. Мурнау в качестве режиссера. Единственным препятствием, стоящим на пути съемочного процесса, было то, что у них отсутствовало разрешение на использование чужой истории.

К тому времени ирландский автор «Дракулы» был мертв уже почти десять лет, а его книга считалась в США общественным достоянием из-за ошибки в оформлении авторских прав (хотя это будет обнаружено лишь позднее). Но в Германии, где авторские права на книгу сохраняются в течение 50 лет после смерти писателя, его вдова Флоренс Балькомб Стокер по прежнему считалась владелицей всех прав на это произведение. Если создатели киноверсии не смогли либо не захотели подписать с ней договор, им для работы над фильмом следовало бы уехать за пределы страны или ждать до 1960-х годов.

Они решили выбрать третий вариант – двигаться вперед и надеяться, что всем на это будет плевать. Берясь воплощать свой замысел, они изменили самые узнаваемые детали Дракулы. Действие было перенесено из Лондона в вымышленный немецкий город, главный герой Джонатан Харкер стал Томасом Хаттером, а граф Дракула превратился в графа Орлока. Однако основные персонажи и сюжетные повороты остались прежними.

Обе истории начинаются с того, что мужчина продает дом в своем родном городе человеку, который позднее оказывается вампиром и начинает охоту на жену этого мужчины. Даже само слово «носферату», восточноевропейское обозначение нежити, было взято со страниц романа Стокера.

sddefault.jpg
03:51


Сразу после премьеры «Носферату» ничто не предвещало будущих проблем кинокомпании с обвинениями в плагиате. Фильм был тепло принят немецкими критиками, его хвалили за яркие визуальные эффекты и тревожную атмосферу. Впрочем, картина собрала не столь хорошую кассу, как ожидалось.

Даже после амбициозной рекламной кампании, которая стоила больше, чем сами съемки, продажи билетов не смогли покрыть расходы на производство, и «Prana Film» обанкротилась. Будь у студии хоть какие-то шансы восстать из мертвых при помощи новых фильмов, и те были бы уничтожены Флоренс Стокер, явившейся, чтобы забить последний гвоздь в их гроб.

63-летняя жительница Лондона узнала о фильме от анонимного источника. Она получила конверт с билетом на премьерный показ «Носферату» в Берлинском зоологическом саду. Текст на нём пояснял, что это «вольная интерпретация "Дракулы" Брэма Стокера». Если бы создатели фильма приобрели права на экранизацию, ей бы об этом было известно – она многие годы выступала единственной наследницей прав на книги покойного мужа и точно помнила, что не давала согласия на съемки фильма. Получаемые в связи с авторскими правами отчисления по-прежнему составляли главную часть её доходов, и она никому не собиралась позволять получить хоть копейку без её согласия.

При поддержке Британского объединенного общества авторов Флоренс наняла адвоката и подала в суд на «Prana Film» за нарушение авторских прав. Компания, не постеснявшаяся упомянуть имя Брэма Стокера в своих рекламных материалах и титрах самого фильма, была легкой добычей. Но студия объявила о банкротстве еще до суда, поэтому Флоренс, хотя и была права с юридической точки зрения, по факту не смогла добиться от неё денежной компенсации.

Понимая, что с финансовой точки зрения она проиграла, вдова Стокер направила все усилия на то, чтобы «Носферату» больше никто и никогда не увидел. Суд вынес решение в её пользу, и представители власти по всей Германии быстро развернули активную деятельность по сбору и сжиганию всех копий фильма. В своей родной стране фильм был уничтожен, и работа Мурнау была близка к тому, чтобы присоединиться к другим безвозвратно утраченным фильмам эпохи немого кинематографа.

Однако вскоре он снова появился на горизонте кинотеатров. Не все копии оказались уничтожены, и одна пленка сохранилась в США. За границей не действовали те правила, что делали невозможным существование фильма в Германии. С той пленки были сделаны копии, и «Носферату» обрел новых поклонников среди американских любителей ужасов.

Флоренс, естественно, была в ярости. Она продолжала разыскивать оставшиеся копии фильма и предавать их огню. Она выступала против каждого нового кинопоказа, о котором ей становилось известно, но уже не могла предотвратить превращение фильма в культовое произведение. В конце концов, она решила прибегнуть к иной тактике борьбы. Если суды не смогли уничтожить «Носферату», возможно, это сумеет сделать новый фильм о вампирах?

В 1931 году кинокомпания «Universal Pictures» выпустила собственную экранизацию «Дракулы» – первую, на которую было получено разрешение Флоренс Стокер. Несмотря на сексуальный образ заглавного вампира, сыгранного Бела Лугоши (который сильно отличался от монструозного графа в изображении Макса Шрека), и хорошие кассовые сборы, побудившие студию продолжить производство фильмов о монстрах, эта кинолента так и не смогла заставить зрителей навеки забыть «Носферату».

«Носферату» выиграл эту битву благодаря усилиям своих первых поклонников, сохранивших копии фильма и передававших информацию о нём друг другу. Именно они не только сделали фильм первой настоящей экранизацией «Дракулы», но и превратили его в культовую классику. Флоренс продолжала бороться с ним до самой своей смерти в 1937 году, но так и не сумела сжить его со свету.

На протяжении последующих десятилетий «Дракула» снова и снова возвращался в кино, обрастая всё новыми интерпретациями – от мультипликационной версии до истории о космическом вампире 30-го века. В наши дни он считается самым часто появляющимся на экране персонажем – в кино он появлялся более 270 раз. Но даже новые игроки не дают забыть о «Носферату», он побеждает в этой игре, продолжая чем-то цеплять зрителей и почти 100 лет спустя после премьеры.

В обзоре фильма 1997 года Роджер Эберт написал: «По иронии судьбы, Мурнау в конечном итоге сам сыграл на руку Стокеру, потому что «Носферату» вдохновил десятки других фильмов по мотивам «Дракулы», но ни один из них не был столь артистичным и незабываемым».

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Mental Floss
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
40 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии 2

Замечательный фильм. И очень криповый, на мой взгляд.

Надолго я, однако, запомнил этот фильм, когда работал почти три месяца над роликом. Собственно и попытался сделать его еще чуточку страшней.

sddefault.jpg
04:54

Читайте также